kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок «Как рубашка в поле выросла »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (технология + биология )

«Производство волоко растительного происхождения. Культура лен.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Как рубашка в поле выросла »»

План-конспект

открытого урока технологии в 5 классе

по теме «Натуральные волокна растительного происхождения.

Техническая культура – лен ».

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах. Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о льне, как о технической культуре.

Задачи:

  • Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения; сформировать представления учащихся о льне, как технической культуре;

  • из чего получают, где выращивают, как перерабатывают;

  • какими свойствами обладают,

  • что из них производят и какова их роль в жизни человека.

  • Воспитательные: сформировать у учащихся уважительное отношение к труду льноводов, ткачей, модельеров-художников, конструкторов, портных, воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности.

  • Развивающие: побудить у учащихся интерес к более широким знаниям о тканях, их свойствах, возможностях, требованиям, предъявляемых к ним, областях применения.

  • Практические - научить делать из лоскутков ткани куклу-пеленашку


Оборудование и наглядные пособия:

проектор, компьютер;

коллекции с волокнами льна;

образцы тканей.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Ход урока.


I. Организация урока. Приветствие, проверка готовности.

II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Учитель. Сегодняшний урок я хочу  начать с вопроса: «А знаете ли вы, где растёт рубашка?». Вы удивлены, наверное, думаете, что я ошиблась, и надо было спросить: « Где шьют рубашку?» или «Где можно купить рубашку?»

На уроках внеклассного чтения вы прочитали рассказ К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». О чем говорится в рассказе? Какой труд был проделан родителями, сестрами Тани, чтобы у нее появилась новая рубашка? Из чего была сшита рубашка для Тани? (Ответы учащихся). Ели учащиеся не читали раздать рассказ и прочитать.

Да, сегодня мы будем говорить о льне, его  особенностях, о получении ткани из волокон льна и о многом другом.

В старину технология получения льняного волокна была длительной.

А выращивали его так: сначала сеяли, разбрасывая семена горстями. Недели через две, когда появились всходы, пропалывали. Проходило еще несколько недель, стебель льна поднимался, на нем появлялось голубое соцветие. Лен - травянистое однолетнее растение

Лен-долгунец имеет маловетвистый стебель высотой 80-90 см, дающий много мягкого, тонкого и длинного волокна, ради которого его и высевают. Это растение умеренного и влажного климата. Его выращивают в России, Белоруссии, Украине, странах Скандинавии и Балтии, Франции, Польше, Нидерландах, Бельгии. В отличие от хлопчатника лен-долгунец сравнительно нетребователен к теплу. Но он влаголюбив и поэтому особенно хорошо растет в районах с прохладным и дождливым летом.

В стебле льна содержится примерно 20-25 пучков волокон, в каждом пучке — от 15 до 30 элементарных волокон. Волокна в пучках прочно склеены между собой.

Когда цветочки опадали, на  их месте оказывались зеленые головки.

Педагог: Посмотрите, ребята, на лен и скажите, где у льна семена.

Дети: Семена льна в коробочках – бубенчиках. Головки начинали буреть и подсыхали – стало быть пришло время лен убирать.

Педагог: А что получают из семян льна?

Дети: Льняное масло.

Педагог: Правильно. А как вы думаете, ребята, что получают из стебля льна?

Дети: Волокно.

Педагог: А почему здесь лен с корешком?

Дети: Лен дергают, а не косят, чтобы получить больше волокна.

Волокна - это маленькие, тоненькие тельца, тоньше человеческого волоса.

Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения. Волокна животного происхождения мы будем изучать в 6 классе.

Натуральные волокна - это волокна растительного и животного происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу.

Педагог:  ребята, а теперь скажите, почему лен называют универсальным растением?

Дети: Лен и кормит, и одевает, и в хозяйстве помогает.

Итак лен выдернули с корнем и связали в снопы. Снопы оставляли на поле для просушки.  Когда лен высыхал, головки обмалачивали, а стебли топили в речке, накладывая сверху камни, чтобы они не всплыли. На эту процедуру уходило около двух недель, после чего лен сушили  и мяли доской на гумне (гумно- площадка для обмолота).         Потом колотили трепалом (трепало - зубчатая дощечка для выколачивания волокна) на дворе, отделяя волокна льна от отбросов.

        Вытрепав лен, его чесали железным гребнем, пока он не становился мягким и шелковистым. После этого из него пряли нитки, а затем ткали.

Пряжей называются нити, образованные из волокон ограниченной длины, соединяемые в процессе прядения посредством скручивания.


Физминутка (учащиеся под музыку выполняют,    проговаривая слова, упражнения)      

               Уж я лён сеяла, сеяла

Дёргала, дёргала

Чёботами приколачивала,

Стирала, стирала,

Сушила, сушила,

Трепала, трепала,

Чесала, чесала,

Пряла, пряла,

Ткала, ткала,

Рубаху кроила,

Потом её шила.


Первичная обработка льна:

1. Мочение соломы;

2. Сушка и получение тресты (сухих стеблей);

3. Мятие и трепление тресты;

4. Чесание волокон и получение чистого волокна

Небольшие ткацкие станки были практически в каждой избе. Ткачеством занимались женщины в свободное от работы в поле время.

        Суровое полотно отбеливали. Яркие лучи весеннего солнца великолепно отбеливали ткань.

Из сурового полотна шили мужские грубые рубахи, женские паневы (юбки) и запоны (подобие сарафанов), делали портянки. Тонкие холсты шли на женскую нижнюю одежду и на нарядное платье, а из деревенских мужчин тонкое полотно полагалось лишь жениху. Льняные ткани были очень прочные, их носили годами.

Из льняной ткани делают разнообразные изделия. Это платья, сарафаны, скатерти и салфетки, постельное белье, полотенца, фартуки, кружева.

Практическая работа: Свойства льняных тканей.

Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены.

И так мы уже знаем свойства льняных волокон давайте попробуем с вами опрелелить свойства льняных тканей.

1. Рассмотрите образец льняной ткани и определите цвет. Определите на ощупь гладкость образца.

2. Определите на ощупь мягкость образца.

3. Отделите от образца 3–4 нити и попытайтесь их разорвать. Определите прочность

4. Определите сминаемость, сжав образец в руках на 10–15 секунд, а затем распрямив его.

5. Для определения гигроскопичности капнуть воду на образец, затем рассмотреть его и определите свойство .

6. Сложить образец вдвое и определите, скользят ли поверхности.

7. Для определения осыпаемости постарайтесь выдернуть иглой сразу 5 нитей из образца, если не получилось, то 4 нити, затем 3, 2, 1. Определите осыпаемость ткани.


Признак

Свойства льняной ткани

1.

Цвет ткани

Серая ткань, блестящая поверхность

2

Мягкость

Жесткая.

3

Прочность нити.

Прочная, рвется с трудом.

На разрыве нити виден пучок прямых волокон.

4

Сминаемость

Легко мнется, остаются замины и складки.

5

Гладкость, скольжение

Имеет гладкую, скользящую поверхность

6

Гигроскопичность

Льгко впитывает влагу и быстро сохнет.

7

Осыпаемость

Легко опыпается край.


Льняные ткани прочные, жёсткие. На ощупь они создают ощущение прохлады. Поверхность ткани гладкая, блестящая. Льняные ткани сильно сминаются, хорошо пропускают воздух, впитывают влагу и быстро сохнут, легко отстирываются и утюжатся. 

В процессе изучения свойств льняной ткани, ученицы записывают их на карту и в итоге должны получить наглядное пособие свойств льняной ткани.

После практической работы спросить у учениц «Возможно ли использовать льняную ткань для пошива школьной формы?»









3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок «Как рубашка в поле выросла »

Автор: Зубова Анастасия Сергеевна

Дата: 06.06.2025

Номер свидетельства: 671293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок профориентации в 9 классе "Я бы в фермеры пошёл..." "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-proforiientatsii-v-9-klassie-ia-by-v-fiermiery-poshiol"
    ["file_id"] => string(6) "210610"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431456555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) ""До свидания,1 класс" "
    ["seo_title"] => string(22) "do-svidaniia-1-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "216271"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432915458"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "«Цветы – живая красота земли»"
    ["seo_title"] => string(30) "tsviety_zhivaia_krasota_ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "348967"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476375929"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "«Цветы –живая красота земли»"
    ["seo_title"] => string(32) "tsviety_zhivaia_krasota_ziemli_1"
    ["file_id"] => string(6) "348987"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476378260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства