kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование музейной технологии на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  рамках  модернизации  общеобразовательной  школы  перед  учителем  поставлена  задача  ориентировать  учащихся  не  только  на  усвоение  определенной  суммы  знаний, но  и  на  развитие  личности, познавательных  и  созидательных  способностей, развитие  творческого  начала. Стремясь  сделать  обучение  более интересным,  стараюсь совершенствовать  методы  и  формы  работы (проводя  уроки – игры, исследовательские уроки, конференции, урок  путешествие),примененять новые педагогических технологий в образовательном процессе. В нашей школе в 2014-15 году работала научная площадка «Взаимодействие учреждений культуры и образования посредством музейной педагогики как инновационной педагогической технологии гуманистической школы социальной успешности».

Музейная технология  обучения  относится  к  разделу  педагогических  технологий,  направленных  на  активизацию  и  интенсификации  учебной  деятельности  обучаемых. Ученые  установили, что  человек  включается  в  деятельность  по своему  желанию лишь  тогда, когда  предмет  активности  имеет  смысл и  представляет  ценность  для него. Происходит  сдвиг  мотива  на  цель. Цель- проблема, которая  решается  на  уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование музейной технологии на уроках химии»

Использование музейной технологии на уроках химии

Сергеева И.Д., учитель МБОУ СОШ №4, г. Ставрополя

В рамках модернизации общеобразовательной школы перед учителем поставлена задача ориентировать учащихся не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, развитие творческого начала. Стремясь сделать обучение более интересным, стараюсь совершенствовать методы и формы работы (проводя уроки – игры, исследовательские уроки, конференции, урок путешествие),примененять новые педагогических технологий в образовательном процессе. В нашей школе в 2014-15 году работала научная площадка «Взаимодействие учреждений культуры и образования посредством музейной педагогики как инновационной педагогической технологии гуманистической школы социальной успешности».

Музейная технология обучения относится к разделу педагогических технологий, направленных на активизацию и интенсификации учебной деятельности обучаемых. Ученые установили, что человек включается в деятельность по своему желанию лишь тогда, когда предмет активности имеет смысл и представляет ценность для него. Происходит сдвиг мотива на цель. Цель- проблема, которая решается на уроке.

Одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать систему общечеловеческих ценностей, а также воспитывать чувство национальной гордости, любви к своему народу, к своей родине и помощь в успешном освоении сегодняшнего мира.

Содержание учебного материала школьного курса химии позволяет решать поставленные задачи с использованием музейной технологии как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Используя данную технологию при при изучении химии средства и методы, объединяю в группы:

а) изучение исторического и культурного наследия России;

б) формирование представлений о природных богатствах родной страны, достижениях промышленности, науки и сельского хозяйства;

в) деятельность по сохранению природы родного края;

г) развитие творческих способностей школьников и их успешная социализация.

Сведения об историческом и культурном наследии России учащиеся узнают при знакомстве с биографиями ученых и источниками художественной литературы. Так в 8 и 9 классах поэтические творения – от «Письма о пользе стекла» М.В. Ломоносова до стихов Степана Щипачева, Николая Глазкова, и др., способствуют не только развитию познавательных интересов учащихся, но позитивному взгляду на окружающий мир. Знакомство с биографиями великих русских ученых М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М.Бутлерова помогают учащимся освоить всемирно известные законы, а также помогают узнать о гражданском подвиге этих ученых во славу своей Родины: каждый из них в свое время создал школы по формированию научных и педагогических кадров Отечества.

Отдельной строкой проходит изучение фактов о деятельности русских ученых: П.П. Амосова – возродившего секрет булата, Н.Н.Зинина – давшего миру синтетический анилиновый краситель, Н.Н.Бекетова – автора ряда напряжений металлов, К.К. Клауса – открывшего и назвавшего в честь России химический элемент рутений и др.Николай Дмитриевич Зеленский совместно с инженером А. Кумантом создавший противогаз, спасший тысячи жизней.

Имена видных российских ученых, открытия которых приблизили Великую Победу, не столь известны нашим школьникам, но все мы знаем, что в годы Великой Отечественной войны советскими учеными были созданы вещества, приблизившие победу. Это - синтетический каучук (Лебедев), лекарственные препараты (антибиотики), средства химзащиты, органические клеи и светящиеся составы, взрывчатые и зажигательные, отравляющие и дымообразующие вещества и другие. Многие из них до сих пор совершенствуются и производятся в крупных масштабах.

Знакомство с минералами нашей Родины дает представление о открытиях академиков В.И. Вернадского, А.Е. Ферсмана – основоположников знаний о химии земной коры. Изучая историю камней, учащиеся узнают о распространении самоцветов: изумрудов, малахитов, хризолите и лазурите, их применении в качестве прекрасного отделочного материала, например, для оформления Исаакиевского собора и Эрмитажа.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьным музеям.

В кабинете химии создан музейный уголок «Их именами гордиться Россия», в котором выставлены материалы исследовательской работы учащихся о биографиях великих русских ученых М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М.Бутлерова. Так осуществляется реализация основного принципа ФГОС ООО о духовно – нравственном и патриотическом воспитании обучающихся через музейную деятельность». Музей – это историческое прошлое России. В любом возрасте важен постоянный поиск знаний, а не пассивное поглощение их и отчет о заученном. При создании музея в кабинете перед собой ставила задачу создать условия, которые дадут возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества. Так возникли экспозиции: «Ломоносов –энциклопедист», «Этот известный и неизвестный Д.И.Менделеев», « Гордость России -И.М.Бутлеров», «Этапы изготовления стекла», «Век медный, бронзовый, железный» и т.д. Музей постоянно расширяется и пополняется новыми экспонатами, исследовательскими работами.

Ученики школы изучают жизнь и деятельность ученых-химиков, пишут проектные работы, выступают на школьных конференциях,внеклассных мероприятиях, оформляют выставки газет,книжных изданий, виртуально посещают музеи.

Заслуживает одобрения творческая проектная работа ребят «М.В.Лмоносов-энциклопедист». 300-летие со дня рождения величайшего русского просветителя (19 ноября 2011г.), судьба которого олицетворяет всё лучшее, что свойственно нашему народу: чувство патриотизма, стремление к прогрессу,преданность своему делу, первого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Основные цели нашего проекта:

-расширить свои познания о вкладе Ломоносова в науку;

-постараться понять суть его личности, характера, мотивацию поступков;

-развивать умения самостоятельной работы с большими объемами информации.

Эта работа помогла раскрыть масштабность личности М. В. Ломоносова как сына Отечества, показать необходимость и значимость противостояния Ломоносова с некомпетентными управленцами русской науки, увидеть отношение таланта и власти, личности и роли покровительства в ее судьбе. Данный проект был представлен в мае 2012 года на школьной научной конференции. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности, формирует гражданско-патриотические качества, интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений.

Не менее интересна проектно-исследоватеьская работа «Этот известный и неизвестный Д.И.Менделеев». В ходе выполнения данного проекта ребята не раз восхищались широтой кругозора ученого. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. За счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала что ведет к более глубокому погружению в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и задача учителя - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.

Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового и краеведческого материала, интегрированные урок с использованием музейных материалов.

Изучение темы « Кремний и его соединения» знакомит школьников с природными веществами, содержащими кремний. Это глина и  песок. Их называют природными силикатами. Глина и песок самый доступный природный материал, т.к. встречается повсеместно. Ещё в древние времена человек оценил возможности этих материалов и стал использовать в изготовлении строительных материалов и предметов быта. Краеведческий материал музея им. Праве г. Ставрополя, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. Музей не просто транслирует ту или иную информацию, а воздействует прежде всего на чувства человека, пробуждает эмоции и воспитывает вкус.

Тема:«Металлы», урок химии в 9 классе «Век медный, бронзовый, железный». Цель урока: рассмотреть металлы в разные века на музейных экспонатах (виртуальная экскурсия в музей им. Праве г. Ставрополя). Поиск знаний, а не пассивное их поглощение, создают условия получения прочных знаний. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания.

Уроки в музее позволяют решать задачи формирования представлений о природных богатствах родной страны, достижениях промышленности, науки и сельского хозяйства при знакомстве с историей культурного наследия России. О новых достижениях промышленности, науки и сельского хозяйства школьники узнают из дополнительных источников: фильмов, СМИ и Интернет. Все это находит отражение в докладах, рефератах и исследовательских работах учащихся.

Одним из важнейших средств музейной технологии, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение, которое решается через вводимую на уроках химии программу регионального компонента Ставропольского края( 15%). Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному уголку, родной стороне. Цель краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Она позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины". Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Ответы на поставленные вопросы проектно-исследовательских работ поможет получить посещение музея им. Праве г. Ставрополя.

При проведении историко-поисковой исследовательской деятельности, подготовка проектных заданий, нестандартных уроков мною использовалась как индивидуальная, так и групповая работа учащихся с удивительной взаимовыручкой. При изучении литературы, различных статей опубликованных в СМИ и на специальных сайтах Интернета, изучении экспанатов музея, даже маленькая победа в познании придает уверенность ученику в своих возможностях, создает положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.

Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея , экскурсии в виртуальные музеи не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса любого предмета, делают знания учащихся более прочными и глубокими. Перечисленные методы и формы музейной технологии, должны совершенствоваться и соответствовать современным требованиям воспитательного процесса.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование музейной технологии на уроках химии

Автор: Сергеева Ирина Дмитриевна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2370 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1830 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства