kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

Цели: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи», его структурой, учить планировать семейный бюджет, добиваться его сбалансированности; развивать понимание того, что экономи­ческое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.

Оборудование: рабочая тетрадь, схема «Доходная часть се­мейного бюджета».

Словарь: бюджет семьи, доход, расход, обязательные пла­тежи, подоходный налог, кредит, баланс.

Ход урока

I. Организация урока.

1.Приветствие.

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

От многого зависит счастье семьи - гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь - и от экономиче­ского уклада семьи, экономической грамотности ее членов. В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку ра­ционального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдет речь на уроке.

III.Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам.

1 .Что такое маркировка товаров, для чего она нужна?

2.Какие виды маркировки вы знаете, и какую информацию из них может получить потребитель?

3.Перечислите известные области применения штрихкода.

4.Какую информацию несет в себе штрихкод?

IV.Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

1. Семейный бюджет как часть экономики государства

Просмотр содержимого документа
«СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ БЮДЖЕТА »

Тема: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

Цели: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи», его структурой, учить планировать семейный бюджет, добиваться его сбалансированности; развивать понимание того, что экономи­ческое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.

Оборудование: рабочая тетрадь, схема «Доходная часть се­мейного бюджета».

Словарь: бюджет семьи, доход, расход, обязательные пла­тежи, подоходный налог, кредит, баланс.

Ход урока

I. Организация урока.

    1. Приветствие.

    2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

От многого зависит счастье семьи - гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь - и от экономиче­ского уклада семьи, экономической грамотности ее членов. В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку ра­ционального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдет речь на уроке.

      1. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам.

1 .Что такое маркировка товаров, для чего она нужна?

        1. Какие виды маркировки вы знаете, и какую информацию из них может получить потребитель?

        2. Перечислите известные области применения штрихкода.

        3. Какую информацию несет в себе штрихкод?

      1. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

1. Семейный бюджет как часть экономики государства.

В последнее время слово «социальный» буквально не сходит с уст политиков. Стало модным рассуждать о «социальной состав­ляющей в экономике», «социальном эффекте» тех или иных реше­ний. И это, наверное, оправданно. Ведь социальная сфера - это та часть огромного экономического механизма, которая касается че­ловека как потребителя, удовлетворяющего материальные и духов­ные запросы свои и членов своей семьи.

Соответственно, социальная экономика - наука, изучаю­щая образ жизни людей, - то есть все вопросы, связанные с потреблением, обеспечением, интересами, свободным време­нем населения. В конце концов, об уровне развития экономи­ки, о тех или иных преобразованиях в ней судят по тому, как живут люди.

По большому счету, все экономические механизмы функ­ционируют ради отдельного человека, семьи. Именно на уровне семьи преломляется, как в капле воды, состояние экономики любой страны. Несмотря на всю свою специфику, жизнь семьи подчиня­ется общим законам экономики.

Структура всех доходов и расходов семьи за определенный период представляет собой бюджет семьи.

        1. Структура бюджета семьи.

Каждый человек в течение своей жизни сталкивается с про­блемой: как получить доход, как его израсходовать, как поместить сбережения так, чтобы в наибольшей степени обеспечить себя и свою семью от превратностей судьбы.

Статьи доходов в семейном бюджете немногочисленны: зар­платы, пенсии, стипендии, пособия, вознаграждения от государст­ва, предприятия, доходы от личного хозяйства, благотворительная помощь. Все полученные средства представляют совокупный до­ход семьи.

Что же касается расходов, то тут вариантов значительно больше. Укрупненно выделяют такие статьи затрат: на питание, одежду и обувь, мебель, недвижимость, транспорт, культурные и образовательные нужды, налоги, коммунальные платежи и быто­вые услуги, а также сбережения.

Причем люди распределяют свои расходы по этим статьям в более или менее постоянных соотношениях. Зависимость структу­ры расходов от уровня доходов получила название «закона Энгеля» по имени прусского статистика, который ее проследил. Существу­ет, например, такая закономерность: чем больше доход семьи, тем меньше удельный вес расходов на питание и больше - на товары длительного пользования.

        1. Особенности бюджета в разных семьях.

По образцу пословицы «что ни город, то норов» можно ска­зать: что ни семья, то свой каприз. Обычно семья придерживается в тратах какого-нибудь принципа, не всегда осознанного и уж, ко­нечно, не закрепленного ни в каких нормативных документах.

У одних дом, что называется, полная чаша, соответственно строится и статьи бюджета, хозяева не отказывают себе в покупках красивых вещей.

Даже если внешне ведение бюджета выглядит стихийным, у семьи есть свой подход к тратам. Например, у одних принцип та­кой: получают зарплату и кладут деньги в шкатулку. Надо что ку­пить - берут из шкатулки. Если деньги кончаются, а до зарплаты жить да жить, члены семьи берут их взаймы у соседей или друзей. Можно, конечно, жить и по такому принципу, но это довольно утомительно. К тому же нет полной уверенности, что всегда удаст­ся «стрельнуть» сотню-другую до получки. Как видим, этот метод ведения семейного бюджета ненадежен.

Другие помешаны на дачном участке, что-то там возводят, пристраивают, красят, переоборудуют. Третьи не мыслят себя без машины, на нее и сориентирована стрелка семейного бюджета. Четвертые увлечены туризмом и спортом. Летом обязательно от­правляются в путешествия, зимой занимаются плаваньем в бассей­не. Можно легко сделать вывод, на что они не жалеют денег. Чет­вертые - книголюбы, театралы. Ясно, куда они расходуют львиную долю своих доходов. Пятые не мыслят своей жизни без компьюте­ра. Шестые... Впрочем, перечислять можно до бесконечности. Яс­но, сколько семей, столько и принципов в тратах.

Каждая семья имеет цель (или несколько целей), свои привя­занности, интересы, причуды, увлечения, хобби. У каждой семьи своя система ценностей. И все это влияет на структуру семейного бюджета. А кроме этого, нужно еще учитывать и состав семьи, и размер доходов, и место жительства, и уровень культуры, и мно­гое-многое другое. Поэтому нельзя выбрать или высчитать, как многие мечтают, какую-то идеальную, или типичную, или сред­нюю семью и поставить ее в пример остальным: вот как правильно нужно хозяйствовать. Из этого ничего не получится. У каждой се­мейной ячейки собственные индивидуальные стратегия и тактика расходов, ведения домашнего бюджета, не всегда осознанные.

А иногда и жизнь жестко поворачивает бюджет семьи к кон­кретной цели. Скажем, кому-то предстоит дорогостоящая операция или же кто-то планирует поступать в какое-либо учебное заведение на платной основе. Тогда волей-неволей придется менять структу­ру бюджета.

4. Доходная часть бюджета.

Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейкой больше. Так из каких источников складыва­ется доходная часть семейного бюджета? Рассмотрим схему 3 (учебник, с. 20).

Совокупный доход семьи складывается:

  • из заработной платы членов семьи;

  • пенсий и стипендий;

  • доходов от ценных бумаг;

  • доходов от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

  • выплат и льгот от общественных организаций;

  • доходов из других источников;

  • доходов от приусадебного хозяйства;

  • доходов от предпринимательской деятельности.

5. Расходная часть бюджета.

Чаще всего из чего складывается семейный бюджет члены семьи более или менее знают, а куда, сколько, как, на что, в каком количестве тратятся деньги - представление имеют весьма смут­ное, приблизительное.

«Просто раздать и растратить деньги, а вот тратить на то, что нужно, столько, сколько нужно, когда, ради чего и как следует, способен не всякий, и это не просто», - слова эти сказаны Аристо­телем более 2200 лет назад, а звучат актуально, свежо, современно. Многие понятия не имеют, на что у них уходят деньги. Любое серьезное исследование семейных бюджетов шокирует обследо­ванных, когда они узнают, какие громадные суммы разошлись по мелочам, протекли, как песок, сквозь пальцы.

Чтобы рассчитывать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы - расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период.

Переменные расходы могут быть периодическими (сезонны­ми, циклическими) и единовременными (непредвиденными).

Денежные расходы семьи делят на три основные группы: личное потребление; налоги и другие обязательные платежи; де­нежные накопления и сбережения.

  • Как вы думаете, какие платежи относятся к обязательным? (Ответы учащихся.)

Правильно, к обязательным платежам относят налоги , опла­та услуг детского сада, плата за образование, оплата коммунальных услуг, погашение банковских кредитов и т. д.

  • А знаете ли вы какие платежи относятся к коммунальным? (Ответы учащихся.)

Правильно, к коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду, радио, телефон, электроэнергию и т. д.

  • От чего зависит плата за отопление? (Ответы учащихся.)

Правильно, оплата зависит от площади отапливаемых поме­щений.

Плата за воду составляет значительную часть бюджета. Знае­те ли вы, как она рассчитывается? (Ответы учащихся.)

Чаще всего плата за воду рассчитывается из расчета опреде­ленного количества воды на одного человека.

  • Как производится оплата радиоточек и телефонов? (Отве­ты учащихся.)

Правильно, эти платы производят по тарифу, одинаковому для всех.

  • А знаете ли вы, как оплачивается потребленная электро­энергия? Приведите пример расчета. (Ответы учащихся.)

Правильно, плата за электроэнергию зависит от стоимости 1 кВт • ч и количества потребленной энергии.

Предложите проекты снижения затрат на оплату коммуналь­ных услуг. (Ответы учащихся.)

Правильно, для того чтобы снизить затраты на оплату ком­мунальных услуг, необходимо знать точный расход воды. Для это­го в квартире нужно установить счетчики. Еще одним источником экономии может быть плата за электроэнергию. Включенный телевизор, который никто не смотрит, лампочка, постоянно го­рящая в туалете. Кажется, что тут сэкономишь? Но все начина­ется с малого.

6. Рациональность бюджета семьи.

Но ведь как часто приходится слышать от знакомых людей сетования по поводу нехватки денег. И ведь не хватает-то каких- нибудь 100-200 рублей. А знаете ли вы, что в переводе с древне­греческого слово «экономика» означает не что иное, как «умение вести домашнее хозяйство». Нет ничего предосудительного в том, чтобы вести скрупулезный подсчет семейных денег и так плани­ровать свои расходы, чтобы они были или меньше или равны до­ходам.

Законы домашней экономики: они просты и одновременно сложны. Просты потому, что, опираясь на здравый смысл, их в со­стоянии постичь каждый. А сложны потому, что для того, чтобы следовать им, нужно иметь определенную силу воли.

Итак, каждый из нас будет в состоянии управлять своим бюджетом с учетом своих доходов, целей, желаний. При этом не­обходимо соблюдать четыре условия: учет, планирование, органи­зация, контроль. Слова эти звучат сухо, по-бухгалтерски. Но без усвоения и применения на практике этих понятий всерьез зани­маться семейной экономикой невозможно.

Ключевое слово в экономике семьи - учет. Чтобы стать ква­лифицированным домашним экономистом, учет надо вести обяза­тельно.

Статьи семейного бюджета тоже нужно выстраивать, исходя из доходов. Вы должны точно знать, что вы можете себе позволить, а чего нет. Знаете ли вы, какая часть доходов у вас уходит на пита­ние, на транспорт, на коммунальные услуги, на одежду и т. д.? Нет? А знать необходимо. Это ориентиры, по которым вы будете сверять экономический курс семьи.

V. Практическая работа.

1. Ведение учета.

Учитель. Итак, учет необходим. Вести учет можно по предлагаемой таблице. Количество граф может быть различным, в зависимости от того, какие статьи расходов вы считаете нужным выделить. Например, расходы на одежду и обувь считать раздельно на каждого члена семьи, можно выделить расходы на косметику.

Приход

Дата расхода, наименование

Продукты

Одежда, обувь

Детское

Галантерея, пар­фюмерия

Книги, журналы, канцтовары

Услуги

Отдых, развле­чения

Хозтовары

Прочие

25.02. 3000 р.

25.02. Хлеб, масло, тетради, электро­энергия, колгот­ки, чис­тящее средство

8.00 20.00


50­100

50.00


1.50

200.00


20.00



Задание 1. Записать таблицу учета семейных доходов и расходов в рабочую тетрадь.

2. Умеете ли вы считать деньги.

Задание 2. Проверьте свои способности в управлении се­мейной экономикой с помощью шуточного теста.






Сведения




приблизи­

Вопросы тестирования

Да

Нет

тельные,



мнение неопреде­ленное

1

2

3

4

1. Знаете ли вы, сколько денег осталось

20

5

7

до зарплаты?




2. Вы увидели модную вещь. Будете ли

7

20

6

интересоваться ее стоимостью и про­




сить на нее денег у родителей?




3. Считаете ли вы, что холодильник

25

2

11

более необходимая вещь, чем музы­




кальный центр?




4. Покупаете ли про запас постельное

1

18

8

белье?

4

16

6

5. Заказываете ли такси, когда вам не­




обходимо ехать далеко, а на улице




дождь?

2

24

12

6. Верите ли вы, что свое материальное




положение можно улучшить, участвуя в




различных лотереях, розыгрышах?

11

14

3

7. Помогают ли вашей семье дедушка и




бабушка средствами для покупки ве­




щей?

17

5

6

8. Берете ли вы ссуды?

9

15

3

9. Считаете ли вы, что экономнее все




делать дома вручную, чем тратиться на




бытовую технику?

14

3

5

10. Собираясь в магазин, составляете ли




вы список необходимых покупок?

9

9

0

11. Отдаете ли вы вещи, из которых вы




выросли малоимущим или в благотво­




рительные организации?





Ответив на все вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?

30-40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квали­фицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения це­ли. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «пол­ная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Задание 3. Выполнить практическую работу № 6 (учеб­ник, с. 22).




VI. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в распределении доходов и уметь это делать рационально. Проведите дома эксперимент. Попробуйте месяц или два вести денежные дела в семье: считайте, прикидывайте, анали­зируйте, прогнозируйте. Гарантирую: побыв в роли главного эко­номиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходо­вать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно - труд непростой. Но всему можно научиться. Успехов вам на этом по­прище.

Домашнее задание: учебник, § 6, с. 18-22.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

Автор: Горовая Надежда Владимировна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "презентация на тему "Доходная часть  семейного бюджета" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-na-tiemu-dokhodnaia-chast-siemieinogho-biudzhieta"
    ["file_id"] => string(6) "234994"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443556219"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "" Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета""
    ["seo_title"] => string(72) "biudzhiet_siem_i_dokhodnaia_i_raskhodnaia_chasti_siemieinogho_biudzhieta"
    ["file_id"] => string(6) "357048"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478690595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Доходная и расходная части семейного бюджета"
    ["seo_title"] => string(55) "dokhodnaia_i_raskhodnaia_chasti_siemieinogho_biudzhieta"
    ["file_id"] => string(6) "357104"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478701716"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методическая разработка "Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_biudzhiet_siem_i_dokhodnaia_i_raskhodnaia_chasti_biu"
    ["file_id"] => string(6) "441031"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511805714"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация: "Доходная и расходная части семейного бюджета" "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-dokhodnaia-i-raskhodnaia-chasti-siemieinogho-biudzhieta"
    ["file_id"] => string(6) "183024"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425686755"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства