kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок- конференция " Лекарственные растения в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок -конференция для учеников 7-9 класса.«Лекарственные растения в жизни. человека» с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Урок- конференция " Лекарственные растения в жизни человека"»










УРОК – КОНФЕРЕНЦИЯ


ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА









ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Кожухова Е.В.






ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  • расширить знания учащихся о лекарственных растениях;

  • показать многообразие лекарственных растений своей местности;

  • научить применить знания о лекарственных растениях;

  • формировать бережное отношение к своему здоровью;

  • воспитать любовь к природе.


ОБОРУДОВАНИЕ:

  • картинки с изображением лекарственных растений;

  • выставка книг и журналов о лек. растениях;

  • выставка лекарственных препаратов на основе лекарственных растений;

  • выставка предметов косметики и парфюмерии;

  • выставка лекарственных растений (калина, рябина, бузина).


ХОД УРОКА:


Учитель: (слайд№1)

Я не лесом хожу и не степью

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь

Ты природой расписанный странный рецепт.


Растительный мир нашей страны очень богат и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему степь, лес, луг по праву можно назвать зеленой аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции

Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней.


.

В наше время знания о лекарственных растениях также актуальны.

И сегодня тема нашей конференции «Лекарственные растения в жизни человека». (слайд №2)

Цель нашего урока-конференции:

  • расширить знания учащихся о лекарственных растениях (ЛР);

  • узнать в каких областях применяются ЛР;

  • научиться применять знания о ЛР;

  • закрепить полученные знания.

(цели записаны на доске)


Учитель:

- Ребята, а я хочу узнать, а что вы ждете от сегодняшнего урока?

(ответы детей)

- Скажите, для того чтобы выросло любое растение, что для этого необходимо?

(ответы детей)

- Ребята, у каждого из вас на столе лежат «зерна», напишите на них, что бы вы хотели узнать на нашем уроке о ЛР?!

(пишут)

Учитель собирает «зерна» в горшочек.

- Возможно, посеяв сегодня зерно у нас и прорастет росток!

А для того чтобы нам как можно больше узнать о ЛР к нам приглашены специалисты, деятельность которых очень тесно связана с ЛР.


Представление групп.

  1. фармакологи и представители традиционной медицины.

  2. представители народной медицины.

  3. косметологи.

  4. кулинары.


Учитель: Изучая археологические находки, жизнь первобытных племен этнографы установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое не знало бы лекарственных растений.

Вначале знания о лечебных свойствах растений накапливались у женщин — хранительниц домашнего очага, но постепенно они становились привилегией старейшин. Уже в первобытном обществе известны болеутоляющие свойства растений семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт, некоторые наркотические средства. Торговля и войны способствовали распространению сведений о лекарственных средствах и приводили к взаимному обогащению медицинскими знаниями народов разных стран. С изобретением письменности эти сведения — как наиболее важные — были записаны. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов — это клинописная табличка, найденная при раскопках шумерского города Ниппура и относящаяся к концу III тысячелетия до н.э


. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. По мере совершенствования медицинских знаний во врачебной практике проявляются все новые и новые лечебные средства, но только лечение травами ,зародившееся в глубокой древности, сохранилась в арсенале лечебных средств вплоть до наших дней.

- А какие методы и средства лечения популярны в наши дни?

Слово фармакологам и представителям традиционной медицины:

Фармакологи. (слайд№3)

Недаром в древней медицине существовало изречение, что «три орудия есть у врача: слово, растение и нож…»

Мы поговорим о растениях.

Слайд№4

Древние греки, объясняя действие лекарственных растений, наделяли их иногда сверхъестественной силой. По-древнегречески слово «фармакон» означает одновременно и яд, и лекарство, и колдовство. От этого же слова наука о лекарственных растениях сейчас зовется фармакогнозией, о лекарствах вообще — фармакологией, а тех, кто изготовляет лекарства в аптеках, называют фармацевтами.

Слайд№5

. Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений – богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов В настоящее время в медицине с лечебной целью используется большое растений служат важнейшим сырьем для приготовления лекарственных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают от сбора дикорастущих растений. В природной аптеке можно найти лекарственные препараты от простуды и кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, отхаркивающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболеваниях желудка и печени

Очень многие лекарственные препараты из готавливают на основе ядовитых растений.


В разное время и в разных странах из ядовитых растений готовили зелья для преступных целей. «Коварные», «вредные», «растения-враги» — как только не называют эти растения! О многих из них с древнейших времен было известно также, что они обладают замечательными целебными свойствами, если их принимать в малых дозах. Древние врачи так и говорили, что яд, умело примененный, может служить лекарством. Только русская медицина использовала более 160 видов ядовитых растений.

В большинстве своем яды лечат, если только знать, каким образом и в каком количестве их применять. Небольшие дозы яда содержат обезболивающие, успокаивающие, заживляющие раны лекарства, лекарства от инфекций, от болезней сердца, печени, почек.

В растительном царстве ученые насчитывают 10 тыс. видов ядовитых растений. Это очень много.

В нашем регионе произрастают:(слайд № 6,7,8,9,10)

Чистотел, белена, дурман, ландыш, молочай и другие.(показ растений)

Слайд №11

Прежде чем растения пойдут в производство, тчательно изучаем их свойства, уточняем, какие именно части растений полезны при различных заболеваниях.

- А сейчас слово предоставляется представителю медицины.

Слайд№12

Представитель традиционной медицины:

  • В настоящее время в медицине с лечебной целью используется большое число л.р.Они находят применение не только в»первозданном» виде,но и в качестве разного рода препаратов, выпускаемых химико-фармацевтической промышленностью.

Учитель:

- Неужели все ресурсы нашей флоры уже изучены и поставлены на службу человеку?

Представитель традиционной медицины:

Поисковые экспедиции и по сей день находят неизвестные л.р,а в лабораториях обнаруживают все новые группы фармакологически активных веществ у давно используемых видов.

Например: (рассказ детей о некоторых ЛР)

Пустырник (слайд№13)

Пустырник является прекрасным успокаивающим ЛП, превышая по силе действие валерианы в 3-4раза. Кроме того, пустырник применяют при учащенном сердцебиении, одышке, желудочных спазмах, при нервных потрясениях, испуге, а отвары корня – при кровотечениях.

Боярышник (слайд№14)

издавна применяют при заболеваниях сердца, ревматизме, атеросклерозе, ожирении, при нервных заболеваниях, гипертонии, он усиливает кровообращение в сосудах мозга. Рекомендуют настойку боярышника как профилактическое средство для укрепления мышцы сердца. В малых дозах он увеличивает силу сердечных сокращений, а при немного повышенных дозах дает положительный эффект при бессоннице.

Калина (слайд№15)

Применяют в медицине в качестве кровоостанавливающего средства, при женских недугах, как успокаивающее и противосудорожное средство, при язвенной болезни, гастритах, запорах.

Крапива (слайд№16)

применяется в медицине в виде настоя жидкого экстракта в качестве кровоостанавливающего средства при различных кровотечениях. Как витаминосодержащее средство при гиповитаминозе, как мочегонное и противовоспалительное средство. Крапива обладает способностью восстанавливать функцию обоняния, увеличивать процент гемоглобина и

кол-ва эритроцитов крови. Экстракт крапивы входит в состав препарата «Аллохол», который применяют при заболеваниях печени и желчных путей.


Много еще неразгаданных тайн хранит в себе кладовая нашей флоры, еще долгие годы будет она служить человеку для исцеления его недуг.


Учитель:

- А что поведают представители народной медицины?

Представитель народной медицины :

В настоящее время каждый человек задумывается о свое здоровье и каждый вправе решать как и чем ему лечиться: либо препаратами химического производства, либо природными, можно сказать, народными средствами.

Слайд№17

Да, действительно природа-это кладовая лекарств, кладовая здоровья человека .Использовать кладовую нужно разумно ,не принося ущерба или вреда природе.

Для того чтобы ЛР принесли пользу, необходимо знать время сбора, соблюдать правила сушки этих растений и обязательно – дозировку!!!

Слайд№18

Собирать травы нужно только в сухую и ясную погоду ,когда они уже совершенно обсохли от росы и дождя. Собранные в сухую погоду растения могут сгнить, побуреть ,заплесневеть и быстро потерять свои качества .Собирать нужно только целые и неповрежденные растения .Нельзя рвать побуревшие ,гнилые и поврежденные гусеницами или животными .Не допускать засорения травы песком ,землей.

Во время сбора необходимо складывать растения отдельно по видам и тщательно следить ,чтобы не попадали какие-либо другие .При сборе л .р необходимо знать ,какие части их употребляются в медицине(цветы, стебли, корни, кора, почки)Собирать необходимые части растения следует в тот период ,когда когда они содержат наибольшее количество действующих веществ.

Слайд № 19,20,21,22

Сбор л.трав можно разделить на три периода :весенний(март-апрель),когда собирают почки, кору; летний(май-август)-самая оживленная пора заготовок ,когда собирают листья, травы, цветы ;осенний период(сентябрь-октябрь)-время сбора плодов и корней.


На самом деле сейчас большое внимание уделяется лечению травами. Публикуется много печатных изданий: книг, травников, брошюр о методах лечения травами. Выходят в свет специальные газеты, посвященные народным способам лечения растениями. Вашему вниманию представлена лишь небольшая часть подобной литературы. С научной точки зрения в литературе описаны способы лечения разных недугов растениями, правила сбора трав, описаны их фармакологические свойства.

- А сейчас мы хотим рассказать вам о некоторых ЛР.

Береза (слайд№23)

Настой и отвар почек используют как мочегонное и желчегонное средство, как антисептическое и противовоспалительное средство, при язвенных болезнях, как кровоочистительное средство против кожных болезней (угри, сыпи, лишаи). Отваром листьев лечат цингу, заболевания почек, при заболеваниях мышц и суставов. В годы войны спиртовую настойку использовали как антисептик вместо йода.

Из бересты березы готовят деготь, который применяют при приготовлении мази при чесотки, экземе.

Древесный уголь – при острых отравлениях и при изжоге.

Очень популярен березовый сок , в котором содержатся сахар, окись кальция, магний, железо, дубильные вещества.

Березовый гриб или чага (слайд№24)

Экстракт и таблетки чаги применяются при лечении больных со злокачественными опухолями, которым не показаны операции.

Дуб (слайд№25)

Из желудей приготавливают суррогат кофе, который является питательным и лечебным напитком. Отвар коры дают при различных отравлениях. Ай из листьев, желудей и коры рекомендуют при заболевании легких, печени и желудка. Отвары коры – для ножных ванн при чрезмерной потливости.

Липа(слайд№26)

Все знают как популярное потогонное средство, но мало кто знает, что липовый цвет применяют как кровоочистительное, болеутоляющее, противосудорожное и успокаивающее ср-во, а также при кашле, болях в желудке, кишечных коликах, обмороках. При головных болях обвязывают голову листьями. Липа – прекрасный медонос. Липовый мед содержит много различных витаминов и считается лучшим лечебным средством.

Бузина Слайд№27)

В средние века бузину почитали как священное дерево. Считали, что ее ягоды способствуют долголетию. Принимают внутрь как вяжущее, потогонное и мочегонное средство, а также для полоскания полости рта, припарок.

Валериана (слайд№28)

Используют корень и корневище как отличное успокаивающее средство.

Ромашка (слайд№29)

Цветки ромашки – это не только красивый букет и возможность погадать «любит – не любит», но и противовоспалительное, болеутоляющее, противомикробное, успокаивающее средство.

Зверобой (слайд№30)

Изготавливают настои, зверобойное масло. Применяют для лечения ран и Ожегов, для укрепления десен, как глистогонное средство, при кашле, язвенных болезнях, болезнях печени, почек, при недержании мочи у детей, при расстройствах желудка.

Шалфей (слайд№31)

Его настои широко применяют в стоматологии. Шалфей входит в состав грудного, противодиарейного сборов, а также применяют эфирное масло шалфея для ингаляций, массажа и ванн.

Шиповник – шкатулка витаминов. В народе используют при болезнях почек, печени, при камнях в почках, при язвенной болезни.

Шиповник. (слайд№32)

Шкатулка витаминов .В народе используют при болезнях почек ,печени, при камнях в почках, при язвенных болезнях.

Календула или ноготки (слайд№33)

Препараты ноготков отличное желчегонное, антисептическое, кровоочистительное ср-во. Применяется для лечения ран, ожогов, обморожений, пролежней, эрозий и многих других заболеваниях. А еще – это очень красивый цветок с приятным ароматом.

Слайд№34

Учитель: Ребята ,а из чего состоит любое растение?

Корень Подорожник

Стебель Валериана

Лист Шиповник

Цветок Чистотел

Плоды Ромашка

Необходимо установить соответствие.

Правильный вариант ответа (слайд№35)

Учитель: Конечно, говорить о лекарственных растениях можно много. Но давайте взглянем на лекарственные растения с другой стороны. Травяная косметика. Сюда вкладывается несколько иной смысл.

Слово косметологу.

Косметолог. Позвольте для начала дать объяснение слову “косметика”.

Слово “косметика” в переводе с греческого “космет” означает “рабыня”, которая украшает тело и лицо женщин древнего Рима. Колыбелью косметики и косметических средств считают Египет, где косметика стала применяться 4000 лет назад. В гробницах древних захоронений были обнаружены сосуды с мазями, различными благовониями и маслами.

Все косметические средства условно можно разделить на: (слайд№36)

средства для ухода за кожей;

средства для ухода за зубами и полостью рта;

средства для ухода за волосами;

декоративная косметика.


“Человек здоров, пока здоровы его зубы”, - утверждали древние. Следовательно, уже тогда люди стали задумываться о гигиене полости рта. Общеизвестным доступным средством гигиены зубов являются зубные пасты, реже эликсиры.

Делать пасты полностью на травах невозможно, но добавки являются необходимой частью. В числе натуральных добавок используют продукты морских водорослей, плодов, хвои, экстракты ромашки и зверобоя, лаванды и облепихи, витамин В3 т.д.

В лечебно-профилактические средства по уходу за волосами обязательно вводят экстракты лечебных трав: настои хны, шишек хмеля, листьев крапивы, череды, экстракт плодов перца, цветков ромашки, корней лопуха. В ряд изделий вводятся также натуральные эфирные масла – розовое , гераниевое, лавандовое, розмарина

(Косметолог обращает внимание на предметы косметики с выставки, делает их обзор).

Учитель: Издавна дамы пытались улучшить цвет своего лица, придать ему неповторимый оттенок. Но как это сделать, не навредив коже?


Косметолог:“ Кожа – зеркало здоровья»Только здоровая кожа может выглядеть красивой, поэтому за ее состоянием нужно следить так же, как и за здоровьем всего организма.

Мастер-класс от косметолога.(показывает с комментарием правила снятия макияжа по массажным линиям) (слайд № 37)

В древней Руси гигиенический уход за кожей занимал большое место в культуре русского народа .Раньше после бани для освежения тела ,делали массажи с мазями ,приготовленными на травах, применяли так называемый»холодец»-настой из мяты.

Чаще всего используют для лечения и профилактики заболеваний кожи клубнику, цитрусовые, огурец, березу, календулу, ромашку, алое, зверобой.. (слайд№38)

При ожогах можно воспользоваться облепихой, чаем, эвкалиптом, капустой, подорожником. (слайд№39)

При воспалении кожи хорошо помогают зверобой, алое, череда, мать и мачеха, береза.(слайд№40)

Мозоли лечит чеснок, молочай, ромашка, картофель.(слайд№41)


Кулинары (слайд№42)


Наука о питании придает особое значение овощам и фруктам, настойчиво рекомендуя их как обязательную ежедневную и весьма существенную часть пищевого рациона.

Трудно переоценить роль этих продуктов в питании детей и взрослых, больных и здоровых, тех, кому необходимо усиленное питание, и тех, кто благодаря излишней полноте прибегает к специфической диете.

Пищевая ценность овощей определяется богатым содержанием в них различных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма и для регулирования пищеварительных процессов.

Слайд №43

Овощи богаты углеводами, органическими кислотами, витаминами, минеральными солями, фитонцидами (особыми веществами, уничтожающими некоторые болезнетворные микробы). Эти пищевые вещества в разных количествах содержатся во всех овощах. Из этого следует: чем шире ассортимент овощей в питании, тем больше разнообразных полезных и необходимых организму веществ содержит пища.

Слайд№44

Особенно полезны сырые овощи: белокочанная и краснокочанная капуста, салат, морковь, помидоры, огурцы, редис, редька, репчатый и зеленый лук.

Слайд №45

Салаты из них в различных сочетаниях, с разными заправками по мере возможности нужно есть ежедневно во все времена года. Принимая во внимание повышенную потребность организма в витаминах в холодное время года, следует особенно часто включать такие салаты в свое меню именно зимой. Зеленый лук, белокочанную капусту, морковь, редьку можно иметь свежими и в зимние месяцы.

Мало того ,что все овощи и фрукты вкусны и полезны ,они обладают и лечебными свойствами. Показывают овощ и рассказывают о его свойствах.

ПЕТРУШКА

Содержит большое количество витамина С, каротин, минеральные соли, эфирные масла. Растертые листья прикладывают к опухолям, при укусах насекомых. Отваром петрушки моют лицо от загара. Крепким отваром корня, смешанным с соком из лимона, смазывают лицо для уничтожения веснушек.




УКРОП

Настой травы применяют при гипертонической болезни, как мочегонное, для улучшения пищеварения. Не зря лист укропа входит в состав практически всех салатов.

РЕДЬКА ЧЕРНАЯ

Является хороши средством для возбуждения аппетита, поэтому ее полезно есть перед едой. Сок редьки дают при заболеваниях печени, туберкулеза, рохите.

КАПУСТА

Кроме питательной ценности, обладает и лечебными свойствами. Капустным соком успешно лечат язву желудка, сок обладает противовоспалительным действием, считается хорошим средством от кашля и даже для отрезвления опьяненных. Листья применяют как ранозаживляющее средство и для снятия жара при ушибах, укусах насекомых.

ХРЕН

Применяют при заболевания печени, камнях почек, как кровоочистительное. Рекомендуют употреблять в пищу при отсутствии аппетита.

КАРТОФЕЛЬ

Средство улучшающее пищеварение, используют для ингаляции органов дыхания, для снятия усталости кожи вокруг глаз.

ЧЕСНОК

Общеизвестное огородное растение. Отличное противопростудное средство, отличный антисептик, расширяет кровеносные сосуды, улучшает работу сердца, пищеварительного тракта, применяют при сахарном диабете и даже в лечении туберкулезных больных. А еще это самый сладкий овощ, но из-за большого содержания эфирных масел мы этого не чувствуем.

ЛУК

Во многом его свойства схожи с чесноком. Используют как для профилактики, так и при лечении простудных заболеваний.



ТЫКВА

С лекарственной целью используют семена, мякоть и черенки. Семена тыквы используют как эффективное средство против глистов. Отвар черенков тыквы – отличное мочегонное. Мякоть тыквы употребляют как в сыром, так печеном и вареном виде. Для чистки печени рекомендуют в течении месяца употреблять 100-150 гр мякоти тыквы в сыром виде натощак.

Кулинар:

Можно еще долго и много рассказывать о целебных свойства кукурузы, ореха, щавеля, фасоли… Мы желаем вам получать удовольствие и наслаждение от блюд приготовленных из этих растений и никогда не применять как лекарственные препараты. Будьте ЗДОРОВЫ.

Учитель. Действительно л.р. – как спасательный круг, всегда приходят на помощь. Но нельзя забывать о том, что эти растения могут исчезнуть с лица земли, если человек будет варварски уничтожать их. Многие л.р. уже занесены в Красную книгу и охраняются государством.

Слайд№46

Подводя итог всему вышесказанному, хочется, чтобы стало всем понятно на сколько важны и ценны для нас, людей, растения. Растения – это не только эстетика, это еще и наше здоровье. Предки передали нам в наследство знания о многих л.р., наша задача – не растерять эти знания, а приумножить их и передать потомкам.

Вот и подходить к концу наша конференция, ребята, а как вы считаете достигли мы сегодня поставленных целей? (обсуждая каждый пункт цели, срываю лепесток пред целью и переношу его к горшку с «зернами», выкладывая в виде цветка.)

- Ребята, посмотрите наши зерна дали всходы и расцвел цветок. Сегодня мы отлично потрудились и чтобы восстановить наши силы, думаю самое время подкрепиться (тем более, что наши кулинары и травники приготовили нам сюрприз).Чаепитие.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок- конференция " Лекарственные растения в жизни человека"

Автор: Кожухова Елена Витальевна

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация к уроку- конференция "Лекарственные растения""
    ["seo_title"] => string(48) "urok_konfierientsiia_liekarstviennyie_rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "396694"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488302470"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Разработка урока по окружающему миру "Сохраним природу земли вместе" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-sokhranim-prirodu-ziemli-vmiestie"
    ["file_id"] => string(6) "148201"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419609974"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Воспитание любви к природе "
    ["seo_title"] => string(29) "vospitaniie-liubvi-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "232827"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442929238"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства