Воспитание интереса к предмету, собранности, аккуратности, уважения к национальной культуре, добросовестного отношения к работе.
Подготовка учащихся к уроку: найти информацию об открытии напитков человечеством (легенды, сказания), о традициях употребления.
№ п/п | Содержание и структура урока | Время | деятельность |
Учителя | Ученика |
1. | Организационная часть | 3 | Проверяет готовность учащихся к уроку, наличие учащихся | Дежурный докладывает об отсутствующих |
2. | Целеполагание и мотивация. Вопросы учащимся: Хотите сегодня отправиться в путешествие по странам мира на Машине Времени? Какова цель нашего урока? Задание учащимся: собрать материал и систематизировать в виде схемы. | 3 | Активизирует познавательную деятельность. Инструктирует по правилам игры – путешествия. | Принимают условия игры |
3. | Актуализация опорных знаний в виде разгадывания кроссворда | 10 | Активизация познавательной деятельности учащихся посредством решения ими системы познавательных задач. Организует работу в группах | Решают познавательные задачи, актуализируют знания Операции анализа, синтеза. Работают учащихся в группах или индивидуально по карточкам. Совместная проверка выполнения задания на доске. Для контроля по щелчку мыши появляется проверочный столбец |
4. 4.1 | Работа по теме урока Целеполагание и мотивация. Вопросы к учащимся: Перечислите, какие блюда мы готовили? Когда их обычно подают на стол? Сколько блюд подают на завтрак? Какие блюда мы еще не изучали? Почему они объединяются в такую группу? Что мы отнесем к горячим напиткам? Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый знаменитый, древний? Попробуйте сформулировать цель нашего путешествия. | 5 | Организует фронтальную работу, управляет познавательной деятельностью учащихся, помогает правильно сформулировать цели урока, помогает создавать схему- отчет о путешествии | Отвечают на вопросы, дополняют ответы товарищей, начинают заполнять схему (анализ, синтез, обобщение, сравнение, высказывание суждений, умозаключений, формулировка выводов) |
4.2 | История возникновения и распространения чая. Сорта и виды чая. Посуда для заваривания чая. Правила заваривания чая. Вопросы к учащимся: На что согласно легенде похожи листочки чайного дерева? Когда напиток стал известен? Родина напитка? Когда появился чай в России? В чем приготавливается и подается на стол? Какие традиции употребления чая существуют в России? С какими традициями употребления чая вы знакомы, о каких вы слышали? Как можно красиво сервировать стол к чаепитию? Какие приборы и посуда требуются для заварки чай? Какие правила заваривания чая соблюдают у вас дома? Как у вас дома заваривают чай? Почему чай завоевал любовь по всему свету? Какими ярко выраженными свойствами обладает? Какие виды чая вы можете назвать? Чем они отличаются? | 10 | Активизация познавательной деятельности. Учитель рассказывает легенду о появлении чая Древнем Китае и историю его распространения, организует фронтальную работу на основе демонстрации слайдов и ряда вопросов, дополняет ответы, выделяет главное, создает ситуацию поиска ответов на вопросы, помогает дополнить схему | Слушают объяснение, наблюдают, осмысливают и систематизируют информацию, актуализируют жизненные наблюдения, дополняют схему в тетрадях, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, зачитывают найденную информацию (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения). |
5 | Практическая часть урока. Практическая работа «Сравнение свойств различных видов чая» Задание для учащихся: 1. Рассмотреть образцы сухого чая 2. Сравнить их между собой по внешнему виду, на ощупь, запах. Заполнить таблицу №1. 3. Заварить по технологической карте указанный вид чая. 4. Провести дегустация напитка, результаты записать в таблицу №2. Критерии оценки работы: Точность выполнения алгоритма работы. Аккуратность фиксирования результатов Правильность результатов и выводов | 20 | Проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы, вводит критерии оценки работы. Организует парную работу по алгоритму, указанному на слайде. Беседует с учащимися с целью выявления усвоения знаний. Наблюдает за правильностью выполнения приемов, оказывает помощь по выявлению и устранению ошибок, организует взаимопроверку результатов. | Организуются в пары, заслушивают инструктаж, оформляют таблицы в тетради, выполняют действия в соответствии с алгоритмом. Операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, категоризации, конкретизации Самоконтроль и взаимоконтроль, самокоррекция и взаимокррекция. |
6 6.1 | Работа по теме урока. Вещества, входящие в состав чая. Вопросы и задания учащимся: Каким веществам чай обязан своими вкусовыми качествами? Сравните результаты практической работы с данными на слайде и выделите вещества, которые входят в состав чая и определяют его свойства? | 5 | Организует фронтальную беседу, управляет познавательной деятельностью учащихся, дополняет ответы учащихся, помогает сделать выводы | Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, слушают, осмысливают информацию, рассуждают. (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, аргументация) |
6.2 | История возникновения и распространения кофе. Виды кофе. Сорта кофе. Устройства, приспособления и посуда для приготовления различных видов кофе. Вопросы к учащимся: Когда напиток стал известен? Родина напитка? Когда появился кофе в России? В чем приготавливается и подается на стол? Какие приборы и посуда требуются для приготовления кофе? Как по-вашему, соответствуют ли свойства напитка, указанные в поэтических сравнениях, свойствам кофе? Какими ярко выраженными свойствами обладает? Какие вещества определяют свойства напитка? Какие виды кофе вы можете назвать? Чем они отличаются? Какие сорта кофе вы знаете? | 10 | Активизация познавательной деятельности. Учитель рассказывает легенду о появлении кофе и историю его распространения, организует фронтальную работу на основе демонстрации слайдов и ряда вопросов, дополняет ответы, выделяет главное, создает ситуацию поиска ответов на вопросы, помогает дополнить схему | Слушают объяснение, наблюдают, осмысливают и систематизируют информацию, актуализируют жизненные наблюдения, дополняют схему в тетрадях, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, зачитывают найденную информацию (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения). |
6.3 | История возникновения и распространения какао. Посуда для приготовления какао. Вопросы к учащимся: Когда напиток стал известен? Родина напитка? Когда появился в России? В чем приготавливается и подается на стол? Какие приборы и посуда требуются для приготовления какао? | 5 | Активизация познавательной деятельности. Учитель рассказывает легенду о появлении кофе и историю его распространения, организует фронтальную работу на основе демонстрации слайдов и ряда вопросов, дополняет ответы, выделяет главное, создает ситуацию поиска ответов на вопросы, помогает дополнить схему | Слушают, запоминают, систематизируют информацию, актуализируют жизненные наблюдения, задают по ходу рассказа интересующие их вопросы, осмысливают информацию, сопоставляют услышанное с изображением на слайде и своими знаниями, дополняют схему в тетрадях, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, зачитывают найденную информацию (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения). |
7 | Закрепление изученного. Вопросы к учащимся: В каких странах и веках мы побывали? Какой из горячих напитков самых древний? Какие вещества входят в состав всех горячих напитков? Почему эти напитки завоевали весь мир? Как определить, что чай заварен правильно? Как можно рассчитать количество заварки на заварочный чайник? | 7 | Организует фронтальную работу по проверке усвоения теоретического материала и приемов работы, предлагает учащимся решить систему познавательных задач, создает ситуацию поиска ответов на вопросы. | Решают познавательные задачи, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация) Воспроизводят алгоритм заварки чая, комментируют и обосновывают свои действия. |
8. | Подведение итогов урока Вопросы к учащимся: Какие перед нами стояли цели? Справились ли мы с работой? Какие были трудности? Как вы думаете, где нам понадобятся эти знания? | 3 | Организует обсуждение итогов урока, организует оценку деятельности учащихся, ставит задачи на будущее. | Участвуют в подведении итогов урока. |