Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока (девочки) по теме "Кулинария"»
Открытый урок по теме: "Лоскутное шитье"
Технологическая карта урока: по технологии
Учитель:
Класс: 5 класс
Тема урока: Лоскутное шитье. Прихватка из лоскутков.
Место урока в теме: Рукоделие.
Тип урока: комбинированный
Форма занятия: урок сообщения нового материала с применением ИКТ и практическая работа.
Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:
Этап урока
Форма использования ИКТ
Цель
Организационный момент
Слайд №1
Создание рабочего настроя.
Актуализация знаний
Демонстрационная
демонстрация
Коррекция опорных представлений и вхождение в новую тему.
Объяснение нового материала
Демонстрационная
демонстрация
Использование наглядности, проблемной ситуации, повышение мотивации для восприятия материала.
Рефлексия
Демонстрационная
демонстрация
Закрепление нового материала
Цель и ожидаемый результат (для учителя): познакомить учащихся с историей создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной технике. Краткая формулировка задачи. Проведение исследований по выбору ткани. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги.
Задачи: О – расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия, новым рабочим местам. Р – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать обобщать, классифицировать); развитие точности движения; развитие самостоятельности, инициативы. В - воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание эстетических взглядов. Знать основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике. Уметь подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, пользоваться шаблонами, соединять детали между собой, использовать прокладочные материалы. Технологии: метод проектов.
Оборудование: мультимедийное сопровождение; плакаты по теме; тетрадь, учебник, утюг, картон, схемы, образцы; шкатулка с инструментами (ножницы, иголки, нитки, булавки, карандаш, мел, линейка); ткань х/б размер 10х10см – 10шт.
№ этапа урока
Этап урока
Цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Организационный момент
Позитивный настрой на урок
Здравствуйте, девочки!
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.
Л. Самоорганизация. Р. Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
2
Актуализация знаний
Включение в учебную деятельность
Проверка выполненных образцов?
Какие ПТБ мы должны соблюдать при швейных работах?
Демонстрация выполненной работы
Рассказывают ПТБ
К. Взаимодействие с учителем во время опроса. П. Взаимоконтроль
3
Изучение нового материала
Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания
Как вы думаете, что такое – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Но и сегодня эта техника не утратила своего обаяния (слайд 2, 3, 4, 5,). Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки, которые можно найти в любом доме. И самые обычные инструменты: ножницы и иголка. Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь (слайд 6, 7).
Для выполнения изделий в технике лоскутного шитья можно использовать любые ткани (слайд 8, 9) А теперь познакомимся, какие существуют техники, приемы работы с лоскутом (слайд 10-14)
Ответы на наводящие вопросы
Запись в тетрадях
Л. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
П. Владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации.
Р. Планирование процесса познавательной деятельности
4
Практическая работа
Составление технологической карты
Мы с вами научились составлять технологическую карту и сейчас вы, используя полученные знания составите технологическую карту выполнения узора в лоскутной технике (слайд 15-17)
Работа в тетрадях
Л. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности
К. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива.
5
Рефлексия учебной деятельности
Самооценка и оценка результатов работы
Обменяйтесь своими работами и оцените насколько точно и аккуратно выполнены образцы
Где зародилось искусство лоскутного шитья?
Почему лоскутное шитье можно назвать своего рода искусством?
Какие изделия можно выполнять в этой технике?
Почему для начинающих заниматься этим видом ремесла лучше начинать с хлопчатобумажных тканей?
Меняются своими образцами.
Л. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы.
Р. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей
П. Оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.
К. Аргументация своего мнения и позиции коммуникации.
6
Информация о домашнем задании
Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Записываем домашнее задание
Запись в домашнего задания в дневник.
План урока:
I. Организационный момент:
- отчет дежурных, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний:
- повторение пройденного материала. Провести актуализацию знаний по теме «Цветоведение». Раздать карточки. Карточки двух цветов. Вопросы в карточках дифференцированы по уровню сложности. Критерии оценки выписаны на доске (оценки за работу ставятся в карточки, которые находятся на столах у учащихся).
III.Углубление знаний по «Цветоведению». Учащаяся заранее подготовила рассказ о цветовой гармонии.
Основы цветовых сочетаний
Представьте себе радугу на голубом небе. Нежные тона, еле уловимые переходы от цвета к цвету. Смотришь – и кажется вот- вот растает. Наверное, у каждого по-своему откликается в груди этот миг, когда природа, и без того совершенная в своей гармонии и красоте, одаривает нас чудом восхода или заката, грозовым небом или сияющей радугой. Раскладывая перед собой лоскутки ткани, постарайтесь воскресить эти ощущения, ведь нам предстоит создать чудо, которое тоже должно вызвать похожие эмоции. Лоскутное изделие будет отражать внутренний мир, который складывается из всего, что нас окружает: природа, народные традиции данной местности, отношение в семье, знакомства с различными видами искусства.
Многие мастерицы-рукодельницы, обладают врожденным чувством цвета, интуитивно сочетают расцветки и создают изделия, отличающие тонкостью цветовых решений, пропорциональностью частей, ритмичностью. И все же, чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Ведь в лоскутном изделии общий колорит, цветовые пятна являются основными способами выражения художественного замысла. Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре. Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешивания этих основных цветов образуются все остальные. Из двух основных цветов получают промежуточные. Соединение красного цвета с желтым дает оранжевый, желтого с синем – зеленый, синего с красным – фиолетовый.
Оранжевый цвет противоположен синему, и в природе эти цвета контрастны. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга. Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зеленому через желтый, являются теплыми. Все цвета от красного к зеленому через синий являются холодными. Обычно изделия выполняются в каком-то одном тоне – теплом или холодном, но элегантность и живость всей работе придает небольшое количество контрастных по цвету деталей. Все цвета, расположенные в цветовом круге, называют хроматическими. Белый, черный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.
Планируя шить изделие из лоскутков, в первую очередь нужно отталкиваться от самого изделия и четко представлять в каком окружении оно будет использоваться, затем подбирать лоскутки.
IV. Закрепление знаний по «Цветоведению».
Практическая работа
Учащиеся делятся на две группы и выполняют практическую работу. Практическая работа: выполнить цветовой круг из полосок гладкокрашеной ткани на большом листе картона по образцу цветового круга Гете, но добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, соблюдая цветовую гармонию. (Оценки за эту работу выставить в карточки самооценки, которые находятся на столах учащихся)
V. Сообщение темы и цели урока:
- В нашем городе и стране стоит большая проблема утилизации мусора. Дома у каждого из нас скапливается большое количество ткани: в лоскутах, старых и ненужных вещах. (слайд №1)
-И так, ЦЕЛЬ нашего урока: найти и изучить некоторые способы утилизации отходов из ткани, превращая их в нужные вещи для домашнего хозяйства или предметы для украшения интерьера.
- И ТЕМА нашего урока: Лоскутное шитье. (слайд №2)
-Удивительное рукоделие - лоскутное шитье - своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для ее создания послужили обыкновенные заплаты, которые пришивались на потертые вещи, заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутков. (слайд №3)
По теме урока учащимся было заранее дано задание подготовить материал. (Слушаем материал из истории лоскута).
История лоскутного шитья.
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до нашей эры была найдена в Египте. А в скифских курганах- обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?
Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.
В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава.
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
- Хорошо. Спасибо. О том, какие инструменты, материалы и приспособления понадобятся нам для выполнения лоскутного шитья, расскажет нам........ (слайд №4)
Для выполнения лоскутного шитья, чтобы получились аккуратные и красивые изделия нам понадобятся: различные кусочки ткани, ножницы, нитки, иглы, карандаш, мел, утюг и гладильная доска, швейная машина. Для того, чтобы правильно выкроить детали, мы будем пользоваться шаблонами (сплошными или сквозными) или картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и с наружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя - для выполнения шва.
-Хорошо. Спасибо. Лоскутное шитье - один из традиционных видов русского народного творчества. Но существуют и другие виды лоскутного творчества о которых нам расскажет........ (слушаем материал о видах лоскутного творчества)
-Во время прослушивания сообщения заполните таблицу в карточке №1 (слайды №5 ,6, 7, 8, 9 )
Виды лоскутного шитья.
Пэчворк(по-европейски) -старинный вид рукоделия, лоскутная техника аппликации или шитье из лоскутков путем накладывания мелких деталей на более крупные (от английского ПЭЧ - заплатка или кусочек ткани, лоскут. ВОРК - работа). Повсюду рачительные хозяйки не выбрасывали лоскуты изношенной одежды. Их откладывали про запас, а потом использовали: ставили заплатки на одежду, шили из лоскутов одеяла, коврики или детские игрушки. Для того, чтобы смастерить новую вещь, лоскутки тщательно подбирали по цвету, чтобы изделие выглядело, по возможности красиво.
В отличии от моделирования одежды при создании предметов интерьера, например панно, покрывала или наволочек, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки.
Квилтинг по-американски) - более широкое понятие, чем пэчворк. Квилтинг - это сшивание и простегивание. Он включил в себя несколько видов рукоделия, включая лоскутную технику, пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы в этой технике принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия - квилтерами.
Кинусайга - это старинное японское рукоделие, включающее несколько техник: резьба по дереву, лоскутное шитье, батик, роспись, аппликация. Довольно сложная техника, требующая много времени и терпения. По сути, это вид аппликации из кусочков старинных шелковых кимоно (японские хозяйки тоже приберегали старые вещи – шелк обязательно должен пригодиться) на тщательно обработанной деревянной дощечке. Сначала художник рисовал картину на бумаге, затем вырезал детали так, что получались трафареты. По этим трафаретам из кусочков шелка вырезали детали картины, а на деревянную основу наносились глубокие контуры тонким острым ножиком. Края шелковых деталей заправлялись в эти прорези, и получалось произведение искусства необыкновенной красоты и выразительности. На кусочках ткани могли быть складки – это только добавляло реалистичности картине. Эта работа требовала кропотливого труда и безупречного вкуса, и потому картины в стиле кинусайга очень высоко ценились.
Пэчворк на пенопласте или лоскутное шитье без нитки и иголки - сравнительно молодой вид рукоделия.
Шить – хлопотное занятие. Стоит только подумать, что надо доставать и настраивать швейную машину, делать выкройки, кроить, скалывать, строчить и утюжить швы. Но оказывается, что заниматься лоскутной пластикой можно и без швейной машины, иголки и нитки.
Для работы в этой технике используются те же материалы, что и для настоящего лоскутного шитья: лоскутки из ткани различных цветов и рисунков, портновские булавки с декоративной бусиной на конце, портновские булавки – гвоздики. А вот инструмент, хотя и простой, совершенно отличен от швейного.
Самое главное в этой технике – пенопластовая или пеноплексовая основа. (строительный утеплитель).
-Хорошо. Спасибо. Сравнивая эти лоскутные техники скажите пожалуйста, чем они отличаются. Отвечает........
(по табличке найти, сравнить и сделать вывод)
Лоскутное шитье, пэчворк и квилтинг выполняются только из ткани , на швейной машине. Кинусайгу выполняется на доске, а пэчворк на пенопласте - выполняется на пенопласте или пеноплексе без швейной машины.
(Вывод) В технике лоскутное шитье можно шить изделия: коврики, прихватки, одеяла, одежду, панно, а в технике пэчворк на пенопласте можно делать только панно для украшения интерьера.
-Хорошо. Спасибо. Мы разобрали , что можно следать из лоскутов и какие виды лоскутной техники существуют. Посмотрите на набор инструментов для сегодняшнего урока. К какому виду техники можно это применить? (пеноплекс)
(Этот кусочек для выполнения пэчворка на пенопласте.)
- Обратите внимание на выставку. Мы не первый год используем эту замечательную технику, принимаем участие в олимпиадах, конкурсах, выставках…. Во всех этих работах девочки использовали только ненужные отходы ткани, которые мы просто выбрасываем. (слайд №10)
Физкультминутка:
- Прежде, чем приступить к волшебному превращению ненужных лоскутков в полезную вещь, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.
- сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперед к крышке стола - вдох. Повторить 5-6 раз.
- сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернув голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
- упражнение для глаз, сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.
- Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнем с простых. Но хочется напомнить вам две народные мудрости: (слайд №11)
- В процессе работы вы будете использовать ножницы, иглы, утюг, швейную машину, а значит нужно вспомнить.....
(слайды №12, 13)
- Приступаем к выполнению самостоятельной практической работы: Изготовление лицевой части прихватки из лоскутков по технологической карте. (на столах лежат технологические карты) (слайды №14, 15,16)
VI. Практическая работа «Изготовление изделия в лоскутной технике»
Выполнение мини-проекта.
Составить план работы:
- создать банк идей изделий из лоскута
- провести мини-исследование каждой идеи, выявляя потребности в этих изделиях
- выбрать лучшую идею
- составить алгоритм изготовления выбранного изделия
- выполнить эскиз
VII. Закрепление пройденного материала:
-Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
-Что послужило толчком для создания изделий из лоскута? (заплата)
- Какие материалы используют для этих изделий?
- Какие виды техник используются в лоскутном шитье?
- Какие новые лоскутные техники вы сегодня узнали?
- А сейчас оценим свою работу на уроке - заполните таблицу:
1. Если вы считаете, что заполнили карточку правильно – поставьте 1,
Если сомневаетесь – 0.
2. За устную работу на уроке тоже – 1 или 0.
3. За изделие – оцените свое изделие по степени готовности:
если только начали – 1,
сделали наполовину – 2,
если успели сделать все – 3.
- Заполненные таблички сдайте мне, на следующем уроке мы проанализируем ваши результаты и выставим оценки.
Карточка самооценки работы на уроке №2
Ф.И._____________________класс______
карточка
устный ответ
изделие
Оценка за урок
Обратная связь - рефлексия:
-Поделитесь своими ощущениями, в какие моменты урока вам было интересно и комфортно, а в какие вы чувствовали себя не уютно. Понравилась ли вам тема сегодняшнего урока?
Если кого-то из вас заинтересовала тема лоскутного шитья, я с большим удовольствием расскажу и покажу различные схемы сборки и трансформации в изделиях из лоскутков.
Разгадывание кроссворда: (слайд №17)
1) Предметы, которые относятся к фурнитуре (пуговицы)
2) Так называют единственное и неповторимое изделие (эксклюзив)
3) Приспособление для затачивания карандашей (чинка)
4) Ряд повторяющихся стежков (шов)
5) Режущий предмет (ножницы)
6) Предмет для рисования и обводки (карандаш)
7) То без чего не обойтись в шитье (ткань)
VIII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание:
- Собрать полосы в квадрат,
- Принести ткань для прокладки, для подкладки, шнурок.
- Используя технологическую карту (интернет), сделать образцы геометрических фигур (треугольник, квадрат) на пеноплексе.
- учебник стр. 170-172.
Уборка рабочих мест.
Методическая часть.
Цель использования презентации - повышение мотивации учеников к изучению данной темы, активизация познавательной деятельности на уроках и расширение кругозора учителем используются следующие приемы.
* Через карточки и практическую работу организован процесс повторения пройденного материала.
* Для расширения кругозора использовались слайды с изделиями из лоскутков, видов лоскутного шитья (слайды №3-9), выставка работ в лоскутной пластике.
* Закрепление пройденного материала через вопросы и кроссворд (слайд №17)
Слайд
Что показывает
Как показывает
Для чего
№1
№2
Тема урока, цели и задачи
Текст с настройкой анимации
Для создания настроя на урок
№3
№4
Актуализация знаний.
Вопросы для повторения.
Для наглядности, корректировки опорных представлений. Активизация познавательной деятельности.
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Изучение нового материала.
Слайды с текстом-информацией о различных видах лоскутного шитья.
Для визуального восприятия нового материала учениками.
№14
№15 №16
Практическая работа
Изготовление лицевой части прихватки из лоскутков по шаблону.
Для визуального восприятия процесса изготовления прихватки в лоскутной технике.
№17
Закрепление пройденного материала
Слайд с кроссвордом.
Для визуального закрепления материала.
Заместитель директора по УВР ______________________________ / Стряхилева Н.А./
Комментарии к презентации: 3. С древних времен, еще до изобретения швейных машин, шитье из треугольников полюбилось многим мастерицам. Предполагают. Что особенно увлекались им русские рукодельницы. 4, 5. Огромное количество трансформаций дает блок «Мельница». На его основе шьются красивые изделия с живописными рисунками. Блок «Мельница» имеет бесчисленное множества вариантов. Сила и движение каждого блока увеличивается когда, они сшиваются в большие полотна и образуют единый орнамент. 6,7. Сборку полотна ведут в несколько приемов. Схему разбивают на полосы, полосы на квадраты. Квадраты на треугольники. И далее в обратном порядке 10. «Алмаз» – эта работа выполнена из треугольников. В такой технике можно изготовить одеяло, добавив энное количество треугольников, чтобы получился нужный размер. 11. Двухцветные треугольники, если подобрать правильную цветовую гамму можно получить очень красивое швейное изделие. 15, 16,17 Разноцветная спираль. Изделия, сшитые из маленьких разноцветных лоскутков, напоминают мозаичные картины. Называют такое шиите по разному: «спираль», «лабиринт», «крейзи» – в переводе с английского сумасшедший. 18 Полоска к полосочке. Прием шитья из разноцветных полосок напоминает работу умелого паркетчика. Так умелые лоскутницы соединяют между собой полоски ткани. 19,20. Витражи. Это довольно хитроумная техника, и к ней, как ни к какой другой, подходит пословица – глаза боятся, а руки делают. Есть у нее еще одно название – магический квадрат. 21. Обычные плоские кусочки превращаются в пухлые уютные подушечки. «Пуфики» так называют лоскутную технику, с помощью которой можно создать теплые, легкие, объемные одеяла. За свою воздушность она получила «вкусное название» – бисквитная. 22. Забавные уголки. Работать с уголками весело и интересно. Стоит лишь пофантазировать – и из рук мастерицы выпорхнет диковинная птица в ярких опереньях, а то и выплывут рыбки с необычной чешуей, (кстати технику уголки называют – чешуйчатой). 23. Мозаика. Орнаменты, выполненные в этой старинной техники, напоминают цветы с лепестками в форме пчелиных сот. Полотна собирают из отдельных лоскутков, предварительно выкроенных по шаблону – многоугольнику. Другое название «английский печворк». 24. Веселые квадратики. Одна из самых старинных лоскутных техник, построена на работе с кусочками ткани наипростейшей формы – квадрат.