Цель: Формирование у учащихся знаний по теме « Расходы семьи».
Задачи:
Повторить пройденный материал по теме «Бюджет семьи», дать теоретические сведения по теме «Расходы семьи», раскрыть основные понятия.
Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, работать в группе, применять полученные знания на практике.
Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность, самостоятельность, чувство товарищества, продолжить формирование бережливости и экономии.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие;
Проверка готовности учащихся к уроку;
2. Повторение пройденного материала:
На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «Бюджет семьи».
Что такое бюджет семьи? (Структура всех доходов и расходов за определенный период времени) (Слайд №1)
Так же рассмотрели, из каких основных составляющих он складывается:
Из чего складывается бюджет семьи?
1) Доходы семьи (з/п, пенсии, стипендии, различные социальные пособия, реализация продукции подсобного хозяйства и т.д.) (Слайд №2)
2) Расходы семьи (покупка продуктов, одежды, проезд в транспорте, оплата коммунальных услуг, культурный отдых семьи и т. д.) (Слайд №3)
Сегодня на уроке мы с вами более подробно рассмотрим все составляющие расходов семьи, научимся правильно распределять и планировать расходы.
2. Сообщение теоретических знаний:
А что такое расходы?
Вы мне сказали, что расходы семьи – это трата денег на удовлетворение определенных потребностей (покупка продуктов, одежды, проезд в транспорте, оплата коммунальных услуг, культурный отдых семьи и т. д.).
Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные. (Слайд №9)
Постоянные расходы – расходы, которые не меняются в течение какого-то периода времени (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет и т.д.).
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования (мебель 10-12 лет; верхняя одежда 2-3 сезона; бытовая техника, материалы на ремонт и т.д.).
Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка в прок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т.д.).
Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т.д.).
Запись в тетрадь.
3. Экономическая игра: (Слайд №10)
1) «Типы расходов» Из предложенного списка расходов необходимо выбрать:
1 группа: постоянные расходы;
2 группа: Переменные периодические расходы;
3 группа: Переменные непредвиденные расходы.
Результаты вывешать на доске.
2) Для того чтобы семейный бюджет любой семьи не был дефицитным, необходимо тщательно планировать свои доходы и расходы. Сейчас я вам предлагаю разработать стратегию по увеличению доходов и уменьшению расходов данной семьи. (Слайд №11)
«Разработка стратегии по уменьшению расходов и по увеличению доходов»
Семьи Ивановых, которые имеют дефицитный бюджет.
Свои предложения оформите в тетради в виде таблицы: (Слайд №11)
Семья:
Наименование доходов
Предложения по увеличению доходов
Наименование расходов
Предложения по уменьшению расходов
1.
1.
1.
1.
2.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
3.
4.
4.
4.
4.
5.
5.
5.
5.
6.
6.
6.
6.
Обсуждение стратегии между группами.
4. Подведение итогов.
Выставление оценок.
5. Д/з
Подобрать пословицы и поговорки про бюджет семьи, деньги в семье. (Слайд № 12)