kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: «Народная тряпичная кукла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Народная тряпичная кукла"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Народная тряпичная кукла»»

Тема: «Народная тряпичная кукла»

Цель урока

Формировать знания о народных традициях и промыслах, о духовных ценностях русского народа на примере тряпичной куклы .

Задачи урока

1.Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся при изготовлении куклы – закрутки..

2.Обучающая -. Формировать и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью с учетом свойств ткани.

3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.


Оборудование: презентация, 4 лоскута ткани разного размера, нитки, ножницы, вата.



Ожидаемые результаты:

  • Знать традици русского народа, связанные с тряпичной куклой;

  • Понимать различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;

  • Изготовить тряпичную куклу из лоскутов ткани.

Ход урока


1.Изучение нового материала:

Каждый год мы с вами знакомимся с разными видами ДПИ

Сегодня мы познакомимся еще с одним видом народного творчества – тряпичной куклой закруткой. Но сначала вспомним:

1.Вопрос – Какие виды ДПИ вы уже знаете?

С раннего детства все дети играют в куклы. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка.

2.Вопрос: Как вы думаете, когда появились куклы?

( учащиеся рассуждают)

Слайд 2

Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней.

3.Вопрос: Из каких материалов изготавливались куклы?

Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их большое разнообразие.

4.Вопрос – Скажите, вы играете в куклы?

В старину в народе говорили:
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»       /поговорка/

Вопрос – почему появилась такая поговорка ?

( учащиеся рассуждают)

( слайд 3 )( учитель рассказывает)

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Если ребенок не играл в куклы или мало играет, то это считалось плохим знаком.

Сейчас известно 90 видов кукол.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

( слайд 4)

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Слайд 5

Слайд 6

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

2.Обзор кукол

Слайд 7

Виды кукол

Слайд 8 – 22

3.Практическая работа

  1. Инструктаж по правилам безопасного труда.

2.Изготовить куклу закрутку из предложенного материала в технологической последовательности. (Слайд 24- 37)

4. Рефлексия

  • Как называется кукла, которую мы сегодня изготовили?

  • Для чего она служила, какое было её назначение?

  • А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились?

  • Демонстрация, изготовленных кукол.



4.Вывод:

Тряпичная кукла в старину играла большую роль: - она была участницей многих праздников и обрядов;- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;- была оберегом;- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии



Список литературы

1. Долгова, В. Славянские куклы-обереги своими руками / В. Долгова,

Е. Силенко// Феникс.-2016.-96 с.

2. Лыкова, И.А. Бабушкины куколки /И.А. Лыкова, Л.В. Грушина.-

М.:ИД Цветной мир, 2014.-18с.

3. Тарасова, О. Куклы-обереги. Мотанки, домовые, ангелы, веночки:/О.

4. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,

технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.

5. http://stranamasterov.ru/node/319471

6. http://www.rukukla.ru/article/trya/calendar.htm

7.http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/o_kuklah.htm

8. http://nagadali.ru/obereg/tryapichnye-kukly-oberegi.html

9.http://infoprivorot.ru/ob-oberegax/tryapichnye-kukly-

oberegi.html#znachenie





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по теме: «Народная тряпичная кукла»

Автор: Якуба Наталия Григорьевна

Дата: 09.12.2018

Номер свидетельства: 489757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему: Кукла-оберег "День и Ночь""
    ["seo_title"] => string(46) "konspekt_uroka_na_temu_kukla_obereg_den_i_noch"
    ["file_id"] => string(6) "552393"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591152654"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Занятие внеурочной деятельности  "Кукла - оберег "Колокольчик"""
    ["seo_title"] => string(67) "zaniatiie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kukla-obieriegh-kolokol-chik"
    ["file_id"] => string(6) "256104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448043419"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства