kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музейная педагогика как инновационная технология в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Сегодня мини - музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений, которые занимают очень небольшое пространство. В нашем детском саду созданы небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика как инновационная технология в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста »


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №43 «Янтарный островок»

_____________________________________________________________




Опыт работы дошкольного учреждения

Тема: «Музейная педагогика как инновационная технология в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста»



Подготовил: Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Завьялова Ю.А.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Сегодня мини - музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений, которые занимают очень небольшое пространство.

В нашем детском саду созданы небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи. Важно, что в их создании принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки. Ведь именно они приносят многие экспонаты, выполняют с детьми разные поделки.

Основой создания любого мини-музея нашего детского сада являются педагогические принципы представленные Рыжовой Н.А. (Наталья Александровна):

1. Принцип интеграции

Мини-музей учитывает содержание образовательной програм­мы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов.

2. Принципы деятельности и интерактивности

Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.

3.Принцип научности

Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольни­ков, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

4. Принцип природосообразности

При организации мини-музеев необходимо учитывать психо-физиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для рас­крытия личностного потенциала ребенка.

5. Принцип гуманизации

Мини-музей ориентирован на создание условий для всесто­роннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творче­ской деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании.

6. Принципы динамичности и вариативности

Содержание обновляется каж­дый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие — добавлять в экспо­зицию.

7. Принцип разнообразия

Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п.

8. Принцип экологичности

Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безо­пасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природно­го происхождения.

9. Принцип безопасности

Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоро­вью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея.

10. Принцип креативности

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

11.Принцип непрерывности

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.п.

12. Принцип партнерства

Мини-музей детского сада является результатом сотрудниче­ства взрослых и детей.







Многими педагогами и психологами доказано, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, а познавательная деятельность находится в постоянном поиске, в стремлении находить интересное, желание узнавать новое, самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Поэтому любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, то развитие становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в наших мини-музеях в качестве экспонатов выступают творческие работы детей, макеты, фотографии, иллюстрации.

В нашем дошкольном учреждении уже третий год практикуется создание мини-музеев. На данный момент реализовано 19 мини-музеев, из них 12 групповых, 4 в отдельном помещении, 3 в холлах детского сада.

Главными задачами в системе мини-музеев являются:

  • Обогащение предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

  • Формирование у дошкольников представления о музее.

  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании.

  • Воспитание культуры поведения.

  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

  • Освоение новых форм в непосредственно образовательной деятельности, формирование профессиональной компетентности музейного педагога.

Для обогащения игровой деятельности мы используем разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры дидактического характера по теме музея.


Для обогащения познавательной деятельности мы используем беседы об истории происхождения этого предмета, его видоизменении в истории, разнообразные игры которые несут в себе задачи познавательного характера, чтение стихов, рассказов, загадывание загадок, организация выставок.Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания. В нашем варианте это книжки, изготовленные своими руками совместно с детьми, с использованием разных материалов, соответственно каждая группа в своём стиле на сегодняшний день реализует создание книги о своём мини-музее.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Завьялова Юлия Анатольевна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221835


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства