kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока по теме: «Технология изготовления ткани»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Номинация – «Социальная значимость и практическая ценность»

Методическая разработка  составлена на основе Программы

курса «Технология. Трудовое обучение»,  рекомендованной  Департаментом

 общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2011

Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.

Учебник: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2013. –208 с.: ил.

Раздел: Создание изделий из текстильных материалов.

Тема урока: Технология изготовления ткани.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по теме: «Технология изготовления ткани» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 129 городского округа Самара




конкурс методических разработок

«Современный урок в условиях реализации ФГОС»




Методическая разработка урока



Наименование предмета - КУРС ТЕХНОЛОГИИ - 5 класс

Учитель технологии МБОУ СОШ №129 - Фомина Елена Васильевна

Номинация – «Социальная значимость и практическая ценность»

Методическая разработка составлена на основе Программы

курса «Технология. Трудовое обучение», рекомендованной Департаментом

общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2011

Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.

Учебник: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н..В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2013. –208 с.: ил.

Раздел: Создание изделий из текстильных материалов.

Тема урока: Технология изготовления ткани.



Самара, 2015





ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Технология изготовления ткани»

Цели урока:

Образовательные:

Ознакомить с производством:

  • Натуральных волокон растительного происхождения;

  • прядильное, ткацкое, отделочное производства.

Обучающие:

определять опытным путём структуру тканей. Раппорт;

  • определять опытным путём направление уточной и долевой нити;

  • определять опытным путём лицевую и изнаночную стороны ткани.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Воспитывать уважение и интерес к профессиям ткач и оператор прядильного производства.

Задачи:

- обучающие: сформировать понятия - волокна растительного происхождения (хлопок, лён),

прядений, пряжа (волокно, нити),

долевые нити (основы), поперечные нити (уток), кромка;

ткацкий рисунок, раппорт;

прядильщик, ткач;

полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения;

отбеливание, крашение, печатание.

развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление,

настойчивость, умение действовать самостоятельно;

Научить:

  • распознавать направление уточной и долевой нити. Определять опытным путём структуру тканей. Раппорт;

  • лицевую и изнаночную стороны ткани;

  • выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани.

- воспитательные: научить ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, воспитание трудолюбия и аккуратности.

Тип урока: Изучение нового материала

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, в парах и индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: Учебник, тетрадь. Экран, проектор, ноутбук, электронный микроскоп. Образцы тканей и волокон.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

• предметные УУД:

-умеют обрабатывать ткань ручным инструментом;

-умеют выполнять обработку простых изделий из ткани;

• познавательными УУД:

- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.













Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Изучить технологию производства ткани, строение ткани. Научить определять в ткани направление долевой нити, лицевую сторону ткани.

Понимание, узнавание, запоминание.

Регулятивные

Освоить теоретические знания, уметь находить, анализировать и выбирать главное, делать правильные выводы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Самостоятельное выполнение действий по алгоритму. Самоконтроль.

Познавательные

Познакомить с классификацией текстильных волокон, с понятиями основная нить (долевая), уток (поперечная нить), кромка.

Преобразовать информацию из одной формы в другую.

Выполнение действий по алгоритму или под руководством учителя.

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; доносить свою позицию до других.

Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

Формирования уважительного отношения к труду, умение проводить самооценку, организовать взаимопроверку и взаимопомощь в группе.

Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.











ПЕРЕЧЕНЬ ресурсов

Название ресурса

Время просмотра (мин)

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

1

Народная пословица: «Какое волокно – такое полотно. Какова пряха – такова и рубаха» Изделия из тканей.

1

И

Слайд презентации

2

Волокна растительного происхождения

3

И

Слайд презентации

3

Ручное прядение

1

И

Слайд презентации

4

Производство ровницы

1

И

ВИДЕО

5

Прядильные станки

1

И

ВИДЕО

6

Современный ткацкий станок

1

И

ВИДЕО

7

Структура тканей

1

И

Слайд презентации

8

Ткацкий рисунок, раппорт


1

И

Слайд презентации

9

Отделочное производство

1

И

ВИДЕО

10

Ткацкий рисунок, раппорт

5

П

И

Слайд презентации

11

Определение лицевой и изнаночной сторон в тканях

5

П

И

Слайд презентации

12.

Свойства долевой нити. Определение направления долевой нити в ткани

5

П

И

Слайд презентации

И – информационные ресурсы

П – практические ресурсы







Сценарий урока по теме: «Технология изготовления ткани»



  1. Постановка учебных задач. Мотивация к учебной деятельности

На двери кабинета вывеска: «Выставочный зал», « Мир тканей»

Встречаю учениц перед входом в аудиторию.

- Добро пожаловать на нашу выставку! Предлагаю совершить экскурсию по залу «Мир тканей».

Я ваш экскурсовод - Елена Васильевна. Наша экскурсия длится 40 минут. За это время вы ознакомитесь с экспозициями зала. Прошу следовать за мной.

Проходим в класс.

- Прошу обратить внимание на экспозиции. Учащиеся проходят по залу, знакомятся с экспозицией.

1 вывеска. Образцы волокон и нитей: Лён, шерсть, хлопок. Таблица образцов.

2 вывеска. Старинные изделия из тканей:

Подзор, полотенца, рушник с вышивкой, русский народный костюм.

3 вывеска. Ткани из натуральных волокон:

10-12 маркированных образцов (ситец, сатин, лён, шёлк, батист, атлас)

4 вывеска. Домашний текстиль:

Подушки, постельное бельё, пледы, скатерти и салфетки.

5 вывеска. Детский текстиль:

Кукла в костюме, платье, костюм, юбка, жилет.

Манекен. Женский наряд.

Манекен. Мужской костюм.

6 вывеска. Аксессуары:

Шейные платки, шаль, палантин. Сумки. Журналы мод.

7 вывеска. Экспериментальная лаборатория:

Учебники, словари, инструкционные карты. Образцы натуральных тканей и волокон для исследований. Электронный микроскоп.


  1. Совместное исследование проблемы.

Актуализация знаний. Формулирование темы урока

Вы ознакомились с экспозициями выставки.

- Как высчитаете, что является основной темой нашей экскурсии?

- Прошу пройти в наш кинотеатр.

- Обратите внимание на экран.

На экране 1-2-3 слайды презентации: Изделия из тканей.

4 слайд - Народная пословица: «Какое волокно – такое полотно. Какова пряха – такова и рубаха»

- Сколько разных вещей из тканей окружает нас! Сложно представить себе нашу жизнь без вещей, сделанных из тканей. На нашей выставке представлены всевозможные образцы. Они разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие...

Но раз их называют одним именем — ткани, значит, их, что - то объединяет?

Да, они изготовлены из материала натурального происхождения.

- Что служит сырьём для производства тканей?

Вы совершенно правы. Все ткани сотканы из нитей, а нити изготовлены из волокон.

Наша сегодняшняя экскурсия носит исследовательский характер.

- Попробуйте, сформулировать тему и цель нашего исследования.

- Выскажите предположения, из чего и как можно получить ткань?

Технология производства тканей производится в три этапа:

Первый этап – получение волокна.

5 слайд. Классификация волокон:

- Какие волокна на нашей выставке показались знакомыми?

- Как их можно классифицировать?

III. Моделирование и мотивация (встреча с проблемой). Изучение нового.

6 слайд – Современное устройство для получения волокна.

Показ видео сюжета. Получение ровницы.


7 слайд – Прядение.

Обратите ваше внимание на этот экспонат. Ваши предположения, что это?

Именно так выглядит прялка.

- Что такое прядение?

- Как происходит создание пряжи из волокон? Показ ручного способа создание пряжи из волокон.

- Вы имеете возможность посмотреть, как работает современное прядильное устройство.

Просмотр видео сюжета.

- А знаете ли вы, кто управляет станками?

ПРОФЕССИЯ - оператор прядильного производства.

Он знает свойства волокон и пряжи, управляет прядильным оборудованием.










Второй этап – производство полотна ткани.

8 слайд – Ткацкое производство.

.

- Обратите ваше внимание на слайд. Что за конструкция изображена и для чего она предназначена?

- Вы совершенно правы – это ткацкий станок. Именно на нём происходит рождение полотна.


9 слайд – Ткацкий станок.

Кто знает, как работает станок? Предварительное задание для учащихся. (Сообщение)

Все ткани изготавливают из нитей и пряжи, переплетённых между собой в определённом порядке.

Одни нити идут вдоль ткани, их называют ОСНОВОЙ, другие поперек их называют УТКОМ. Ткань образуется в результате переплетения нитей:

долевых (нитей основы) и поперечных (нитей утка).

  • Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

  • Нити утка менее прочные, более толстые, короткие, при растяжении увеличивают свою длину.

  • Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания.

  • Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки.

- Предлагаю посмотреть видео сюжет с текстильной фабрики.

Знакомство с профессией - ТКАЧ

- Ткани производят на ткацком станке на ткацких фабриках.

Как называются профессии людей участвующих в производстве тканей?

Ткач – следит за технологическим процессом ткачества и осуществляет контроль качества.


10 слайд – Определение структуры тканей. Раппорт. Самое простое переплетение нитей – полотняное, в котором нити переплетаются через одну.


Новое понятие - Раппорт – повторяющийся рисунок переплетения нитей в ткани.






Третий этап - отделка.

10 слайд - Отделочное производство:

- Ткань, снятая со станка грубая и жёсткая – суровая.

Суровая ткань проходит ряд отделочных работ:

Отбеливание;

Крашение;

Печатание.

- Предлагаю посмотреть ещё один видео сюжет: Отделочное производство.


- Вы, наверняка, обратили внимание на то, что мы сегодня говорим лишь об одном из видов волокон. Предполагаемый ответ - натуральные волокна.

Но представьте себе, все экспонаты выставки изготовлены из натуральных тканей. Какой вывод можно сделать?

- Вы совершенно правы из натуральных волокон изготовляется несколько разных видов ткани.

- Как вы думаете, от чего зависит структура ткани? Вы правы, всё зависит от способов переплетения нитей при получении ткани и от способа отделки.


11 слайд – Признаки определения долевой нити в ткани

Показ, по каким признакам определяют направление долевой и уточной нити в ткани.

- Как вы считаете для чего необходимо знать и уметь определять направление долевой и уточной нити в ткани?

- Верно. Эти знания необходимы при конструировании и раскрое швейных изделий.

13слайд - Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

Исследование.

У ткани две стороны: лицевая и изнаночная. Как определяются стороны?



Физкультминутка. Музыкальная пауза для разминочных движений.

- Вы, наверное, немного устали? Могу вам предложить несколько упражнений для отдыха под музыку.

Упражнения на растяжку мышц спины, шеи и поперечно - полосатых мышц. Упражнения выполняются под спокойную музыку.

1. Из положения, сидя на стуле, наклоны вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное);

2. Из положения, стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты туловища вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное);

3. Вращения и поднятие плеч вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное);

4. Вращения и наклоны головы вправо, влево, назад, вперёд (несколько раз в медленном темпе, дыхание ровное).

  1. Конструирование нового способа действий.

- Предлагаю вам поиграть в игру: «Найди нужное понятие».

Правила: Необходимо разделиться на 2 команды. Для каждой команды на столе приготовлены таблички. На табличках напечатаны крупным шрифтом понятия связанные с темой нашей экскурсии. На других – значение этих понятий.

- Внимание задание: за 2 минуты вы подбираете пару табличек. (Склеить полоски). Побеждает команда, набравшая большее количество табличек с правильными ответами.

- Стоп игра. Зачитываем результат подбора. Вы очень хорошо справились с заданием, нашли все таблички. Почему на столах остались ещё таблички. Верно, эти понятия не подходят к теме.

- А сейчас мы отправляемся в экспериментальную лабораторию, чтобы провести исследования практическим путём и записать их в таблицы.

Вы можете воспользоваться специальной учебной литературой, словарём и электронными приборами.

  1. Новые понятия запишите в тетрадь. Проверьте друг друга, уточните неправильную информацию.

  2. Также вам предлагается определить опытным путём структуру тканей. Раппорт. С помощью электронного микроскопа рассмотреть образцы тканей выделить раппорт, сделать снимок и подписать его, определив название тканей по структуре, сравнивая с данными наглядного пособия.

Наглядное пособие: фотографии с изображением ткацкого переплетения: полотно, саржа, сатин, атлас + образец синтетического нетканого материала.

Воспользуйтесь учебниками (учебник стр. 103-105, рабочая тетрадь).

Лабораторная работа № 9, алгоритм ваших исследовательских действий по определению направления долевой нити и нити утка.

Лабораторная работа № 10, алгоритм ваших исследовательских действий по определению лицевой и изнаночной стороной тканей.

- Результаты исследований занести в таблицу (раздаточный материал)

- Чтобы продуктивнее организовать учебное исследование, распределитесь в группе так, чтобы все пособия использовались целесообразно. Два – три человека работают с микроскопом. Два – три человека работают с учебником и тетрадью. Затем через некоторое время меняются местами.

Во время работы не забывайте проверять, контролировать свою работу (самоконтроль) и работу группы.

  1. Переход этапу решения проблемы. Лабораторно - практическая работа.

Работа в парах и группах.

Лабораторная работа № 9 «Определения направления долевой нити и нити утка. Определять опытным путём структуру тканей. Раппорт».

Лабораторная работа № 10 «Определение лицевой и изнаночной сторон тканей».

Запись в тетрадь темы исследований. Запись новых понятий.

Результаты исследований занести в таблицу (раздаточный материал)


Подведение итога: Оценка деятельности на уроке.

- Сегодня на выставке присутствует представитель журнала «Мир тканей».

Кристина делает опрос посетителей. Вы можете принять непосредственное участие в диалоге.

1. Было ли вам интересно?

2. Какие новые знания вы приобрели?

3. Как и чему вы научились?

4. Где могут пригодиться полученные сведения?

5. Что вас удивило?

VII. Рефлексивно - оценочный этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- К сожалению, экскурсия подходит к концу. Мы будем рады видеть вас на следующей экспозиции «Свойства текстильных материалов»

А сейчас просим вас оставить свои отзывы, комментарии и пожелания в нашей гостевой книге.

Значки обозначают:

Красный значок – мне очень понравилось;

Зелёный значок – не достаточно информации;

Синий значок – не интересно.

VII. Домашние задание:

-До свидания. Мы будем рады видеть вас на следующей экспозиции «Свойства текстильных материалов». Вы можете подготовиться заранее. Подготовьте сообщение на одну из следующих тем: «Хлопок», «Лён».

§ 16, стр. 100-104, учебника « Технология» 5 класс.



















Используемые источники и литература:

1. Методическое пособие для учителя по курсу: Технология: 5 класс

2. Учебник: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н..В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2013. –208 с.: ил.



www.gitagrad.org.ua/masterskaya/len-i-proizvodstvo-lnyanoy-tkani.html

http://isbaru.ru/a19w1.html

http://poshiv.peterlife.ru/textil/237035.html



21






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока по теме: «Технология изготовления ткани»

Автор: Фомина Елена Васильевна

Дата: 29.08.2015

Номер свидетельства: 227676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "плоские игрушки из ткани "Броши" "
    ["seo_title"] => string(34) "ploskiie-ighrushki-iz-tkani-broshi"
    ["file_id"] => string(6) "198748"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428450074"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Лоскутная мозайка"
    ["seo_title"] => string(20) "loskutnaia-mozaika-2"
    ["file_id"] => string(6) "249839"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446983982"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства