Оборудование, материалы и инструменты: компьютер, проектор, экран, рабочая тетрадь, коллекция «Виды ткани», лупа, инструкционные карты, полоски бумаги, клей.
Цели учебной деятельности:
-освоить новые знания о ткани и ткачестве;
-освоить новые знания о пряже и прядении;
-освоить новые знания об уточной нити и нити основы, о лицевой и изнаночной стороне ткани;
-освоить новые знания о профессиях прядильщика и ткача;
-освоить умения определять: направления нити основы и утка, полотняного переплетения, лицевой и изнаночной стороны ткани.
Учебные задачи:
познакомиться:
-с понятиями «ткань», «пряжа», «прядение», «ткачество», «нить основы и утка», «лицевая и изнаночная сторона ткани»;
-с процессом прядения и ткачества;
- с видами простых ткацких ткацких переплетений;
- со способами определения лицевой и изнаночной стороны ткани, нити основы и утка, полотняного переплетения;
- потренироваться в определении лицевой и изнаночной стороны ткани, нити основы и утка, полотняного переплетения;
- проконтролировать свои действия;
- проделать рефлексивную оценку хода и результатов учебных действий;
Цель урока педагогическая:
Организовать учебную деятельность учащихся по:
- освоению понятий «ткань», «пряжа», «прядение», «ткачество», «нить основы и утка», о лицевой и изнаночной стороне ткани;
- освоению знаний о процессах прядения и ткачества;
- освоению новых знаний о профессиях прядильщика и ткача;
- способам определения направления нити основы и утка, полотняного переплетения, лицевой и изнаночной стороны ткани;
- выработке учащимися умений определять направления нити основы и утка, полотняного переплетения, лицевой и изнаночной стороны ткани.
Задачи:
организовать:
- мотивацию учащихся на освоение новых знаний и умений;
- осмысление целей и задач урока по теме «Получение тканей»;
- освоение знаний учащихся о новых понятиях «ткань», «пряжа», «прядение», «ткачество», «нить основы и утка»
- отработку первичных умений по различению процессов прядения и ткачества;
- самоконтрол действий учащимися результатов своей самостоятельной работы;
- рефлексивную оценку учащимися результатов своей учебной деятельности.
1.Мотивация на освоение новых предметных знаний и умений.Формулировка целей и задач урока.
Учитель: Каждый человек в своём гардеробе имеет различную одежду. Одежда защищает человека от воздействия окружающей среды, делает его красивым и непохожим на остальных людей. А из чего шьют одежду?
Учитель. Правильно, основным материалом для шитья является ткань.
Учитель: А что такое ткань?
Уч-ся: Это материал для пошива одежды.
Учитель: Кто может дать более точный ответ на этот вопрос? (никто не знает)
Учитель: Скажите, важно ли для нас знать точное определение понятия «ткань»?
Уч-ся: Да.
Учитель: Итак, это будет первое новое знание, которое мы должны усвоить в течение урока.
Учитель: Кто знает, из чего получают ткань?
Уч-ся: Из нитей и пряжи.
Учитель: Знаете ли вы что такое «пряжа»?
Уч-ся: Нет.
Учитель: И на этот вопрос мы постараемся узнать ответ.
Учитель: А как называется процесс получения пряжи?
Уч-ся: Прядение.
Учитель: Можете подробно описать этот процесс?
Уч-ся: Нет.
Учитель: Это ещё одно новое знание о понятии прядения.
Учитель: А каким образом получают ткань?
Уч-ся: При помощи специального оборудования.
Учитель: А может ли человек это сделать сам, не прибегая к помощи специалистов в этой области?
Уч-ся: Нет.
Учитель: Как называется процесс получения ткани из нитей?
Уч-ся: Не знаем.
Учитель: Как вы думаете, нужно вам это знать?
Уч-ся: Нужно.
Учитель: Это будет еще одно новое знание о понятии «ткачество».
Учитель: Что же будет целями нашего занятия? Что вы должны узнать?
Уч-ся: Узнать, что такое ткань, ткачество, пряжа и прядение, чем они отличаются.
Учитель: А какие новые умения вы должны приобрести?
Уч-ся: Умение опозновать процессы ткачества от процесса прядения.
Учитель: А что нужно сделать, чтобы достичь этих умений?
Уч-ся: Познакомиться с процессом получения пряжи и ткани, уяснить их особенности и различия. Рассмотреть образцы тканей.
Воспроизвести самостоятельные действия по определению направления нитей основы и утка.
Отработать действие по формированию умений в изготовлении полотняного переплетения.
Контролировать свои действия.
Оценить ход и результат своих действий.
Как мы можем проверить, что мы достигли своих целей?
В каком случае мы можем считать, что мы их достигли?
Как убедиться, что вы познакомились с ? (Если мы их можем назвать.).
Как убедиться, что вы их различаете? (Если можем назвать, какими признаками характеризуется каждый стиль.).
Как проверить, что умеете подбирать стили интерьера? (Если мы можем подобрать предметы интерьера под конкретный стиль. ).
Мы определили с вами цели, задачи и способы контроля достижения этих целей. А теперь приступаем к изучению нового материала.
2. Изучение нового материала.
Учитель. В повседневной жизни нас постоянно окружают вещи из различных материалов. Тканью люди пользуются с древнейших времен. Они научились изготавливать ее из различных материалов. В мире существует огромное количество видов тканей, различных по внешнему виду, по составу, и на ощупь. Посмотрите на свою одежду. Разные вещи из разных тканей.
Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путём переплетения нитей пряжи основы и утка.
Организация деятельности учащихся.
А теперь возьмите лупу и рассмотрите через нее ткань своей одежды.
Что вы видите, из чего она состоит?
Слайд «Схема переплетение нитей»
Ткань состоит из переплетающихся между собой нитей.
А теперь возьмите один образец ткани и с помощью булавки распушите конец нити. Посмотрите через лупу распушенный конец нити, видите отдельные волоски?
Это волокна ткани.
Слайд « Получение пряжи»
Спрессованные в большие упаковки - кипы - волокна поступают на прядильные фабрики. Там волокнистую массу разрыхляют, очищают от различных примесей и мусора, прочесывают, формируют в ленту, вытягивают и выравнивают на специальном оборудовании. Из ленты путем легкой крутки получают ровницу, которую вытягивают до определенной толщины (тонины) на прядильных машинах и скручивают в пряжу. Процесс получения пряжи называют прядением. Пряжу наматывают в виде початка или бобины. Из пряжи на ткацких фабриках изготавливают ткань.
От свойств пряжи зависят свойства вырабатываемой затем ткани. Чем тоньше пряжа, тем тоньше будет ткань. Чем сильнее крутка пряжи (скрученность нитей), тем более гладкая, упругая и прочная будет ткань. От ровноты пряжи зависит ровнота нитей в ткани.
«Какова пряха, такова на ней и рубаха», - говорили в народе. На протяжении многих веков женщины в России прядением занимались вручную, на деревянных прялках.
Слайд «Прялка»
Прялки были обязательным атрибутом каждого крестьянского дома и сохранились до наших времен. Возможно, кто-то из вас видел такую прялку в музее, а, может, в вашей семье бабушка сохранила этот замечательный экспонат. Работа на такой прялке требовала умения, терпения, аккуратности, усидчивости. У нерадивой пряхи и нить получалась неровная, непрочная: «Возьмешь дуру пряху - не сошьешь мужу рубаху». Искусство прядения очень ценилось, и если «девка красива, да прясть ленива», то выйти замуж ей было гораздо труднее, чем умелой и трудолюбивой.
Как мы с вами уже отметили, ткань получается путем переплетения нитей пряжи. Выполняется эта операция на ткацком станке и называется ткачеством, а работник, выполняющий эту операцию, называется ткачом. С ткацкого станка ткань выходит в виде длинных полос различной ширины.
Слайд «Производство ткани».
Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы, или долевыми, а нити, идущие поперек, называют нитями утка. Нити основы прочные, длинные, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые и короткие, при растяжении длина их увеличивается. С двух сторон ткани по долевой нити образуется кромка - неосыпающийся край. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.
Переплетение нитей основы и утка в ткани называется ткацким переплетением. Нити в ткани переплетаются в определенном порядке, образуя ткацкий рисунок. Всего существует 4 вида ткацких переплетений: полотняное, саржевое, атласное, сатиновое. Самое простое ткацкое переплетение – полотняное.
Слайд «Схема полотняного переплетения».
В полотняном переплетении нити основы и утка переплетены через одну нить, то есть нить утка проходит то над нитью основы, то под ней. Ткани полотняного переплетения имеют одинаковый ткацкий рисунок с лицевой и с изнаночной стороны, напоминающий по виду шахматную доску.
От переплетения нитей в ткани зависят свойства этих тканей: осыпаемость нитей на срезах ткани, растяжимость ткани, способность ткани образовывать мягкие складки - драпируемость, мягкость, скольжение. Ткани полотняного переплетения имеют большую прочность, стойкость к износу, малую осыпаемость нитей на срезах, малую растяжимость, среднюю мягкость и драпируемость. Полотняное переплетение имеют большинство хлопчатобумажных тканей, некоторые льняные и шелковые ткани.
Ткань, снятая с ткацкого станка, имеет грязновато-серый или желтоватый цвет, шероховатую поверхность. Ее подвергают отделке: удаляют с поверхности кончики волокон, отбеливают, красят или наносят печатный рисунок.
Ткани имеют лицевую и изнаночную стороны. Их определяют по яркости рисунка, блеску, ворсу, чистоте отделки.
Промежуточный контроль знаний.
Практическая работа №1 «Составление коллекции лицевой и изнаночной сторон ткани».
Выполнение работы учащимися. Необходимый текущий инструктаж со стороны учителя.
Работа выполняется по пунктам, указанным на слайде.
Практическая работа №2 «Определение уточной и долевой нити в ткани»
Выполнение работы учащимися. Необходимый текущий инструктаж со стороны учителя.
Работа выполняется по пунктам, указанным на слайде.
Практическая работа №3 «Выполнение образца полотняного переплетения»
Выполнение работы учащимися. Необходимый текущий инструктаж со стороны учителя.
Работа выполняется по пунктам, указанным на слайде.
Слайд. «Кроссворд»
Прочитать задания и попросить ответить учащихся.
Правильные ответы на следующем слайде.
Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Давайте вспомним тему сегодняшнего урока.
Какие цели изначально ставились?
Удалось ли их достичь?
Что нового узнали на уроке?
Что понравилось делать больше всего?
Над чем еще хотели бы поработать?
Выставление оценок с комментариями по каждому этапу урока.
Домашнее задание: изучить материал учебника, ответить на вопросы.
Используемая литература:
Технология. Обслуживающий труд:5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д.Симоненко;
Поурочные планы по учебнику «Технология. Обслуживающий труд.5 класс» В.Д. Симоненко;
Л.В.Боброва. Технология. 5-9 классы (девочки). Уроки и использованием ИКТ, внеклассные мероприятия;
С.Э. Маркуцкая. Тесты по технологии. Обслуживающий труд. 5-7 классы.