Цель: Познакомить с историей вышивки, как традиционным видом рукоделия на основе Брянского народного костюма и научить основным приемам выполнения шва «крест».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Счетные швы. Вышивка крестом»
Тема: Счетные швы. Вышивка крестом.
Цель: Познакомить с историей вышивки, как традиционным видом рукоделия на основе Брянского народного костюма и научить основным приемам выполнения шва «крест».
Задачи: - Познакомить с основными понятиями связанными с вышивкой.
- Определить необходимые для вышивки инструменты и материалы.
- Научить выполнять шов «крест» на основе орнамента Брянского народного костюма.
- Развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.
- Воспитывать уважение к народным традициям родного края.
Здравствуете девочки. Садитесь. Проверьте все ли у вас есть необходимое для урока: нитки, пяльцы, ткань-канва, игла, ножницы, фломастеры, дневник, рабочая тетрадь, клей- карандаш.
Тема нашего урока: История вышивки. Вышивка крестом.
Сегодня на уроке мы познакомимся с вышивкой, как традиционным видом рукоделия, познакомимся с историей Брянского народного костюма, инструментами и материалами необходимыми для вышивки, научимся выполнять шов «крест» на основе орнамента Брянского народного костюма.
II. Изложение нового материала ( презентация).
1. Возникновениевышивания относится к эпохи первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами с помощью иглы.
Вышивка имеет древнюю историю. ( Об истории вышивки нам расскажут девочки. Сообщение учащихся).
3. Техника вышивания крестом – одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эта техника известна издавна, но широко распространилась во второй половине прошлого столетия. Используя технику «крест» создавали и создают настоящие шедевры:
4. Это создавали Брянские мастерицы:
5. Эти работы Брянских мастериц находятся в музее:
6. Это создают сейчас:
7. В 19 – начале 20 веков вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.
Девочки, обратите внимание на цвета, которые использовались в вышивке Брянского народного костюма. Это вам пригодится для дальнейшей работы.
8. Костюм центрального района
Костюм центрального (Брянского) района состоит из рубахи, распашной юбки – понёвы, передника. Костюм дополнен тканым поясом, шейным украшением. Головной убор – повойник или перевязка.
9. Костюм западного района
Костюм западных районов (Новозыбковский район) состоит из рубахи – кошули, поневы – плахты и двух передников, надеваемых один поверх другого. Головной убор – два платка, завязанные подобно восточному тюрбану. Украшения – бусы (монисто).
10. Костюм южного района.
Костюм южных районов (Комаричского района, находящегося на границе Курской и Орловской областей) состоит из рубахи с большим воротником и поневы красного цвета. Украшение костюма – красный с зелеными и желтыми полоскамипояс.
11. Народные вышивки славятся разнообразием и оригинальностью узоров.
Они создавались веками и зависят от географического положения, истории и культуры.
12. Для вышивки используют канву (специальная ткань для вышивки). Нитки мулине или шерстяные, пяльцы, иглу с затупленным концом, ножницы.
III. Практическая работа «Выполнение рисунка швом «крест».
1. Перед тем как приступить к вышивке, вы должны подготовить схемы. Перед вами лежат схемы орнамента Брянского народного костюма, вы должны используя цветовую гамму, которой пользовались народные мастерицы выполнить эту схему в цвете.
? Какие цвета использовались в орнаменте Брянского костюма?
( Учащиеся отвечают, учитель вешает на доску таблички с цветами). Приложение 1
Учащиеся выполняют задание, учитель делает целевой обход.
2. Используя полученную цветную схему, приступаем к вышивке орнамента. Для этого давайте посмотрим как выполняется шов «крест».
Слайд 13
Шов крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками.
(Учитель показывает выполнение шва «крест»).
А теперь приступаем к практической работе, но вначале давайте посмотрим советы по вышиванию.
слайд 14
Советы по вышиванию
Соблюдайте ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ при работе.
Начинайте работу с определения центра полотна, совместив его с центром вышивки.
Работа выглядит красиво, если верхние стежки крестиков наклонены в одну сторону.
Избегайте узелков.
Нить закрепляйте с изнанки с помощью нескольких стежков.
Готовую вышивку проглаживают с изнанки.
(Ученицы приклеивают советы по вышиванию в тетрадь) Приложение 2
Во время работы учитель делает целевой обход.
VI. Подведение итогов
1.- Давайте вспомним , что нового вы узнали на уроке о вышивке?
- Какие инструменты и материалы используются для вышивки «крестом»?
- Какие цвета использовались в орнаменте Брянского народного костюма?
2. выставление оценок.
3. Рефлексия по карточкам. (приложение 3)
4. слайд 15
В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало. Современные мастерицы заимствуют из сокровищниц народного наследия чудесные узоры, используют как старинные, так и новые декоративные швы, создавая современные образцы народного творчества.
V. Домашнее задание.
VI.Уборка рабочих мест.
Приложение 1.
КРАСНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ
ЗЕЛЕНЫЙ
Приложение 2.
Советы по вышиванию.
-Соблюдайте технику безопасности при работе.
-Начинайте работу с определения центра полотна, совместив его с центром вышивки.
-Работа выглядит красиво, если верхние стежки крестиков наклонены в одну сторону.
-Избегайте узелков.
-Нить закрепляйте с изнанки с помощью нескольких стежков.
-Готовую вышивку проглаживают с изнанки.
Приложение 3.
Своей работой на уроке я довольна ( не довольна)
Я оцениваю свою работу на уроке «2», «3», «4», «5». На уроке мне было интересно, скучно, безразлично.
Больше всего мне понравилось на уроке ______________