Формирование российской идентичности младших подростков через знакомство с народным творчеством, традициями, видами декоративно-прикладного искусства.
Формировать эстетическое восприятие изделий народного творчества.
Развивать нравственные, патриотические качества личности пятиклассников.
Создать условия для проявления у учащихся познавательной активности.
Развивать надпредметные и предметные учебные действия.
Создать благоприятные условия для сохранения здоровья обучающихся на уроке: организовать двигательную активность, соблюдать правила безопасного обращения с ножницами.
Межпредметные связи: история, краеведение, ИЗО, физкультура.
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы обучения | Личностные результаты | Метапредмет ные результаты. | Предметные результаты | Ресурсы урока |
1.Организационный этап (1 мин.)
Цель: Активизация учащихся
| Организация учебной мотивации Настраивание учащихся на деятельность. Приветствие.
| Приветствуют учителя.
| |
| Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| |
2. Постановка целей и задач Мотивация учебной деятельности.
Цель: стимулирование действий на учебную деятельность.
| Посмотрите на оформление класса, на экран. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Верно, тема нашего урока: «Народные ремёсла и промыслы России» - Где в настоящее время мы можем познакомиться с народными промыслами? (Краеведческий музей, выставки)
| Формулируют цель урока. Отвечают на вопросы учителя
| Словесный: Беседа. Наглядный: демонстрация выставки. | Умение выражать положительное отношение к теме, проявлять внимание, желание больше узнать
| Регулятивные: целеполагание; планирование.
Коммуникативные: - формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Познавательные: -поиск и выделение нужной информации.
|
| На экране слова «Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано»
|
3. Актуализация знаний (3 мин.)
Цель: Расширение имеющихся у учащихся знаний о народных промыслах и ремёслах. | Знакомство с различными промыслами и изделиями декоративно-прикладного искусства. Делит детей на группы -По какому признаку я вас разделила? (Затруднение) У тебя в руках вологодское кружево, у … посуда из Хохломы, у … чайная пара из Гжели, платок из Павлова Посада……. Что объединяет изделия вашей группы? (привязка к территории). Что объединяет изделия другой группы? (Затруднение). …в твоих руках изделия из бересты, … лозы, керамики. Где их могли изготовить? (Мы не можем сказать в каком конкретном населённом пункте они сделаны. Этими ремёслами занимаются в разных уголках нашей Родины). Рассказ об Обвинской росписи по дереву. Прялка с росписью – это пример сочетания традиционного ремесла (прядения) и промысла (Обвинская роспись). Делает вывод: искусство народных промыслов и ремёсел связующее звено прошлого с настояшим, настоящего с будущим. | Выбирают понравившийся предмет. Делятся на две группы: народные промыслы созданные в определённой местности (Гжель, Хохлома, вологодское кружево и т.д.) и традиционные ремёсла ( изделия из бересты, из лозы, вышивка и т.д.) | Наглядные: демонстрация изделий народных ремёсел и промыслов, презентация. Проблемно-поисковый. Словесный: рассказ-объяснение. | - проявление интерес к культуре и истории родной страны.
| Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.
Познавательные: -классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
-учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные: - взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач -умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.
| Осознание роли народных промыслов в истории России.
| Выставка «Изделия народных мастеров»
|
4.Первичное усвоение новых знаний.
(3 мин)
Цель: Введение нового знания посредством сравнения, анализа и описания изделия. | Рассказывает о различных приёмах лоскутного шитья. Показывает презентацию «Виды лоскутного шитья». Демонстрирует изделия в лоскутной технике (Прихватки, одеяло, подушки). Раскрывает на доске трудные слова для запоминания: «Пэчворк», «Квилтинг», «Крэйзи») - Найдите образцы лоскутной техники соответствующие названиям. | Читают информацию на слайдах, находят примеры лоскутной техники на предложенных образцах.
| Наглядный: Демонстрация, показ наглядностей, работа с текстом, работа с новыми понятиями. | -формирование целостного взгляда на мир;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного восприятия нового материала и овладения лоскутной техникой. | Регулятивные: - умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: -умение слушать и слышать собеседника. Познавательные: -способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение и др.);
| Давать определения новым понятиям темы, называть виды лоскутных техник. | Презентация «Виды лоскутного шитья». Изделия, выполненные в лоскутной технике. |
5. Первичная проверка понимания (3 мин) Цель: Вызвать эмоциональное отношение и познавательный интерес к теме. | - Свидетелями какого события мирового масштаба мы с вами являемся? (Олимпиада) Рассказ о визуальном облике XXII Олимпийских игр. Делает вывод: эти образы выражают характер современной России, объединяют разные национальности, проживающие в России, отражают разнообразие народных промыслов. | Отвечают на вопрос
На образцах ткани находят лоскутки, представляющие различные промыслы России, входящие в «Олимпийское лоскутное одеяло» | Рассказ, демонстрация. Логически-индуктивный (от общего к частному). Наглядный: демонстрация. Словесный: рассказ. | Формирование чувства принадлежности к своей стране.
| Познавательные: -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе знакомства с лоскутными техниками.
Коммуникативные: - формирование умения работать в парах и малых группах. | | Презентация «Олимпийское лоскутное одеяло» |
6.Первичное закрепление. (15 мин.) Создание коллективного Панно «Олимпиада в Сочи -2014. Игры мира» Цель: Трансформация опыта работы с аппликацией с бумаги на ткань. | Знакомит обучающихся с техникой «текстильный коллаж». Проводит инструктаж по правилам безопасности при работе с ножницами. Анализирует совместно с учащимися технологические карты. Следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников. Показ видеоролика об Олимпийском лоскутном одеяле. Завершает создание панно наклеиванием Обвинской розы. Делает вывод: На панно объединились не только разные регионы России, но и наш Ильинский район представлен в виде Обвинской розы, символизирующей солнце. | Повторяют ТБ при работе с ножницами. Анализируют поэтапно технологические карты совместно с учителем. Вырезают по шаблонам пиктограммы видов спорта, наклеивают на общее панно. Дети, выполнившие работу раньше других имеют возможность увидеть видеоролик об Олимпийском лоскутном одеяле. | Инструктаж, самостоятельная работа. Наглядный: просмотр видеоролика. | - умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. | Регулятивные: - выполнять действия по заданному алгоритму; - планирование и анализ своей деятельности. Познавательные: -умение выделять необходимую информацию; - умение планировать свою трудовую деятельность; Коммуникативные: -организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Овладение элементами научной организации труда, выполнение технологических операций с соблюдение норм, и правил ТБ. | Карандаш, ножницы, клей, лоскутки ткани, технологическая карта на изготовление пиктограммы зимнего вида спорта, заготовка для панно. Видеоролик об Олимпийском лоскутном одеяле. |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Визуальное наблюдение за деятельностью: соблюдение алгоритма технологической карты, аккуратность и правильность выполнения задании. В ходе работы коррекция, обсуждение допущенных ошибок. |
. | | | | | |
8.Рефлексия
(5 мин.)
Цель: оценка и самооценка учебной деятельности.
| Организует рефлексию, используя выражение «завязать узелок на память» - Что вы хотите запомнить и унести с собой? Предлагает зажечь Олимпийский огонь – символ мира и дружбы. Учитель желает победы спортсменам. Предлагает взяться за факел крикнуть: «Россия, вперёд!» Благодарит девочек за работу | Участвуют в рефлексии. Отвечают на вопрос, завязывают узелок на ленточке оранжевого цвета. Дети складывают в кубок свои узелки, получается символический факел. | Самоконтроль, самооценка. | -удовлетворённость, эмоциональный отклик о выполненной работе - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы |
Регулятивные: - объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива. Коммуникативные: -вступать в диалог, с достаточной теплотой и точностью выражать свои мысли. | | Ленточки оранжевого цвета, кубок. |