Железные дороги являются ведущим звеном транспортной системы России, важнейшим элементом производственной инфраструктуры.
Железнодорожный транспорт располагает различными инженерными сооружениями и техническими средствами, основными из которых является: железнодорожный путь, подвижной состав-локомотивы и вагоны, сооружения локомотивного и вагонного хозяйства, устройства автоматики, телемеханики и связи, электроснабжения, а также железнодорожные станции и узлы.
Многоотраслевое хозяйство железнодорожного транспорта России представляет собой огромный, протянувшийся на многие километры, единый транспортный конвейер, бесперебойная и безаварийная работа которого зависит от работы каждой составляющей его части. При подготовке специалистов железнодорожного транспорта в учебных заведениях важное место отводится дисциплине: общий курс железных дорог (ОКЖД).
Негосударственное образовательное учреждение Школа-интернат №10 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в рамках комплексного подхода к подготовке специалистов различных образовательных и квалификационных уровней для предприятий и организаций железнодорожного транспорта, создает условия для непрерывного обучения в системе Техникум-Школа-ВУЗ.
Школа-интернат работает по Федеральному базисному учебному плану. Школьный компонент учебного плана представлен рядом специальных курсов.
«Общий курс железных дорог» входит в школьный компонент учебного плана школы-интерната. Курс изучается в 8 классе и рассчитан на 34 учебных часа.
При изучении «Общего курса железных дорог», учащиеся теоретически знакомятся с основными специальностями работников железнодорожного транспорта. Получая определенный объем знаний в области железнодорожного транспорта, изучая условия труда железнодорожников, учащиеся сознательно могут выбрать свою будущую работу.
Школа-интернат №10 ОАО «РЖД» на ст. Смычка является негосударственным общеобразовательным учреждением открытого акционерного общества «Российские железные дороги», выполняя заказ данного учредителя по обучению детей работников железнодорожного транспорта в объеме среднего образования, а следовательно, должна работать на интерес своей компании. В нашем случае: готовить потенциальную замену современным работникам ОАО «РЖД», проводя с учащимися профориентационную работу.
- изучение простейшего устройства подвижного состава, технических средств и обустройств железнодорожного транспорта;
- осознанный выбор специальности.
Во время обучения используются теоретическое изучение материала, во время которого применяются наглядные пособия в виде плакатов, макетов, слайдов и натуральных экспонатов железнодорожной техники, используется форма беседы, с разбором различных ситуаций. Изучение теоретического материала основывается на полученном ранее материале по физике, математике, химии, черчению.
№ занятия | Тема урока | Содержание занятия | Деятельность учащихся | Форма проведения | Кол-во часов |
1.Общие сведения о железнодорожном транспорте (2 часа) |
1. | История возникновение и развития железнодорожного транспорта. | | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационными плакатами. | Лекция. | 1 |
2. | Знакомство с различными видами транспорта. | Недостатки и преимущества различных видов транспорта, доступность их использования; стоимость перевозки. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационными плакатами. | Лекция. | 1 |
2. Путь и путевое хозяйство (6 часов) |
3. | Устройство пути. | Основные элементы верхнего строения пути. Понятие об изыскании и проектировании железнодорожного пути. Максимальный подъем, минимальный радиус. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационными плакатами. Зарисовка схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
4. | Поперечные профили земляного полотна. | Основные части и профиля земляного полотна. Болезни и деформации земляного полотна. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационными плакатами. Зарисовка схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
5. | Искусственные сооружения их содержание. | Устройство рельсовой колеи и нормы её содержания. Классификация путевых работ. Ограждение мест препятствий. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационными плакатами. Зарисовка схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
6. | Устройство и разновидности стрелочных переводов. | Основные неисправности стрелочных переводов. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационными плакатами. Зарисовка схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
7. | Путеизмерительные приборы механизмы. | | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационными плакатами. Зарисовка схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
8. | Устройство железнодорожного переезда. | Знакомство со специальностями монтёр пути, стрелочник, дежурный по переезду. Вопросы техники безопасности при нахождении на железнодорожных путях. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационными плакатами. Зарисовка схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
3. Сигнализация на железных дорогах Российской Федерации (4 часа) |
9. | Сигналы на железной дороге. | Ручные сигналы, звуковые сигналы. Сигналы, применяемые при маневровой работе. Сигналы тревоги, специальные указатели. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационными плакатами. Зарисовка схем, сигналов. Просмотр слайдов. | Лекция. | 1 |
10. | Классификация светофоров. | | Зарисовка сигналов. | Лекция. | 1 |
11. | Сигналы отражения. Сигналы отражательные знаки. | | Зарисовка схем, сигналов. | Лекция. | 1 |
12. | Сигналы применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц. | | Зарисовка сигналов. | Лекция. | 1 |
4. Пассажирское хозяйство (2 часа) |
13. | Вокзалы. Правила перевозки пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. | | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Просмотр слайдов. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
14. | Обязанности дежурного по вокзалу и перрону, билетного кассира, диктора, начальника вокзала. | | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Просмотр слайдов. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
5. Вагоны и вагонное хозяйство (6 часов) |
15. | Классификация вагонов. | Устройство пассажирского вагона. Категории поездов. Очерёдность отправления. Правила перевозок. Организация работы поездной бригады. Обязанности проводника вагона. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Просмотр слайдов. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
16. | Ограждение поезда при вынужденной остановке поезда на перегоне. | Обязанности главного кондуктора. Обязанности начальника поезда. Обязанности ревизора. | Конспектирование лекции. Зарисовка схем. Просмотр слайдов. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
17. | Основные части вагона. | Ходовые части пассажирских вагонов и их возможные неисправности. Кузов и рама пассажирских вагонов. | Конспектирование лекции. Просмотр слайдов и плакатов. Зарисовка рисунков и схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
18. | Тормозное оборудование вагонов. | Принцип действия автоматического непрямодействующего тормоза. Неисправности тормозного оборудования; | Конспектирование лекции. Просмотр слайдов и плакатов. Зарисовка рисунков и схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
19. | Сцепное устройство. | Устройство автосцепки СА-3 Неисправности автосцепки. | Конспектирование лекции. Просмотр слайдов и плакатов. Зарисовка рисунков и схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
20. | Виды опробования тормозов. | Заполнение справки о тормозах (ВУ-45). Шаблоны. Профессия – осмотрщик вагонов | Конспектирование лекции. Просмотр слайдов и плакатов. Заполнение справки ВУ-45. Зарисовка рисунков и схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
6. Организация движения поездов (5 часов) |
21. | Профессия –дежурный по станции. | Ведение дежурным по станции поездной документации. Контроль за выполнением работникам станции ПТЭ, инструкции, приказов, требований техники безопасности. Прием и сдача дежурств. Взаимоотношение дежурного по станции с диспетчером и другими работниками станции. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Заполнение журнала ДУ-2 | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
22. | Движение поездов при телефонных средствах связи. | Основные положения и формы путевых телефонограмм. Порядок ведения журнала поездных телефонограмм. Основные формы телефонных переговоров о движении поездов на одно и двухпутных участках. Переход с основных средств связи и другие. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Заполнение журнала ДУ-47 | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
23. | Порядок движения поездов при перерыве всех средств сигнализации и связи. | Порядок движения поездов на одно и двухпутных участках. Практическая работа по условному приему и отправлению поездов. Отправление поездов на закрытый перегон. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Заполнение бланков ДУ-50, ДУ-55, ДУ-56, ДУ-64 | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
24. | Действие дежурного по станции при приеме, отправлении поезда при различных неисправностях. | Нарушение электрический контроль положения стрелки, взрез стрелки, ложная занятость стрелочного изолированного участка, ложная занятость пульта управления. Прием и отправление поездов при необходимости входного, выходного сигнала. Производство маневровых работ при запрещающем показании маневровых светофоров. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Заполнение журнала ДУ-46 и бланков ДУ-52, ДУ-54. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
25. | Порядок выдачи предупреждений на поезда. | Книга предупреждений, бланк предупреждения и правила его заполнения. Основные правила закрепления подвижного состава тормозными башмаками. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Заполнение книги выдачи предупреждений на поезда (ДУ-60) бланка ДУ-61. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
7. Автоматика, телемеханика и связь (3 часа) |
26. | Автоматика, телемеханика и связь на железных дорогах, перспективы развития. | | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Зарисовка схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
27. | Виды сигнализаций. | Полуавтоматическая блокировка. Знакомство с устройством и основным принципом работы релейной полуавтоматической блокировки с рельсовыми цепями на перегоне. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Просмотр слайдов. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
28. | Автоматическая блокировка. | Устройство связи. Знакомство со специальностями монтер СЦБ и связи и электромеханика. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. Зарисовка схем. | Лекция Эвристическая беседа | 1 |
Тема 8. Локомотивное хозяйство (3 часа). |
29. | Общее сведение о локомотивах. | Устройство локомотивов, эксплуатируемых на железных дорогах, их преимущество и недостатки, перспективы развития локомотивостроения. | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. | Лекция Эвристическая беседа | |
30. | Устройство, принцип действия и работа паровозов, тепловозов, электровозов и газотурбовозов. | | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. | Лекция Эвристическая беседа | |
31. | Профессия –помощник машиниста и машинист локомотива. | | Конспектирование лекции. Работа с демонстрационным материалом. | Лекция Эвристическая беседа | |
Тема 9. Техника безопасности (3 часа) |
32. | Правила нахождения на железнодорожных путях. | Техника безопасности поездной бригады. | Конспектирование лекции. | Лекция | |
33. | Техника безопасности осмотрщика вагонов. | Техника безопасности. | Конспектирование лекции. | Лекция | |
34. | Техника безопасности при производстве маневровых работ. | Техника безопасности. | Конспектирование лекции. | Лекция | |