kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Русский, Коми и Немецкий народный костюм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по технологии (Девочки)Тема урока: "Русский,коми и немецкий народный костюм."

-Ознакомление с основными элементами народной одежды, материалами, обувью, головными уборами.

-Ознакомление с отличительными особенностями женского костюма северных и южных областей

- Ознакомление с общими сведениями о русском народном костюме

-Воспитание  любви и гордости к творческому наследию нашего народа 

-Способствование  возрождению утерянных традиций русской и коми культуры 

-Формирование  эстетического вкуса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Русский, Коми и Немецкий народный костюм» »

Урок национальных культур.

 Конспект урока по предмету технология –

6 класс



Учитель технологии Ветрова Л.Н. МАОУ «СОШ №21» с углубленным изучением немецкого языка г. Сыктывкар Республика Коми.







«Русский женский народный костюм»

«Коми женский народный костюм»

«Немецкий народный костюм»



«И только народная одежда выражает душу народа….»





Школа этнокультурного полилога России, Германии, Республики Коми.





Задачи урока:



-Ознакомление с основными элементами народной одежды, материалами, обувью, головными уборами.

-Ознакомление с отличительными особенностями женского костюма северных и южных областей

- Ознакомление с общими сведениями о русском народном костюме

-Воспитание  любви и гордости к творческому наследию нашего народа 

-Способствование  возрождению утерянных традиций русской и коми культуры 

-Формирование  эстетического вкуса



.

Оборудование:

  Проектор, заготовки для выполнения творческого проекта, карандаши, мелки, краски, кисти, журналы, эскизы.



Ход урока:

Мы не удивляемся, когда обнаруживаем в коллекциях знаменитых кутюрье Пьера Кардена, Вячеслава Зайцева, Кевина Клейна модели в ярко выраженном народном стиле. В народном костюме (стиле) всегда отражены национальные традиции, богатое культурное наследие. Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства способно дать хорошую пищу сердцу, уму, побудить к глубокому и серьезному размышлению о сохранении собственного национального лица.




  Сегодня на уроке мы поговорим о женском народном национальном костюме. Речь пойдет о русской, коми и немецкой традиционной женской одежде. Одежда может много рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сословия, женатый или холостой, чем занимается. В одежде нашли выражение душа народа, его представления о прекрасном.



Русский женский народный костюм





Женщина в русской народной поэзии была неразрывно связана с образом птицы:
«Лебёдушка, лебедь белая, точно пава» - говорили о красавице. Голова русской женщины венчалась разноцветным шитьём, жемчугом, цветными каменьями. В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока…

      В образе женщины, в её костюме: и в яркости наряда, и в его плавных текущих линиях, а больше всего в образе белых рукавов крыльев, которые словно могут унести в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты – птице счастья. Что касается народной одежды, то она для жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности. Весь русский женский костюм был компактным по объёму, лаконичным, мягкими контурами, и в то же время мы явно видим различия между костюмом северных и южных областей России. Для северо-великорусского костюма характерно ношение сарафана, который надевался поверх рубахи. Декоративное решение строится на контрасте значительной массы сарафана (обычно одноцветного) и небольшой массы рукавов. Орнамент на вышивке располагается вертикально, что ещё больше подчёркивает стройность фигуры.
В южно-великорусском костюме подчёркиваются совсем другие качества. Здесь женская красота – выражение здоровья, дородства. Крестьянки юга России предпочитали поясную одежду. Это в первую очередь понева. Они были основой орловского женского костюма. Распашная панева надевалась непременно поверх длинной рубахи. В большинстве сёл распашные паневы носили с «подтыком», т.е. поднимали полы и затыкали у пояса, чем достигали необычного эффекта пышности, статности фигуры. Панева, как правило, делалась из домашней шерстяной ткани простого полотняного переплетения чёрного, либо тёмно-синего цвета, в квадратную или в прямоугольную прорисованную клетку. Панева была предметом особой гордости крестьянки: Чем богаче был украшен её подол, тем больше ярких полос было на ней, тем наряднее считалась хозяйка. Распашные паневы украшали вышивкой, цветной шерстью, нашитыми полосами красной тканью, галунами, позументами, шерстяным тканьём. Встречались паневы – плихты и более поздние паневы, сшитые по типу юбки. Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета – это символ чистоты и радости. В красном цвете русские видели много значений.

     В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный, как символы солнца и света. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали речной жемчуг и рубленый перламутр (для примера показываются репродукции картин А.Г. Васнецова с изображением русских женщин в сарафанах). Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок. В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы.



Сейчас поговорим о Коми национальном женском костюме.

Народная одежда Коми близка по своим формам и внешнему виду к одежде северных великорусов. В XVIIIXIX вв. материалом для одежды продолжала оставаться ткань домашнего производства: холст и сукно. По средней и нижней Печоре, в верховьях Мезени и Выми одежду шили и из привозных тканей.

Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс с некоторыми своеобразными деталями кроя сарафана и рубахи и специфичными головными уборами. Основным элементом женского костюма является рубаха. Раньше рубаха служила одновременно нательной и верхней одеждой. В качестве головных уборов у девушек использовались повязки(ленты), обручи с лентами(г.оловедец),платки, шали. Замужние женщины носили мягкие уборы- руска, сорока и более жесткие и твердые- сборник, кокошник, юртыр, ошувка . Мужская и женская обувь практически была одинаковая:коты, из сыромятной кожи, невысокие. Меховые пимы и тобоки.



Интересно!!!!!!

  • Испокон веков ижемцы в одну из белых июльских ночей выходили «гулять на лугах». Праздник так и назывался: Луд, то есть «луг». Луд объединяет ижемцев, проживающих в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской и Архангельской областях и в других уголках России. Праздник проводится на коми языке, что подчеркивает национальный колорит Республики Коми.

  • Праздник Луд сегодня называют брендом Ижемского района Республики Коми. Ему предан статус официального праздника. В настоящее время праздник проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля — в канун начала сенокосной страды. Фиксированное место и время праздника в прошлом — междуречье рек Ижма и Куръя , с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу. Сейчас место проведения праздника более доступно – луг, рядом с мостом на зареченские села.

  • От каждой деревни раньше шло праздничное шествие на место проведения Луда – сейчас из дальних сел приезжают на машинах. Главная особенность Луда в том, что на нем нет зрителей, и каждый становится участником обряда. Удивительно, но даже молодежь специально приезжает из городов на этот праздник, который заканчивается дискотекой при свете костров и восходящего солнца.Сейчас празднование принято начинать с многокилометрового Ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.

  • В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и семейные костры. К этому моменту все ижемские деревни и села возводят мини-подворья, представляющие особенности местного уклада. Сизябск, исконно оленеводческое село, ставит чум. Мохча и Гам, славящиеся лошадьми, организуют скачки.

              • С Лудом связан еще один обряд. Потомки оленеводов, разъехавшихся в поисках пастбищ по всему Северу – от Финляндии до Ямала, обязательно берут с малой родины саженец черемухи, чтобы вырастить у себя дома. Деревца раздают в горшках, землю в которые собирают со всего района, а поливают такой же общинной водой.

Немецкий народный костюм

Основным элементом женской крестьянской одежды была рубаха, представлявшая собой единственный вид нательной одежды. Древнейшим типом является рубаха на лямках развившаяся из покроя. При выходе из дому надевали верхнюю рубаху того же покроя ). Лиф и юбка) как самостоятельные части одежды появились в XVJ в., до этого они составляли целое платье. Широкий вырез лифа закрывали различными вставками, нагрудниками или платком. Льняной воротник в Шаумбург-Липпе распространился под испанским влиянием; короткий воротник заимствованный из моды XVI в., носили как нагрудный платок (его концы завязывали под мышками). Голлер, платок и лиф украшали вышивкой, в Верхней Баварии — металлическими подвесками с серебряной цепью и монетами.

Длина юбки доходила до лодыжек, короткие юбки (до икр или до колен) носили только крестьянки Швальма и Альтенбурга. В XIX в. местами (например, в Швальме) надевали по нескольку юбок или рубах так, чтобы одна была видна из-под другой. Число их указывало на состоятельность их хозяйки. Цвет шерстяной каймы по краю юбки зависел от возраста. Переднюю часть юбки, закрытую фартуком, шили из более дешевой материи. Рабочий фартук делали из дешевого синего или полосатого материала. Праздничный фартук отличался от рабочего более дорогой материей, цветом и вышивкой.

Долго сохранялась примитивная форма чулок (Knochelbinder) — куски материи, обвязанные тесьмой подобно фризским и альпийским чулкам (.BeinhoselnStutzen).

В XIX в. повсеместно распространилась кожаная плоская обувь с вырезом или пряжкой. Обувь крестьянок Швальма отличалась пряжкой и прямым язычком. В Гессенском хинтерланде носили полусапожки.

Верхней одеждой служила кофта с рукавами представлявшая сильно видоизмененную часть модной городской одежды XIX в. Нередко ее носят и сейчас. Шьют ее чаще из черного сукна с украшением в виде цветной подкладки и каймы. спереди и на рукавах пришивают пуговицы. Простейшим головным убором служил головной платок. В Альтенбурге ему придавали особенную форму при помощи каркаса. Жительницы Тюрингии повязывали платок в виде тюрбана. Чепец был головным убором замужней женщины, это отразилось и в различных оборотах речи. Так, например, выражение «идти под чепец», т. е. выйти замуж, распространено и за пределами области его ношения. Чепец представлял собой измененный городской головной убор XVII—XVIII вв. Дно чепца и ленты украшали вышивкой. Со второй половины XIX в. размеры чепцов сильно увеличились. Нередко поверх чепца надевали другие головные уборы, например соломенные шляпы. Формы летних соломенных шляп различались по областям. Альпийские фетровые женские шляпы не отличались от мужских. В некоторых областях — в Альтенбурге, в Верхней Баварии — носили головные уборы сферической или цилиндрической формы из меха или шерсти.

Украшения костюма распространяются лишь с середины XVIII в., т. е. после отмены ограничений, запрещавших употребление золотых и серебряных нитей, кружев, дорогих мехов, благородных металлов . Народый костюм второй половины XVIII—XIX в. украшают вышивками крестом и гладью, кружевами. Тканый узор, обшивка шнуром передавали геометрические орнаменты. Кроме того, в орнаменте были распространены изображения растений (розы, тюльпаны, гвоздики) и животных (олени, серны и т. д.).

Крестьянский костюм еще в XVI в. отличался красочностью — красный, коричневый, черный, зеленый и реже синий цвета придают ему особую пестроту.



!!Интересно!

Немецкий исследователь Хелм показал практическое значение этих изменений, а также их связь с общественными явлениями. Под влиянием военной формы меняется покрой одежды, распространяются синий, белый, красный цвета; лишь костюмы жителей прибрежных и горных областей остаются вне этой гаммы. В преобладании синего цвета большую роль сыграл ввоз индиго, что привело к сокращению употребления старого красителя — вайда. Известен особый порядок цветов, отражающий возрастные изменения. Так, во многих областях в одежде молодежи преобладают красные цвета, тогда как синий и зеленый характерны для одежды людей пожилого возраста

В большинстве же случаев национальный костюм надевают лишь по праздникам. Народные костюмы широко используются танцевальными ансамблями. Лишь немногие народные костюмы стали чисто музейными экспонатами. Современная одежда трудящихся определяется модой и индивидуальными вкусами. В большинстве случаев в будни носят одежду фабричного производства.

Рациональный крой народного костюма, привычные виды одежды, характер декора- все это едва ли не в первозданном виде сохранялось особенно в праздничной одежде жителей села и деревень. Национальные традиции сегодня являются надежной основой для преумножения и развития отечественной культуры, выражаются в разумном отношении к культурному наследию наших предков.



Сегодня я познакомила вас с традиционным женским костюмом России, Германии и нашей республики Коми. Нам предстоит совместно выполнить большой творческий проект по этой теме. Необходимо будет подобрать ткань и все необходимые дополнения, изучить документальную хронику нашего музея, использовать современные информационные технологии.





Домашняя работа:



Дома вы выполните практическую работу. Я раздала вам заготовки платка (вырезанные из бумаги треугольники). Ваша задача украсить эти «платки» русскими, коми или немецкими народными орнаментами используя краски, карандаши, мелки. При оформлении платков используйте жёлтые, красные, оранжевые  тона. Это тёплые цвета, цвета солнца, света, радости. Я прошу вас дать самооценку выполненному заданию и подготовить устную презентацию к следующему уроку.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Русский, Коми и Немецкий народный костюм»

Автор: Ветрова Любовь Николаевна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Музыкальное творчество народов Казахстана. "
    ["seo_title"] => string(45) "muzykal-noie-tvorchiestvo-narodov-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "170730"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423582610"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Казахстан наш  общий дом. (Ознакомление  с окружающим миром)  Дружба народов. («Самопознание») "
    ["seo_title"] => string(97) "kazakhstan-nash-obshchii-dom-oznakomlieniie-s-okruzhaiushchim-mirom-druzhba-narodov-samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "215270"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432633888"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок-ярмарка с презентацией на тему: "Воспроизведение знаний о частях речи""
    ["seo_title"] => string(76) "urokiarmarkaspriezientatsiieinatiemuvosproizviedieniieznaniiochastiakhriechi"
    ["file_id"] => string(6) "293497"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455475183"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) ""К нам Лермонтов сходит, презрев времена..." Литературный вечер посвященный 200 летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(133) "k-nam-liermontov-skhodit-priezriev-vriemiena-litieraturnyi-viechier-posviashchiennyi-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "152339"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420824605"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""К нам Лермонтов сходит, презрев времена...""
    ["seo_title"] => string(44) "k-nam-liermontov-skhodit-priezriev-vriemiena"
    ["file_id"] => string(6) "251105"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447178755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства