Конспект урока технологии в 6 классе "Рыба и морепродукты"
Конспект урока технологии в 6 классе "Рыба и морепродукты"
Урок по теме "Рыба и морепродукты", третий в разделе "Кулинария", разработан для учащихся 6 класса. Цели урока: ознакомить учащихся с ролью продуктов из рыбы и морепродуктов в питании человека; научить определять доброкачественность рыбы. Ознакомить с правилами оттаивания замороженной рыбы; способами разделки рыбы; правилами соблюдения санитарных требований во время первичной обработки рыбы; способами тепловой обработки рыбы (варка, припускание, жарение, тушение, запекание); с требованиями, предъявляемыми к готовым блюдам. Рецепты блюд из рыбы и морепродуктов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии в 6 классе "Рыба и морепродукты" »
Урок технологии в 6 классе.
Тема: Рыба и морепродукты.
Блюда из рыбы и морепродуктов.
Цели: 1) ознакомить с ролью рыбы и морепродуктов в
питании человека;
2) ознакомить с признаками доброкачественности рыбы,
с навыками первичной обработки рыбы;
3) формировать и развивать умения по тепловой обработке
рыбы, приготовлению блюд из рыбы;
4) воспитывать эстетический вкус, внимательность.
Ход урока.
Организация урока. ( Проверка готовности учащихся к уроку.)
Повторение пройденного материала (устный опрос).
1) Какие виды молочных продуктов вы знаете, как их получают?
2) Почему молочные продукты обязательно должны входить в рацион
каждого человека?
3) Какие горячие блюда можно приготовить из молока?
4) Для чего необходима первичная обработка творога?
5) Какие требования предъявляют к качеству изделий из молочных
продуктов?
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока.
- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если отгадаете загадку.
Есть крылья, а не машут,
Нет ног, а не догонишь. (рыба)
(Если не отгадают, то загадать вторую)
В воде живёт, нет клюва, а клюёт.
2. Рассказать о рыбе и морепродуктах, о питательных ценностях и минеральном составе рыбных продуктов, о роли рыбы и морепродуктов в питании человека.
- Правильно вы отгадали. Но речь пойдёт не только о рыбе, но и о морепродуктах. А кто знает, что это за морепродукты? (ответы учащихся)
Рыба и морепродукты – важнейший источник пищевых веществ. Мясо рыбы состоит из белковых и минеральных веществ, жиров и витаминов.
Белки рыбы значительно лучше перевариваются и хорошо усваиваются, а минеральный состав рыбных продуктов разнообразен. В них содержится калий, натрий, магний, хлор, сера, фосфор, а морская рыба богата йодом. Полезными продуктами питания являются также морские беспозвоночные (кальмары, крабы) и водоросли. В мясе беспозвоночных содержатся незаменимые аминокислоты и витамины; в морской капусте много минеральных солей, особенно микроэлементов (кобальт, молибден, йод), а также витамины В, В12, А, С.
Какую же роль выполняют все эти минеральные вещества, содержащиеся в рыбе и морепродуктах.
Калий и натрий поддерживают неизменный солевой состав в крови. Калий выводит жидкость из организма и поддерживает работу сердечной мышцы. Натрий же воду задерживает. Он также участвует в образовании желудочного сока.
Кальций и фосфор принимают участие в образовании костной и зубной тканей.
Йод регулирует деятельность щитовидной железы.
Медь, кобальт, железо участвуют в кроветворении, тканевом дыхании.
Марганец влияет на обмен белков, жиров и углеводов.
Витамин А содержится в печени трески, рыбьем жире и необходим для сохранения структуры роговицы глаза.
Витамин В1поддерживает в нормальном состоянии мышечную и нервную систему.
Витамин В12участвует во многих обменных процессах, при его недостатке в организме развивается малокровие.
Витамин С принимает участие в окислительно-восстановительных процессах, поднимает тонус организма и усиливает его защитные функции. При недостатке в организме витамина С снижаются иммунитет и прочность кровеносных сосудов.
3. Классификация промысловых рыб.
- Обратимся к предмету – биология. Где же обитают промысловые рыбы? Значит, на какие две группы они делятся?
(ответы).
- Назовите промысловых рыб которые водятся в пресных водоёмах. (ответы).
- Назовите морские виды.
4. В каком виде рыба поступает в продажу? ( живая, охлаждённая, мороженая, солёная, копчёная, сушёная, вяленная, различные консервы из рыбы)
1. Признаки доброкачественности рыбы и сроки её хранения.
Для доброкачественной свежей, охлаждённой и мороженной (после размораживания) рыбы характерны следующие признаки:
Поверхность рыбы чистая, естественной окраски;
Рыба не должна быть побитой;
Слизи на поверхности рыбы немного, она прозрачная и без запаха;
Глаза выпуклые, прозрачные;
Жаберные крышки плотно прилегают к жабрам;
Консистенция мяса рыбы плотная; у мороженной рыбы после размораживания может быть ослабевшая консистенция, но не дряблая;
Морская рыба может иметь лёгкий приятный запах морской воды, водорослей.
2. Оттаивание мороженой рыбы.
Мороженную рыбу оттаивают на воздухе или в воде. Чем быстрее оттаивает рыба, тем лучше сохраняются её вкусовые качества. При комнатной температуре оттаивают крупную рыбу в течение 6-10 ч. в воде оттаивают чешуйчатую и бесчешуйчатую рыбу. В ванну наливают холодную воду с температурой 10-150 С и закладывают в неё мороженную рыбу.
3. Способы разделки рыбы. Правила первичной обработки рыбы:
оттаивание (если рыба заморожена);
очистка рыбы от чешуи;
разрезание брюшка – удаление внутренностей;
удаление головы, плавников, хвоста;
пластование;
нарезание на порционные куски.
Соблюдение санитарных требований при первичной обработки рыбы:
Рыбу разделывать на специальной разделочной доске и желательно на -специальном столе.
До и после разделки рыбу промывать холодной проточной водой.
Необходимо вовремя удалить полученные отходы после разделки.
По окончании, а также во время работы оборудование мыть с мылом.
После завершения работы тщательно убрать рабочее место.
Полуфабрикаты из рыбы для варки, жарения, фаршированной рыбы.
Способы тепловой обработки рыбы: варка, припускание, жарение, тушение, запекание (охарактеризовать все виды обработки)
Требования, предъявляемые к готовым продуктам.
2. Блюда из рыбы и морепродуктов (запись рецептов и технология их
приготовления ).
IV. Итог урока. Дом. Задание: ответить на вопросы стр. 173.