Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии СПО 190631. 01 Автомеханик в части освоения основного вида профессиональной деятельности "Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта" и соответствующих профессиальных компетенций (ПК).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПМ "ТО и ремонт автомобиля"»
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
ГБОУ НПО РО ПУ № 61
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
По профессии: «Автомеханик»
г. Новошахтинск
2013
Рассмотрено и рекомендовано
с целью практического
применения
методической комиссией
протокол № ___от «___»_______20___г.
Председатель МК
_________________
Утверждаю
Директор ГОУ НПО ПУ №61
_________________С.В.Котова
«___»_______20___г.
Рассмотрено и согласовано на педагогическом совете
протокол № ___от «___»_______20___г.
Председатель _________________
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик
Организация-разработчик: ГБОУ НПО РО Профессиональное училище № 61
Разработчики:
Сечкарев Юрий Александрович - преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Согласовано
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТа рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01
Стр.
1. Пояснительная записка
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
24
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
30
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
1.Пояснительная записка
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 190631.01 Автомеханик в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области транспорта при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
выполнения ремонта деталей автомобиля;
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
использования диагностических приборов и технического оборудования;
выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;
уметь:
выполнять метрологическую поверку средств измерений;
выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
определять способы и средства ремонта;
применять диагностические приборы и оборудование;
использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
оформлять учетную документацию;
знать:
средства метрологии, стандартизации и сертификации;
основные методы обработки автомобильных деталей;
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;
технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
виды и методы ремонта;
способы восстановления деталей;
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2.
Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3.
Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4.
Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля Пм.01
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Кодыпрофессиональныхкомпетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК 1.1-1.2
Раздел 1. Выполнение слесарных работ и технических измерений
120
52
37
32
36
-
ПК 1.1-1.4
Раздел 2. Изучение устройства и выполнение технического обслуживания и ремонта автомобиля.
485
169
95
100
216
-
Производственная практика, часов
360
360
Всего:
965
221
132
132
252
360
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 ПМ 01.
Выполнение слесарных работ и технических измерений
120
МДК 01. 01 Слесарное дело и технические измерения
52
Тема 1.1. Технические измерения
Тема 1.2. Слесарное дело
Содержание
6
1.1.1
Государственная система приборов
Принцип построения ГСП. Классификация средств измерения и автоматизации. Стандартизация и сертификация.
Д.З.- Муравьев Е.М. «Слесарное дело», стр.64 п.20
2
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.1.5
1.1.6
Виды технических измерений. Измерение температуры
Температурные шкалы. Классификации СИ (температуры) и приборов для измерения температуры. Методы измерения температуры нагретых тел по их излучению.
Д.З.- Муравьев Е.М. «Слесарное дело», стр.66 п.20
Виды технических измерений. Измерение давления
Измерение давления, классификация приборов для измерения давления. Жидкостные приборы, деформационные приборы. Д.З.- Муравьев Е.М. «Слесарное дело», стр.70 п.21
Виды технических измерений. Измерение давления
Принцип действия, типы приборов. Преобразователи давления с электрическим и пневматическим выходными сигналами. Д.З. п.21
Виды технических измерений. Измерение геометрических размеров и контроль работы оборудования
Методы и устройства для измерения геометрических размеров: механические, электрические, пневматические и т. п. Д.З.- Муравьев Е.М. «Слесарное дело», стр.75 п.22
Виды технических измерений. Измерение геометрических размеров и контроль работы оборудования
Методы и устройства для измерения количества штучной продукции. Д.З.- Муравьев Е.М. «Слесарное дело», стр.73 п.22
2
Практические занятия
10
1.1.7-8. П 1
Измерение геометрических размеров с использованием штангенинструмента
1.1.9-10. П2
Измерение геометрических размеров с использованием микрометров
1.1.11-12.
П 3
Измерение с использованием индикаторных головок
1.1.13-14.
П 4
Измерение температуры.
1.1.15-16.
П 5
Измерение давления.
Содержание
9
1.1.17
1.1.18
1.1.19
1.1.20
1.1.21
1.1.22
1.1.23
1.1.24
1.1.25
Разметка и её назначение
Инструменты и приспособления, применяемые при разметке.
Основные этапы разметки. Разметка по шаблону изделия и чертежам. Д.З.- Муравьев Е.М. «Слесарное дело», стр.18 п.5
Рубка металла
Инструмент для рубки и приёмы пользования им. Рубка в тисках, на плите и наковальне. Д.З.- стр.24 п.7
Резка металла
Понятие о резке металла. Устройство слесарной ножовки и правила пользования ею. Резка металла ножницами. Д.З.- стр.26 п.8
Правка и гибка металла
Инструменты и оборудование, применяемые при правке и гибки металла. Разновидности процессов правки. Рихтовка. Д.З.- стр.22 п.6
Опиливание
Понятие об опиливании. Конструкция и классификация напильников. Приёмы и правила опиливания. Правила обращения с напильниками и уход за ними. Д.З.- стр.29 п.9
Слесарная обработка отверстий
Инструменты и приспособления, применяемые при слесарной обработке отверстий. Сверление, зенкерование и развёртывание отверстий. Причины поломки свёрл. Брак при обработке отверстий. Д.З.- стр.33 п.10
Резьба и её элементы
Понятие о резьбе и её элементах. Виды и назначения резьбы.
Инструменты для нарезания резьбы. Подбор свёрл для сверления отверстий под резьбу и выбор диаметра стержня при нарезании резьбы. Д.З.- стр.38 п.11
Клёпка
Понятие о клёпке. Заклёпки и заклёпочные соединения. Инструмент и приспособления, применяемые при клёпке. Д.З.- стр.84 п.27
Паяние и лужение
Понятие о паянии и лужении. Припои и флюсы. Паяльники и паяльная лампа. Паяние мягкими и твёрдыми припоями. Приёмы лужения. Д.З.- стр.97 п.32
Практические занятия
1.1.26-27 П 1
Разметка плоских поверхностей
1.1.28-29 П 2
Правка металла.
1.1.30-31 П 3
Рубка металла
1.1.32-33 П 4
Резка металла. Приёмы резки различных заготовок.
1.1.34-35 П 5
Гибка металла
1.1.36-37 П 6
Опиливание металла
1.1.38-39 П 7
Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий
1.1.40-41 П 8
Нарезание внешней резьбы
1.1.42-43 П 9
Нарезание внутренней резьбы
1.1.44-45 П 10
Клепка
1.1.46-47 П 11
Паяние и лужение
1.1.48-49 П 12
Шабрение
1.1.50-52
П 13
Склеивание
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ 01. 01
32
1.1
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Написание доклада шабрение плоских и цилиндрических поверхностей. Притирка плоских, цилиндрических, конических и фасонных поверхностей заготовок, с целью получения плотных герметичных соединений
6
1.5
Написание сообщения отливание заготовок и деталей.
6
Учебная практика УП 01.01
Виды работ
1Выполнение слесарных работ при ремонте автомобилей.
2. Восстановление деталей при ремонте автомобилей.
36
24
12
Раздел 2 ПМ 01.
Изучение устройства и выполнение технического обслуживания и ремонта автомобиля.
МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
169
Тема 2.1. Классификация и общее устройство автомобилей.
Тема 2.2. Двигатель. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания.
2.2.3
2.2.4
Классификация и принцип работы двигателей. Рядный, V- образный двигатель, такты двигателя. Д.З. - Гл. 3 § 1, стр. 14.
Общее устройство двигателей. Блок-картер, ГБЦ, поддон, навесоное оборудование. Д.З. - Гл. 3 § 2 , стр.17.
2
3
Практические занятия
2
2
2.2.5-6
П 1
Изучение общего устройства двигателя внутреннего сгорания.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №1.
Тема 2.3. Механизмы двигателя.
2.3.7
2.3.8
2.3.9
2.3.10
2.3.11
2.3.12
2.3.13
Блок цилиндров, головка блока, вентиляция картера, подвеска двигателя. Из чего изготовлены, и как устроены блок, ГБЦ, поддон. Д.З. – Гл. 4 § 1, стр. 20.
Устройство и предназначение кривошипно-шатунных механизмов двигателей. Коленвал, шатун, поршень.
Д.З. – Гл.4 § 2, стр. 23.
Принцип действия кривошипно-шатунных механизмов двигателей. Движение поршня от ВМТ к НМТ.
Д.З. – Гл. 4 § 2, стр. 25.
Детали кривошипно-шатунных механизмов двигателей. Устройство коленвала, шатунов, поршней. Д.З. – Гл. 4 § 2, стр. 27.
Устройство и предназначение газораспределительного механизма. Распредвал, клапанный механизм, привод ГРМ.
Д.З. – Гл. 4 § 3, стр. 30.
Принцип действия газораспределительного механизма. Открытие, закрытие клапанов. Д.З. – Гл. 4 § 3, стр. 31
Изучение устройства, работы и расположения кривошипно-шатунных механизмов двигателей. Д.З. - Оформить отчет Пр. №2.
2.3.16-17 П 3
Изучение устройства, работы и расположения газораспределительных механизмов двигателей.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №3.
Тема 2.4. Система охлаждения ДВС.
2.4.18
2.4.19
2.4.20
2.4.21
Устройство и предназначение системы охлаждения. Перегрев, переохлаждение двигателя. Д.З. – Гл. 5 § 1, стр. 39.
Узлы и детали системы охлаждения. Рубашка охлаждения, водяной насос, вентилятор. Д.З. – Гл. 5 § 1, стр. 41.
Узлы и детали системы охлаждения. Термостат, радиатор, паро-воздушный клапан. Д.З. – Гл. 5 § 1, стр. 45.
Предпусковой подогреватель. Устройство и предназначение.
Д.З. – Гл. 5 § 1, стр. 47.
4
3
Практические занятия
2
2
2.4.22-23 П 4
Изучение устройства, работы и расположения на автомобиле приборов системы охлаждения двигателя.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №4.
Тема 2.5. Система смазки ДВС.
2.5.24
2.5.25
2.5.26
2.5.27
Устройство и предназначение системы смазывания и системы вентиляции картера. Поддон картера, насос, фильтр, радиатор.
Д.З. – Гл. 5 § 2, стр. 49.
Детали системы смазывания и системы вентиляции картера. Масляный насос (одно и двухсекционный).
Д.З. – Гл. 5 § 2, стр. 52.
Детали системы смазывания и системы вентиляции картера. Масляные фильтры.
Д.З. – Гл. 5 § 2, стр. 55.
Возможные неисправности систем охлаждения и смазки. Шум, стук, отказ, падение давления масла. Д.З. – Гл. 5 § 3, стр. 58.
4
3
Практические занятия
2
2
2.5.28-29 П 5
Изучение устройства, работы и расположения систем смазывания двигателей. Д.З. - Оформить отчет Пр. №5.
2.30
Контрольная работа №1
1
2
Тема 2.6. Система питания и ее разновидности.
2.6.31
Смесеобразование в двигателях внутреннего сгорания. Горючая смесь, виды смесей. Д.З. – Гл. 6 § 1, стр. 60.
Смесеобразование и горение топлива в цилиндрах карбюраторного и дизельного двигателей. Отличия бензиновых двигателей от дизельных. Д.З. – Гл. 6 § 1, стр. 61.
1
3
Тема 2.7. Система питания карбюраторных двигателей.
2.7.32
2.7.33
2.7.34
2.7.35
2.7.36
2.7.37
Принципиальная схема системы питания карбюраторного двигателя. Назначение и устройство системы.Д.З. – Гл. 6 § 2, стр. 61.
Простейший карбюратор, его основные недостатки. Устройство и принцип работы. Д.З. – Гл. 6 § 2, стр. 62.
Система пуска, система холостого хода, главная дозирующая система, ускорительный насос, экономайзер. Устройство, назначение. Д.З. – Гл. 6 § 2, стр. 66.
Карбюратор К-90. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 6 § 2, стр. 68.
Работа систем карбюраторов на различных режимах. Холостой ход, полная нагрузка, средняя нагрузка. Д.З. – Гл. 6 § 2, стр. 69.
Изучение устройства, работы и расположения на автомобиле приборов системы питания карбюраторных двигателей.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №6.
2.7.40-41 П 7
Изучение устройства и регулировка карбюратора К-88.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №7.
2.7.42-43 П 8
Изучение устройства выпуска отработавших газов двигателей.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №8.
Тема 2.8. Система питания дизельных двигателей.
2.8.44
2.8.45
2.8.46
2.8.47
2.8.48
2.8.49
2.8.50
Принципиальная схема системы питания дизельного двигателя.
Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 6 § 4, стр. 77.
Приборы системы питания. Топливопроводы, топливные насосы.Топливные форсунки. Д.З. – Гл. 6 § 4, стр. 78.
Приборы очистки воздуха и топлива. Воздушные фильтры. Фильтры тонкой и грубой очистки.. Д.З. – Гл. 6 § 5, стр. 79.
Топливные насосы низкого давления. Устройство и назначение Д.З. – Гл. 6 § 5, стр. 83.
Приборы для турбонадува. Газотурбинный компрессор.
Д.З. – Гл. 6 § 6, стр. 87
Топливный насос высокого давления (ТНВД). Устройство и назначение. Д.З. – Селифонов В.В., Бирюков М.К. «Устройство и ТО грузовых автомобилей» стр. 104.
Муфта опережения впрыска топлива. Устройство и назначение.
Д.З. – Селифонов В.В., Бирюков М.К. «Устройство и ТО грузовых автомобилей» стр. 107.
7
3
Практические занятия
2
2
2.8.51-52 П 9
Изучение устройства, работы и расположения на автомобиле приборов подачи топлива дизельного двигателя.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №9.
Тема 2.9. Электрооборудование.
2.9.53
2.9.54
2.9.55
2.9.56
2.9.57
Источники электрической энергии. Устройство и назначение.
Д.З. – Гл. 7§ 2, стр. 96.
Технология подготовки к работе новой аккумуляторной батареи.
Порядок выполнения. Д.З. – Селифонов В.В., Бирюков М.К. «Устройство и ТО грузовых автомобилей» стр. 136.
Выключатель массы. Устройство и назначение.
Д.З. – Гл. 7 § 2, стр. 97.
Генераторные установки. Устройство и назначение. Генератор Г-250. Д.З. – Гл. 7 § 2, стр. 98.
Реле-регуляторы. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 7 § 2, стр. 99.
5
3
Практические занятия
4
2
2.9.58-59 П 10
Изучение устройства, работы и расположения аккумуляторной батареи. Д.З. - Оформить отчет Пр. №10.
2.9.60-61 П 11
Изучение устройства, работы и расположения генератора, выпрямителя, регулятора напряжения с генератором.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №11.
2.9.62
2.9.63
2.9.64
2.9.65
2.9.66
2.9.67
Система зажигания. Назначение и устройство. Цепи токов низкого и высокого напряжения. Назначение и устройство. Д.З. – Гл. 7 § 3, стр. 101
Катушка зажигания.Конденсатор. Свечи зажигания. Устройство и принцип действия. Д.З. – Гл. 7 § 3, стр. 101.
Прерыватель-распределитель. Регуляторы опережения зажигания вакуумный и центробежный. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 7 § 3, стр. 102.
Контактно-транзисторная система зажигания. Достоинства и особенности устройства. Д.З. – Гл. 7 § 3, стр. 107
Бесконтактно-транзисторная система зажигания. Достоинства и особенности устройства. Д.З. – Гл. 7 § 3, стр. 107
Приборы, входящие в контактно-транзисторную и бесконтактно-транзисторную системы зажигания. Д.З. – Гл. 7 § 3, стр. 107
6
3
Практические занятия
6
2
2.9.68-69 П 12
Изучение устройства, работы и расположения приборов систем зажигания двигателей. Д.З. - Оформить отчет Пр. №12.
2.9.70
П 13
Изучение устройства, работы и расположения прерывателя-распределителя зажигания. Д.З. - Оформить отчет Пр. №13.
2.9.71
П 14
Изучение устройства, работы и расположения катушки, свечей зажигания. Д.З. - Оформить отчет Пр. №14.
2.9.72
2.9.73
2.9.74
2.9.75
2.9.76
Системы пуска двигателя. Стартер. Д.З. – Гл. 7 § 4, стр. 109.
Приборы системы освещения и сигнализации. Звуковой сигнал, реле сигналов. Назначение и устройство. Д.З. – Гл. 7 § 5, стр. 112.
Контрольно-измерительные приборы. Контрольные датчики и лампы. Назначение и устройство.Предохранители и защитные реле.Д.З. – Гл. 7 § 6, стр. 115.
Электродвигатели отопления кабины (салона), вентиляции, стеклоочистителей, стеклоомывателей и др. Д.З. – Селифонов В.В., Бирюков М.К. «Устройство и ТО грузовых автомобилей» стр. 151
Неисправности электрооборудования. Основные неисправности, двигатель не заводится, глохнет. Д.З. – Гл. 7 § 7, стр. 119.
5
3
Практические занятия
4
2
2.9.77-78П15
Изучение устройства, работы и расположения приборов системы пуска. Д.З. - Оформить отчет Пр. №15.
2.9.79-80 П16
Изучение устройства, работы и расположения приборов системы освещения и сигнализации. Д.З. - Оформить отчет Пр. №17.
2.81
Контрольная работа №1
1
2
Тема 2.10. Трансмиссия.
2.10.82
2.10.83
2.10.84
2.10.85
2.10.86
Общее устройство трансмиссии. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 8 § 1, стр. 126.
Однодисковое сцепление. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 8 § 2, стр. 127.
Двухдисковое сцепление. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 8 § 2, стр. 129.
Механический и гидравлический приводы выключения сцепления. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 8 § 2, стр. 132.
Усилитель выключения сцепления. Устройство и назначение.
Д.З. – Гл. 8 § 2, стр. 134.
5
3
Практические занятия
2
2
2.10.87-88П17
Изучение устройства и работа сцеплений автомобилей.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №17.
2.10.89
2.10.90
2.10.91
2.10.92
2.10.93
2.10.94
Коробка передач. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 9 § 1, стр. 135.
Четырехступенчатая коробка передач. Устройство и принцип работы. Д.З. – Гл. 9 § 2, стр. 137.
Пятиступенчатая коробка передач. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 9 § 3, стр. 140.
Многоступенчатая коробка передач. Делитель передач. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 9 § 3, стр. 143.
Раздаточная коробка. Коробка отбора мощности. Устройство и назначение.
Д.З. – Гл. 9 § 4, стр. 145.
Механизм включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности. Устройство и назначение. Д.З. – Гл. 9 § 4, стр. 146
6
3
Практические занятия
2
2
2.10.95-96 П 18
Изучение устройства, работы и расположения коробок передач автомобилей. Д.З. - Оформить отчет Пр. №18.
2.10.97
2.10.98
Карданная передача. Принцип работы карданной передачи. Карданный шарнир, промежуточная опора, шлицевые соединения.
Д.З. – Гл. 9 § 4, стр. 147.
Ведущие мосты.Главная передача. Одинарная и двойная главная передача. Дифференциал. Полуоси. Д.З. – Гл.10 § 1, стр. 148.
2
3
Практические занятия
4
2
2.10.99-100 П 19
Изучение устройства, работы и расположения карданной передачи. Д.З. - Оформить отчет Пр. №19.
2.10.101-102П 20
Изучение устройства, работы и расположения ведущих мостов автомобилей. Д.З. - Оформить отчет Пр. №20.
Тема 2.11. Ходовая часть автомобиля.
2.11.103
2.11.104
2.11.105
Ходовая часть автомобилей. Рама. Несущий кузов легкового автомобиля. Типы колёс. Д.З. – Гл. 11 § 1,2, стр. 157.
Усилитель рулевого управления. Насос, применяемые жидкости. Д.З. – Гл. 13 § 2, стр. 175.
2
3
Практические занятия
2
2
2.12.112-113 П 23
Изучение устройства, работы и расположения рулевого управления. Д.З. - Оформить отчет Пр. №23.
Тема 2.13. Тормозные системы.
2.13.114
2.13.115
2.13.116
2.13.117
Тормозные механизмы. Привод тормозов. Гидровакуумный усилитель тормозов, регулятор давления тормозной жидкости. Д.З. – Гл. 14 §1,2, стр. 183.
Тормозная система с пневматическим приводом. Детали привода.
Д.З. – Гл. 14 § 2, стр. 186.
Многоконтурный тормозной привод.Д.З. – Гл. 14 § 2, стр. 192.
Тормозная система с гидравлическим приводом. Д.З. – Гл. 14 § 1, стр. 181.
4
3
Практические занятия
6
2
2.13.118-119 П 24
Изучение устройства, работы и расположения тормозных систем автомобилей ГАЗ. Д.З. - Оформить отчет Пр. №24.
2.13.120-121 П 25
Изучение устройства, работы и расположения тормозных систем автомобилей ЗИЛ. Д.З. - Оформить отчет Пр. №25.
2.13.122-123 П 26
Изучение устройства, работы и расположения тормозных систем автомобилей КАМАЗ. Д.З. - Оформить отчет Пр. №26.
Тема 2.14. Кузов, кабина, дополнительное оборудование
2.14.124
2.14.125
Кабина. Грузовая платформа. Подъёмный механизм.
Д.З. – Гл. 15§ 1,2 стр. 202.
Специальное оборудование. Автомобильная лебёдка. Прицепы и полуприцепы. Д.З. – Гл. 16 § 1,2 стр. 207.
2
3
Практические занятия
2
2
2.14.126 П 27
Изучение устройства, работы и расположения кузова и кабины автомобилей. Д.З. - Оформить отчет Пр. №27.
Тема 2.15. Система технического обслуживания и ремонт автомобиля.
2.15.127
2.15.128
Организация технического обслуживания (двигателя, ходовой части автомобиля). Д.З. – Румянцев С.И. и др. «ТО и ремонт автомобилей» стр.7.
Диагностирование транспортных средств. Оборудование для диагностических работ. Д.З. – Румянцев С.И. и др. «ТО и ремонт автомобилей» стр.9.
2
3
Практические занятия
2
2
2.15.129-130 П 28
Планово предупредительная система технического обслуживания автомобилей. Д.З. - Оформить отчет Пр. №28.
Тема 2.16. Средства технического обслуживания и ремонта автомобильного парка.
2.16.131
2.16.132
2.16.133
Контроль технического состояния двигателя. Техническое обслуживание двигателя (ТО-1, ТО-2). Оборудование, приборы, инструменты и материалы, применяемые при техническом обслуживании. Д.З.- стр.18.
Производственный и технологический процессы ремонта. Виды ремонта (текущий, капитальный). Схемы технологических процессов капитального и текущего ремонта. Методы ремонта (индивидуальный, агрегатный). Разборка автомобиля и его сборочных единиц. Учетная документация на разборку машин. Дефектовочно - комплектовочные работы. Д.З. - стр. 30.
Ремонт и восстановление деталей. Способы восстановления деталей: механическая обработка; сварка, наплавка и напыление металлов, гальваническая и химическая обработка. Д.З. - стр.44
3
3
Практические занятия
2
2
2.16.134-135 П 29
Ремонтные и ремонтно-диагностические мастерские.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №29.
Тема 2.17. Техническое обслуживание и ремонт двигателя.
2. 17.136
2.17.137
Диагностирование и техническое обслуживание двигателя. Характерные неисправности двигателя внутреннего сгорания, внешние признаки и способы их определения. Оборудование, приборы, инструменты и материалы, применяемые при техническом обслуживании. Определение остаточного ресурса двигателя и экономического эффекта от его использования. Д.З. - стр.54.
Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, системы охлаждения, смазочной системы, системы питания: характерные неисправности, причины, признаки, способы определения и устранения. Износы, способы их определения и устранения. Д.З. - стр.64.
2
222222222263222222234п
Практические занятия
10
2
2.17.138-139 П 30
Техническое обслуживание и ремонт цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №30.
2.17.140-141 П 31
Техническое обслуживание и ремонт механизма газораспределения. Д.З. - Оформить отчет Пр. №31.
2.17.142-143 П 32
Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №32.
2.17.144-145 П 33
Техническое обслуживание и ремонт системы смазки.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №33.
2.17.146-147 П 34
Техническое обслуживание ремонт приборов систем питания.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №34.
Тема 2.18. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования
2.18.148
Техническое обслуживание электрооборудования: виды, периодичность. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей. Правила работы с электролитом. Техническое обслуживание и ремонт генератора, стартера, системы зажигания. Основные неисправности контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и световой сигнализации, их признаки, причины, способы обнаружения и устранения. Д.З. - стр.149.
1
2
Практические занятия
8
2
2.18.149-150 П 35
Техническое обслуживание и ремонт приборов системы пуска. Д.З. - Оформить отчет Пр. №35.
2.19.151-152 П 36
Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных батарей.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №36.
2.19.153-154 П 37
Техническое обслуживание и ремонт генераторов.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №37.
2.19.155-156 П 38
Техническое обслуживание и ремонт стартеров.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №38.
Тема 2.19. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии, рулевого управления и тормозной системы.
2.19.157
2.19.158
2.19.159
2.19.160
2.19.161
Диагностирование и техническое обслуживание трансмиссии автомобилей: характерные неисправности сборочных единиц, внешние признаки, способы их определения. Нормальные, допустимые и предельные параметры состояния трансмиссии. Д.З. - стр.72.
Ремонт рессор, рам, корпусных деталей и кабин: характерные неисправности, способы их определения. Типичные условия на выбраковку. Технология ремонта. Технические условия на ремонт. Контроль качества ремонта. Оборудование, приспособления и инструмент. Д.З. - стр.81.
Ремонт передаточных деталей трансмиссии и ходовой части: характерные неисправности деталей валов, осей, ступиц, зубчатых колес и шин; способы их определения.Технология текущего ремонта. Технические условия на ремонт. Контроль качества ремонта. Оборудование, приспособления и инструмент.Д.З. - стр.88.
Техническое обслуживание и ремонт сцепления, тормозов и рулевого управления: характерные неисправности, внешние признаки, способы их определения. Нормальные допустимые и предельные параметры состояния. Износы, способы их определения и устранения. Технические условия на выбраковку. Технология ремонта. Технические требования на ремонт. Особенности сборки и испытания сборочных единиц. Контроль качества. Оборудование, приспособления и инструмент. Д.З. - стр.92.
Техническое обслуживание и ремонт гидравлических систем и амортизаторов: характерные неисправности, способы их определения. Типичные условия на выбраковку. Технология ремонта. Технические условия на ремонт. Контроль качества ремонта. Оборудование, приспособления и инструмент. Контроль качества ремонта. Д.З. - стр.99.
5
3
Практические занятия
5
2
2.19.162 П 39
Техническоеобслуживание и ремонт сцепления автомобилей.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №39.
2.19.163П 40
Техническоеобслуживание и ремонт коробки передач.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №40.
2.19.164 П 41
Техническоеобслуживание и ремонт карданной передачи и ведущего моста. Д.З. - Оформить отчет Пр. №41.
2.19.165 П 42
Техническоеобслуживание и ремонт рулевого управления.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №42.
2.19.166 П 43
Техническоеобслуживание и ремонт тормозных механизмов.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №43.
Тема 2.20. Техническое обслуживание и ремонт кузовов, кабин
2.20.167
Техническое обслуживание кузовов, кабин: ЕТО, ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание. Материалы, применяемые при техническом обслуживании. Защита кузова от коррозии при техническом обслуживании. Нанесение противокоррозионных материалов. Обработка низа кузовов противокоррозионными материалами. Смазочные, крепежные и регулировочные работы. Д.З. - стр.180.
1
2
Практические занятия
1
2
2
2.20.168 П 44
Техническоеобслуживание и ремонт рам, рессор, корпусных деталей и кабин.
Д.З. - Оформить отчет Пр. №44.
2.169
Итоговая контрольная работа
1
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ01.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, мастера производственного обучения, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Тема 2.2.1. Общее устройство автомобилей.
Преимущества и недостатки автомобилей с дизельными двигателями и газобаллонными установками в сравнении с автомобилями с карбюраторными двигателями.
Тема 2.2.2. Двигатель. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания.
Назначение двигателя.
Краткие технические характеристики двигателей изучаемых марок автомобилей.
Тема 2.2.3. Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы.
Устройство кривошипно-шатунного механизма ВАЗ 2114
Устройство газораспределительного механизма ВАЗ 2114
Тема 2.2.4. Система охлаждения ДВС.
Тепловой баланс двигателя внутреннего сгорания.
Тема 2.2.5. Система смазки ДВС.
Понятие о трении. Назначение системы смазывания.
Основные сведения о моторных маслах.
Тема 2.2.6. Система питания и ее разновидности.
Общие сведения о топливах для двигателя внутреннего сгорания: бензины, дизельные топлива, сжатые и сжиженные газы.
Требования к составу смеси для работы двигателя на различных режимах.
Тема 2.2.7. Система питания карбюраторных двигателей.
Системы очистки воздуха. Способы и устройства для подогрева горючей смеси.
Тема 2.2.8. Система питания дизельных двигателей.
Тема 2.2.9. Электрооборудование.
Источники тока
Виды аккумуляторов, соединение аккумуляторов в батарею.
Электролиты, меры предосторожности при работе с ними.
Гарантийные сроки службы аккумуляторных батарей. Включатели аккумуляторных батарей.
Применение электрической энергии на автомобиле.
Источники и потребители электрического тока.
Система зажигания
Назначение и принципиальное устройство приборов транзисторных систем зажигания.
Влияние момента зажигания на мощность, экономичность и тепловой режим работы двигателя.
Системы пуска. Приборы контрольно-измерительные, освещения и сигнализации.
Способы обнаружения и устранения неисправностей. Работы, выполняемые при техническом обслуживании стартера. Периодичность их проведения.
Типы и обозначение электроламп приборов освещения и сигнализации. Предохранители.
Правила пользования стартером.
Средства, облегчающие пуск двигателя при низких температурах.
Устройство и работа средств, облегчающих пуск двигателя при низких температурах, предпусковой и электрофакельный подогреватели.
Тема 2.2.10. Трансмиссия.
Сцепление.
Назначение трансмиссии автомобиля.
Коробка передач. Раздаточная коробка.
Общие понятия
Тема 2.2.11. Ходовая часть автомобиля.
Нормы давления и нагрузки на шины. Держатель запасного колеса.
Классификация шин в зависимости от назначения, типа конструкции и рисунка протектора. Маркировка шин, камер и ободных лент.
Влияние развала и схождения на безопасность движения, устойчивость, маневренность, накат автомобиля и износ шин.
Тема 2.2.12. Рулевое управление.
Влияние технического состояния рулевого управления на безопасность дорожного движения.
Общее устройство и работа рулевого управления. Рулевой механизм.
Тема 2.2.13. Тормозные системы.
Значение герметичности тормозных систем для безопасности движения, способы контроля герметичности.
Типы тормозных систем. Применяемые тормозные жидкости. Общее устройство тормозной системы.
Тема 2.2.14. Кузов и дополнительное оборудование автомобиля.
Общие понятия
Тема 2.2.15. Система технического обслуживания и ремонт автомобиля.
Качество и надежность машин.
Тема 2.2.16. Средства технического обслуживания автомобильного парка.
Станции технического обслуживания.
Пост технического диагностирования автомобилей.
Пост технического обслуживания автомобилей.
100
2
4
8
8
4
6
6
6
10
8
6
6
8
2
2
14
Тематика заданий для самостоятельной работы
Общее устройство автомобиля.
Общее устройство поршневых двигателей.
Общее устройство двигателей. Типы двигателей.
Подвижной состав автомобильного транспорта и его классификация.
Система смазки.
Система охлаждения
Система питания карбюраторных двигателей.
Назначение и принципиальная схема электрооборудования.
Источники тока
Система зажигания.
Система пуска. Стартер.
Освещение, сигнализация и контрольные измерительные приборы.
Назначение и основные типы трансмиссии.
Сцепление.
Коробка передач.
Дифференциал. Полуоси.
Кузов автомобиля.
Раздаточная коробка.
Рулевое управление.
Рабочий цикл двигателя.
Литраж двигателя.
Отличие эффективной мощности от индикаторной.
Работа кривошипно-шатунного механизма
Основные детали газораспределительного механизма.
Назначение системы питания.
Современные сорта масел, применяемых для смазки дизельных и бензиновых двигателей.
Основные причины снижения давления масла в двигателе.
Замена масла в двигателе.
Общее устройство и принцип действия систем смазки бензинового и дизельного двигателей.
Отличие системы смазки карбюраторного двигателя и инжекторного двигателя от системы смазки дизеля.
Контроль давления в системе смазки двигателя
Количество тепла, выделяющееся при сгорании горючей смеси в бензиновом двигателе, для эффективной работы.
Причины перегрева двигателя из-за неисправности водяной или воздушной систем охлаждения?
Общее устройство системы выпуска отработавших газов.
Современные конструктивные мероприятия используемые для расширения области применения газотурбинных двигателей.
Режимы работы ДВС, опасные с точки зрения прочности.
Назначение электрооборудования автомобилей.
Основные элементы электрооборудования автомобилей.
Назначение генератора.
Функция свечей зажигания.
Основные приборы контроля работы агрегатов и систем автомобилей.
Значение вакуумного корректора опережения зажигания, и каково его устройство.
Назначение электронного блока управления работой двигателя с распределённым впрыском.
Виды работ, выполняемые при различных технических обслуживаниях электрооборудования автомобилей.
Современные тенденции совершенствования трансмиссий автомобилей.
Назначение сцепления.
Основы работы при техническом обслуживании муфт сцеплений.
Типы коробок передач, применяемые на автомобилях?
Работы при техническом обслуживании карданных передач и соединительных муфт.
Перечень работ при ТО главных передач.
Значение ходовой части машин.
Элементы ходовой части грузового автомобиля.
Виды работ при ТО подвесок.
Требования, предъявляемые к рулевому управлению.
Регулировка развала и схождение управляемых колес.
Стабилизация управляемых колёс.
Типы гидроусилителей руля применяемые в настоящее время.
Назначение и типы автомобильных тормозных систем.
Элементы тормозной системы.
Механизм пневматического привода тормозов?
Назначение антиблокировочной системы тормозов автомобилей.
Принцип действия АБС.
Виды работ, выполняемые при различных технических обслуживаниях тормозов
Порядок замены тормозной жидкости в гидроприводе.
Учебная практика
Виды работ
- Выполнение ТО и ремонта системы охлаждения и смазки двигателей
- Выполнение ТО и ремонта системы питания двигателей
- Выполнение ТО и ремонта приборов и агрегатов электрооборудования двигателей
- Выполнение ТО и ремонта трансмиссии и ходовой части автомобилей
- Выполнение ТО и ремонта рулевого управления, тормозной система автомобилей
- Выполнение ТО и ремонта топливной аппаратуры автомобилей.
216
18
18
24
96
36
24
Производственная практика
Виды работ
- Выполнение ТО-1 автомобиля с диагностированием его состояния
- Выполнения снятия узлов, агрегатов, приборов с определением неисправностей
- Выполнение ремонта кривошипно-шатунного механизма
- Выполнение ремонта газораспределительного механизма
- Выполнение ремонта системы питания карбюраторного двигателя
- Выполнение ремонта системы питания дизельного двигателя
- Выполнение ремонта системы охлаждения и системы смазки
- Выполнение сборки двигателя с установкой узлов и агрегатов
- Выполнение ремонта рулевого управления и тормозной системы с гидроприводом и пневмоприводном
- Выполнение ремонтов приборов зажигания
- Выполнение ремонта приборов освещения, сигнализации
- Выполнение ремонта сцепления, коробки передач и раздаточной коробки
- Выполнение ремонта заднего моста в полном объеме
- Выполнение ремонта переднего моста в полном объеме
- Выполнение ремонта кабины, кузова, платформы, оперения
- Выполнение сборки автомобиля
- Выполнение диагностики состояния автомобиля после сборки
- Выполнение работ входящих в ТО-1 автомобиля
- Выполнение работ входящих в ТО-2 автомобиля
- Выполнение работ по оформлению отчетно-учетной документации при проведении ТО-1 и ТО-2
- Выполнение работ входящих в проведение ЕО
- Выполнение ремонта дополнительного оборудования автомобиля
360
18
18
18
18
18
18
18
18
18
18
18
18
18
18
18
18
18
18
18
6
6
6
Всего
924
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
кабинетов
устройства автомобилей;
лабораторий
технических измерений;
электрооборудования автомобилей;
технического обслуживания и ремонта автомобилей;
мастерских
слесарная мастерская;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Устройства автомобилей:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект деталей, инструментов, приспособлений;
комплект бланков технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (по устройству автомобилей).
Технические средства обучения: АРМ преподавателя
мультимедийной оборудование (экран, проектор, ноутбук);
лицензионное программное обеспечение профессионального назначения;
Оборудование и рабочие места в Слесарной мастерской:
рабочие места по количеству обучающихся: верстаки слесарные одноместные с подъемными тисками;
альбом плакатов слесарно-сборочные работы: Покровский Б.С.;
Плакаты "Способы сварки и наплавки".
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
1. Технических измерений:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- лабораторные стенды: виды измерений, измерительные преобразователи, элементы САУ, транзисторы, транзисторные схемы усилителей и генераторов; - комплект средств измерения.
2. Электрооборудования автомобилей:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- система электроснабжения;
- система зажигания и пуска двигателя;
- контрольно - измерительные приборы;
- система освещения и световой сигнализации;
- дополнительное оборудование;
- общая схема электрооборудования.
3. Технического обслуживания и ремонта автомобилей:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- ванна для слива масла из картера двигателя, ванна для слива масла из корпусов задних мостов; ванна моечная передвижная;
- подставка ростовая;
- стол монтажный;
- стол дефектовщика;
- домкрат гидравлический;
- станок сверлильный;
- станок точильный двухсторонний;
- шприц для промывки деталей.
- ручной измерительный инструмент: приспособления и приборы для разборки и сборки двигателя, для снятия установки поршневых колец; устройство для притирки клапанов, зарядное устройство; оборудование, приборы, приспособления для ремонта электрооборудования автомобилей.
- автомобиль с карбюраторным двигателем легковой; двигатель автомобильный карбюраторный с навесным оборудованием;
- комплекты: сборочных единиц и агрегатов систем двигателей автомобилей (кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм и т.д.); комплект сборочных единиц и деталей колесных тормозов с гидравлическим приводом; сборочных единиц и деталей колесных тормозов с пневматическим приводом; сцепление автомобиля в сборе (различных марок) коробка передач автомобиля (различных марок; раздаточная коробка; мост передний, задний (различных марок); сборочных единиц и агрегатов ходовой части автомобиля; сборочных единиц и агрегатов рулевого управления автомобиля.
- приборы электрооборудования автомобилей.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Наименование рабочего места
Оборудование
Инструмент, оснащение, приспособления
Электроцех
Стенд по проверке стартеров, генераторов, свечей.
Набор гаечных ключей, отвёрток, контролька.
Моторный цех
Стенды для разборки двигателя, стенд обкатки.
Набор гаечных ключей, головок, электросталь, съёмники.
ТО-1
Нагнетатели, шприц.
Набор гаечных ключей, шприц.
ТО-2
Смотровая яма, домкраты, козелки, съёмники.
Набор гаечных ключей, воротки, электросталь, козловой кран.
Агрегатный цех
Электрооборудование, система питания, трансмиссия, стенды.
Набор гаечных ключей, торцевые головки, отвёртки.
Шиномонтаж
Компрессор, вулканизаторы, стенд по разборке и накачке колёс.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: учебник для нач. проф. образования /. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 240с.
2. Покровский Б.С., Слесарное дело: учебник для начального профессионально-
го образования/– 6-е изд. – М.: Издательский центр Академия, 2008.-320с.
3. Родичев В.А.Устройство и техническое обслуживание грузовых автомоби-
лей: учеб. водителя транспорт. средств категорий «С». – М.: издательство За рулем, 2008. - 256с.
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
6. Устройство автомобиля в вопросах и ответах: состоит из обучающей части
и контрольных вопросов для проверки знаний. http://avtomobil-
1.ru/index.html
7. Устройство автомобиля http://dvfokin.narod.ru/auto_ychebnik.htm
Отечественные журналы
Автомир; ссылка на офиц. сайт журнала http://www.avtomir.com/
За рулем; ссылка на офиц. сайт журнала http://www.zr.ru/
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоению программы профессионального модуля Техническое обслужи-
вание и ремонт автотранспорта предшествует изучение учебных дисциплин:
«Электротехника», «Материаловедение», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности» (также возможно изучение данных дисциплин параллельно с профессиональным модулем).
В образовательном процессе предусматривается реализация компетентност- ного подхода, т.е. используются активные формы проведения занятий: занятия с применением электронных образовательных ресурсов, деловые и ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, учебное сотрудничество, анализ произ- водственных ситуаций, различные тренинги, дискуссии, коллективный способ обучения, в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.
Учебная практика проводится образовательным учреждением в учебно- производственных мастерских чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках данного профессионального модуля. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Занятия проводят мастера производственного обучения, закрепленные за учебной группой, или за учебной мастерской. Учет учебной практики обучающихся ведется в учебном журнале мастером производственного обучения. Учебная практика завершается оценкой (зачет, незачет). Аттестация по итогам учебной практики проводится в форме практического и теоретического экзамена. Результаты оценки предоставляются в портфолио достижений обучающегося и учитываются при государственной (итоговой) аттестации.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа осуществляется в форме работы с информационными источниками, подготовки творческих и аналитических отчетов и представления результатов деятельности в виде письменных работ. Самостоятельная работа сопровождается индивидуальными и групповыми консультациями.
Для обучающихся имеется возможность оперативного обмена информацией
с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам Интернета.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации инженерно-педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам «Слесарное дело и технические измерения»; «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»:
Инженерно-педагогические кадры: дипломированные специалисты имеющие среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемого модуля Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта,
опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогические кадры: дипломированные специалисты имеющие среднее или высшее профессиональное образование преподаватели МДК «Слесарное дело и технические измерения», «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», а также общепрофессиональных дисциплин «Электротехники», «Охраны труда», «Материаловедения».
Мастера производственного обучения: наличие 4–5 квалификационного раз-
ряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в
3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Повышение квалификации инженерно – педагогических работников не реже
1 раза в 5 лет.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе
профессионального модуля ПМ.01«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового
контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарным курсам «Слесарное дело и технические измерения», «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному
модулю разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
изложение правил диагностирования автомобиля, его агрегатов и систем;
обоснованный выбор диагностического оборудования для определения технического состояния автомобиля его агрегатов и систем;
правильность выбора диагностических параметров для определения технического состояния автомобиля его агрегатов и систем;
правильность принятия решения по результатам определения технического состояния автомобиля его агрегатов и систем;
демонстрация навыков диагностики автомобиля, его агрегатов и систем и устранение простейших неполадок и сбоев в работе.
практические занятия П1-П20, защита практических работ, самостоятельная работа, тестирование, выполнение домашних заданий, наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ, контрольная работа.
аттестационные листы по учебной и производственной практике.
экзамен.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
соблюдение техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля его агрегатов и систем;
правильность выполнения планово предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей;
демонстрация навыков технического обслуживания и ремонта автомобиля, его агрегатов и систем.
- практические занятия П28-П44, защита практических работ, самостоятельная работа, тестирование, выполнение домашних заданий, наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ, контрольная работа.
аттестационные листы по учебной и производственной практике.
-экзамен.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
демонстрация навыков разборки и сборки узлов и агрегатов автомобиля;
демонстрация навыков сборки и обкатки автомобиля
практические занятия П1-П27, защита практических работ, самостоятельная работа, тестирование, выполнение домашних заданий, наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ.
аттестационные листы по учебной и производственной практике.
-экзамен.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
правильность выбора комплекта учетно-отчетной документации по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля его агрегатов и систем.
- аттестационные листы по учебной и производственной практике.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения
демонстрация интереса к будущей профессии
активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;
Наблюдение и оценка мастера производственного обучения на практических и лабораторных занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики.
Профориентационное тестирование
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
правильный выбор и применение способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автомобиля;
грамотное составление плана лабораторно-практической работы;
демонстрация правильной последовательности выполнения действий во время выполнения лабораторных, практических работ, заданий во время учебной, производственной практики;
соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ
экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
решение стандартных профессиональных задач в области собственной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;
самоанализ и коррекция результатов собственной работы.
Наблюдение и оценка мастера производственного обучения на практических и лабораторных занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные
Выполнение и защита реферативных, курсовых работ
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
работа с различными прикладными программами
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.