Музейная педагогика как инновационная технология в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста
Музейная педагогика как инновационная технология в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Сегодня мини - музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений, которые занимают очень небольшое пространство.
В нашем детском саду созданы небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика как инновационная технология в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида №43 «Янтарный островок»
Тема: «Музейная педагогика как инновационная технология в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Подготовил: Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Завьялова Ю.А.
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Сегодня мини - музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений, которые занимают очень небольшое пространство.
В нашем детском саду созданы небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи. Важно, что в их создании принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки. Ведь именно они приносят многие экспонаты, выполняют с детьми разные поделки.
Основой создания любого мини-музея нашего детского сада являются педагогические принципы представленные Рыжовой Н.А. (Наталья Александровна):
1. Принцип интеграции
Мини-музей учитывает содержание образовательной программы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов.
2. Принципы деятельности и интерактивности
Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.
3.Принцип научности
Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
4. Принцип природосообразности
При организации мини-музеев необходимо учитывать психо-физиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
5. Принцип гуманизации
Мини-музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании.
6. Принципы динамичности и вариативности
Содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие — добавлять в экспозицию.
7. Принцип разнообразия
Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п.
8. Принцип экологичности
Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения.
9. Принцип безопасности
Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея.
10. Принцип креативности
Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
11.Принцип непрерывности
Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.п.
12. Принцип партнерства
Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Многими педагогами и психологами доказано, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, а познавательная деятельность находится в постоянном поиске, в стремлении находить интересное, желание узнавать новое, самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Поэтому любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, то развитие становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в наших мини-музеях в качестве экспонатов выступают творческие работы детей, макеты, фотографии, иллюстрации.
В нашем дошкольном учреждении уже третий год практикуется создание мини-музеев. На данный момент реализовано 19 мини-музеев, из них 12 групповых, 4 в отдельном помещении, 3 в холлах детского сада.
Главными задачами в системе мини-музеев являются:
Обогащение предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании.
Воспитание культуры поведения.
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.
Освоение новых форм в непосредственно образовательной деятельности, формирование профессиональной компетентности музейного педагога.
Для обогащения игровой деятельности мы используем разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры дидактического характера по теме музея.
Для обогащения познавательной деятельности мы используем беседы об истории происхождения этого предмета, его видоизменении в истории, разнообразные игры которые несут в себе задачи познавательного характера, чтение стихов, рассказов, загадывание загадок, организация выставок.Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания. В нашем варианте это книжки, изготовленные своими руками совместно с детьми, с использованием разных материалов, соответственно каждая группа в своём стиле на сегодняшний день реализует создание книги о своём мини-музее.