kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по теме "Макраме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме Макраме с демонстрацией основных техник и последовательности изготовления изделия.
 Урок рассчитан на 7 класс. Урок разработан со всеми необходимыми частями планирования начиная от темы и целей и заканчивая рефлексией и заданием на дом. Данный урок позволит за 2 часа освоить с учащимися основные узлы, а также научить изготовлению простых изделий. Это позволит увлечь их и в дальнейшем усовершенствовать навыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛЕТЕНИЯ

ВИДЫ КРЕПЛЕНИЯ


Нить можно прикрепить к основе тремя способами, ее перегибают пополам или оставляют один конец длиннее в зависимости от вида узла:
1-й способ - образованную петлю кладут сверху на основную нить, петлю загибают за основную нить и оба конца протягивают через петлю (рис. 1А);
2-й способ - петлю помещают под основной нитью (рис. Б), загибают ее вперед над основной нитью и концы нити протягивают через петлю;
3-й способ - чтобы не просвечивала основа, сперва нить закрепляют по образцу на рис. 1Б, а затем оба конца нити еще раз закрепляют каждый со своей стороны (рис. 1В).


1

Первый плоский узел.

Крепим на основе 2 нити. Распределяем 4 конца следующим образом: две средние нити (2 и 3) - нити основы, две крайние (1-4) - правая и левая рабочие нити.

Берем правой рукой правую рабочую нить, заводим ее на основу и под левую рабочую нить. Берем левой рукой левую нить, заводим ее под основу и снизу в петлю, образовавшуюся между основой и правой рабочей нитью (рис. 2).

Левосторонняя витая цепочка.

На основе первого плоского узла можно сплести витую цепочку. Продолжаем работу на начатом образце. Завязываем еще 3 первых плоских узла. На образце завязано 4 первых плоских узла. Внимательно осмотрев работу, вы заметите, что группа узелков чуть-чуть повернулась "на бочок" влево. Повернем работу на 180° влево. Затем сделаем еще 5 первых плоских узлов и опять повернем работу на 180° влево. Так, поворачивая работу через каждые 5 узлов, получим левостороннюю витую цепочку. Надо следить за тем, чтобы при плетении не было видно основы (рис. 3).

Второй плоский узел.

Крепим на основе 2 нити. Получаем 4 конца. Как распределить эти нити, мы уже знаем: две средние - нити основы, две по краям - рабочие. Берем правой рукой правую рабочую нить, заводим ее под основу и на левую рабочую нить (рис. 4). Берем левой рукой левую рабочую нить, укладываем ее на основу и вводим сверху в петлю, образовавшуюся между основой и правой рабочей нитью.

Правосторонняя витая цепочка.

На основе второго плоского узла тоже можно сплести витую цепочку, но она будет закручиваться вправо. Завяжем 5 вторых плоских узлов и повернем работу вправо на 180°. Повторим это 3-4 раза и получим правостороннюю витую цепочку (рис. 5).

КВАДРАТНЫЙ УЗЕЛ


Квадратный (двойной плоский) узел.

Сочетание первого и второго плоских узлов дает новый узел - квадратный.

первый плоский узел I и сразу под ним — второй III (рис. 6). Получаем двойной плоский узел, который назовем квадратным. Признак законченности узла - замочек справа II.

В квадратном узле с замочком слева II (рис. 7) сначала завязан второй плоский узел III, затем — первый I. Количество квадратных узлов в цепочке можно посчитать по замочкам (рис. 8).








Общий квадратный узел.

Если в обычном квадратном узле 2 нити основы и 2 рабочие, то в общем квадратном узле количество рабочих нитей и нитей основы определяется характером рисунка. Приведем три типа общих квадратных узлов: 2×2 (рис. 9), 1×1 (рис. 10) и 2×5 (рис.11). Что обозначают эти цифры? Первая - количество рабочих нитей с каждой стороны, вторая (множитель) - количество нитей основы.Квадратные узлы, связанные в шахматном порядке, назовем шахматкой. Для образца крепим на основе 4 нити. Получаем 8 концов. В первом ряду на центральных четырех нитях завязываем квадратный узел (рис. 12). Во втором ряду завязываем 2 квадратных узла. Берем 2 левые нити верхнего узла и 2 новые нити слева, завязываем левый квадратный узел. Берем 2 правые нити верхнего квадратного узла и 2 новые нити справа и завязываем правый квадратный узел. В третьем ряду берем 2 нити от правого узла и 2 от левого. Завязываем квадратный узел. Таков принцип плетения узлов в шахматном порядке.


РЕПСОВЫЙ УЗЕЛ


Этот узел интересен тем, что в зависимости от направления нити основы, на которой он завязан, может быть горизонтальным - основа направлена по горизонтали, диагональным - основа диагональная и вертикальным - узел завязан на вертикальной основе.

Горизонтальный узел.

Крепим на основе 2 нити. Получаем 4 конца. Первая нить слева - основа. Берем ее правой рукой и укладываем на рабочие нити слева направо. Остальные 3 нити - рабочие. Место загиба нити основы закрепляем булавкой (рис. 13, а). Нить основы держим правой рукой горизонтально, слегка натягивая (рис. 13, б).

1. Берем левой рукой первую рабочую нить 2, перекидываем ее через основу влево (рис. 13, в), аккуратно укладываем нить, натянув основу.

2. Выводим рабочую нить вперед, вверх на основу и вниз в петлю (рис. 13, г).


3. Затягиваем узелки, аккуратно уложив 2 петли рядом. Итак, завязан первый горизонтальный узел (рис. 13, д).

4. Провязываем следующую рабочую нить 3, потом нить 4 и получаем на основе (нить 1) 3 горизонтальных узла. Один горизонтальный ряд слева направо готов.

5. Теперь провязываем ряд горизонтальных узлов справа налево. Основа - первая нить справа. Закалываем место поворота основы и провязываем горизонтальный ряд (рис. 14).

Держим основу левой рукой, слегка натянув ее. Берем первую рабочую нить и перекидываем ее через основу вправо, выводим вперед, вверх на основу и вниз в петлю. Аккуратно затягиваем узелок, натянув основу. Так же провязываем 2 другие рабочие нити.



Диагональный узел

Диагональный узел - это горизонтальный, завязанный на диагональной основе (рис. 15).

Как видно на рисунке, при провязывании наклонного ряда какая-то часть нити остается свободной. Она называется брида. Бриды в наклонном ряду не надо сильно натягивать.Ряд диагональных узлов можно сплести справа налево (рис. 16)Вертикальный узел.

Крепим на основе 2 нити, получаем 4 конца. Распределение нитей при плетении вертикального узла несколько иное. Первая нить слева - рабочая, нити 2, 3, 4 - основа. Завязываем рабочей нитью один репсовый узел на вертикальной основе - нити 2. Далее нитью 1 завязываем узел на нити 3 и потом на нити 4 (рис. 17,а). Если нужно сплести вертикальный узел справа налево, то рабочей нитью будет крайняя правая (рис. 17, б).







ХАМЕЛЕОН


"Хамелеон"

Крепим на основе 2 нити. получаем 4 конца. Завязываем квадратный узел. Теперь меняем местами основу и рабочие нити: 1-я и 4-я нити - основа, 2-я и 3-я - рабочие (рис. 18). Так, меняя каждый раз назначение нитей, плетем цепочку нужной длины. Используя этот прием, можно сплести цепочку двухцветную или с чередованием цветов. Узел «хамелеон» применяют и тогда, когда нить кончается, а работа еще не закончена. В этом случае меняем местами рабочие нити и основу и продолжаем плетение.










ЗАДЕЛКА КОНЦОВ НИТЕЙ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ


Выплести красивую вещь – это еще не все. Ее надо аккуратно закончить. Существует несколько способов заделки концов нитей.

Проще всего закончить изделие свободными нитями, когда на конце каждой нити завязывают узел «через руку» (рис. 19) или узел «восьмерку» (рис. 20). На свободные нити можно навешивать деревянные или пластмассовые бусы, шарики. Нити протягиваются через шарики или бусы, а чтобы они прочно держались, под ними завязывают обыкновенные узелки (рис. 21). «Сережки», выплетенные на свободных нитях (рис. 22), очень декоративны. Их выплетают не только на концах, но и на середине изделия (рис. 23).











Просмотр содержимого документа
«План конспект открытого урока по технологии для учащихся 7 класса по теме»

План конспект открытого урока по технологии для учащихся 7 класса по теме: «Макраме».

Тема: Макраме

Цели урока.

Образовательная:

  1. Расширить знания об истории макраме, инструментов, материалов и приспособлений; ознакомить учащихся с технологией плетений различными узлами.

  2. Отработать и усовершенствовать навыки плетения.

Воспитательная:

  1. Воспитать интерес к технике макраме, как к ремеслу;

  2. Воспитать чувство прекрасного через развитие творческих способностей учащихся, эстетических взглядов;

Развивающая:

  1. Развить умения творчески подходить к решению разнообразных задач;

  2. Развить художественный вкус.

  3. Развить мышление, воображение, внимание.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, демонстрация, практическая самостоятельная творческая работа.

Средства обучения:

  1. Материалы: нитки, ленточки, шнуры.

  2. Инструменты: ножницы, скотч.

  3. Наглядные пособия: инструкционные карты, образцы, видео демонстрация.

  4. Технические средства: ноутбук, телевизор.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Межпредметные связи:

Рисование: правильный подбор цветов;

Экономика: расчет ниток при плетении;

Черчение: чтение схем образцов;

ОБЖ: знания правил безопасной работы с инструментами.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  • Сообщение темы, целей урока, беседа учителя по теме;

  • Показ образцов изделий украшений, видео демонстрация различных техник.

  1. Вводный инструктаж:

  • Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

  • Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами

  • Правильная посадка во время работы

  • Последовательность выполнения работы

  1. Самостоятельная работа – текущий инструктаж учителя.

  2. Заключительный инструктаж.

  3. Итоги урока.

  4. Домашняя работа.

Уборка рабочих мест и помещения учащимися.



Ход урока.

  1. Организационный момент: (2-3 мин.)

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка присутствующих и готовность учащихся.

  • Психологический настрой.

  1. Изучение нового материала. (25 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке, девочки, мы должны приобрести знания и умения по технике макраме. Мы с вами будем работать, учиться создавать новые изделия, которыми можно украсить одежду, повесить в виде панно на стену, сделать кашпо для цветов, а также создавать эксклюзивные украшения.



Макраме (фр. Macramé, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.

Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности, еще с первого завязывания узлов на каменном топоре и первой циновке. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIIIIX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.

Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом.

В наше время насчитывается 6 видов узелкового плетения, и сотни всевозможных узлов.

Техника «Кавандоли» более известна как «гобеленовое плетение». В 15 веке в одной из итальянских школ, в городе Турине, открылась школа по макраме. Она называлась «Дом солнца». В ней преподавала Валентина Кавандоли, обучая детей 5-6 лет плести кошельки и сумочки. Именно она придумала плотное плетение в два и более цветов, которое теперь так и называется – Кавандоли. Гобеленовым это плетение называют за сходство фактуры получаемого полотна с настоящим тканым гобеленом. Полотно Кавандоли выглядит тем красивее и эффективнее, чем меньшей толщины нити используются в плетении.

Откуда взялись фенечки?

Браслеты-феньки не выходят из моды вот уже который десяток лет. Меняются материалы, цвета, направления субкультур, неизменными остаются лишь они.

Официальная версия выдвинута уже давно: фенечки позаимствованы у субкультуры хиппи. А те в свою очередь переняли идею у индейцев Северной Америки. Однако это относится только к фенечкам плетеным из ниток. Но как же быть с бисерными плетеными браслетами, которые пришли к нам из Марокко? А это, как известно из курса географии, уже Северная Африка… может, идея фенечек просто витала в воздухе мировой истории?

Учитель: сейчас рассмотрим различные узлы техники макраме.

Приложение 1

Вопросы учителя к учащимся:

  1. Что вы можете сказать, посмотрев на эти изделия?

  2. Какие чувства вызывают увиденные вами изделия?

  3. При помощи чего они приобретают свою неповторимость?

Ответы учащихся.



  1. Вводный инструктаж. (15 мин.)

  1. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

  2. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами

  3. Правильная посадка во время работы

  4. Последовательность выполнения работы (демонстрация материалов по изготовлению изделия Приложение 2)



  1. Самостоятельная работа (текущий инструктаж учителя) (30 мин.)

Учащиеся работают индивидуально. Выдается задание в двух вариантах. Задания разноуровневые.

1 вариант – двойная змейка (1 уровень сложности)

2 вариант – именная фенечка (2 уровень сложности)

В течении выполнения работы учитель проводит текущий инструктаж и индивидуальную работу с учащимися. Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов выполнения плетения, соблюдения ТБ.

  1. Заключительный инструктаж. (7 мин.)

  1. Обобщить ответы учащихся на проблемные вопросы.

  2. Дать анализ выполненных работ учащихся.

  3. Оценить все работы, выставлением оценок в журнал.

  4. Убрать рабочие места.

  1. Итоги урока (7 мин.)

Рефлексивная оценка урока: понравился урок? Чем понравился? Чему вы научились? Что нового узнали?

Сегодня мы расширили свои знания о плетении, узнали, что существуют много разных видов плетений. Купить в подарок в магазине неповторимую вещь или же вещь, сделанную своими руками значит сделать незабываемый подарок другу и не стираемую память о себе. Результаты работы часто поражают нас своею высокой художественностью. Достичь ее может каждый из вас если приложит терпение овладев приемами этого вида рукоделия.

  1. Домашнее задание (1-2 мин.)

Закончить дома плетение изделия и придумать новые схемы для макраме.

Назначение дежурных. Уборка помещения.

Используемая литература:

Сайты: www.teplo4you.com.ua, www.ru.wikipedia.org.

Книги: Макраме Федотова В. А., Федотов В. И., 1990 г. Киев.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»
























































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока по теме "Макраме"

Автор: Бахова Александра Геннадьевна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Презентация открытого урока на тему "Создание декоративного 2D/3D изделия для интерьера""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_otkrytogo_uroka_na_temu_sozdanie_dekorativnogo_2d_3d_izdeliia_dlia"
    ["file_id"] => string(6) "579589"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1619692724"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Авторская программа кружка "Бисероплетение" "
    ["seo_title"] => string(48) "avtorskaia-proghramma-kruzhka-bisieroplietieniie"
    ["file_id"] => string(6) "181694"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425385950"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства