Цели:
Образовательная:
- закрепить знания об устройстве швейной машины;
- познакомить с устройством шпульного колпачка;
- научить приемам заправки верхней нитки в машину и шпульки с нижней ниткой в шпульный колпачок;
- научить заправлять верхнюю и нижнюю нити.
Развивающая:
- развивать умение организовывать работу в парах;
- формировать умение анализировать и оценивать работу;
- продолжать развитие моторики пальцев рук
Воспитательная:
- воспитывать техническую культуру, аккуратность;
- прививать интерес к работе на швейной машине;
- показать значимость приобретенных знаний;
- совершенствовать навыки общения.
Задачи:
- формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;
- развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;
- устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Универсальные учебные действия:
личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- воспитание чувства само- и взаимоуважения;
- развитие сотрудничества при работе в парах.
регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем алгоритму;
- уметь корректировать свои действия.
познавательные:
- делать выводы о результате работы;
- составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- взаимно контролировать действия друг друга.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: комбинированный урок с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные:
- рассказ;
- беседа;
- диалог;
- показ трудовых приёмов;
- демонстрация презентации;
Практические:
- заправка шпульки с нижней ниткой в шпульный колпачок;
- установка шпульного колпачка в челночное устройство;
- заправка верхней нити;
- вытягивание челночной нитки.
Интеллектуальные:
- сравнение;
- анализ
- обобщение.
Форма работы:
- фронтальная,
- работа в парах.
Оборудование:
- швейная машина,
- шпульный колпачок,
- шпулька,
- нитки,
- ножницы,
- лоскут ткани.
Дидактические средства:
- экран,
- проектор,
- компьютер,
- презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверка списочного состава.
- Готовность обучающихся к уроку.
- Создание позитивного творческого настроя на познавательную деятельность.
2. Мотивация познавательной деятельности.
- Швейная машина – это устройство, выполняющее механические движения сшивания текстильных материалов, кожи и меха, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий.
- Если я вас попрошу соединить два кусочка ткани, вы сможете это сделать? ( Нет, так как мы не можем заправлять швейную машину.)
- Мы с вами знаем, что для получения машинной строчки чаще всего необходимы две нити. Какие? (Верхняя, идущая от катушки, и нижняя, идущая со шпульки.)
- Скажите мне, пожалуйста, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Заправка верхней и нижней нитей в швейной машине)
- Скажите, пожалуйста, пригодится ли вам в дальнейшем умение работать на швейной машине? (Ответы учащихся)
- Чтобы шить на машине, необходимо с ней правильно обращаться: быть аккуратным, уметь смазывать и налаживать машину. Также необходимо правильно заправлять швейную машину. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с порядком заправки верхней и нижней нитей в швейной машине, а во время практической работы вы научитесь заправлять и верхнюю и нижнюю нити.
- Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, надо вспомнить изученное ранее.
3.Актуализация знаний.
Для проверки уровня усвоения знаний обучающихся, полученных на предыдущих уроках по разделу: «Машиноведение», учащимся предлагается работа по слайдам «Основные детали швейной машины» и «Устройство шпульного колпачка». Учитель оценивает работу учащихся.
Проверка санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности при работе на швейной машине.
Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине:
- Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
- Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд.
- Стул должен стоять напротив иглы.
- Расстояние между работающим и столом машины должно быть 10-15 см.
- Руки во время работы должны лежать на платформе машины (на изделии), правая впереди левой под рукавом машины.
- Изделие должно находиться на расстоянии 30-40 см. от глаз работающего.
Правила ТБ при работе на швейной машине:
- При работе на швейной машине волосы убрать под косынку, застегнуть пуговицы рукавов одежды.
- Перед работой проверить исправность шнура.
- При включении и выключении швейной машины в электрическую сеть
браться за корпус вилки шнура.
- Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, особенно при
включенном электродвигателе.
- Заправляя нитку в машинную иглу, не держите ногу на педали.
- Перед началом шитья на машине в изделии не должно находиться булавок
и игл.
- На машине не должны лежать посторонние предметы.
- Не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола их иглой.
- Не наклоняться близко к движущимся частям машины.
- Если игла сломалась, найти сломанные части и отдать учителю.
4. Первичное усвоение знаний. Изучение нового материала.
Используя рисунки слайдов учитель рассказывает правила установки и выемки шпульного колпачка, порядок заправки шпульки с нижней ниткой в шпульный колпачок, порядок заправки верхней нити, плавила вытягивания нижней нити.
Обучающиеся слушают объяснения учителя, смотрят слайды (аудиальное и визуальное изучение нового материала).
Заправки нижней нити.
Возьмите шпульный колпачок в левую руку и вставьте в него шпульку с нитью. Шпульку нужно держать таким образом, чтобы нить свешивалась в направлении, противоположном направлению косой прорези и чтобы конец нити располагался ближе к внутренней щечке шпульки. Это облегчает заправку нити.
Протяните нить правой руки через косую прорезь под прижимную пружину, а затем в небольшую прорезь на конце пружины, оставив свободный конец длиной 10 см. Проследите за тем, чтобы при протягивании нити не сдвинулась прижимная пружина.
Потяните за конец нити и убедитесь в том, что нить выходит из шпульного колпачка с небольшим усилием, шпулька вращается свободно, не заедает.
Установка шпульного колпачка.
Прежде чем установить шпульный колпачок в механизм челнока, нужно выполнить несколько подготовительных операций.
- Проворачивая рукой маховое колесо, установите иглу в самое верхнее положение, чтобы она не мешала устанавливать шпульный колпачок.
- Отодвиньте задвижную пластинку так, чтобы обеспечить свободный доступ к челночному механизму.
- Уберите ногу с педали реостата электропривода, выключите машину из сети.
Установка шпульного колпачка в машину производится следующим образом.
Берут заправленный шпульный колпачок за крылышко защелки и отгибают ее до упора. В этом положении крылышко защелки необходимо держать постоянно указательным и большим пальцами левой руки для того, чтобы шпулька не выпала из шпульного колпачка. Затем надевают шпульный колпачок на шпиндель челнока. При этом установочный палец должен войти в соответствующий вырез накладной пластинки механизма челнока. Потом постепенно отпускают крылышко защелки, одновременно прижимая внутрь шпульный колпачок, пока он не защелкнется.
Заправка верхней нити.
Верхняя нить – это нить, которая проходит от катушки к игольному ушку. Перед заправкой верхней нити нужно поднять прижимную лапку, затем вращением махового колеса установить иглу и рычаг нитепритягивателя в крайнее верхнее положение.
Заправка верхней нити производится следующим образом:
Нить от катушки проводят через верхний нитенаправитель к регулятору натяжения верхней нити. Пропускать нитенаправитель нельзя, потому что нить должна войти в регулятор натяжения под определенным углом. Затем нить заправляют в нитепритягиватель. Проводят нить через два нижних нитенаправителя и заправляют в ушко иглы со стороны длинного желобка, оставив свободный конец длиной 10 см.
Вытягивание нижней нити.
После заправки верхней нити следует вытянуть наверх нижнюю нить из шпульного колпачка. Для этого, придерживая левой рукой конец нити из ушка иглы, но не натягивая нить, поворачивают на себя маховое колесо, чтобы игла с нитью сначала опустилась в отверстие игольной пластины, захватила там нить, выходящую из шпульного колпачка, а затем опять поднялась в свое верхнее положение. После этого нужно потянуть за конец верхнюю нить и через отверстие в игольной пластине вытянуть нижнюю нить наверх. Концы обеих нитей укладывают под прижимную лапку.
5. Алгоритмизация полученного знания.
После просмотра слайдов учитель предлагает повторить вслух алгоритм действий по заправке нитей, показывая видеоролик без звука. Обучающиеся (по желанию) вслух проговаривают эти действия.
6. Практическая работа: «Заправка верхней и нижней нитей»
Учащимся предлагается работа в парах.
- Заправить нижнюю нить.
- Установить шпульный колпачок в челночное устройство.
- Заправить верхнюю нить.
- Вытянуть нижнюю нить.
Учитель делает целевые обходы, наблюдает, помогает при затруднениях.
7. Анализ и оценка результатов.
- Учащиеся анализируют и оценивают свою работу и работу друг друга, используя критерии оценивания, которые заранее приготовлены учителем.
- Анализ практической работы:
- Было трудно?
- Что получилось лучше?
- Что не получилось и почему?
- Вы достигли поставленных целей?
8. Домашнее задание
Оформить в тетради:
- Алгоритм заправки нижней нити;
- Алгоритм заправки верхней нити.
9. Подведение итога урока.
- Выставление оценок.
- Рефлексия.
В завершение урока я хочу попросить вас продолжить одну из фраз:
1. Сегодня я узнал(а)…
2. Было трудно…
4. Я выполнял(а) задание…
5. Я понял(а), что…
6. Теперь я могу…
7. Я приобрел(а)…
9. Я научился(ась)…
10. У меня получилось …
11. Я смогла…
12. Урок дал мне для жизни…
13. Мне захотелось…