kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения (Методические рекомендации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение говорению - один из наиболее трудных этапов овладения иноязычной компетенцией.

Методические рекомендации по обучению говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения основаны на личном практическом опыте работы учителя.

Методические рекомендации предназначены для учителей английского языка общеобразовательных учреждений.

В рекомендациях представлены информационно-методические материалы по организации и проведению уроков английского языка, включающие сведения по использованию ситуаций речевого общения.

Рекомендации могут быть использованы при подготовке и проведении уроков английского языка во  2-11 классах в общеобразовательных учреждениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения (Методические рекомендации) »








Обучение говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения

(Методические рекомендации)


Составитель:

Фир Татьяна Михайловна

учитель английского языка высшей категории.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Ю.А. Гагарина»










2014



Обучение говорению - один из наиболее трудных этапов овладения иноязычной компетенцией.

Методические рекомендации по обучению говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения основаны на личном практическом опыте работы учителя.

Методические рекомендации предназначены для учителей английского языка общеобразовательных учреждений.

В рекомендациях представлены информационно-методические материалы по организации и проведению уроков английского языка, включающие сведения по использованию ситуаций речевого общения.

Рекомендации могут быть использованы при подготовке и проведении уроков английского языка во 2-11 классах в общеобразовательных учреждениях.



Цель обучения иностранному языку в настоящее время – это развитие коммуникативных умений и навыков обучаемых, то есть практическое владение иностранным языком. Главную цель подготовки также составляет такое владение иностранным языком, которое позволяет использовать его для устного и письменного общения, как в процессе будущей профессиональной деятельности, так и для дальнейшего самообразования. В совокупности с другими компетенциями иноязычного общения учебная компетенция в дальнейшем даст каждому из выпускников возможность быть успешным в профессиональной сфере и полностью реализовать себя как личность. И задача учителя состоит в воспитании личности, способной к общению, к самообразованию. Необходимым для современного процесса обучения иностранным языкам является создание оптимальных условий для того, чтобы сделать этот процесс содержательным, эффективным и интересным для обучающихся.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении обучающимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).

Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.

Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Необходимым условием и важнейшим средством осуществления коммуникативности как ведущего принципа современной методики является ситуативная направленность обучения иноязычной речью.

Коммуникативное обучение предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения. В коммуникативном обучении ситуации используются не на завершающей стадии усвоения материала, они не приложение к обучению, а его сущностная основа на всех стадиях освоения материалом.

Под учебной речевой ситуацией понимаю специально созданные условия, обстоятельства, при которых складывается система взаимоотношений собеседников в целях учебного воздействия на обучающихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке.

Ситуация является формой функционирования общения, единицей общения.

Ситуация должна стать единицей организации и основой управления процессом обучения иноязычному общению.

Как известно, успех в обучении иностранным языкам определяется правильной организацией учебного процесса. Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке – задача учителя. И поэтому одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала обучающихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная и неоднозначно решаемая.

Каждый согласится с тем, что для того, чтобы самым простым и быстродейственным способом понять что-то, нужно просто спросить об этом какого-то другого человека и скопировать его действия. Можно попросить его, чтобы он Вас поправил, если Вы в чем-то ошибаетесь. Но - зачем учить теорию, не используя ее на практике.

Еще одна проблема в изучении иностранного языка заключается в том, что мы думаем на русском и только потом переводим слова на иностранный язык, затем сопоставляем с правилами грамматики и лишь, потом говорим предложение. Важно научить мыслить и говорить на английском сразу. Именно так учатся говорить на родном языке дети, они буквально впитывают в себя язык. Одним из главных аспектов в изучении иностранного языка является именно практика общения.

Основной проблемой в изучении английского языка является затруднения обучающихся говорению в силу неумения употреблять полученные знания в ситуации реального общения. Следовательно, возникает необходимость создания естественной речевой ситуации.

Цель рекомендаций: представить технологические механизмы формирования иноязычной коммуникативной компетентности учащихся через создание специальных речевых ситуаций.

Данные методические рекомендации направлены на решение следующих задач:

  • последовательная реализация личностно-ориентированного и индивидуального подходов в образовании через внедрение новых способов освоения изучаемого материала;

  • повышение эффективности и качества обучения общению на уроках английского языка;

  • формирование прочных навыков коммуникации на этапах введения, тренировки и применения учебного материала;

  • развитие интеллектуальных способностей обучающихся и качества их подготовки по английскому языку;

  • обеспечение коммуникативной направленности «иноязычного образования»;

  • интеграция ИКТ в процессе обучения;

  • создание дополнительной методической базы для учителей иностранного языка.

Новизна разработки заключается в следующем:

- учитываются психолого-педагогические, дидактические и материально-технические условия организации учебного процесса при формировании навыков общения через использование речевых ситуаций на этапах введения, тренировки и применения учебного материала.

- использование информационно-коммуникационных технологий для создания ситуаций реального и опосредованного общения.

В общении реализуются различные формы деятельности (учебно-познавательная, общественно-политическая, трудовая, спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения.

Опыт работы в школе показывает, что высказывания обучающихся в ходе беседы, когда обсуждается какой-либо вопрос, приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована в рамках группового общения, чаще всего представленная монологической и диалогической речью обучающихся.

Рассмотрим основные функции учебно-речевой ситуации в учебном процессе. На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бывает и так, что созданная учителем на уроке ситуация может стать ситуация молчания или формального участия (боязнь получит плохую отметку). Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры – это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках.

Уже в 5 классе можно предлагать простые ситуации:

«Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе». Диалог «Знакомство».

При изучении темы «Внешность»: «К нам в класс пришел сотрудник полиции. Разыскивается преступник. Дается описание внешности преступника» Учащиеся пытаются догадаться о ком идет речь.

Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценировки. Например, в 5 классе при изучении темы «Семья» обучающиеся приносят фотографии членов своей семьи. Можно предложить следующие задания:

-Карина, покажи нам фотографии членов твоей семьи и расскажи о них. Класс должен быть готов задать вопросы.

Тема «My House». Даю описание домов раэных сказочных персонажей. Ученики делают зарисовки, затем рассказывают, что у них получилось. Дается картинка, где женщина занимается домашними делами, затем дается речевая задача: «Это твоя мама. Познакомь меня с ней и расскажи немного о вашей квартире». Так при изучении темы «Досуг» можно предложить следующие ситуации: «Оля очень любит готовить. Это её хобби. Вы были у нее на дне рождения, и вам очень понравился её торт. Попросите Олю рассказать рецепт торта».

«Вика очень любит музыку. Послушайте её рассказ о своем увлечении и задайте ей вопросы». Некоторым учащимся в индивидуальном порядке можно предложить программу телевидения. «Посоветуйте, что можно посмотреть по телевизору». Следует приучать школьников не замыкаться в рамках изученной темы, а расширять свои высказывания, связывать их с ранее изученными темами. Не следует навязывать содержание высказываний. Например, при изучении темы «Путешествие” повторяются темы «Мой город», «Мое село». Предлагаются ситуации: «Ваши планы на выходные», «Ваши планы на ближайшие каникулы», «Ты сидишь в вагоне поезда. Опиши, что ты видишь из окна», «Помоги маме упаковать вещи для путешествия».

Можно использовать также ситуации, заключающие в себе идею оказания помощи кому-либо. Например: «Help your mother in her work» (to cook dinner, to clean the flat) Ситуация в библиотеке: «You are a librarian. Try to help pupils to find books, which they need».

На младшей ступени обучения школьникам нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект.

Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание ребят к тому, о чем говорится: «Is it really so?», «Do you agree?», «You don’t say so!» и другие.

Общение на уроках в основном осуществляется преимущественно в таких организационных формах: учитель - ученик, учитель - класс, ученик - ученик.

Необходимо научить обучающихся тому, чтобы они могли успешно корректировать высказывания друг друга (исправлять, задавать уточняющие вопросы). Это на перовом этапе. На следующем этапе коммуникативные действия можно реализовать с помощью реплик – согласия или несогласия:

Right you are; I think the same; As for me I think…; I am afraid you are mistaken; I like it

Реплик, дополняющих говорящего:

More than that; besides; to make the things worse…;

Фраз, уточняющего характера:

As for me, I think…; I suppose…; I believe…

Обобщающих суждений:

On the whole; in general; summing up all you’ve just said; let’s come to a conclusion; so what is the result?

Эмоциональных реакций:

That is rather strange (awful, nice); Brilliant; So many; Great; Well done

Иронических реплик типа:

So there you are! Why should you?

Реплик, выражающих просьбу:

Could I…? Can you…? Will you…? Please, don’t do it

Реплик, дающих отрицательную оценку:

I find it bad; I find it not very good; it seems to be awful

Реплик удивления:

Is it? Do you? Are you? Really? How so? You don’t say so.

Участие школьников в таких коммуникативных, приближенных к реальной жизни, ситуациях развивает их воображение, самостоятельную деятельность, стимулирует мотивацию учения.

Речевые ситуации создаются различными способами:

1. Путем опоры на реальные жизненные факты, отношения, обстоятельства, события, например день рождения, прошедшие праздники, выходные и т.д.

2. С помощью наглядности: картины, фото, предметы, имитация действий самими участниками ситуации, рекламные издания.

3. На основе словесного описания (Представьте себе…, О чем вы думаете, когда слышите, видите…)

4. С помощью звукового фона, какого-либо события (например, скрип колес или то, что вы слышите в квартире, за окном и т.д.)

5. С помощью текста, дающего представление о предмете речи.

Создание интересных, эффективных учебно-речевых ситуаций – это творчество, методический поиск учителя. При этом эффективнее использовать реальные ситуации общения, когда обсуждаются близкие ученикам, волнующие их темы, когда они высказывают свои мысли, делятся впечатлениями. Содержание речи преподавателя вызывает у студентов желание говорить и слушать высказывания товарищей.

Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.

Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы.

Важно использовать также аудио и видео приложения в вопросе развития у обучающихся умений дистанционного аудирования, то есть восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения.

Особым преимуществом обладает интерактивная доска для создания подобных ситуаций. Работа с доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность подачи материалов при совершенствовании коммуникативных навыков обучающихся. Так, при обучении говорению, коммуникативную ценность имеют задания: «незаконченное предложение», «установление соотношений», «заполнить пропуски в диалоге», «Завершить диалог».

Планируя работу с обучающимися необходимо всегда задумываться над тем, как с первых же минут привлечь их к активной работе над языком. Наиболее удачно проходит занятие тогда, когда в ходе беседы затрагиваются реальные факты и события из жизни класса, школы, района, области, знаменательные события и даты из истории страны и других стран.

Разминку в начале занятия можно проводить с помощью лично направленных вопросов, например, узнать, где были ученики вчера, чем занимались, предложить расспросить о чем-либо учителя, рассказать, что произвело на них наибольшее впечатление в выходные, какой был самый счастливый (несчастливый) день во время каникул.

Обогащение словарного запаса является одним из основных, качественных показателей работы учителя. Решение этой проблемы кроется не столько в количественном увеличении активной лексики, сколько в умении оперировать уже усвоенной.

Как один из возможных вариантов активизации лексики можно предложить речевую ситуацию:

  • Угадайте, о чем я думаю, глядя на ученика, на окно…

  • О чем ты думаешь, когда слышишь слово: природа, любовь, счастье, лето.

Для активизации речевой деятельности обучающихся важно, чтобы любая произносимая на занятии фраза была ситуативно обусловлена, широко использовались возникающие естественные ситуации, вызывающие желание высказаться.

Ситуацию очень часто нам подсказывает сама жизнь, но важно, чтобы она подходила для данного занятия как можно лучше и способствовала тренировке и определенного материала. При изучении грамматической формы прошедшего длительного времени прошу, например, предположить, что я или ученик делали вчера вечером в определенное время; при изучении будущего времени – что вы, я будем делать в воскресение, завтра; при изучении прошедшего времени – как прошли каникулы, как праздновали новый год, день рождения и настоящее длительное время – что делают сейчас те или иные люди, члены семьи, одноклассники, друзья.

Проблема создания на занятии условий, приближенных к реальному общению, остается одной из центральных в методике активизации речевой деятельности. Одним из способов стимулирования естественного иноязычного общения в группе предлагаю забавные истории, в которых заключительная реплика не просто остроумна, но и является как бы логическим разрешением небольшой проблемной ситуации. Вот одна из историй: «Чем сильнее идет дождь, тем больше мне это нравится» - “Вы, должно быть, оптимист”. Ученикам было предложено угадать реплику первого собеседника. В результате были даны разные концовки (в данной истории это был продавец зонтов).

При работе с такими историями-загадками варианты ответов бывают и остроумные, и оригинальные, и просто правдоподобные. Процесс творческого мышления захватывает учеников, превращаясь в увлекательную игру, а желание высказать свою версию создает естественную речевую ситуацию.

Естественными называют также ситуации, которые возникают в ходе учебного процесса, но количество и содержание таких ситуаций очень ограничено, да и использовать естественные ситуации и реальные события из жизни группы, страны и т.д. удается далеко не всегда. Тогда на помощь приходят ролевые игры. При организации игровой ситуации необходимо подчеркнуть, что мы учимся обсуждать, а не просто говорить.

Речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций, в которых обучающиеся определенного возраста много и охотно говорят то, что требует от них соответствующая возрасту программа обучения иностранному языку. В некоторых ситуациях люди общаются почти автоматически. Обучающие и воспитывающие возможности ролевого общения могут быть реализованы в полной мере при условии правильного распределения ролей.

В процессе обучения от ученика не требуется, чтобы он выступал в роли учителя, космонавта и т.п. Но эти роли привлекают обучающихся. Исполняя определенную роль, учащиеся высказываются от имени своего персонажа, оценивая события и факты с его позиции. Возможность оценивать события и факты с различных позиций расширяет социальный опыт обучающихся, учит общению. Часто на уроках школьники выступают в роли учителя, и им это очень нравится.

Речевая ситуация должна быть адекватной реальной ситуации общения; предельно ясной обучающемуся; воспитывать у них внимательное отношение к одноклассникам, чувство коллективизма, инициативности; должна стимулировать мотивацию учения; вызывать у школьников интерес к заданию, желание хорошо его выполнить. Предлагая ситуации общения, необходимо учитывать языковую подготовку обучающихся.

Речевые ситуации способствуют также закреплению лексических единиц, грамматических структур. Нельзя забывать и о том, что в общении участвуют не абстрактные субъекты, исполняющие какие-то роли и осуществляющие совместную деятельность, а живые люди, личности со всеми присущими им свойствами.

На различных этапах урока возможно также применение ситуативных картинок, которые помогают активизировать речевую деятельность обучающихся. По картинкам можно поговорить, выбирая из накопленного в памяти материала то, что требуется для беседы в данной ситуации. Ученики сами становятся действующими лицами. Каковы рекомендации к такому виду работы: рассмотреть картинку, с тем, чтобы представить себе ситуацию, в которой будет протекать беседа; постараться вспомнить отдельные реплики, которые можно использовать в беседе в данной ситуации. Обучающиеся сам определяют структуру диалога для данной конкретной ситуации. Главное условие общения – не бояться ошибок, не бояться плохой оценки.

Практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность обучающихся, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск.

Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, для разных обучающихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.

Таким образом, использование речевых ситуаций на уроках английского языка позволяют придать речи обучающихся характер естественной речевой коммуникации, последовательно усложнять и разнообразить учебно-речевые действия, обеспечивают повторяемость усвоенного лексико-грамматического материала, одним словом активизировать речевую деятельность обучающихся по всем аспектам.

Использование речевых ситуаций на уроках английского языка способствует повышению качества знаний обучающихся всех звеньев по предмету, что отслеживается благодаря проведенному внутришкольному мониторингу качества обученности английскому языку.



















Список использованной литературы:

  1. Вайсбурд М. Л., Ариян М. А. Ситуативная роль как методическое понятие – Иностранные языки в школе – 1984 - №5

  2. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации – иностранные языки в школе -1995 - №4

  3. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке – Иностранные языки в школе – 1987 - №3

  4. Пассов В. И. Основные вопросы обучения иноязычной речи – Воронеж, 1976

  5. Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку – Иностранные языки в школе – 1984 -№6

  6. Касьянова В. П. Использование новых технологий при обучении иностранному языку на начальном этапе [Текст] / В. П. Касьянова, Т. Л. Кучерявая // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.).  — Уфа: Лето, 2011. — С. 129-132.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фир Татьяна Михайловна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Научная статья "Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_govorenie_i_ego_rol_v_prakticheskom_ovladenii_inostrannym_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "644050"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705430586"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства