Цель урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон.
Задачи урока:
Образовательные: ознакомить обучающихся с натуральными волокна животного происхождения, происхождение шерстяных и шелковых волокон, научить различать шерстяные и шелковые ткани, изучить свойства тканей.
Воспитательные: способствовать развитию интереса к предмету, приобщать обучающихся к работе в коллективе, к взаимопомощи, аккуратности, внимательности, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетического вкуса.
Развивающие: развивать пространственное представление, логическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять свойства тканей различного происхождения, умение наблюдать и анализировать, делать выводы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- самоопределение, самоорганизация;
- способность к самооценке своих действий и оценке действий своих товарищей;
- умение адекватно оценить себя;
- стремление к красоте.
Метапредметные:
Регулятивные
- способность прогнозировать деятельность на уроке;
- умение выделить учебные задачи и удержать их на протяжении всего урока;
- умение оказать сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- умение организовать свою учебно-познавательную деятельность;
- приветствие на трех языках: Добрый день! Добрий день! Селям алейкум!
- число
- выяснение отсутствующих на уроке
- проверка готовности обучающихся к уроку.
- настрой на урок: «Улыбайся всем назло, чтоб сегодня повезло»Слайд 2.
Эпиграф нашего урока
«Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать - и я пойму».
Китайская пословица. Слайд 3.
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Сообщаю тему раздела: Материаловедение.
Даю представление обучающимся, что такое материаловедение. Слайд 4.
На какие два класса делятся текстильные волокна?
- на натуральные и химические.
- натуральные волокна – волокна, которые подарены природой.
В 5 классе, с какими натуральными волокнами мы познакомились?
- хлопок и лен. Хлопок и лен являются натуральными волокнами.
Какого происхождения эти волокна?
- волокна растительного происхождения.
Волокно, какого происхождения можно получить от овцы?
- от овцы можно получить волокна животного происхождения.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- натуральные волокна животного происхождения. Слайд 5.
Что сегодня мы с вами узнаем нового о волокнах животного происхождения? Какие цели поставим перед собой?
- познакомиться с натуральными волокнами животного происхождения, какими свойствами они обладают, научиться различать ткани из шерстяных и шелковых волокон.
Запишем тему в тетрадь: «Натуральные волокна животного происхождения».
Ткани из этих волокон – экологически чистые, положительно влияют на здоровье человека.
Открытие нового знания.
Ребята, скажите, пожалуйста, что такое шерсть? - шерсть – волосяной покров животных.
Какое из этих животных дает основную массу шерсти?
- овцы. Именно они дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и составляет 95%.
Что такое руно?
- состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.
Немного истории о руне. Слайд 7.
Рассказ о шерсти. Слайд 8.
С незапамятных времен люди использовали для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец и коз, а в Южной Америке – шерсть лам.
Известный русский географ – исследователь П.К.Козлов во время монголо – тибетской экспедиции 1923 – 1926 годов раскопал курганные погребения, в которых обнаружил древние шерстяные ткани. Даже пролежав несколько тысяч лет под землей, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.
Основную массу шерсти получают с овец, причем лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекало к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. На Руси кустарное производство тканей из шерсти существовало издавна – во всяком случае, в Киеве и Новгороде оно уже было с X века.
Овец стригут один раз или в некоторых случаях дважды в год. С одной овцы получают от 2 до 10 килограммов шерсти. Из 100 килограммов сырой шерсти получают 40 – 60 килограммов чистой, которую и отправляют для дальнейшей переработки. Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую шерсть, получаемую с ангорских коз.
Для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов.
Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были кролики, ламы, опоссумы, бизоны, в Азии – верблюды и козы.
В 1630 г. в Москве была создана первая мануфактура по изготовлению тонкого сукна, но выдержать конкуренцию с привозными товарами она не смогла и вскоре закрылась. Петр I, заботясь о снабжении армии, поддерживал создание суконных фабрик.
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготовляют пряжу, а из нее на текстильных фабриках – ткань. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатывают гладкокрашеными, пестроткаными и напечатанными.
Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др.
О шерсти мы уже многое знаем, а о чем мы еще не говорили?
- о шелке.
Что такое шелк?
- тонкие нити, которые получают из коконов тутового шелкопряда.
Немного истории о шелке. Слад 9.
Рассказ о шелке. Слайд 10.
Натуральный шелк – тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон – плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка. Самка бабочки откладывает 500 – 700 яиц и спустя 18 -20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10 – 12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3 мм., которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиной с палец, массу увеличивает в 10000раз). Созревшие гусеницы перестают, есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе за 3 – 4 дня развивается в куколку, а через 10 дней в бабочку. Собирают коконы через 8 – 9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина коконной нити от 500 до 1500 метров. Такую нить называют шелком – сырцом. Первичная обработка шелка включает следующие операции: обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея; сматывание нитей с нескольких коконов одновременно. На текстильных фабриках из шелка – сырца получают ткань. Шелковые ткани вырабатывают гладкоокрашенными, пестроокрашеными, напечатанными.
Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в XVII веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвел казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством. Шелководство развить в Японии, Индии, Турции, Италии, Средней Азии, Казахстане.
Современное название одной из шелковых тканей «крепдешин», которое переводится как «ткань, сделанная в Китае».
IV. Физкультминутка. Слайд 11
Ежегодно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Руки в сторону поставим,
Правой левую достанем
А потом, наоборот,
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись еще разок!
Раз – два – три – четыре,
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парту вновь садись!
V. Знакомство со свойствами тканей. Слайд 12 - 15
К швейным изделиям мы предъявляем определенные требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено.
Как вы считаете, зачем надо знать свойства тканей?
- для того чтобы правильно подобрать ткань для практического применения – изготовления изделия одежды.
Шерстяные ткани характеризуются хорошими теплозащитными свойствами, высокой износостойкостью, т.е. большим сроком службы, высокими гигиеническими свойствами – гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Под действием тепла влаги шерстяное волокно дает усадку. Шерстяные ткани устойчивы к действию всех органических растворителей. Для стирки шерстяных изделий необходимо специальные моющие средства. Стирают вручную при t30 градусов, сушат в разложеном виде, утюжат при t 150 -200 градусов, через проутюжильник.
Для того чтобы определить из каких волокон состоит ткань следует выдернуть волокна из ткани и поджечь. Во время горения волокна шерсти спекаются, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.
Шелковые ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам. Многие виды тканей из натурального шелка имеют значительную усадку, изделия очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам. Хорошо драпируются. Шелковые ткани довольно прочные, но во влажном состоянии их прочность снижается на 10%. Изделия из шелковой ткани не рекомендуется долго держать в воде при замачивании, стирать следует специальными моющими средствами вручную при t30-40 градусов, а после стирки прополоскать в разбавленном растворе уксусной кислоты, слегка отжимают. Утюжат при t150 – 160 градусов с изнаночной стороны. Это оживляет краски и придает ткани блеск. Недостаток осыпаются и вытягиваются. Горит шелк, так же как и шерсть.
Волокна животного происхождения. Слайд 16-17.
Применение шерсти. Слайд 18.
Применение шелка. Слайд 19.
VI. Закрепление изученного материала. Слайд 20-21.
Работа в бригадах.
На партах у вас карточки их нужно заполнить, а потом рассказать.
Откройте учебник на страницах 83,87.
1 бригада узнает все о свойствах шерсти, а 2 бригада о свойствах шелка. Приложение №1
Приложение№1.
Карточка №1. Свойства шерстяных волокон и тканей из них.
1
Длина
2
Толщина
3
Цвет
4
Свойства
5
Недостатки
6
Горение
7
Ткани
8
Уход за изделиями
Карточка №1. Свойства шерстяных волокон и тканей из них.
1
Длина
2 – 45 см
2
Толщина
Различная, чем толще волокно, тем прочнее
3
Цвет
Белый, серый, рыжий, черный.
4
Свойства
хорошие теплозащитные свойства, высокая износостойкость, высокие гигиенические свойства – гигроскопичность, воздухопроницаемость. Под действием тепла и влаги шерстяное волокно приобретает способность удлиняться до 60% или давать усадку.
5
Недостатки
Пылеемкость, усадка.
6
Горение
После сгорания образует черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.
7
Ткани
Изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир.
8
Уход за изделиями
Стирают вручную при t30 градусов, с моющими средствами, Сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 – 160 градусов через проутюжильник.
Карточка №2. Свойства шелковых волокон и тканей из них.
1
Длина
2
Толщина
3
Цвет
4
Свойства
5
Недостатки
6
Горение
7
Ткани
8
Уход за изделиями
Карточка №2. Свойства шелковых волокон и тканей из них.
1
Длина
500 – 1500м
2
Толщина
Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.
3
Цвет
Белый, кремоватый
4
Свойства
Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Упругие, поэтому ткани малосминаемы.
гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.
5
Недостатки
Растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.
6
Горение
После сгорания образует черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.
- Какие текстильные материалы изготавливают из шерсти? (Плательные, костюмные, пальтовые ткани, фетр).
Рассмотрите на странице 87 рис. 2.4. и объясните стадии развития тутового шелкопряда.
- Как получают натуральный шелк?
- Какова цель первичной обработки шелка? (Обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея; сматывание нитей с нескольких коконов одновременно).
- Дайте характеристику свойств натурального шелка. (Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Упругие, поэтому ткани малосминаемы.
гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются).
- какие ткани получают из шелка? ( Производят плательные, блузочные ткани крепдешин, шифон).
Ответьте на вопросы «Да» или «Нет».
Для шелковых тканей сырьем являются стебли растения?
Способность пропускать влагу – воздухопроницаемость?
Натуральный шелк хорошо впитывает влагу?
Зимнюю одежду лучше всего шить из шелка?
VII. Подведение итогов.
Выставление отметок.
Домашнее задание по выбору:
Составить и оформить коллекцию тканей животного происхождения.
Подготовить загадки, пословицы, поговорки о тканях.
Подготовить интересные сообщения о тканях животного происхождения.
Рефлексия.
Далее обучающимся предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Для этого раздаю каждому по 3 картонных жетона. Я объясняю значение цвета каждого жетона.
Желтый цвет – на уроке все было понятно, работать было интересно, больших затруднений в целом не возникало;
Красный – не все удалось на уроке, где-то были затруднения, что-то было не понятно или не получилось;
Синий – на уроке было много непонятного, трудного, было не очень интересно.
Уборка рабочих мест.
Спасибо за урок. Слайд 25.
План – конспект открытого урока по технологии
6 класс
МБОУ «Зиминская средняя общеобразовательная школа – детский сад»