kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочное планирование по технологии (мальчики) 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ, Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11классы. Под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д.Симоненко.  Москва. Просвещение. 2008. в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования; требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В программе учтены особенности сельскохозяйственного произ­водства в условиях многоукладности экономики, существования на­ряду с крупными сельскохозяйственными предприятиями мелких фермерских (крестьянских) хозяйств. В программу включены модули, присущие как городской, так и сельской школе (обработка материалов, техника в быту и др.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по технологии (мальчики) 5 класс»

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ


ЗАНЯТИЕ №1


ТЕМА: Вводное занятие. Правила ТБ при выполнении с/х работ. Экскурсия на УОУ.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с пришкольным учебно – опытным участком. Ознако-

мить с правилами техники безопасности при выполнении работ на УОУ.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. ТБ при работе на УОУ. 2. Экскурсия на УОУ.

ОБОРУДОВАНИЕ: Инструкции по технике безопасности, учебники.

МЕТОД: Рассказ; инструктаж; экскурсия.

МЕСТО: Кабинет, учебно – опытный участок.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, математика.

Р.К. Особенности уборки овощей в СКЭЗ.


Ход занятия.


В.Ч. Организационный момент. Знакомство с классом.

Ознакомление учащихся с целью обучения технологии, содержанием предмета.


О.Ч. 1. Правила техники безопасности при выполнении практических работ на пришкольном учебном опытном участке (согласно инструкции № 28 по технике безопасности при работе на пришкольном участке).

2. Экскурсия на УОУ:

1) показ фруктового сада;

2) аллея кленов;

3) овощной отдел, отдел лекарственных трав;

4) отдел ягодников;

5) аллея кустарников;

6) аллея грецкого ореха и каштанов;

7) вишневый сад;

8) клумбы;

9) ореховая роща.


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы учащихся.


Д/З: §1 – 2, с. 3 – 14;

с.3.

















ЗАНЯТИЕ №2


ТЕМА: Условия, необходимые для выращивания культурных растений.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с условиями, необходимыми для выращивания

культурных растений. Формировать умения правильной обработки почвы в

осенний период.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Условия, необходимые для выращивания культурных

Растений. 2. Пр.р. «Обработка почвы».

ОБОРУДОВАНИЕ: С/х инвентарь.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Кабинет, учебно – опытный участок.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение.

Р.К. Особенности обработки почвы в СКЭЗ.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - ПТБ;

- сведения об УОУ.


О.Ч. 1. Условия, необходимые для выращивания культурных растений:

- вода, свет, тепло, воздух, минеральные вещества;

- как сказывается их отсутствие на растении.

Без воды растение не может расти. Но требовательность к воде у разных растений разная. Более влаголюбивы капуста, огурец, салат, редис. Меньше влаги необходимо арбузу, дыне, тыкве, моркови.

При недостатке света растения становятся бледными, вытягиваются. У большинства из них задерживается цветение и образование плодов.

При отрицательных температурах растения расти не могут. В зависимости от требовательности к теплу выделяют теплолюбивые и холодостойкие культуры. К холодостойким растениям относятся лук, чеснок, капуста, морковь, петрушка, горох и т.д. Семена их могут прорастать при 1 – 2˚С, а всходы переносят легкие заморозки. Теплолюбивые – огурец, томат, кукуруза, арбуз, дыня.

Растениям для дыхания нужен кислород воздуха. Но на этом значение воздуха не ограничивается. Растения берут из воздуха еще и углекислый газ для питания и выделяют кислород.

При недостатке минерального питания рост и развитие растений задерживается.


2. Практическая работа «Обработка почвы».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З:

с. 4 – 5.












ЗАНЯТИЕ №3


ТЕМА: Особенности осенней обработки почвы.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с особенностями, способами и назначением осенней

обработки почвы. Формировать умения и навыки работы с ручным с/х

инструментом.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Особенности осенней обработки почвы. 2. Пр.р. «Обра-

ботка почвы».

ОБОРУДОВАНИЕ: С/х инвентарь, таблицы.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Кабинет, учебно – опытный участок.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение.

Р.К. Основные органические удобрения в СКЭЗ.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - ПТБ;

- условия, необходимые для выращивания с/х культур.


О.Ч. 1. Особенности осенней обработки почвы:

Осенняя обработка: лущение, внесение удобрений, вспашка (зяблевая).

Лущение – поверхностное рыхление почвы, которое проводят после уборки урожая. Оно снижает потерю влаги, уничтожает сорные растения.

Перед глубокой осенней вспашкой на поверхности поля разбрасывают органические , а иногда и минеральные удобрения. На каждое поле вносят строго определенное количество каждого вида удобрений, что зависит от культуры и состава почвы.

Заделывают удобрения в почву во время вспашки. Осеннюю вспашку называют зяблевой, так как проводят ее под зимние морозы.

Значение осенней обработки почвы.

Цель Результат

Создать глубокий рыхлый слой почвы В рыхлый слой почвы лучше проникают вода и

воздух, почва лучше прогревается

Заделать в почву удобрения, остатки Почва обогащается питательными веществами

растений

Заделать в глубину семена сорняков, Уменьшается количество сорняков, так как многие

вынести на поверхность подземные семена с большой глубины не прорастут весной,

части сорняков а подземные части сорняков, вынесенные на

поверхность, погибают от морозов и иссушения

Вынести на поверхность спрятавшихся Уменьшается количество насекомых – вредителей

на зиму в почву насекомых – вредителей.

Заделать на глубину тех, которые зимуют

На поверхности почвы

Создать бугры, неровности на поверхности Зимой на полях задерживается снег и от этого

поля увеличивается запас влаги в почве

2. Практическая работа «Обработка почвы».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: § 3, с. 18 – 21;

с. 7 – 8, 13 – 14.




ЗАНЯТИЕ №4


ТЕМА: Уборка и учет урожая овощных культур.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с правилами учета урожая и его уборки, правилами

безопасной работы.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Уборка и учет урожая. 2. Пр.р. «Уборка урожая».

ОБОРУДОВАНИЕ: С/х инвентарь, тара, весы.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Кабинет, учебно – опытный участок.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, биология, математика.

Р.К. Особенности уборки овощей в СКЭЗ.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - ПТБ;

- особенности осенней обработки почвы.


О.Ч. 1. Уборка и учет урожая.

Овощами называют сочные части возделываемых растений. Это могут быть листья, корни, стебли, клубни, луковицы, цветки, плоды. Сами растения, выращиваемые ради этих сочных частей, получили название овощных культур.

Если корнеплоды приходится убирать в дождливую погоду, то их необходимо просушить. В сухую погоду корнеплоды сразу закладывают на хранение.

Правила учета урожая.

- Взвесить тару.

- Установить различия в состоянии растений на опытных и контрольных делянках

- Выкопать и выбрать корнеплоды.

- Взвесить собранный урожай с каждой делянки отдельно.

- Определить площадь убранных делянок.

- Определить урожай в пересчете на 1га.


2. Практическая работа «Уборка урожая».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: § 2, с. 14 – 18;

с. 18 – 20.

















ЗАНЯТИЕ №5


ТЕМА: Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных

культур.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с правилами уборки посевного и посадочного материала,

особенностями данной работы в СКЭЗ.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Уборка посевного материала. 2. Уборка посадочного

материала цветочно-декоративных культур. 3. Пр.р. «Сбор семян».

ОБОРУДОВАНИЕ: С/х инвентарь, тара.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Кабинет, учебно – опытный участок.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, биология.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - признаки созревания овощей;

- правила сбора овощей.


О.Ч. 1. Уборка посевного материала цветочно-декоративных культур.

Цветочно – декоративные растения: георгины, флоксы были завезены из Америки; сирень – из Азии; бегония – из Южной Америки; из Китая и Японии – азалия.

Признаки созревания семян (плоды побурели и подсохли; у астры, маргаритки на плодах появляется пушок и т.д.);

Правила сбора семян различных культур.

- Собирать только созревшие семена.

- Плоды разных растений складывать в разные ёмкости.

- Просушить собранные плоды или семена на листах бумаги.

- После просушки плодов выбрать семена, разложить их в мешочки или бумажные пакетики. Вложить в них этикетки с названиями растений.


2.Уборка посадочного материала:

- корнеклубни (георгины, канны);

- клубнелуковицы (гладиолусы).

Корнеклубни просушить на участке в течение дня. Просохшие корнеклубни разложить на стеллажи в один слой на хранение в помещении с температурой 8 – 12 ˚С.

3. Практическая работа «Сбор семян».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: с. 20 – 24.













ТЕХНОЛОГИЯ
ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ


ЗАНЯТИЕ № 6


ТЕМА: Древесина как природный конструкционный материал. Правила безопасной

работы.

ЦЕЛЬ: Показать, что можно изготовить своими руками в столярной мастерской.

Рассказать об организации труда, оборудовании, столярном инструменте.

Ознакомить учащихся со свойствами древесины; профессиями, связанными

с обработкой древесины. Изучить устройство столярного верстака.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Организация труда и оборудование в столярной мастерской.

2. Древесина как природный конструкционный материал. 3. ЛПР «Изучение

столярного верстака».

ОБОРУДОВАНИЕ: Столярный верстак, столярный инструмент, стенды «Столярные

инструменты», «Породы древесины», «Виды пиломатериалов»; образцы работ

учащихся, инструкции по правилам техники безопасности.

МЕТОД: Беседа; рассказ; лабораторно-практическая работа.

МЕСТО: Столярная мастерская.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, математика.

Р.К. Обработка древесины в Георгиевском районе.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

О.Ч. 1. Организация труда и оборудование в столярной мастерской:

- цели и задачи раздела (изучение основ технологии обработки древесины; овладение рациональными приемами выполнения столярных работ; формирование навыков безопасного труда; самостоятельное выполнение полезного для школы или дома изделия, индивидуального творческого проекта).

- образцы изделий;

- оборудование, инструменты;

- правила безопасной работы (Инструкция № 27 по технике безопасности при работе столярным инструментом).

2. Древесина как природный конструкционный материал.

- строение (сердцевина, сердцевинные лучи, ядро, годичные кольца, камбий, лубяной слой, кора);

- разрезы ствола (торцовый – проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, радиальный –проходящий через сердцевину ствола, параллельный годичным слоям и волокнам, тангенциальный – проходящий параллельно сердцевине ствола);

- свойства древесины (текстура, запах, твердость, цвет).


3. Лабораторно-практическая работа «Изучение столярного верстака».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: §20, с. 104 – 106; § 23, с. 113 – 117; §27, с. 126 – 133;

§ 1 – 3, с. 5 - 16.






ЗАНЯТИЕ № 7


ТЕМА: Технологические и инструкционные карты.

ЦЕЛЬ: Ознакомить с элементами графической грамотности. Дать понятие о

технологической и инструкционной картах, правилах их составления.

Ознакомить с приемами и инструментами для разметки заготовок.

Профессия – чертежник.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Основные понятия графической грамотности. 2. Техноло-

гическая, инструкционная и маршрутная карты. 3. Разметка заготовок.

4. Практическая работа «Разработка конструкции игрушки «Цыплята».

Разметка».

ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы графической документации, чертежные инструменты,

образцы технологических карт, образцы изделий.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Математика, рисование.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - ПТБ;

- столярный инструмент;

- устройство верстака;

- строение древесины, ее свойства, разрезы.


О.Ч. 1. Основные понятия графической грамотности.

- чертеж (изображение изделия, вычерченное с помощью чертежных инструментов по определенным правилам), эскиз (изображение детали от руки с указанием размеров и сохранением соотношений между ее частями), технический рисунок (наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала);

- чертежные линии (наименование, назначение, изображение, толщина);

- чертежные инструменты (карандаши, линейки, угольники, циркули, );

- масштаб (число, которое показывает во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры): уменьшения – 1:2; 1:4 и др., увеличения – 2:1; 4:1 и др.

2. Технологическая и маршрутная инструкционная карты.

- образцы технологической и маршрутной инструкционной карт;

- правила составления технологической карты.

3. Разметка заготовок.

- разметка (нанесение контурных линий будущего изделия на заготовку), правила выполнения разметки;

- применяемые инструменты (чертежные, рейсмус, деревянный угольник, шаблоны).

4. Практическая работа «Разработка конструкции игрушки «Цыплята».

Разметка.


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: §24 – 26, с.117 – 126;

§ 4 - 6, с. 16 - 27.




ЗАНЯТИЕ № 8


ТЕМА: Пиление, строгание древесины. Методы конструирования.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с видами технологической обработки древесины:

пилением, строганием. Ознакомить с методами конструирования.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Пиление, строгание древесины. 2.Методы конструирования.

3. Пр.р. «Пиление древесины».

ОБОРУДОВАНИЕ: Столярные верстаки, столярный инструмент для разметки,

пиления, строгания древесины; творческие проекты, технологические карты,

образцы изделий.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Столярная мастерская.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, математика, рисование.

Р.К. Деревообрабатывающие предприятия Георгиевского района.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - разметка (инструменты, приемы работы);

- технологическая и маршрутная карты;

- линии чертежа;

- чертеж, эскиз, технический рисунок, масштаб.


О.Ч. 1. Пиление, строгание древесины.

- Пиление: продольное, поперечное, смешанное; инструменты: ножовки, лучковые пилы с различным профилем зубьев для каждого вида пиления; стусло; правила техники безопасности при пилении.

- Строгание (обработка заготовки до нужного размера и создание на ней ровных и гладких поверхностей). Инструменты: шерхебель (для первичного, более грубого строгания поверхностей), рубанок, фуганок (для получения ровных, плоских поверхностей большого размера). Рациональные приемы работы; правила техники безопасности при строгании.

2. Методы конструирования.

Метод морфологического анализа – основан на анализе формы предметов («морфология» - учение о форме). Применение метода:

- определение основных признаков;

- подбор альтернативных признаков;

- составление морфологической таблицы.

3. Практическая работа «Пиление древесины».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: § 28 – 29, с. 134 – 139; с. 222 – 224;

§ 7 - 8, с. 28 - 34.

§ 46, с. 138 - 140.










ЗАНЯТИЕ № 9


ТЕМА: Решение конструкторско-технологических задач. Сверление древесины.

ЦЕЛЬ: Помощь учащимся в решении конструкторско-технологических задач

выбранных проектов. Ознакомление с рациональными, безопасными приемами

работ при выполнении сверления древесины.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Решение конструкторско-технологических задач.

2. Сверление древесины. 3. Пр.р. «Сверление древесины».

ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы творческих проектов, технологические карты, плакаты,

инструменты и приспособления для выполнения практической работы.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Столярная мастерская.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, математика, рисование.

Р.К. Деревообрабатывающие предприятия Георгиевского района.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - метод морфологического анализа;

- технологическая карта;

- разметка;

- пиление;

- строгание (инструменты, приемы безопасной работы).


О.Ч. 1. Решение конструкторско-технологических задач.

Помощь учащимся в решении конструкторско-технологических задач выбранных проектов.

2. Сверление древесины.

Отверстия представляют собой углубления в деталях. Сквозные отверстие проходят через всю деталь насквозь. Глухие отверстия не выходят наружу, а только выполняются на определенную глубину.

Применяемые сверла: спиральные, центровые, винтовые, шнековые, ложечные.

Инструменты для сверления: коловорот, ручная дрель.

Приемы работы:

- Наметить центр отверстия.

- Сверло, закрепленное в коловороте или дрели, ставить в отмеченной точке под прямым углом к поверхности заготовки.

- Ладонью левой руки не сильно нажимают на упор коловорота или дрели, а правой – вращают рукоятку по часовой стрелке.

- Соблюдать правила безопасной работы.

3. Практическая работа «Сверление древесины».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: § 21, с. 107 – 109; § 30, с. 139 – 141;

§ 9, с. 34 - 37.








ЗАНЯТИЕ № 11


ТЕМА: Решение конструкторско-технологических задач. Отделка изделий

выжиганием.

ЦЕЛЬ: Помощь учащимся в решении конструкторско-технологических задач

выбранных проектов. Ознакомление с безопасными приемами

работ при выполнении отделки древесины выжиганием.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Решение конструкторско-технологических задач.

2. Отделка изделий выжиганием. 3. Пр.р. «Выжигание».

ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы творческих проектов, технологические карты, плакаты,

инструменты и приспособления для выполнения практической работы.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Столярная мастерская.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, математика, рисование.

Р.К. Деревообрабатывающие предприятия Георгиевского района.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - сверление древесины;

- инструменты;

- ПТБ при сверлении.

О.Ч. 1. Решение конструкторско-технологических задач.

- Составление технологических карт.

- Правила оформления творческого проекта.


2. Отделка изделий выжиганием.

Зачистка поверхности проводится с целью придания детали большей гладкости с помощью напильника или наждачной бумаги.

Рашпиль – напильник с крупной насечкой. По форме поперечного сечения напильники бывают плоскими, квадратными, трехгранными, круглыми и т.д. Необходимо соблюдать приемы безопасной работы.

Выжигание – один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Наилучший материал для выжигания – фанера, заготовки из липы и ольхи.

Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой.

Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя. Его рабочая часть – перо (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) – закреплена в пластмассовой ручке. Во время выжигания необходимо соблюдать правила безопасной работы.

3. Практическая работа «Выжигание».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: § 32, с. 148;

§ 13 - 14, с. 44 - 48.






ЗАНЯТИЕ № 10


ТЕМА: Решение конструкторско-технологических задач. Сборка изделия.

ЦЕЛЬ: Помощь учащимся в решении конструкторско-технологических задач

выбранных проектов. Формировать у учащихся умение сборки изделий

согласно технологической карте.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Решение конструкторско-технологических задач.

2. Сборка изделий. 3. Пр.р. «Сборка изделий».

ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы творческих проектов, технологические карты, плакаты,

инструменты и приспособления для выполнения практической работы.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Столярная мастерская.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, математика, рисование.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: -отделка выжиганием;

- ПТБ.

О.Ч. 1. Решение конструкторско-технологических задач.

2. Сборка изделий.

Соединение столярных соединений гвоздями.

Прежде чем забивать гвозди, размечают места их расположения. Толщина гвоздя не должна превышать 1/ 4 толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2 – 3 раза больше толщины прибиваемой детали. Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.

Соединение шурупами.

Шуруп – крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой.

Форма головки: полукруглая, потайная, полупотайная. Головки шурупов имеют шлицы – прямые или крестообразные канавки для отвертки.

Длина шурупа должна быть в 2 – 3 раза больше толщины более тонкой соединяемой детали.

Размечают место установки гвоздей. В более тонкой детали сверлят сквозное отверстие диаметром, немного большим диаметра шурупа. В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0.8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для потайной или полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают (расширяют входное отверстие).


3. Практическая работа «Сборка изделия».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: § 31,с. 141 – 146;

§ 10 - 12, с. 38 - 44.










ЗАНЯТИЕ № 12


ТЕМА: Отделка изделия.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с основными видами отделки изделий, правилами

Выполнения отделки.

Профессия – лакировщик.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Отделка изделий. 2. Пр.р. «Отделка изделия».

ОБОРУДОВАНИЕ: Готовые изделия (образцы), приспособления и материалы для

выполнения практической работы.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Столярная мастерская.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, математика, рисование.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: -виды столярных соединений;

- ПТБ.

О.Ч. 1.Отделка изделий.

Лакирование. При лакировании на поверхности образуется прозрачная пленка, через которую просвечивается натуральный цвет и текстура древесины. Пленка предохраняет поверхность от влаги и гниения.

Морилки – порошковые красители, которыми окрашивают древесину под цвет красного дерева, ореха и др.

Морилку наносят на поверхность изделия ватным тампоном.

Лакирование осуществляют кистями, тампонами, окунанием, либо пропусканием изделия через стекающую лаковую пленку.

2. Практическая работа «Отделка изделия».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: § 32, с.146 – 152;

§ 16, с. 50 - 51.




















ЭЛЕКТРОТЕХНИКА


ЗАНЯТИЕ № 13


ТЕМА: Источники и потребители электрической энергии. Электроустановочные

изделия. ПТБ.

ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятие об электрическом токе, основных

электроустановочных элементах. Формировать умение пользоваться

основными условными обозначениями, собирать простейшие электроцепи,

соблюдать правила техники безопасности.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Общие понятия об электричестве. 2. Электроцепь и её

элементы, условные обозначения. 3. ПТБ. 4. Пр.р. «Знакомство с

электроустановочными изделиями.

ОБОРУДОВАНИЕ: Конструктор «Электричество», плакаты, схемы, инструменты,

инструкции по технике безопасности.

МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, история, Т - 4.

Р.К. Электроизделия, изготовленные на заводах г. Георгиевска.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - какие природные явления по сути электрические;

- где в быту встречается эл. ток.

О.Ч. 1. Общее понятие об электричестве.

Электрический ток – направленное движение заряженных частиц.

Электропроводник – материал, проводящий эл. ток.

Изолятор – материал, не проводящий эл. ток.

Источники электрической энергии – агрегаты, которые её вырабатывают.

Потребители – приборы, которые используют (потребляют) электрическую энергию.

Лабораторный опыт, показывающий, какие материалы проводят эл. ток,

а какие – нет.

Материал

Проводит эл. ток или нет

Примечание

Материал

Проводит эл. ток или нет

Примечание

1

2

3

4


Сталь

Ткань

Дерево сухое

Дерево мокрое



5

6

7

8

9

Стекло

Бумага

Камень

Вода

Человеч. тело



2. Электрическая цепь и её элементы.

Эл. цепь – совокупность устройств, образующих путь для эл.тока.

Условные обозначения.





3. Правила техники безопасности (согласно инструкции № 53).

4. Практическая работа «Знакомство с электроустановочными изделиями».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: § 47, с. 196 – 198; с. 106 - 107.

ЗАНЯТИЕ № 15


ТЕМА: Сборка электрических цепей с электроустановочными изделиями.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с назначением и устройством простейшего светильника.

Формировать умение собирать цепи с электроустановочными изделиями.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Назначение и устройство простейшего светильника.

2. Пр.р. «Сборка простейшего светильника».

ОБОРУДОВАНИЕ: Конструктор «Электричество», плакаты, схемы, инструменты,

комплектующие детали.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Математика, природоведение.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - параллельное соединение потребителей, схема, особенности;

- последовательное соединение потребителей, схема, особенности;

- ПТБ.

О.Ч. 1. Назначение и устройство простейшего светильника.

Электрические светильники: люстры, настольные лампы, торшеры, бра и т.д. Конструкции светильников зависят от их назначения. Источником света в бытовых светильниках служат, как правило, лампы накаливания.

Электрическая лампа накаливания была изобретена русским инженером А.Н.Ладыгиным (1847 – 1927).

Телом накала в ней служил тонкий угольный стержень, расположенный под стеклянным колпаком, из которого был выкачан воздух. Эти лампы стали устанавливать для освещения городов.
Позднее А.Н.Ладыгин предложил использовать нить накаливания из тугоплавкого материала

( вольфрам, молибден, тантал). Однако широкое применение электрическое освещение

получило благодаря работам американского изобретателя Т.А.Эдисона( 1847-1931).

Для освещения выпускаются люминесцентные лампы ЛЕЦ (естественного цвета), ЛТБЦ (тепло-белого цвета), ЛДЦ (дневного цвета). Эти лампы были разработаны русским академиком С.И.Вавиловым (1891 – 1951) и его учениками.

Люминесцентные лампы представляют собой герметичную стеклянную трубку, заполненную парами ртути, и покрытую внутри слоем люминофора (люминофоры – синтетические вещества, обладающие способностью к люминесценции), который светится под действием электрического разряда.

Лампы вкручивают в ламповые электрические патроны, которые имеются в светильниках. Патроны соединяют лампы с электрической сетью, имеющейся в квартире.


2. Практическая работа «Сборка электрической цепи с электроустановочными

изделиями».



З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: § 48, с. 198 – 202;

с. 110.






ЗАНЯТИЕ № 16


ТЕМА: Изготовление электротехнического изделия.

ЦЕЛЬ: Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Формировать

умение изготавливать простейшие электротехнические изделия,

используя детали конструктора и изделия, изготовленные на уроках

технологии.

Профессия – электромонтажник.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Изготовление электротехнического изделия.

2. Пр.р. «Изготовление электротехнического изделия».

ОБОРУДОВАНИЕ: Конструктор «Электричество», плакаты, схемы, инструменты,

детали, изготовленные на уроках технологии.

МЕТОД: Беседа; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Математика, природоведение, рисование.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение: - параллельное соединение потребителей, схема, особенности;

- последовательное соединение потребителей, схема, особенности;

- ПТБ.

О.Ч. 1.Изготовление электротехнического изделия.

Ознакомление с простейшими электротехническими изделиями.

Ознакомление с правилами и последовательностью работы.


2. Практическая работа «Изготовление электротехнического изделия».

Изготовление модели светофора по схеме.




З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: §49, с. 203 – 206;

с. 110 - 114.



ТЕХНОЛОГИЯ
ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА


ЗАНЯТИЕ № 17


ТЕМА: Тонколистовой металл и проволока. Оборудование рабочего места. ПТБ.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с основными правилами техники безопасности при

выполнении практических работ по обработке металла; с оборудованием

рабочего места по обработке металла. Ознакомить с тонколистовым

металлом и проволокой, способами их изготовления.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Организация труда и оборудование в слесарной мастерской.

2. ТБ при выполнении работ по обработке металла. 3. Тонколистовой

металл и проволока. 4. ЛПР «Слесарный верстак. Знакомство с тонколистовым

металлом и проволокой».

ОБОРУДОВАНИЕ: Набор инструментов по обработке металла; тонколистовой металл;

проволока; образцы изделий; учебник.

МЕТОД: Беседа; рассказ; лабораторно-практическая работа, инструктаж.

МЕСТО: Учебная мастерская.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, математика.

Р.К. Металлообрабатывающие предприятия Георгиевского района.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

О.Ч. 1. Организация труда и оборудование в слесарной мастерской:

- цели и задачи раздела (изучение основ технологии обработки металла; овладение рациональными приемами выполнения слесарных работ; формирование навыков безопасного труда; самостоятельное выполнение полезного для школы или дома изделия, индивидуального творческого проекта).

- образцы изделий;

- оборудование, инструменты;


2. Техника безопасности при выполнении практических работ по обработке

металла ( согласно инструкции по технике безопасности № 26).


3. Тонколистовой металл и проволока.

Листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Листовой металл делят на толстолистовую (толще 2 мм) и тонколистовую (тоньше 2 мм). Тонколистовая сталь: кровельная сталь (0.5 – 0.8 мм) – черная (не имеющая покрытия), оцинкованная; жесть (0.2 – 0.5) - черная и

белая (покрытая тонким слоем олова). Очень тонкий листовой металл – фольга.

Проволоку толщиной более 5 мм (катанку) получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры – детали с отверстием, выполненные из очень твердых материалов.


4. ЛПР «Слесарный верстак. Знакомство с тонколистовым металлом и проволокой».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы, Оценка работ учащихся.


Д/З: §33 – 34, с. 153 – 158;

§ 18 - 19; с. 56 - 62.



ЗАНЯТИЕ № 18


ТЕМА: Разработка элементов конструкции изделия. Резание металла слесарными

ножницами.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с методами разработки элементов конструкции изделий,

приёмами резания слесарными ножницами.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Разработка элементов конструкции изделия. 2. Резание

слесарными ножницами. 3. Пр.р. «Резание металла».

ОБОРУДОВАНИЕ: Заготовки из тонколистового металла, слесарные ножницы,

кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, шаблоны, образцы изделий.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебная мастерская.

Время: 2*40.

М.С. Рисование, математика.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент. Повторение:

  • ПТБ.

  • Слесарный инструмент.

  • Производство тонколистового металла.

  • Производство проволоки.

О.Ч. 1. Разработка элементов конструкции изделия.

Проектирование – разработка конструкции изделия в целом, а конструирование – создание изделия в чертежах. Проект – документация, получаемая в результате проектирования и конструирования. Технологическое планирование – составление плана изготовления изделия.

Технологическая карта – таблица, в которой указывается последовательность выполнения операций, их графическое изображение и перечислены инструменты и приспособления для каждой операции.

Правка – слесарная операция по выравниванию заготовок. Правку производят киянкой на правильной плите, начиная наносить удары с краев листа.


2. Резание металла слесарными ножницами.

В зависимости от формы лезвия ножницы бывают прямые – для резания по прямым линиям и кривым линиям небольшой кривизны; кривые – для вырезания в заготовках фасонных отверстий.

Для резания стальной, медной или алюминиевой проволоки диаметром до 3мм применяют кусачки.

На заводах применяют механические ножницы – гильотинные и дисковые.

При выполнении резания металла необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.


3. Практическая работа «Резание металла».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З: § 35, с. 158 – 160; §37 – 38, с. 163 – 167;

§ 20 - 23; с. 63 – 74; § 25; с. 77 – 79.








ЗАНЯТИЕ № 19


ТЕМА: Разметка и гибка листового металла и проволоки.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с правилами разметки и гибки проволоки и жести.

Формировать умения и навыки работы с проволокой и жестью.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Разметка проволоки и жести. 2. Гибка проволоки и жести.

3. Пр.р. «Разметка и гибка».

ОБОРУДОВАНИЕ: Заготовки из тонколистового металла и проволоки, набор

слесарных инструментов, образцы изделий, учебник.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебная мастерская.

Время: 2*40.

М.С. Рисование, математика, природоведение.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент. Повторение:

  • Обозначения на чертежах.

  • Этапы создания изделия из металла.

  • Технологическое планирование.

  • Правка, ТБ.

  • Инструменты, основные приемы резания, ТБ.

О.Ч. 1.Разметка тонколистового металла и проволоки.

Разметка – нанесение на поверхность заготовки контуры будущего изделия в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Выполняется с помощью металлической масштабной линейки, слесарного угольника, чертилки, разметочного циркуля и кернера.

Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы. Если кромки неровные, то проводят базовую линию и от неё выполняют дальнейшую разметку детали. Водить чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует, так как от этого линия расширяется и точность разметки снижается. Разметочный инструмент при выполнении линий наклоняют в направлении движения.

Если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей, применяют шаблон – плоскую деталь – образец.


2. Гибка тонколистового металла и проволоки.

Гибка – слесарная операция, с помощью которой заготовке или её части придается необходимая форма. Гибку небольших заготовок выполняют в тисках. Заготовку в тисках закрепляют так, чтобы линия сгиба находилась на уровне нагубников.

Выполняют гибку киянкой. При использовании слесарного молотка удары следует наносить по деревянному бруску.

Для гибки заготовок часто применяют оправки в виде брусков металла различной формы.

Если необходимо согнуть большое количество одинаковых деталей, пользуются специальными приспособлениями. На заводах металл сгибают в гибочных штампах и на профилегибочных станах.

Проволоку диаметром до 3мм сгибают плоскогубцами и круглогубцами. Толстую проволоку гнут с помощью оправок.

3. Практическая работа «Разметка и гибка».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З: §36, с. 160 – 163; §39, с. 167 – 169;

§ 24; с. 74 - 76; § 27; с. 82 - 86.


ЗАНЯТИЕ № 20


ТЕМА: Устройство настольного сверлильного станка.

ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с назначением и устройством сверлильного станка.

Изучение назначения каждой его части. Ознакомление с приемами безопасной

работы на сверлильном станке.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Пробивание и сверление отверстий. 2. Устройство

сверлильного станка, приемы работы на нем. 3. Пр.р. «Сверление отверстий».

ОБОРУДОВАНИЕ: Сверлильный станок, сверло; образцы изделий с просверленными

отверстиями , заготовки, схема сверлильного станка.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебная мастерская.

Время: 2*40.

Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент. Повторение:

  • Что такое разметка, применяемые инструменты.

  • ПТБ.

  • Что такое гибка, применяемые инструменты.

  • Приемы работы, ТБ.

О.Ч. 1. Пробивание и сверление отверстий.

Отверстия в тонколистовом металле можно получить пробиванием и сверлением. Для пробивания отверстий диаметром до 8мм применяют пробойник (бородок) – стальной стержень с плоской рабочей поверхностью.

На заводах для получения отверстий применяют пуансон. Пробивают отверстия на штамповочном прессе.

Более точные отверстия в металле можно получить сверлением. Место расположения отверстий намечают кернером. Сверление выполняют ручной дрелью, электродрелью или на сверлильном станке.

При сверлении тонколистового металла обычное спиральное сверло сминает и рвет заготовку. В этом случае применяют сверла со специальной заточкой.


2. Устройство сверлильного станка, приемы работы на нем.

Сверлильный станок, как и любая технологическая машина, состоит из следующих составных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа, органов управления. Передаточный механизм служит для передачи движения от электродвигателя к рабочему органу, которым является сверло. Оно крепится в патроне, насаженном на вращающийся вал – шпиндель.

Вращение от двигателя к шпинделю передаётся с помощью ременной передачи. На передней панели станка расположены кнопки включения и выключения электродвигателя.

В зависимости от материала заготовки требуется различная скорость сверления. Для этого устанавливают необходимую частоту вращения шпинделя, перебрасывая ремень ременной передачи на шкивы разных диаметров.

Перед сверлением убирают с рабочего стола все лишнее. Заготовку с накерненными центрами отверстий закрепляют в тисках. Для проверки правильности закрепления сверла кратковременно включают станок. Включают станок и сверлят отверстие, плавно нажимая на рукоятку. При сверлении сквозных отверстий заготовку устанавливают на деревянный брусок.


3. Практическая работа «Сверление отверстий».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З: §42, с. 173 – 175;

§ 28; 29; с. 86 – 94.

ЗАНЯТИЕ № 21


ТЕМА: Способы соединения деталей из листового металла.

ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с различными видами соединения тонколистового

металла и проволоки, приемами соединения, техникой безопасности.

Формировать умения выполнения соединений тонколистового материала.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Соединение фальцевым швом. 2. Соединение с помощью

заклепок. 3. Пр.р. «Сборка изделия».

ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы изделий, заготовки, инструменты, заклепки.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебная мастерская.

Время: 2*40.

Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент. Повторение:

  • Устройство настольного станка.

  • Приемы работы, ТБ.

О.Ч. 1. Соединение фальцевым швом.

- Последовательность выполнения : на расстоянии 6 – 8мм от края соединяемых листов размечают линии сгиба и сгибают листы под прямым углом. Затем подгибают края заготовок, соединяют их в замок и подгибают листы вблизи шва с помощью деревянного бруска, чтобы соединение не разъединилось.

Соединение деталей фальцевым швом применяют при изготовлении ведер, водосточных и вентиляционных труб, консервных банок.

На заводах такая работа выполняется жестянщиками на фальцепрокатных станах.


2. Соединение тонколистового металла с помощью заклепок.

Заклепки – крепежные детали, состоящие из закладной головки и стержня. Их изготавливают из мягкой стали, меди, алюминия, латуни. Существуют заклепки с полукруглой, потайной, плоской, полупотайной головками.

- Последовательность выполнения: Вначале размечают центры отверстий под заклепки. Затем пробивают отверстия пробойником или сверлят. Диаметр отверстия должен быть больше диаметра заклепки. Заклепку вставляют в отверстие. Закладную головку размещают в углублении поддержки и ударами молотка по натяжке сближают соединяемые детали одну с другой. Затем круговыми ударами молотка расклепывают выступающую головку и придают ей правильную форму с помощью обтяжки.

Применяют в самолетостроении, кораблестроении, для соединения деталей мостов, при изготовлении металлической посуды.

В промышленности заготовки соединяют заклепками при помощи пневматических клепальных молотков или на специальных клепальных машинах.


3. Пр.р. «Сборка изделия».



З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З: §40 – 41, с. 169 – 172;

§ 30; с.94 - 96.





ЗАНЯТИЕ № 22


ТЕМА: Способы отделки изделий из листового металла.

ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с различными способами отделки изделий из металла.

Формировать умения отделки изделий с соблюдением безопасных приемов

работы.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Способы отделки изделий из металла. 2. Приемы

безопасной работы. 3. Пр.р. «Отделка изделия».

ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы изделий, заготовки, инструменты, приспособления.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебная мастерская.

Время: 2*40.

Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент. Повторение:

  • Способы соединения тонколистового металла.

  • ПТБ.

О.Ч. 1. Способы отделки изделий из металла.

Для того, чтобы изделия из тонколистового металла и проволоки имели красивый внешний вид, их зачищают напильником и шлифовальной шкуркой и покрывают краской или лаком.

Зачистку деталей начинают с запиливания кромок, заусенцев и острых углов напильником с мелкой насечкой. После этого шлифовальной шкуркой снимают неровности и царапины на поверхности деталей, а также старательно счищают следы ржавчины.

Перед окраской или лакированием поверхности деталей обезжиривают специальными растворами.

Краску или лак наносят методом распыления из баллончиков или кистью равномерно по всей поверхности. Нанесенную кистью масляную краску тщательно растирают по всем направлениям. Эмалевую краску (эмаль) наносят без растирания. Второй слой краски или лака наносят после высыхания первого. Покрытие лаком или краской защищает поверхность изделий от коррозии.


2. Приемы безопасной работы.

  • Работы по окраске и лакированию выполнять в проветриваемом помещении.

  • Следить за чистотой рук и одежды. Не касаться грязными руками глаз и лица.

  • Не окрашивать изделия вблизи нагревательных приборов.

  • После окончания работы тщательно мыть руки с мылом.


3. Практическая работа «Отделка изделия».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З: § 31; с.97 - 98.










ЗАНЯТИЕ № 23 - 26


ТЕМА: Практическая работа по выполнению творческого проекта.

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний и умений по конструированию, творческому решению

проектов; разметке заготовок, технологии обработки материалов, применению

различных способов соединений и отделки изделий; оформлению творческого

проекта; правилам техники безопасности.

ОБОРУДОВАНИЕ: Образцы изделий, творческих проектов; инструменты и приспособления для выполнения практической работы.

МЕТОД: Беседа; текущий инструктаж; практическая работа..

МЕСТО: Учебные мастерские.

ВРЕМЯ: 8*40.


Ход занятия.


В.Ч. Организационный момент.

Повторение:

  • Правила техники безопасности.

  • Приемы безопасной работы.


О.Ч. Практическая работа по выполнению творческого проекта.

1. Помощь учащимся в выполнении практической работы.

2. Текущий инструктаж по мере необходимости.



З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З: с. 222 – 232;

§ 40, с. 121 – 123; §44, с. 133 – 134.


























ТЕХНИКА В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ЗАНЯТИЕ № 27


ТЕМА: Основные с/х машины и почвообрабатывающие орудия. ПТБ.

ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с назначением и рабочими органами основных с/х

орудий и машин. Научить находить сходство в назначении, устройстве и

принципе действия рабочих органов машин и ручных орудий труда.

Использовать изучаемые материалы для воспитания интереса к с/х технике.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Назначение и классификация с/х машин. 2. Рабочие

органы с/х машин. 3. Пр.р. «Частичная разборка зубовой бороны».

ОБОРУДОВАНИЕ: Ручной инвентарь, рабочие органы с/х машин, учебные таблицы,

модель зубовой бороны, инструкции по ТБ.

МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение.

Р.К. С/х машины нашей местности.


Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

О.Ч. 1. Назначение и классификация с/х машин.

Техника – совокупность средств человеческой деятельности. Это машины, механические орудия, различные устройства.

В зависимости от вида выполняемых работ с/х машины и орудия делятся на:

Почвообрабатывающие машины и орудия: плуги, бороны, лущильники, культиваторы, катки.

Для внесения удобрений: разбрасыватели минеральных, твердых и жидких удобрений.

Посевные: сеялки; посадочные: сажалки и рассадопосадочные машины.

Для ухода за растениями: культиваторы, опыливатели, опрыскиватели, дождевальные машины и установки.

Уборочные: косилки, жатки, комбайны и т.д.

Для первичной обработки с/х продукции: зерноочистительные, сортировальные и др. машины.

Работают на этих машинах механизаторы широкого профиля. Это люди разных профессий: инженеры-механизаторы, операторы животноводческих ферм, мастера по ремонту электрообо- рудования. Среди них главная профессия на селе – тракторист-машинист широкого профиля.

2. Рабочие органы с/х машин.

С/х машины состоят из деталей и сборочных единиц. Деталь – изделие, выполненное из одного материала без применения сборочных операций. Сборочная единица – детали, соединенные друг с другом. Подвижное соединение – если детали крепятся так, что могут перемещаться относительно друг друга. Неподвижные соединения – неразъёмные (заклепочные, сварные, клеевые) и разъёмные (резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые).

С помощью рабочих органов с/х машины выполняют полезную работу ( обработку почвы, посев).

Рабочие органы почвообрабатывающих: корпуса, диски, лапы, зубья; для внесения удобрений: транспортеры и разбрасывающие устройства; посевных и посадочных: высевающие и посадочные аппараты, сошники и бороздозакладывающие устройства.

Служебные части машин: остов (рама), передаточный механизм, механизм для регулирования с/х машин, устройство для передачи силы тяжести машин и орудий на почву и обеспечения их передвижения; вспомогательные устройства (кабины, прицепные устройства и т.д.).



3. Практическая работа «Частичная разборка зубовой бороны».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З: С. 56 – 58 (4).

ЗАНЯТИЕ № 28


ТЕМА: Машины для внесения удобрений.

ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с назначением, принципом работы машин для

внесения удобрений, с устройством разбрасывающего диска.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. С/х машины для внесения удобрений. 2. Пр.р. «Знакомство

с устройством разбрасывающего диска».

ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты, макеты, учебные пособия.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, математика.

Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение:

  • Классификация с/х машин.

  • Рабочие органы.

  • Служебные части.


О.Ч. 1. С/х машины для внесения удобрений.

Для внесения удобрений применяют разбрасыватели минеральных, твердых и жидких удобрений. В зависимости от способов и сроков внесения удобрений различают машины для внесения удобрений:

  1. Допосевного (основного).

  2. Припосевного (рядкового или небольшими дозами вблизи гнёзд растений).

  3. Послепосевного (для подкормки растений в период их вегетации).

Для 1 вида применяют прицепы – разбрасыватели органических удобрений, жижеразбрасыватели, тракторные центробежные разбрасыватели, сеялки, автомобили – разбрасыватели минеральных удобрений.

Для 2, 3 вида применяют туковысевающие аппараты.

Основными органами машин для внесения удобрений служат транспортеры и разбрасывающие устройства (барабаны, диски и др.). Удобрения, расположенные в ёмкостях, поступают к разбрасывающим устройствам, с помощью которых они равномерно распределяются по поверхности поля или вносятся в почву.


2. Практическая работа «Знакомство с устройством разбрасывающего диска».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З: С. 58 (4).












ЗАНЯТИЕ № 29


ТЕМА: Посевные и посадочные машины.

ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с основными посевными и посадочными машинами,

их видами, принципом работы.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Посевные и посадочные машины. 2. Пр.р. «Разборка

высевающего аппарата».

ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты, макеты, учебные пособия.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение, математика.

Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение:

- классификация машин для внесения удобрений;

- машины для внесения органических удобрений;

- машины для внесения минеральных удобрений.


О.Ч. 1. Посевные и посадочные машины.

Посев с/х культур осуществляют сеялками, а посадку – сажалками и рассадопосадочными машинами.

К рабочим органам посевных и посадочных машин относятся высевающие, высаживающие аппараты, сошники и бороздозакрывающие устройства, с помощью которых семена высеваются, заделываются почвой, а клубни и рассада высаживаются.

Сеялки в зависимости от способа посева делят на две группы: для рядового посева и посева пропашных культур. Они бывают универсальные, предназначенные для посева семян различных культур (зерновых, зернобобовых, трав), и специальные, рассчитанные на посев семян одной культуры (кукурузы, сахарной свеклы).

Универсальная зернотуковая сеялка предназначена для рядового посева зерновых и зернобобовых культур с одновременным внесением в засеваемые рядки гранулированных минеральных удобрений.

Принцип работы сеялки следующий: семявысевающие аппараты подают семена из семенного ящика в семяпроводы. В них также поступают минеральные удобрения из туковысевающих аппаратов. Семена и удобрения подают в бороздки, образованные сошниками, и засыпаются почвой при помощи загортачей.


2. Практическая работа «Разборка высевающего аппарата».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З: С. 182 (4).













ЗАНЯТИЕ № 30


ТЕМА: Орудия и машины для ухода за растениями.

ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с основными машинами для ухода за растениями,

их основными рабочими органами; с уборочными машинами.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Орудия и машины для ухода за растениями. 2. Уборочные

машины. 3. Пр.р. «Знакомство с культиватором».

ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты, макеты, учебные пособия.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение.

Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение:

- посевные машины;

- посадочные машины.


О.Ч. 1. Орудия и машины для ухода за растениями.

Ухаживают за растениями с помощью культиваторов, опыливателей, опрыскивателей, дождевальных машин и установок и т.д.

Культиваторы для междурядной обработки рыхлят почву, уничтожают сорняки в междурядьях пропашных культур: кукурузы, свеклы, картофеля, хлопчатника, капусты и т.д. С их помощью вносят удобрения, при необходимости – окучивают растения. На этих культиваторах устанавливают различные рабочие органы: односторонние лапы, стрельчатые плоскорежущие и универсальные лапы, рыхлительные долотообразные лапы, подкормочные ножи, окучники и т.д.

Сетчатые бороны предназначены для рыхления верхнего слоя почвы и уничтожения сорняков, разрушения корки на посевах в период появления всходов, боронования гладких и гребневых посадок картофеля, прореживания всходов сахарной свеклы и кукурузы. Рабочие органы сетчатых борон – зубья, изготовленные из круглых стальных прутков.


2. Уборочные машины.

Убирают сельскохозяйственные культуры косилками, жатками, комбайнами и т.д. Комбайн является самоходной сельскохозяйственной машиной, косилки, жатки – прицепными. Валковая жатка навешивается на зерноуборочный комбайн.


  1. Практическая работа «Знакомство с культиватором».



З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Д/З: С. 105 – 108 (4).













ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ
В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ЗАНЯТИЕ № 31


ТЕМА: Безопасность труда на УОУ. Правила проведения наблюдений и постановки

опытов.

ЦЕЛЬ: Закреплять знания учащихся о приемах безопасного труда на УОУ.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое агротехника. 2. Правила проведения наблюдений

и постановки опытов. 3. Безопасность труда на УОУ. 4. Пр.р. «Обработка

почвы».

ОБОРУДОВАНИЕ: Инструкция по ТБ, инвентарь.

МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение.

Р.К. Сезонные особенности обработки почвы в СКЭЗ.

Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение:

- машины для ухода за растениями;

- уборочные машины.


О.Ч. 1. Что такое агротехника.

Агротехника – приемы выращивания растений, которая включает обработку почвы, внесение удобрений, подготовку семян и посадочного материала к посеву (посадке), посев и посадку, уход за растениями, защиту растений от сорняков, болезней и вредителей, уборку урожая.

Совершенствовать агротехнику можно путем опытной проверки приемов возделывания растений в конкретных условиях.


2. Правила проведения наблюдений и постановки опытов.

Опыт предполагает сравнение: исследуемое растение сравнивается с контрольным. В опыте изучают как влияют на урожай различные агротехнические приемы. Обязательно должны быть опытные и контрольные делянки.

Правила проведения опытов:

- изучить по учебнику биологические особенности выбранной культуры и приемы ее выращивания;

- определить условия выращивания растений на опытной и контрольной делянках: на опытной проверяется влияние того или иного приема на урожай, на контрольной этот прием не применяется;

- все условия выращивания и виды работ (кроме изучаемого приема) должны быть одинаковыми;

- за растениями на опытной и контрольной делянках нужно обязательно вести наблюдения, сравнивать их рост и развитие;

- своевременно, правильно, в один и тот же день убирать и учитывать урожай с контрольных и опытных делянок.


3. Безопасность труда на УОУ (инструкция №28 по ТБ).

4. Практическая работа «Обработка почвы».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З: С. 25 – 27 (4).




ЗАНЯТИЕ № 32


ТЕМА: Влияние обработки почвы и внесения удобрений на рост и развитие

растений.

ЦЕЛЬ: Расширить, закрепить знания учащихся о влиянии обработки почвы и

внесения удобрений на рост и развитие растений. Формировать умение

сортировки семян.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Виды и значение весенней обработки почвы. 2. Внесение

удобрений. 3. Пр.р. «Сортировка семян».

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы, с/х инвентарь.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение.

Р.К. Овощи, выращиваемые на ПОУ.

Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение:

- ПТБ;

- что такое агротехника;

- опыт, правила проведения опыта.


О.Ч. 1. Виды и значение весенней обработки почвы.


Боронование – почва рыхлится на глубину 4 – 5см: разрушается почвенная корка, измельчаются комья, перемешивается поверхностный слой.

Культивация – рыхление на глубину 6 – 8см: разрушается поверхностная корка, сохраняется влага в почве, уничтожаются сорняки.

Прикатывание – обработка почвы с целью её уплотнения, выравнивания поверхности, разрушения корки, измельчения глыб. На выровненной почве семена дают более дружные и ровные всходы.


2. Внесение удобрений.


- Внесение с учетом требований культур, под которые готовится почва.

- Внесение с учетом удобрений, внесенных осенью.

- Под некоторые культуры (картофель) внесение органических удобрений и повторная вспашка почвы на 4 – 5см мельче глубины зяблевой вспашки.

- Проведение внесения минеральных удобрений и посева одновременно, чтобы меньше разрушать почву орудиями.


3. Практическая работа «Сортировка семян».



З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З: § 51, с. 211 - 214.

С. 27 – 29 (4).






ЗАНЯТИЕ № 33


ТЕМА: Эффективность применения высококачественного посевного и посадочного

материала.

ЦЕЛЬ: Формировать у учащихся знания о способах повышения качества посевного

и посадочного материала, о значении применяемых способов для выращивания

урожая.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Эффективность применения посевного и посадочного

материала высокого качества. 2. Пр.р. «Подготовка грядок к посеву».

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебные пособия, таблицы, с/х инвентарь.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение.

Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение:

- виды и значение весенней обработки почвы;

- особенности весеннего внесения удобрений.


О.Ч. 1. Эффективность применения высококачественного посевного и посадочного

материала.

Качество семян зависит прежде всего от условий хранения. На хранение семена следует засыпать сухими. В зернохранилищах необходимо поддерживать определенную температуру и влажность воздуха.

Способы повышения качества посевного и посадочного материала, значение применяемых способов для выращивания урожая:

Обеззараживание Предохраняет растения от болезней и вредителей.

Отбор крупных семян Семена дают более дружные и сильные всходы, повышается

урожай.

Намачивание и

проращивание семян Ускоряется прорастание семян и появление всходов.

Закалка семян

(воздействие пониженными Ускоряет появление всходов; семена дают более дружные всходы;

температурами) повышается урожай.

Предпосевное прогревание Семена дают более дружные всходы. Образуется большее

семян количество плодов. Цветение и плодоношение начинается в

более ранние сроки.


2. Практическая работа «Подготовка грядок к посеву».


З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З: С. 29 – 35 (4).










ЗАНЯТИЕ № 34


ТЕМА: Особенности ухода за культурами с учетом их биологических особенностей.

ЦЕЛЬ: Формировать у учащихся умения правильно выполнять посев семян, умения

выполнения работ по уходу за растениями с учетом их биологических

особенностей.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Правила посева семян овощных и цветочно- декоративных

культур. 2. Особенности ухода за растениями. №.Пр.р. «Посев семян».

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебные пособия, таблицы, с/х инвентарь, посевной материал.

МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа.

МЕСТО: Учебный кабинет.

Время: 2*40.

М.С. Природоведение.

Р.К. Время посева овощных культур в СКЭЗ.

Ход занятия.


В.Ч. Орг. момент.

Повторение:

- способы повышения качества посевного и посадочного материала;

- их значение для выращивания растений.


О.Ч. 1. Правила посева овощных и цветочно-декоративных культур.

  • Заранее подготовить почву, разбив комья, и разровняв поверхность.

  • Рассчитать, какое количество семян потребуется для посева на делянках, исходя из норм посева (1 кг луковиц до 3см в поперечном сечении на 10м2, 16г семян свеклы на 10м2 и т.д.).

  • Подготовить семена к посеву.

  • Посеять семена, делая расстояние между рядками и расстояние в рядах соответственно требованиям для каждой культуры (таблица 4, с. 15 (4)).

  • Если почва сухая, то после посева грядки полить.


2. Особенности ухода за растениями.

Требования к выполнению работы по уходу за растениями (табл. 7):

Полив – посевы и всходы лучше поливать лейкой с разбрызгивателем, взрослые растения – без разбрызгивателя. Работу выполнять в несколько приемов, вечером или утром.

Прополка – удалять сорняки следует до созревания в них семян, с корнями. Лучше после полива или дождя.

Рыхление почвы - поводят после дождя или полива на глубину 5 - 10см в зависимости от культуры. Поверхность почвы после рыхления должна быть выровнена.

Прореживание – после дождя или полива удалять с корнем слабые растения. Более сильные, здоровые оставлять на расстоянии, предусмотренном схемой посева.

Подкормка – в увлажненные борозды вносят минеральные и органические удобрения в сухом виде или в виде водных растворов. Удобрения, попавшие на листья, смывают чистой водой.


3. Практическая работа «Посев семян».



З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.


Д/З: §52 – 53, с. 214 – 221;

с. 29 – 35 (4).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Поурочное планирование по технологии (мальчики) 5 класс

Автор: Михалев Сергей Валерьевич

Дата: 14.07.2015

Номер свидетельства: 222817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Поурочное планирование по технологии 5 класс (мальчики) "
    ["seo_title"] => string(60) "pourochnoie-planirovaniie-po-tiekhnologhii-5-klass-mal-chiki"
    ["file_id"] => string(6) "121433"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413974992"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Поурочное планирование по технологии 8 класс (мальчики) "
    ["seo_title"] => string(60) "pourochnoie-planirovaniie-po-tiekhnologhii-8-klass-mal-chiki"
    ["file_id"] => string(6) "122733"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414333026"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Тематическое планирование по технологии для мальчиков 7 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(76) "tiematichieskoie_planirovaniie_po_tiekhnologhii_dlia_mal_chikov_7_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "362290"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480004205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства