Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.
Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.
Организационный момент.
Повторение пройденного материала:
Какие отрасли входят в лёгкую промышленность?
Что производит пищевая промышленность?
Какие профессии пищевой промышленности вы знаете?
Какими профессиональными качествами должен обладать специалист в сфере лёгкой промышленности?
Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с профессиями в сфере торговли и общественного питания. Эти профессии являются частью сферы обслуживания населения. Обслуживать – значит служить людям. Это служба доброго населения, служба каждого дня, где специалист (продавец или официант, кассир или повар) имеет дело с удовлетворением насущных нужд людей, с разнообразием человеческих настроений, вкусов, характеров, индивидуальностей. Какие качества необходимо развивать в себе, выбирая профессию из этой сферы? Каково содержание труда этих работников?
Торговля возникла с появлением общественного разделения труда и товарно – денежных отношений, в период разложения первобытнообщинного строя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. »
9 класс.
Мухаммадалиева Мавлюда Рашидовна
Тема: Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.
Цели: Познакомить учащихся с профессиями в сфере торговли, общественного питания; требованиями, предъявляемыми к человеку, который решил овладеть такой профессией; содержанием труда отдельных видов профессий; воспитывать уважение к людям труда.
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала:
Какие отрасли входят в лёгкую промышленность?
Что производит пищевая промышленность?
Какие профессии пищевой промышленности вы знаете?
Какими профессиональными качествами должен обладать специалист в сфере лёгкой промышленности?
Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с профессиями в сфере торговли и общественного питания. Эти профессии являются частью сферы обслуживания населения. Обслуживать – значит служить людям. Это служба доброго населения, служба каждого дня, где специалист (продавец или официант, кассир или повар) имеет дело с удовлетворением насущных нужд людей, с разнообразием человеческих настроений, вкусов, характеров, индивидуальностей. Какие качества необходимо развивать в себе, выбирая профессию из этой сферы? Каково содержание труда этих работников?
Торговля возникла с появлением общественного разделения труда и товарно – денежных отношений, в период разложения первобытнообщинного строя.
В России торговля появилась в 8 – 9 веках. Центрами древнерусских городов были рынки («торг», «торжища»). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников, внешнюю – купцы.
Основу городской торговли составляли всевозможные лавочки. Их владельцы каждую весну набирали себе в качестве помощников деревенских мальчишек, которые должны были заниматься разнообразной подсобной работой – наводить порядок в лавке, помогать покупателям донести до дома приобретённые товары.
У каждой эпохи свои правила. Изменилась с тех пор торговля, изменялся и продавец. На смену лавкам и лабазам пришли красивые, поражающие своим изобилием магазины персонального обслуживания.
Испокон века товар от покупателя отделял прилавок. Такой порядок представлялся вечным и незыблемым. Сейчас покупатель свободно передвигается по магазину, примеряет, приценивается к товару и лишь на выходе расплачивается за все свои приобретения. Продавец в этом магазине не стоит на месте: он консультирует покупателя, оказывает ему помощь, раскладывает товар, упаковывает его, выполняет работу кассира. Контакт с покупателем длится недолго, но за это время он должен «выдать» покупателю максимум полезной информации о товаре доброжелательно, ненавязчиво.
Меняется и техническая оснащённость предприятий торговли. Компьютеры нынче помогают и облегчают сбор информации о поступившем и проданном товаре.
Механические весы заменяются электронными. Кассовый аппарат, соединённый с компьютером, «читает» стоимость товара с помощью штрихкода и отмечает в чеке сведения о проданном товаре.
Предприятия, занимающиеся торговой деятельностью, подразделяют на несколько групп:
Магазины товаров повседневного спроса – сравнительно невелики по размерам, находятся в непосредственной близости от жилого района, открыты допоздна все семь дней в неделю и предлагают ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса;
Универсамы – это сравнительно крупное предприятие самообслуживания с большим объёмом продаж, рассчитанное на возможно более полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, стирально – моющих средствах и товарах по уходу за домом.
Специализированные магазины – предлагают узкий ассортимент товаров. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины.
Торговые комплексы – размерами и масштабами торговли превышает даже универсамы широкого профиля. Он включает в себя универсам, магазин сниженных цен и розничный склад – магазин. Его ассортимент выходит за пределы ежедневно покупаемых товаров и включает в себя мебель, тяжёлые и лёгкие электробытовые приборы и множество других изделий.
Склады – магазины – это лишённое привычек атрибутов магазина (прилавков, витрин, зала для покупателей и отдельных помещений для хранения товаров) торговое предприятие сниженных цен с ограниченным объёмом услуг. Его цель – продажа больших объёмов товаров.
Магазины, торгующие по каталогам – используют принцип торговли по сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров, продающихся обычно с высокой наценкой.. среди них могут быть ювелирные изделия, механический инструмент, чемоданы, фотооборудование и т.д.
Интернет – магазины.
Приведите примеры предприятий торговли из каждой группы в нашем городе.
Профессии в сфере торговли. (Таб. 8, стр. 28, п. 5).
В детском саду и школе, в санатории и летнем оздоровительном лагере, на заводе и на борту океанского лайнера – всюду люди пользуются услугами предприятий общественного питания.
Эти предприятия играют немаловажную роль в укладе нашей жизни. И с каждым годом их значение только возрастает. К основным их типам относятся рестораны, кафе, бары, столовые, буфеты, чайные, магазины, кулинарии.
Ассортимент предлагаемых посетителям блюд зависит от типа предприятия общественного питания. В ресторанах, к примеру, он шире и разнообразнее, чем в столовых, причём блюда здесь готовят по индивидуальным заказам. Предшественником современного ресторана был трактир. В наши дни появляется всё больше ресторанов в оформлении которых отражено национальное своеобразие быта и кулинарных пристрастий народов мира: рестораны японской, мексиканской, русской кухни.
Большинство предприятий общественного питания являются коммерческими, хотя на предприятиях, в школах, детских садах сохраняются социальное питание.
Как вы уже могли догадаться, сегодня на уроке мы говорим о профессиях, относящихся к типу «человек – человек». Непременным условием успешной трудовой деятельности всех специалистов типа «человек – человек» является профессиональное общение, необходимость установления контакта с другими людьми. Если работник не обладает терпением и выдержкой, невнимателен к людям, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессиям данного типа. Тем более что в наше время намного возросли требования людей к культуре обслуживания, к уровню квалификации работников, их умению правильно воспринимать и оценивать психическое состояние покупателя, клиента, его настроение, мотивы поведения.
Быть всё время на виду, работать быстро и чётко, оставаясь при этом доброжелательным и снисходительным, - это может оказаться по силам не каждому. Но именно в этом повседневном и нелёгком труде для блага других людей и заключается смысл деятельности работников торговли и общественного питания.
Для того чтобы уметь наилучшим способом налаживать контакты с разным по характеру незнакомыми людьми, спешащими, торопливыми и т.д., надо знать и самого себя: свои сильные и слабые стороны. Так, например, человеку вспыльчивому, легко раздражающемуся, ранимому и обидчивому нежелательно работать в этой сфере.
Профессии в сфере общественного питания. (Таб. 9, стр. 29, п. 5).
Практическая работа.
а) Проверить себя в роли коммерческого агента. Попробуйте продать какой – либо предмет, разрекламируйте его так, чтобы покупатель не смог отказаться. Выберите лучшего коммерческого агента.
б) РОЛЕВАЯ ИГРА «Продавец – покупатель».
Задача продавца – спокойно и доброжелательно отвечать вспыльчивому «покупателю».
Итог урока.
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, который решил ею овладеть. Работники сферы торговли и общественного питания, решая часть наших жизненных проблем, должны быть внимательны и благожелательны, обладать терпением и выдержкой, стремиться нести людям радость.
Теперь, познакомившись с содержанием труда некоторых профессий, вы сможете лучше разобраться в себе и ответить на вопрос: «Могу ли я избрать ту или иную профессию?»
Домашнее задание.
П. 5, стр. 27 – 31, практическая работа – стр. 31, учебника; подготовить рефераты о профессиях искусства.