Тема урока: Выполнение проекта «Шарф». | Тип урока: Комбинированный урок | |
Цель урока | Способствовать развитию умений выполнять поэтапно художественные проекты с учетом творческого замысла; применять основные художественные выразительные средства на каждом этапе выполнения художественного проекта. |
Задачи урока: | Образовательные: Способствовать формированию и развитию умений и навыков вязания крючком, способствовать осознанию основного технологического материала. |
Развивающие: Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы). Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений). |
Воспитательные: Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. |
Планируемые результаты | Предметные | Понимание и определение понятий «Вязание крючком», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности. |
Личностные | Осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности. |
Метапредметные | Коммуникативные | Вступать в общение и творческое взаимодействие, соблюдая правила общения, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого, а также в оценке работы товарищей; распределять работу в парах и группе, осуществлять продуктивное взаимодействие в работе. |
Регулятивные | Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с инструкцией; прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов; планировать практические действия; руководствоваться правилами при выполнении работы; осуществлять поэтапный и итоговый контроль; корректировать работу, производить оценку выполненной работы. |
Познавательные | Воспринимать и анализировать текстовую и зрительную информацию; расширять круг знаний о новых технологиях работы; прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов; использовать полученные знания и умения в творческой практической работе. |
Межпредметные связи | История, математика, МХК |
Ресурсы урока | Презентация «Основные виды петель вязания крючком», интерактивные тесты, видео «Основные виды петель», карточки со схемами вязания крючком. |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
УМК | Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.- М.: ДРОФА, 2014. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, _____ мин | Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания). Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»). | Осуществляемые действия: Формируемые способы деятельности: | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Личностные: - эмоциональный настрой на урок; - самоорганизация. Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке |
2 | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, _____ мин | Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок Обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися Формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще Использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания. | Представляют презентации ««Виды вязания», «Ассортимент вязаных изделий крючком». Зачитывают сочинения «Любовь к вязанию в моей семье» или «Традиции вязания в моей семье». | | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности | Личностные: - Активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач; Регулятивные: - умение поставить учебную цель. Познавательные: - Умение анализировать, структурировать знания; - умение выделять и формулировать задачи. Коммуникативные: - Умение выражать свои мысли в устной форме. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин | Возможно, вам приходилось испытывать восхищение какой-нибудь встречной дамой, которая повязала шарф на первый взгляд небрежно, но крайне элегантно, и задавать себе вопрос - как у неё получилось так искусно подобрать цветовую гамму или акцентировать внимание окружающих на элегантном предмете своего гардероба? - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Чему вы сможете научиться? - Правильно, тема сегодняшнего урока «Шарф как аксессуар одежды» и сегодня на уроке мы с вами узнаем историю возникновения и развития этого аксессуара одежды. Познакомимся с различными видами шарфов и техниками их изготовления. А также рассмотрим новые тенденции и предложения современных дизайнеров. После изучения данного материала вы приступите к практической работе и самостоятельно попробуете оформить шарф на выбранной вами модели). | Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.. Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений о теме урока и т.д. Прихватки – цветы. Они украсят интерьер любой кухни. Мечта любой хозяйки. Ответы детей по группам. Кто больше и оригинальнее даст ответов. (Игрушки, подставка под горячее, игольница, брелок и т.д.) Ответ: Они все связаны крючком. Ответ: Вязание крючком.(слайд8) Ответы: •Связать крючком красивое изделие; •Читать схемы, вязать по схемам; •Научиться приемам вязания цветов. | Презентация «Шарф как аксессуар» | Усвоение новых знаний и способов действий на уровне вос-приятия. - Закрепление знаний по предыдущим темам. - умение давать определения новым понятиям темы; | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - умение работать с различными источниками информации; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний; - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме; |
4 | Актуализация знаний, _____ мин | Практически у всех из нас есть шарф, но едва ли кто-то задумывался об истории возникновения привычного аксессуара. Само слово "шарф" имеет древнееврейское происхождение. В давние времена оно дословно обозначало "серафим", "змей", "змееподобная молния" (Слайд 14). На столе у вас тексты для самостоятельного изучения, ознакомьтесь с ними и подготовьтесь рассказать всему классу, что нового вы узнали об истории шарфа. | Работа в группах (5 мин). Ученицы работают с текстами для самостоятельного изучения, готовятся к выступлениям об истории шарфа. | Текст для самостоятельного изучения по истории возникновения шарфа как аксессуара одежды. | - Понимание и определение понятий: «Декоративно-прикладное творчество», «Техника вязания», «Художественный вкус», «Пропорция, цвет, размер»; | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни |
5 | Первичное усвоение новых знаний, _____ мин | Современный шарф, какой он? Какова его основная функция, дизайн и техника изготовления? Разновидностей шарфов множество. У каждого человека в гардеробе имеется шарф и не один, не зависимо от его достатка и социального положения. Они могут быть нарядными, теплыми или тонкими и легкими. Технику изготовления можно найти в журналах по вязанию. В телевизионных передачах «Модный приговор», «Женский журнал», «Снимите это немедленно» предлагают множество моделей и вариантов завязывания шарфов. Меховые шарфы (Слайд 2) Это трикотажные и текстильные шарфы с натуральным мехом норки, лисы или кролика. Меховые украшения - полоски, хвостик и, бубоны по краям или по всей длине. Они призваны, не только согревать в холодное время года, но и украшать элегантные шеи барышень. Мех – это, несомненно, элемент шика. Но поскольку мы живём в России мех – это и элемент необходимой защиты от мороза и ветра. Современные вязальщицы добавляю пряжу «травка», имитируя мех. Шёлковые шарфы (Слайд 3 ) Это один из самых элегантных женских аксессуаров, придающих стильность любой женщине. Он прекрасно подойдет и к деловому костюму, и к повседневному, и к вечернему наряду, подчеркнет индивидуальность, добавит имиджу некий шарм. Носить шарф можно как вокруг шеи, так и вокруг бедер. Подбирая шелковый шарф с росписью, учитывайте цвет вашего лица, глаз, волос, а потом уже цвет одежды, с которой Вы будете носить шарф. Вязаные шарфы. Тёплые шарфы и палантины, связанные на спицах являются уже классикой данных аксессуаров. (Слайд 4) Новые тенденции предложены в вязании данных изделий крючком. Модницы могут выбрать модели шарфов и палантинов, связанных цельным полотном или из мотивов. (Слайд 5) Разнообразен материал и декор изделий. Интересны шарфы, связанные на вилке. Они отличаются особой легкостью и воздушностью. (Слайд 6) Также шарфы или палантины можно связать в технике Перуанского вязания (вязание крючком на палочке). Им присущ свой характерный ажурный узор. (Слайд 7) Шарфы боа (Слайд 8) Длинный узкий женский шарф из меха или перьев (страусовых). Вошло в моду в начале 19 века и считалось дамским украшением. Сегодня модельеры предлагают и вязаные шарфы боа. Шарфы жатка (Слайд 9) Шарфы жатка – модная вещица, которая украсит любой образ. Она объемна и совершенно не мнётся. Такой шарф можно завязать на сумку, а когда понадобится, эффектно накинуть на плечи или намотать на шею. Мужские шарфы (Слайд 10)Подобно галстуку, лёгкое кашне – одна из «бесполезных» деталей туалета мужчины, служащая, исключительно подчёркиванию элегантности. Вообще, моду на лёгкие мужские шарфы, ввёл ни кто иной, как легендарный итальянский актёр и режиссёр Марчелло Мастроянни. Именно он первым появился на широкой публике в лёгком белоснежном шёлковом шарфе, небрежно наброшенном прямо поверх смокинга, и с того памятного дня мир охватила мода на шарфы поверх пиджаков. И сегодня шёлковый шарф на шее мужчины придаёт ему изрядный флёр элегантности и изысканности. В то же время, аналог из шерсти грубой вязки и соответствующей расцветки подчеркнёт мужественность и силу. (Слайды 11) Шарфы с логотипами Сегодня можно встретить множество шарфов с определёнными логотипами. Они означают принадлежность к определённой группе – клубы спортивных болельщиков, участники акций, сотрудники компании и т.д. (Слайды 12) | | Презентация «Шарф как аксессуар» | - умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических учебных задач; | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи. |
6 | Первичная проверка понимания, _____ мин | - Где и в каком веке появились первые шарфы? (Древний Китай, 260 год до нашей эры). - Что в давние времена дословно обозначало древнееврейское слово "шарф"? ("серафим", "змей", "змееподобная молния"). - Какие функции нес в себе шарф как аксессуар одежды в армии? (согревающую и отличительную) - Какую лепту в историю развития шарфа как внесли король-солнце» Людовик XIV и Пётр I? - Каковы современные тенденции использования в гардеробе шарфов? - Назовите современные виды шарфов. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | | Самостоятельное выполнение учащимися заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. | |
8 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, _____ мин | Современные журналы мод предлагают много новых, интересных моделей, которые будут интересны и женщинам и мужчинам. Если же возникают затруднения с выбором материала, цветовой гаммы, модели шарфа, то помогут некоторые советы модельеров. (Слайд 13) Оттенок к лицу Во-первых, нужно выбрать подходящий цвет. Обычно куртки и пальто мы предпочитаем приглушенных тонов. Дело не только в том, что они "немаркие". Яркие куртки и пальто радуют день-другой, а потом просто перестают привлекать внимание и даже могут надоесть. А вот веселенький шарфик в нашем гардеробе много места не займет, да и надевать его можно под настроение. К тому же это один из немногих предметов одежды, для которого пестрота простительна даже по самым строгим правилам этикета. Только не следует безоглядно следовать моде. Прежде всего, нужно придирчиво проверить, насколько он вам к лицу. "Кислотные" цвета подойдут вовсе не каждой и могут придать коже нездоровый оттенок. Бледнолицым блондинкам нужно быть поосторожнее с бежевым и коричневым, а роковым брюнеткам лучше выбрать цвета насыщенные и яркие. Стилисты советуют не смешивать более трех цветов в одежде. Шарфы следует подбирать в соответствии с цветом вашей обуви. Аксессуары подбирают не только под одежду: очень важно при выборе учитывать цвет лица, волос и глаз – помните это. Выбираем длину При покупке шарфика нужно обратить внимание и на его форму, так как она может подчеркнуть достоинства фигуры или наоборот. Так, удлиненный шарф, наброшенный на шею, стройнит. Так что для тех, кто стремится скрыть полноту, такой вариант подойдет идеально. Однако миниатюрным дамам такой аксессуар вовсе не подойдет. Завязанный вокруг шеи, шарф подойдет женщинам с узкими плечами, так как сделает верхнюю часть фигуры более заметной и отвлечет внимание от слишком широких бедер. Разумеется, нужно при выборе шарфа учитывать и длину шеи. Для коротковатой подойдет лишь небольшой платок или очень тонкий шарфик, свернутый жгутом. А вот длинная шея дает свободу для эксперимента - подойти может любой вариант. Каждому сезону – свой шарф Каждому сезону подходят определённые щарфы. Даже в летний зной он может быть полезен и своим видом дополнять наряд любой женщины. Он может быть украшением вечернего платья, дополнением делового костюма, ярким штрихом к джинсовой куртке, его можно повязать на шею, накинуть на плечи в жару, или же использовать как парео на пляже. Летние шарфы чаще всего сделаны из практически невесомой ткани - шелка, шифона или мадраса. В летний период прекрасно смотрятся лёгкие, как дуновение ветерка, газовые шарфики нежных тонов со всевозможными узорами. Весной - это может быть маленький тонкий шарфик из шёлка или вискозы, повязанный на шею или длинный широкий шарф, покрывающий голову. В зимнее время и осенью наша природа, как нам хорошо известно, не балует нас теплом. Даже если морозы ещё не наступили, за окном может быть сыро и промозгло, да еще может быть и ветрено. Каждому хочется тепла и уюта в это время года. Что может быть лучше, чем закутаться с головой в мягкий шерстяной плед. И, выйдя на улицы мы с сожалением признаем, что плед бы нам не помешал, однако, мы не можем взять его с собой. Заменой мягкому пледу могут служить наши потрясающие зимние шарфы – в них вы можете так же укутать и чувствовать себя уютно, как дома. Зимние шарфы, как правило, связаны из шерсти, кашемира, ангорки и т.д. но так же встречаются и в комплекте с шапками и изготовлены из одинакового с шапкой материала – трикотажные или смесовые. Зимние шарфы – однотонные, яркие, с различными орнаментами или звериным окрасом, традиционные шарфы в клетку, полоску и ромбик – все это будет носиться с пальтишками, курточками и шубками в холодную пору. IV. Практическая работа. А сейчас вы попробуете себя в роли стилиста-модельера. Модная, престижная профессия стилиста ставит её обладателя в ряды работников искусства. Стилист - это, прежде всего, носитель знаний истории моды, знаток её канонов и тенденций развития. Работа стилиста в большинстве случаев разделена на отдельные области, представляя такие профессиональные разновидности как стилист-визажист, стилист-модельер, стилист-парикмахер, стилист-имиджмейкер и другие. Значимость профессии стилиста особенно велика в кругах шоубизнеса, модельного бизнеса, киноиндустрии, искусства и, как ни странно, политики. Прежде чем попасть в объектив телекамер, известные люди тщательно продумывают свой внешний вид, отдаваясь с головой в руки профессионалов, способных с помощью своего изысканного вкуса и творческого таланта создать именно тот образ, который наиболее выгодно отразит сущность личности известных клиентов. 1. Класс делиться на две группы. В каждой группе выбирается «модель», остальные девочки подбирают в соответствии с изученными правилами нужный шарф. 2. Защита данного варианта. 3. Учитель предлагает свои варианты завязывания шарфа. | Организация рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления); работа с соблюдением правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания. | Презентация «Шарф как аксессуар» | - умение применять знания в практической деятельности; - овладение способами эстетического оформления изделия | |
9 | Практическая работа ____________мин | Учитель предлагает вязать шарф узором «Веера» из столбиков с накидами. | Учащиеся осваивают узор по схеме с помощью учителя. | | | |
12 | Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция, _____ мин | Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися; разбор типичных ошибок учащихся; вскрытие причин допущенных учащимися ошибок; повторное объяснение учителем способов устранения ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, типичные ошибки, выясняют способы их устранения. | | Получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности. закрепление полученных знаний на уроке; - применение новых знаний на практике. | Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и об основывать способы их исправления обосновывать Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
14 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, _____ мин | - инструктаж учителя по выполнению домашнего задания - задание учащимся на подготовку к следующему уроку - сообщение о теме следующего урока | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Выполнять проект по вязанию шарфа. Приготовить памятку по уходу за вязаными изделиями. | Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом. Самоопределение в содержании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки | Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату. Познавательные: - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата. Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин | - рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока - объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся | Выполняют задание рефлексии, анализируют продуктивность своей работы на уроке. | | | Личностные: - умение провести самооценку. Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. |