Урок с презентацией по теме «Наволочка с клапаном» в 5 классе из раздела программы «Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва». На данную тему отведено 13 часов. Открытый урок состоял из двух учебных часов. Тип урока – комбинированный.
Цель урока – формирование знаний о наволочке, как о предмете постельного белья, научить применять полученные знания на практике.
На уроке решались следующие задачи:
образовательные: познакомить с историей подушки, видами наволочек; активизировать познавательную активность;
коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие и узнавание, воображение, память, обогащать и усложнять словарный запас;
воспитательные: воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
Используемое оборудование и наглядный материал:
компьютер;
мультимедиа-проектор и экран;
печатный материал для вывешивания на доску;
образцы поузловой обработки деталей;
образцы готовых изделий.
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура.
1 урок:
Организационный момент.
Актуализация знаний (машинные работы и швы).
Сообщение темы презентации (проблемное).
Просмотр презентации.
Физминутка.
Сообщение темы урока (проблемное).
Изложение нового материала.
Первичное закрепление новых знаний..
Работа в тетрадях.
2 урок:
Актуализация знаний, полученных на 1 уроке.
Сообщение темы урока.
Работа с макетом наволочки
Первичное закрепление знаний.
Физминутка.
Игра «Вспоминай-ка».
Подведение итогов.
Рефлексия.
На уроке были использованы методы:
словесный (объяснение, беседа);
наглядный (презентация, образцы готовых изделий и деталей);
На уроке задействованы наглядные, технические, дидактические средства обучения.Выполнение триединой задачи урока:
обучающие: осуществлялись с помощью просмотра презентации «История подушки». Закрепление знаний по предшествующим темам осуществлялось при помощи устного опроса и во время игры «Вспоминай-ка». После знакомства с новым материалом, который дублировался на доске, учащиеся вместе с учителем проговаривали и, вместе с тем, первично закрепляли новые знания. Дети самостоятельно проводили расчёты размеров наволочки для построения чертежа, учились рассчитывать расход ткани на изделие, что позволит им в дальнейшей жизни самостоятельно его изготовить.
коррекционно-развивающие: при просмотре презентации учащиеся называли различные виды подушек и наволочек (форма, цвет, размер, виды отделки). Словарный состав пополнился словами: наволочка, постельное бельё, наволочка с клапаном. При определении темы урока выполнялись специальные коррекционные упражнения: разгадывание загадки и решение ребуса (задания на развитие мыслительных процессов);
воспитательные задачи: воспитание эстетического вкуса осуществлялось с помощью презентации (отделка наволочек вышивкой, оборками, кружевом и т.д.). Просмотр презентации сопровождался обсуждением увиденного, что способствовало формированию у детей интереса к предмету.
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи. На уроке осуществлялись и межпредметные связи (чтение, математика, письмо, черчение).
Мотивация учащихся обеспечивалась визуализацией подаваемого материала, сменой видов деятельности, положительной энергетикой урока, что позволило обеспечить высокую работоспособность учащихся на протяжении всего занятия.
Включение в урок информационных технологий способствует:
повышению эффективности и качества процесса обучения;
повышению активности познавательной деятельности;
углублению межпредметных связей;
эстетическому воспитанию за счёт использования компьютерной графики и
технологии мультимедиа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, вы их хорошо знаете и, я думаю, стесняться не будете. Давайте улыбнёмся и передадим хорошее настроение друг другу и нашим гостям.
Как всегда в начале урока мы повторяем материал, который изучали на прошедших занятиях. Начнём?
-Что мы начали изучать на предыдущем занятии, какие машинные швы? (Соединительный двойной шов). Как он выполняется, сколько в нём строчек, где применяется? Какие соединительные швы вы знаете ещё? (Стачные – вразутюжку и взаутюжку). Какой краевой шов мы с вами выполняли и где он применяется? (Вподгибку с закрытым срезом). (Все швы дублируются движениями кистей рук). Молодцы, девочки! Я вижу, что вы хорошо усвоили эти швы.
Просмотр презентации «История подушки».
Слайд 1.
Я предлагаю вам отправиться в необыкновенное путешествие, но для этого вы должны отгадать загадку.
Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Все равно к себе притянет. (Подушка).
Слайд 2. Название презентации.
Слайд 3.Подушка — постельная принадлежность в виде зашитого со всех сторон мешка, набитого пухом, пером, поролоном или другим мягким материалом. Служит для опоры головы лежащего человека, для удобства сидения на диване или для декоративных целей.
Слайд 4. Первые подушки найдены еще в древнеегипетских пирамидах. Вы видите подушку слева из камня, справа – из деревянных дощечек.
Слайд 5. Подушки были изобретены египтянами для того, чтобы не испортить во сне замысловатую прическу. Подушка представляла собой тогда изогнутые дощечки на подставке.Слайд 6. Вплоть до XIX века деревянные подушки были распространены в Японии и Китае. Традиционно китайские подушки изготавливались из камня, фарфора или металла.
произведения искусства, расшивая чехлы великолепными узорами. Вы видите наволочку вышитую в V –VI веке.
Слайд 8. В арабских странах подушки пользовались наибольшей популярностью. Дома султанов были украшены расшитыми расписными подушками с кистями, бахромой. Богато расшитые и украшенные подушки были знаком достатка владельца. На этом слайде подушки не только на ложе богатой хозяйки, но и на полу: на ней сидит служанка.
Слайд 9. В Средние века стали использовать специальные небольшие подушечки под ноги, которые защищали ноги от холода. В замках полы были каменные, отопление не могло прогреть большие помещения в морозный период. Поэтому подушки для ног были популярны в те времена.
Слайд 10. А здесь вы видите внучку, ведущую свою престарелую бабушку к креслу, на сиденьи которого находится бархатная подушка, вторая подушка лежит на полу.
Слайд 11. На этом слайде две молоденькие барышни беседуют, сидя на диване с несколькими подушками.
Слайд 12. Постепенно подушка превращается в предмет искусства. Богато украшенные подушки стали дорогостоящим товаром вначале в Китае, а позднее и в Средневековой Европе. Каждая подушка изготавливалась вручную и была настоящим уникальным произведением искусства.
Слайды 13, 14. Образцы старинной вышивки.
Слайд 15. А на этом слайде и сама вышивальщица за своей работой. Здесь же вы видите и приспособления для ручных швейных работ – два напёрстка, украшенных вышивкой. Ювелирная работа! И уже готовую подушку с изображением райской птицы среди цветов.
Слайд 16. На этом слайде молодая девушка кормит своего котёнка, сидящего на подушке, украшенной оборкой.
Слайд 17. На Руси вышитые подушки всегда были частью приданого. Несколько позже появились декоративные подушки. Бедняки набивали подушки сеном и конским волосом, пуховые и перьевые подушки считались роскошью.
Слайд 18. В старину в России каждая невеста должна была иметь в своем приданом не менее шести подушек, четыре обычные для себя и будущего супруга и две небольшие думочки для красоты.
Слайд 19. В Европе в Рождество, чтобы счастье не обошло стороной, под подушку клали веточку ели. Еловую веточку клали в ночь с понедельника на вторник и девушки на Руси, гадая на суженого. Перед тем, как заснуть, приговаривали: "Ложусь в понедельник, кладу ельник, приди во сне, кто думает обо мне".
Слайд 20. В современном мире изготовление декоративных тканей и подушек стало массовым производством. Посмотрите как украшены эти подушки – это и оборки, и бахрома, и отделочные ткани.
Слайд 21. Подушки бывают самых разнообразных форм. Назовите, какой формы подушки вы здесь видите.
Слайд 22. Ортопедические (лечебные) подушки. Слева подушка, подкладываемая под шею, – «рогалик».
Слайд 23. Распространённая в России конструкция подушки содержит матерчатый наперник, набитый перьями и зашитый нитками. Снаружи на наперник надевается съёмная наволочка, которую можно менять и стирать.
Слайд 24. Наволочка – это чехол для подушки. Он изготавливается точно по размеру и форме подушки. Чем украшена эта наволочка? Да, наволочку можно украсить вышивкой.
Слайд 25. …аппликацией, лентами,
Слайд 26. Оборками.
Слайд 27. Можно связать крючком или спицами.
Слайд 28. А можно изготовить и из старого свитера.
Слайд 29. Есть вариант - сшить из старых мужских сорочек.
Слайд 30. В технике лоскутного шитья – из остатков ткани или даже из старых джинсов.
Слайд 31. Наволочки бывают с клапаном, который «держит» подушку внутри наволочки.
Слайд 32. На этом слайде наволочки с застёжкой на пуговицы или кнопки и на завязках.
Слайд 33. Декоративная подушка на завязках.
Слайд 34. Наволочка на молнии.
Слайды 35, 36. А в нашей мастерской есть какие-нибудь подушечки? Конечно – это игольницы .
Слайд 37. А ещё есть подушечки с ароматическими травами –саше.
Слайд 38. Вот и закончилось наше путешествие в историю появления подушки. Спасибо за внимание! Надеюсь, вам было интересно.
Немного отдохнём и продолжим наш урок.
Физминутка. Лебеди летят, крыльями машут.
Присели над водою, качают головою.
Гордо и важно умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
Присаживаемся и продолжаем урок.
Вспомним презентацию. О чём была презентация? (О подушках.)Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
Чтобы узнать тему урока, предлагаю решить ребус. Вы знаете, что такое ребус? Ребус – это зашифрованное слово. Ребус решён, умницы! Это слово наволочка. На доску вывешивается название темы урока: «Наволочка с клапаном». Запишите тему в тетради.
К какому виду белья относится наволочка? К постельному. Какие предметы постельного белья вы знаете?
Из каких тканей шьют наволочки? Из натуральных хлопчатобумажных: ситца, сатина, бязи.
Какими свойствами обладают эти ткани? Хорошо утюжатся, впитывают влагу, пропускают воздух, прочны в носке.
От чего зависит форма и размер наволочки? Так как наволочка – это чехол на подушку, то и её размер и форма зависят от размера и формы подушки. Какой формы подушки вы видели в презентации?
Наволочки бывают на завязках, пуговицах, с клапаном. (Раздаются готовые образцы наволочек разного вида). На доске дублируется весь материал.
Давайте проговорим вслух всё, что вы видите на доске.
На ваших столах раздаточный материал с текстом. Запишите его, пожалуйста, в свои тетради.
И ещё раз повторим новый материал. Молодцы.
Наш урок подошёл к концу. Отдыхайте.
Урок 2.
Отдохнули? Итак, девочки начинаем урок.
С каким изделием мы познакомились на первом уроке? (Наволочка с клапаном). Наволочка состоит из одной детали. Для того, чтобы наволочка держалась на подушке, делают клапан длиной 25 см.
При пошиве наволочки применяют швы: соединительный двойной шов и краевой вподгибку с закрытым срезом. (Названия швов вывешиваются на доску).
Для того, чтобы скроить и сшить наволочку, нужно построить чертёж наволочки. Для этого необходимо знать её размер. Что нужно измерить, чтобы узнать размер наволочки? Конечно, подушку. А почему? (Размер и форма наволочки зависят от размера и формы подушки). Для определения размера наволочки с подушки снимают две мерки: мерку длины и ширины. Назовите измерительные инструменты. (Линейка, угольник, сантиметровая лента). (Предоставлен наглядный материал – маленькая подушка в напернике). Каким измерительным инструментом с подушки удобнее снимать мерки и почему? (Сантиметровая лента служит для измерения объёмных фигур). Правильно, мерки длины и ширины снимают сантиметровой лентой и записывают так:
длина изделия – Ди;
ширина изделия – Ши.
Названия мерок вывешиваются на доску.
У вас на столах вы видите макеты . У меня в руках такой же. Это наволочка в крое. Повторяйте за мной все действия.
-Опустите верхнюю часть вниз. Что вы видите? Средняя часть обозначена буквами Ди – это длина изделия.
-Поднимем верхнюю часть. А что мы видим здесь? Верхняя часть – это клапан, а под ним ещё одна надпись – Ди.
-У нас остались нераскрытыми небольшие полоски в самом верху и внизу. Развернём и прочитаем, что там написано. Это припуски на обработку поперечных срезов.
Это наволочка в развёрнутом состоянии по длине. Давайте проанализируем всё, что мы здесь видим:
- две длины изделия – Ди;
-два припуска на обработку поперечных срезов;
-клапан.
Стрелочкой обозначено направление долевой нити.
А теперь мы попробуем сделать расчёт расхода ткани на наволочку. И сначала поговорим о прибавках.(На доске).
Вы уже знаете, что длина клапана равна 25см.
На обработку поперечных срезов прибавляют 1см5мм х 2.
На усадку ткани 2см.
Из какой ткани рекомендуется изготавливать наволочки? (Из хлопчатобумажной). Так как эти ткани во время стирки садятся, т.е. уменьшаются в размерах, особенно по длине, и прибавляют эти 2 см на усадку).
Теперь по макету сделаем запись расчёта расхода ткани по длине сначала на доске.
(Ди х 2) + (1см5мм х 2) + 25см + 2 см
Выполним расчёт расхода ткани по ширине.
Под записью «Прибавки» добавим :
На обработку боковых срезов надо добавить 2см х 2. Боковые срезы обрабатывают соединительным двойным швом.
А теперь непосредственно расчёт:
Ши + (2см х 2).
Давайте все вместе проговорим то, что вы видите на доске (название мерок, прибавки, формулы для расчёта по длине и ширине).
Из карточек на ваших столах записываем в тетради то, что сейчас мы с вами оформили на доске.
Теперь решим пример по расчёту расхода ткани на наволочку по длине и ширине по заданным размерам: Ди=70см, Ши=70см.
Подставляем значения мерок в формулы и записываем:
(70см х 2) + (1см5мм х 2) + 25см + 2 см=170см или 1м70см.
Мы рассчитали расход ткани по длине или ширине? По длине.
А теперь – по ширине:
70см + (2см х 2)=74см.
Сделайте запись расчётов в тетради.
Первая половина урока закончена. Сейчас немного отдохните.
Физминутку проводит одна из учениц.
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая-
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд, другой – вперёд,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
Отдохнули, а теперь поиграем в вашу любимую игру «Вспоминай-ка».
Дети садятся в кружок за один стол и начинается игра! Значение каждой стороны кубика соответствует какой-то теме : ткани, техника безопасности, материалы и инструменты, оборудование, швы и стежки, разное. Дети поочерёдно бросают кубик и отвечают на вопросы.
Ткани.
Изменяет ли свою длину долевая нить при растяжении? – Нет.
Какими свойствами обладают хлопчатобумажные ткани?-
Хорошо утюжатся, впитывают влагу, пропускают воздух, прочны в носке.
Как называется процесс получения ткани из ниток путём их переплетения ? – Ткачеством.