В рамках модернизации общеобразовательной школы перед учителем поставлена задача ориентировать учащихся не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, развитие творческого начала. Стремясь сделать обучение более интересным, стараюсь совершенствовать методы и формы работы (проводя уроки – игры, исследовательские уроки, конференции, урок путешествие),примененять новые педагогических технологий в образовательном процессе. В нашей школе в 2014-15 году работала научная площадка «Взаимодействие учреждений культуры и образования посредством музейной педагогики как инновационной педагогической технологии гуманистической школы социальной успешности».
Музейная технология обучения относится к разделу педагогических технологий, направленных на активизацию и интенсификации учебной деятельности обучаемых. Ученые установили, что человек включается в деятельность по своему желанию лишь тогда, когда предмет активности имеет смысл и представляет ценность для него. Происходит сдвиг мотива на цель. Цель- проблема, которая решается на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование музейной технологии на уроках химии»
Использование музейной технологии на уроках химии
Сергеева И.Д., учитель МБОУ СОШ №4, г. Ставрополя
В рамках модернизации общеобразовательной школы перед учителем поставлена задача ориентировать учащихся не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, развитие творческого начала. Стремясь сделать обучение более интересным, стараюсь совершенствовать методы и формы работы (проводя уроки – игры, исследовательские уроки, конференции, урок путешествие),примененять новые педагогических технологий в образовательном процессе. В нашей школе в 2014-15 году работала научная площадка «Взаимодействие учреждений культуры и образования посредством музейной педагогики как инновационной педагогической технологии гуманистической школы социальной успешности».
Музейная технология обучения относится к разделу педагогических технологий, направленных на активизацию и интенсификации учебной деятельности обучаемых. Ученые установили, что человек включается в деятельность по своему желанию лишь тогда, когда предмет активности имеет смысл и представляет ценность для него. Происходит сдвиг мотива на цель. Цель- проблема, которая решается на уроке.
Одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать систему общечеловеческих ценностей, а также воспитывать чувство национальной гордости, любви к своему народу, к своей родине и помощь в успешном освоении сегодняшнего мира.
Содержание учебного материала школьного курса химии позволяет решать поставленные задачи с использованием музейной технологии как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Используя данную технологию при при изучении химии средства и методы, объединяю в группы:
а) изучение исторического и культурного наследия России;
б) формирование представлений о природных богатствах родной страны, достижениях промышленности, науки и сельского хозяйства;
в) деятельность по сохранению природы родного края;
г) развитие творческих способностей школьников и их успешная социализация.
Сведения об историческом и культурном наследии России учащиеся узнают при знакомстве с биографиями ученых и источниками художественной литературы. Так в 8 и 9 классах поэтические творения – от «Письма о пользе стекла» М.В. Ломоносова до стихов Степана Щипачева, Николая Глазкова, и др., способствуют не только развитию познавательных интересов учащихся, но позитивному взгляду на окружающий мир. Знакомство с биографиями великих русских ученых М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М.Бутлерова помогают учащимся освоить всемирно известные законы, а также помогают узнать о гражданском подвиге этих ученых во славу своей Родины: каждый из них в свое время создал школы по формированию научных и педагогических кадров Отечества.
Отдельной строкой проходит изучение фактов о деятельности русских ученых: П.П. Амосова – возродившего секрет булата, Н.Н.Зинина – давшего миру синтетический анилиновый краситель, Н.Н.Бекетова – автора ряда напряжений металлов, К.К. Клауса – открывшего и назвавшего в честь России химический элемент рутений и др.Николай Дмитриевич Зеленский совместно с инженером А. Кумантом создавший противогаз, спасший тысячи жизней.
Имена видных российских ученых, открытия которых приблизили Великую Победу, не столь известны нашим школьникам, но все мы знаем, что в годы Великой Отечественной войны советскими учеными были созданы вещества, приблизившие победу. Это - синтетический каучук (Лебедев), лекарственные препараты (антибиотики), средства химзащиты, органические клеи и светящиеся составы, взрывчатые и зажигательные, отравляющие и дымообразующие вещества и другие. Многие из них до сих пор совершенствуются и производятся в крупных масштабах.
Знакомство с минералами нашей Родины дает представление о открытиях академиков В.И. Вернадского, А.Е. Ферсмана – основоположников знаний о химии земной коры. Изучая историю камней, учащиеся узнают о распространении самоцветов: изумрудов, малахитов, хризолите и лазурите, их применении в качестве прекрасного отделочного материала, например, для оформления Исаакиевского собора и Эрмитажа.
Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьным музеям.
В кабинете химии создан музейный уголок «Их именами гордиться Россия», в котором выставлены материалы исследовательской работы учащихся о биографиях великих русских ученых М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М.Бутлерова. Так осуществляется реализация основного принципа ФГОС ООО о духовно – нравственном и патриотическом воспитании обучающихся через музейную деятельность». Музей – это историческое прошлое России. В любом возрасте важен постоянный поиск знаний, а не пассивное поглощение их и отчет о заученном. При создании музея в кабинете перед собой ставила задачу создать условия, которые дадут возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества. Так возникли экспозиции: «Ломоносов –энциклопедист», «Этот известный и неизвестный Д.И.Менделеев», « Гордость России -И.М.Бутлеров», «Этапы изготовления стекла», «Век медный, бронзовый, железный» и т.д. Музей постоянно расширяется и пополняется новыми экспонатами, исследовательскими работами.
Ученики школы изучают жизнь и деятельность ученых-химиков, пишут проектные работы, выступают на школьных конференциях,внеклассных мероприятиях, оформляют выставки газет,книжных изданий, виртуально посещают музеи.
Заслуживает одобрения творческая проектная работа ребят «М.В.Лмоносов-энциклопедист». 300-летие со дня рождения величайшего русского просветителя (19 ноября 2011г.), судьба которого олицетворяет всё лучшее, что свойственно нашему народу: чувство патриотизма, стремление к прогрессу,преданность своему делу, первого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Основные цели нашего проекта:
-расширить свои познания о вкладе Ломоносова в науку;
-постараться понять суть его личности, характера, мотивацию поступков;
-развивать умения самостоятельной работы с большими объемами информации.
Эта работа помогла раскрыть масштабность личности М. В. Ломоносова как сына Отечества, показать необходимость и значимость противостояния Ломоносова с некомпетентными управленцами русской науки, увидеть отношение таланта и власти, личности и роли покровительства в ее судьбе. Данный проект был представлен в мае 2012 года на школьной научной конференции. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности, формирует гражданско-патриотические качества, интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений.
Не менее интересна проектно-исследоватеьская работа «Этот известный и неизвестный Д.И.Менделеев». В ходе выполнения данного проекта ребята не раз восхищались широтой кругозора ученого. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. За счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала что ведет к более глубокому погружению в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и задача учителя - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.
Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового и краеведческого материала, интегрированные урок с использованием музейных материалов.
Изучение темы « Кремний и его соединения» знакомит школьников с природными веществами, содержащими кремний. Это глина и песок. Их называют природными силикатами. Глина и песок самый доступный природный материал, т.к. встречается повсеместно. Ещё в древние времена человек оценил возможности этих материалов и стал использовать в изготовлении строительных материалов и предметов быта. Краеведческий материал музея им. Праве г. Ставрополя, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. Музей не просто транслирует ту или иную информацию, а воздействует прежде всего на чувства человека, пробуждает эмоции и воспитывает вкус.
Тема:«Металлы», урок химии в 9 классе «Век медный, бронзовый, железный». Цель урока: рассмотреть металлы в разные века на музейных экспонатах (виртуальная экскурсия в музей им. Праве г. Ставрополя). Поиск знаний, а не пассивное их поглощение, создают условия получения прочных знаний. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания.
Уроки в музее позволяют решать задачи формирования представлений о природных богатствах родной страны, достижениях промышленности, науки и сельского хозяйства при знакомстве с историей культурного наследия России. О новых достижениях промышленности, науки и сельского хозяйства школьники узнают из дополнительных источников: фильмов, СМИ и Интернет. Все это находит отражение в докладах, рефератах и исследовательских работах учащихся.
Одним из важнейших средств музейной технологии, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение, которое решается через вводимую на уроках химии программу регионального компонента Ставропольского края( 15%). Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному уголку, родной стороне. Цель краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Она позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины". Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Ответы на поставленные вопросы проектно-исследовательских работ поможет получить посещение музея им. Праве г. Ставрополя.
При проведении историко-поисковой исследовательской деятельности, подготовка проектных заданий, нестандартных уроков мною использовалась как индивидуальная, так и групповая работа учащихся с удивительной взаимовыручкой. При изучении литературы, различных статей опубликованных в СМИ и на специальных сайтах Интернета, изучении экспанатов музея, даже маленькая победа в познании придает уверенность ученику в своих возможностях, создает положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.
Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея , экскурсии в виртуальные музеи не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса любого предмета, делают знания учащихся более прочными и глубокими. Перечисленные методы и формы музейной технологии, должны совершенствоваться и соответствовать современным требованиям воспитательного процесса.