Данная программа рассчитана на четыре года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - " Самоделкин ".
Целью обучения по курсу "Самоделкин" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач:
раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по технологии на 4 года»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 157
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель РМО Директор МБОУ СОШ № 157
_______________ Н. П. Петрова_______________
(протокол № 1 от 28.08.2014 г.) (приказ № 200 от 29.08.2014г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Самоделкин»
Учитель Кузьминых В. В.
2014-2015 учебный год
Аннотация
Данная программа рассчитана на четыре года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "Самоделкин ".
Целью обучения по курсу "Самоделкин"является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач:
раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.
Оглавление.
Пояснительная записка
Требоания к уровню подготовки учащихся
Учебно- тематический план (на 4 года обучения)
Список литературы
Пояснительная записка.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.
Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она расчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.
Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.
Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.
В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.
Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":
материаловедение;
технология обработки древесины;
элементы машиноведения;
графика;
техническое творчество;
введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.
В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - инструктором по труду.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:
учебники, справочники;
дидактический материал;
дополнительная литература.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.
Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева".
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Воспитанники должны
Знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);