Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Народная тряпичная кукла»»
Тема: «Народная тряпичная кукла»
Цель урока
Формировать знания о народных традициях и промыслах, о духовных ценностях русского народа на примере тряпичной куклы .
Задачи урока
1.Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся при изготовлении куклы – закрутки..
2.Обучающая -. Формировать и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью с учетом свойств ткани.
3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Знать традици русского народа, связанные с тряпичной куклой;
Понимать различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
Изготовить тряпичную куклу из лоскутов ткани.
Ход урока
1.Изучение нового материала:
Каждый год мы с вами знакомимся с разными видами ДПИ
Сегодня мы познакомимся еще с одним видом народного творчества – тряпичной куклой закруткой. Но сначала вспомним:
1.Вопрос – Какие виды ДПИ вы уже знаете?
С раннего детства все дети играют в куклы. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка.
2.Вопрос: Как вы думаете, когда появились куклы?
( учащиеся рассуждают)
Слайд 2
Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней.
3.Вопрос: Из каких материалов изготавливались куклы?
Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их большое разнообразие.
4.Вопрос – Скажите, вы играете в куклы?
В старину в народе говорили: «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/
Вопрос – почему появилась такая поговорка ?
( учащиеся рассуждают)
( слайд 3 )( учитель рассказывает)
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Если ребенок не играл в куклы или мало играет, то это считалось плохим знаком.
Сейчас известно 90 видов кукол.
Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
( слайд 4)
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Слайд 5
Слайд 6
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
2.Обзор кукол
Слайд 7
Виды кукол
Слайд 8 – 22
3.Практическая работа
Инструктаж по правилам безопасного труда.
2.Изготовить куклу закрутку из предложенного материала в технологической последовательности. (Слайд 24- 37)
4. Рефлексия
Как называется кукла, которую мы сегодня изготовили?
Для чего она служила, какое было её назначение?
А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились?
Демонстрация, изготовленных кукол.
4.Вывод:
Тряпичная кукла в старину играла большую роль: - она была участницей многих праздников и обрядов;- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;- была оберегом;- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии
Список литературы
1. Долгова, В. Славянские куклы-обереги своими руками / В. Долгова,