Базовый учебник: Технология. Технологии ведения дома 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Н.В./Синица, В.Д. Симоненко. -М.; «Вентана-Граф», 2015.
Тема урока: Ручная роспись тканей, Виды батика
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.
Применяемые технологии: Технологиипроблемного и развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные
Решаемые проблемы: знакомство с новой техникой, художественными приёмами росписи, развитие навыков творческой работы в декоративно-прикладном виде искусства. Сформировать интерес к созданию современных и стильных вещей при наименьших затратах.
Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты формирования УУД:
Предметные:
Знания: историческая справка происхождения ручной росписи ткани, виды батика, общие правила ручной росписи тканей , современные возможности применения.
Умения: пользоваться акриловыми и сухими красителями ткани, сочетать цветность и переходы цвета.
Метапредметные:
Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами.
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество (работа в парах), постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, высказывать свое мнение, понимать и принимать другие позиции.
Личностные:
мотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям.
Инструменты и материалы (для учащихся): таблица «Сочетание цвет, цветовой круг», видеоролик «Технология создания футболка «тай-дай», инструкция окрашивания тканей акриловыми красителями, акриловые и сухие красители для ткани, хлопчатобумажная футболка (б/у), резиновые перчатки, канцелярские резинки (нитки), полиэтиленовая пленка.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Универсальные учебные действия формирующиеся на данном этапе
Организационный момент
Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;
проверка готовности рабочих мест;
создание положительного настроя учащихся на урок
Проверяет готовность учащихся к уроку,…очень скоро закончится учебный год, наступят жаркие летние дни и многие из вас поедут отдыхать на природу, а, может и к морю. Летом все воспринимается иначе – легко, позитивно, радостно. Отдыхает не только душа - тело. Хочется веселых, ярких красок, беззаботного смеха, красивой, стильной одежды. Хочется подать себя окружающим в более выгодном ракурсе. Правда, не всегда мы можем порадовать себя обновками… по разным причинам. Хорошо, что наши уроки позволяют решить эту задачу. . (Сл. 2)
Приветствие учителя;
Коммуникативные.
Постановка цели и задач урока (занятия). Мотивация учебной деятельности
Цель этапа:
подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Подводит учащихся к осознанию целей и задач, через методический прием «привлекательная цель». Тема урока, слайд мультимедийной презентации и слова «помощники»: изучим; узнаем; проверим; (сл.3)
Известна тема урока, имея перед собой фото различных видов изделий в технике «батик» и используя слова «помощники» сами учащиеся формулируют учебную цель и ставят задачи
Записывают тему урока в тетрадь.
Регулятивные, целеполагания, коммуникативные
Актуализация знаний
Цель этапа:
Сконцентрировать внимание на основных понятиях материала предмета Изобразительное искусство, изученных в 6 классе . Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1.Что это? Для чего он предназначен?
2. По какому принципу делят цвета?
3. Как при помощи трех цветов можно получить еще цвет? Сколько??
(сл.4)
4. Как вы думаете, для чего мы обратились к предмету ИЗО? ?
Отвечают на вопросы (предполагаемые ответы учащихся) Цветовой круг. Он был придуман для простоты и наглядности, как геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета находятся в треугольнике, на его сторонах – треугольники составных цветов. Вокруг – кольцо из двенадцати цветов, полученных при смешивании соседствующих.
Материал, изученный на рисовании поможет нам правильно распределить цветовую нагрузку на изделие.
Личностные: оценивать свои знания;
Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция;
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую;
Коммуникативные: взаимодействие с учителем.
Открытие новых знаний
Цель этапа: способствовать развитию мотивации, коммуникативных способностей, накоплению фактических знаний, развитию информационных знаний. Облегчить процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов
Предлагает выступить учащимся, подготовившим сообщения для исторической справки. Сопровождая выступление слайдами мультимедийной презентации по теме сообщений.
На основе всего, что сейчас узнали , можем ли мы сформулировать задачу для выполнения практической части нашего занятия? Как вы думаете, можно ли сказать, что мы решаем экономическую составляющую данной работы? Какой результат вы ожидаете от сегодняшнего занятия?
Выступление учащихся заранее подготовивших историческую справку по
- видам техники «батик»
- современным интерпретациям техники ручной росписи тканей
Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).
Предполагаемые ответы обучающихся: Наша задача – выполнить покраску футболки в технике «батик». Применить полученные знания для отделки футболки в технике ручной росписи «тай-дай». Так как для первой пробной работы мы взяли старую футболку и попытаемся покрасить ее так, чтобы она выглядела современной, модной , спрятать пятна, то да, решаем: новая футболка такого типа стоит около шестисот рублей, нам же она обойдется в девяносто. Делают записи в тетрадь основных понятий по теме: «батик», «горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, кракелюры, резервирование».
Познавательные
формирование логических действий
Регулятивные
Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные
умение сотрудничать в совместном решении проблемы.
Применение знаний и формирование умений и навыков. Самостоятельная практическая работа «Окрашивание футболки в технике ручной росписи «тай-дай».
Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании)
Показывает видеоролик из интернета. Показывает приемы выполнения (просит учащихся комментировать его действия)
-подготовку футболки (закручивание, закрепление)
-распределение красителя по круговой форме
Акцентирует внимание на соблюдении санитарных норм и требований при работе с акриловыми красителями при помощи вопросов: Что необходимо предусмотреть при работе с краской? Какие меры предпринимают для собственной защиты? Как удобнее выполнять операцию закручивания футболки – при помощи товарища или самому?
-предлагает разделиться парами и выполнить практическую часть занятия по окрашиванию футболки.
-Наблюдает за работой, при необходимости помогает и поправляет.
Просматривают видеоролик, следят за действиями учителя, комментируя их. Предполагаемые ответы: при работе с краской необходимо обезопасить поверхность стола, одежду от попадания красителя. Надо постелить полиэтиленовую пленку на стол и надеть фартук или халат. Для того, чтобы не измазать в краске руки надо надеть резиновые перчатки. Самому неудобно закручивать футболку, плохо распределяются складки. Вдвоем это сделать намного проще и быстрее.
Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция;
Личностные
умение сотрудничать в совместном решении проблемы.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
К следующему уроку вам необходимо доделать начатую работу по инструкции для окрашивания ткани акриловыми красителями. Найти (узнать) как еще можно «обновить» одежду и обувь к летнему сезону - бюджетные варианты. Для примера покажу как можно «обновить» футболку при помощи средства «Белизна». Должна предупредить вас, что при желании повторить эту работу необходимо воспользоваться помощью родителей, так как это средства содержит хлор.
Выставление оценок.
Записывают домашнее задание. Просматривают ролик и смотрят на конечный результат
Рефлексияучебной деятельности на уроке
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Вы хорошо сегодня поработали, и думаю, узнали много нового. Посмотрите на экран, выберите фразу, которая больше всего соответствует вашему настроению от занятия.