kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Натуральные волокна животного происхождения. План - конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу;

 научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Натуральные волокна животного происхождения. План - конспект»

Конспект урока ФГОС технология

Учитель: Щерба Ирина Васильевна МБОУ «Зиминская средняя общеобразовательная школа – детский сад» Раздольненский район Республика Крым

Урок № 33-34 дата 20.01.2017г.

Класс: 6

Раздел: «Материаловедение»

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения»

Цель урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон.

Задачи урока:

Образовательные: ознакомить обучающихся с натуральными волокна животного происхождения, происхождение шерстяных и шелковых волокон, научить различать шерстяные и шелковые ткани, изучить свойства тканей.

Воспитательные: способствовать развитию интереса к предмету, приобщать обучающихся к работе в коллективе, к взаимопомощи, аккуратности, внимательности, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетического вкуса.

Развивающие: развивать пространственное представление, логическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять свойства тканей различного происхождения, умение наблюдать и анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные:

- самоопределение, самоорганизация;

- способность к самооценке своих действий и оценке действий своих товарищей;

- умение адекватно оценить себя;

- стремление к красоте.

Метапредметные:

Регулятивные

- способность прогнозировать деятельность на уроке;

- умение выделить учебные задачи и удержать их на протяжении всего урока;

- умение оказать сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- умение организовать свою учебно-познавательную деятельность;

- осознание цели, планирование действий, реализация намеченного;

- умение адекватно оценить объективную трудность деятельности и оценить свои возможности;

- умение адекватно оценить выполнения действия и вносить необходимые коррективы;

- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные

- планирование совместного сотрудничества со сверстниками и учителем;

- адекватная оценка своих действий и действий своих товарищей;

- продуктивное обобщение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении;

- умение осуществлять контроль, оценку действий партнера.

Познавательные

- самостоятельно формулируют тему и цель урока;

- умение делать вывод о свойствах натуральных волокон животного происхождения;

- умение сравнивать и сопоставлять свойства тканей различного происхождения, правильно определять виды тканей.

- правильное использование новых знаний.

Предметные:

- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени;

- обучающиеся ознакомятся с натуральными волокнами животного происхождения.

Формы работы: Фронтальная, групповая

Методы работы: Объяснительно – иллюстративный, инструктаж, проблемно – поисковый, самостоятельная (практическая) работа.

Межпредметные связи: Биология, история, география.

Оснащение урока:

  1. Материально – техническая база:

- кабинет трудового обучения, учебник, образцы ткани, ножницы, клей, пинцет, нитки, ручка, карандаш, огнеупорная чашка, коллекция тканей «Волокна».

2. Дидактическое обеспечение:

- учебник Технология. Обслуживающий труд 6 класс. : учебник /О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая, 2-е изд., стереотип, -М,: Дрофа, 2014, - 287, (1)с. :ил.; рабочая тетрадь для обучающихся общеобразовательных учреждений, карточки- задания; тесты.

3. Технические средства обучения: компьютер.

4. Электронные средства обучения: презентация.

Методы обучения:

Словесные: рассказ, объяснение; наглядные: презентация, демонстрация наглядных пособий, самостоятельные наблюдения обучающихся; практические: тест по закреплению знаний, исследовательская лабораторная работа.

Педагогические технологии: игровая, групповая, информационно – коммуникационная, проблемное изучение, исследование.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- приветствие на трех языках: Добрый день! Добрий день! Селям алейкум!

- число

- выяснение отсутствующих на уроке

- проверка готовности обучающихся к уроку.

- настрой на урок: «Улыбайся всем назло, чтоб сегодня повезло» Слайд 2.

Эпиграф нашего урока

«Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать - и я пойму».

Китайская пословица. Слайд 3.

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Сообщаю тему раздела: Материаловедение.

Даю представление обучающимся, что такое материаловедение. Слайд 4.

На какие два класса делятся текстильные волокна?

- на натуральные и химические.

- натуральные волокна – волокна, которые подарены природой.

В 5 классе, с какими натуральными волокнами мы познакомились?

- хлопок и лен. Хлопок и лен являются натуральными волокнами.

Какого происхождения эти волокна?

- волокна растительного происхождения.

Волокно, какого происхождения можно получить от овцы?

- от овцы можно получить волокна животного происхождения.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- натуральные волокна животного происхождения. Слайд 5.

Что сегодня мы с вами узнаем нового о волокнах животного происхождения? Какие цели поставим перед собой?

- познакомиться с натуральными волокнами животного происхождения, какими свойствами они обладают, научиться различать ткани из шерстяных и шелковых волокон.

Запишем тему в тетрадь: «Натуральные волокна животного происхождения».

Ткани из этих волокон – экологически чистые, положительно влияют на здоровье человека.

  1. Открытие нового знания.

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое шерсть? - шерсть – волосяной покров животных.

Какие животные дают нам шерсть?

- овцы, верблюд, ангорская коза, альпака, лама. Слайд 6.

Какое из этих животных дает основную массу шерсти?

- овцы. Именно они дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и составляет 95%.

Что такое руно?

- состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

Немного истории о руне. Слайд 7.

Рассказ о шерсти. Слайд 8.

С незапамятных времен люди использовали для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец и коз, а в Южной Америке – шерсть лам.

Известный русский географ – исследователь П.К.Козлов во время монголо – тибетской экспедиции 1923 – 1926 годов раскопал курганные погребения, в которых обнаружил древние шерстяные ткани. Даже пролежав несколько тысяч лет под землей, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.

Основную массу шерсти получают с овец, причем лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекало к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. На Руси кустарное производство тканей из шерсти существовало издавна – во всяком случае, в Киеве и Новгороде оно уже было с X века.

Овец стригут один раз или в некоторых случаях дважды в год. С одной овцы получают от 2 до 10 килограммов шерсти. Из 100 килограммов сырой шерсти получают 40 – 60 килограммов чистой, которую и отправляют для дальнейшей переработки. Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую шерсть, получаемую с ангорских коз.

Для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов.

Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были кролики, ламы, опоссумы, бизоны, в Азии – верблюды и козы.

В 1630 г. в Москве была создана первая мануфактура по изготовлению тонкого сукна, но выдержать конкуренцию с привозными товарами она не смогла и вскоре закрылась. Петр I, заботясь о снабжении армии, поддерживал создание суконных фабрик.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготовляют пряжу, а из нее на текстильных фабриках – ткань. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатывают гладкокрашеными, пестроткаными и напечатанными.

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др.

О шерсти мы уже многое знаем, а о чем мы еще не говорили?

- о шелке.

Что такое шелк?

- тонкие нити, которые получают из коконов тутового шелкопряда.

Немного истории о шелке. Слад 9.

Рассказ о шелке. Слайд 10.

Натуральный шелк – тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон – плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка. Самка бабочки откладывает 500 – 700 яиц и спустя 18 -20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10 – 12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3 мм., которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиной с палец, массу увеличивает в 10000раз). Созревшие гусеницы перестают, есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе за 3 – 4 дня развивается в куколку, а через 10 дней в бабочку. Собирают коконы через 8 – 9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина коконной нити от 500 до 1500 метров. Такую нить называют шелком – сырцом. Первичная обработка шелка включает следующие операции: обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея; сматывание нитей с нескольких коконов одновременно. На текстильных фабриках из шелка – сырца получают ткань. Шелковые ткани вырабатывают гладкоокрашенными, пестроокрашеными, напечатанными.

Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в XVII веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвел казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством. Шелководство развить в Японии, Индии, Турции, Италии, Средней Азии, Казахстане.

Современное название одной из шелковых тканей «крепдешин», которое переводится как «ткань, сделанная в Китае».

IV. Физкультминутка. Слайд 11

Ежегодно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Руки в сторону поставим,

Правой левую достанем

А потом, наоборот,

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись еще разок!

Раз – два – три – четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парту вновь садись!

V. Знакомство со свойствами тканей. Слайд 12 - 15

К швейным изделиям мы предъявляем определенные требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено.

Как вы считаете, зачем надо знать свойства тканей?

- для того чтобы правильно подобрать ткань для практического применения – изготовления изделия одежды.

Шерстяные ткани характеризуются хорошими теплозащитными свойствами, высокой износостойкостью, т.е. большим сроком службы, высокими гигиеническими свойствами – гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Под действием тепла влаги шерстяное волокно дает усадку. Шерстяные ткани устойчивы к действию всех органических растворителей. Для стирки шерстяных изделий необходимо специальные моющие средства. Стирают вручную при t30 градусов, сушат в разложеном виде, утюжат при t 150 -200 градусов, через проутюжильник.

Для того чтобы определить из каких волокон состоит ткань следует выдернуть волокна из ткани и поджечь. Во время горения волокна шерсти спекаются, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.

Шелковые ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам. Многие виды тканей из натурального шелка имеют значительную усадку, изделия очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам. Хорошо драпируются. Шелковые ткани довольно прочные, но во влажном состоянии их прочность снижается на 10%. Изделия из шелковой ткани не рекомендуется долго держать в воде при замачивании, стирать следует специальными моющими средствами вручную при t30-40 градусов, а после стирки прополоскать в разбавленном растворе уксусной кислоты, слегка отжимают. Утюжат при t150 – 160 градусов с изнаночной стороны. Это оживляет краски и придает ткани блеск. Недостаток осыпаются и вытягиваются. Горит шелк, так же как и шерсть.

Волокна животного происхождения. Слайд 16-17.

Применение шерсти. Слайд 18.

Применение шелка. Слайд 19.

VI. Закрепление изученного материала. Слайд 20-21.

Работа в бригадах.

На партах у вас карточки их нужно заполнить, а потом рассказать.

Откройте учебник на страницах 83,87.

1 бригада узнает все о свойствах шерсти, а 2 бригада о свойствах шелка. Приложение №1



Приложение№1.

Карточка №1. Свойства шерстяных волокон и тканей из них.

1

Длина


2

Толщина


3

Цвет


4

Свойства


5

Недостатки


6

Горение


7

Ткани


8

Уход за изделиями


Карточка №1. Свойства шерстяных волокон и тканей из них.

1

Длина

2 – 45 см

2

Толщина

Различная, чем толще волокно, тем прочнее

3

Цвет

Белый, серый, рыжий, черный.

4

Свойства

хорошие теплозащитные свойства, высокая износостойкость, высокие гигиенические свойства – гигроскопичность, воздухопроницаемость. Под действием тепла и влаги шерстяное волокно приобретает способность удлиняться до 60% или давать усадку.

5

Недостатки

Пылеемкость, усадка.

6

Горение

После сгорания образует черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.

7

Ткани

Изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир.

8

Уход за изделиями

Стирают вручную при t30 градусов, с моющими средствами, Сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 – 160 градусов через проутюжильник.





















Карточка №2. Свойства шелковых волокон и тканей из них.

1

Длина


2

Толщина


3

Цвет


4

Свойства


5

Недостатки


6

Горение


7

Ткани


8

Уход за изделиями


Карточка №2. Свойства шелковых волокон и тканей из них.

1

Длина

500 – 1500м

2

Толщина

Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.

3

Цвет

Белый, кремоватый

4

Свойства

Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Упругие, поэтому ткани малосминаемы.

гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.

5

Недостатки

Растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.

6

Горение

После сгорания образует черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.

7

Ткани

Производят плательные, блузочные ткани крепдешин, шифон.

8

Уход за изделиями

Стирают вручную при t30 40 градусов, прополаскивают водой с уксусом.

слегка отжимают. Утюжат при t150 – 160 градусов с изнаночной стороны.



Каждая бригада сообщает о своих данных свойствах шерсти и шелка. Сравнивают с правильным ответом.





Приложение №3

Технологическая карта. Лабораторная работа №1.

Сравнение волокон шерсти и натурального шелка. Слайд 22.

Материалы и инструменты: карточка – определитель, тетрадь, учебник, по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, лупа, лоток.

Последовательность выполнения работы:

  1. Вводный инструктаж учителя.

  2. Под лупой рассмотрите образцы натурального шелка и шерсти.

  3. Сравните по внешнему виду волокна.

  4. Сравните волокна на ощупь.

  5. Демонстрирует учитель. Характер горения.

  6. Заполните таблицу в тетради.






Шерсть

Шелк

Внешний вид волокна


Шероховатая, матовая


Гладкая, блестящая

Вид обрыва нити


Кисточка из извитых волокон



Прямые волокна

Характер горения нити

Черный шарик, запах жженого пера

Черный шарик, запах жженого пера



Учитель обходит рабочие места, контролирует технику безопасности, за организацией рабочего места, комментирует допущенные ошибки и как их исправить.

Вопросы и задания для обсуждения: Слайд 23 - 24

- Рассмотрите на странице 83 рис. 2.1. и назовите животных, дающих шерсть.

- какие из них дают наибольшее количество всей шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях? (Овцы дают основную массу шерсти).

- Как зависит прочность ткани от толщины волокна? (Чем толще волокна, тем прочнее ткань).

- Каких цветов бывают естественные шерстяные волокна? (Белого, серого, розового и черного цветов).

- В чем состоит свойство свойлачивания волокон шерсти? (Под действием влаги и трения волокна шерсти сваливаются).

- Какими свойствами обладают шерстяные волокна? (Высокой гигроскопичностью, теплозащитными свойствами, упругостью).

- Какие текстильные материалы изготавливают из шерсти? (Плательные, костюмные, пальтовые ткани, фетр).

Рассмотрите на странице 87 рис. 2.4. и объясните стадии развития тутового шелкопряда.

- Как получают натуральный шелк?

- Какова цель первичной обработки шелка? (Обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея; сматывание нитей с нескольких коконов одновременно).

- Дайте характеристику свойств натурального шелка. (Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Упругие, поэтому ткани малосминаемы.

гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются).

- какие ткани получают из шелка? ( Производят плательные, блузочные ткани крепдешин, шифон).

Ответьте на вопросы «Да» или «Нет».

  1. Для шелковых тканей сырьем являются стебли растения?

  2. Лен получают из шерсти животных?

  3. Шелкопряд – это бабочка?

  4. Свойство ткани впитывать влагу – гигроскопичность?

  5. Шерсть – волосяной покров животных?

  6. Шерсть – волокно растительного происхождения?

  7. Способность пропускать влагу – воздухопроницаемость?

  8. Натуральный шелк хорошо впитывает влагу?

  9. Зимнюю одежду лучше всего шить из шелка?



VII. Подведение итогов.

Выставление отметок.

Домашнее задание по выбору:

Составить и оформить коллекцию тканей животного происхождения.

Подготовить загадки, пословицы, поговорки о тканях.

Подготовить интересные сообщения о тканях животного происхождения.





Рефлексия.

Далее обучающимся предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Для этого раздаю каждому по 3 картонных жетона. Я объясняю значение цвета каждого жетона.

Желтый цвет – на уроке все было понятно, работать было интересно, больших затруднений в целом не возникало;

Красный – не все удалось на уроке, где-то были затруднения, что-то было не понятно или не получилось;

Синий – на уроке было много непонятного, трудного, было не очень интересно.



Уборка рабочих мест.



Спасибо за урок. Слайд 25.











































План – конспект открытого урока по технологии



















6 класс

МБОУ «Зиминская средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Раздольненский район Республика Крым

учитель высшей квалификационной категории

Щерба Ирина Васильевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Натуральные волокна животного происхождения. План - конспект

Автор: Щерба Ирина Васильевна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "«Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».Конспект урока ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(137) "natural-nyie-volokna-zhivotnogho-proiskhozhdieniia-svoistva-shiolkovykh-i-shierstianykh-tkaniei-konspiekt-uroka-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113657"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410812475"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "план конспект урок 5 класс "
    ["seo_title"] => string(27) "plan-konspiekt-urok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193714"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427689575"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План конспект урока  "Элементы материаловедения" "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-eliemienty-matierialoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113826"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411061131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства