Тема: "Эстетика и экология жилища. Интерьер кухни, столовой»
Цель: Познакомить учащихся с интерьером жилого дома, правилами и требованиями к его оформлению на примере кухни, столовой. Тип урока: Урок объяснение нового материала с элементами проектной проектной деятельности Задачи: Образовательные: * дать начальное представление об интерьере дома, о кухне, столовой; * познакомить с видами кухонь, требованиями, предъявляемыми к ним; * правилами зонирования Воспитательные: * дом, в котором мы живём, воспитывать интерес познавательной потребности, * формирование эстетических взглядов и вкусов, инициативы
Развивающие: * развивать эстетический вкус учащихся; самостоятельность, творчество, мыслительные операции – сравнение, классификация
Пути решения. * Проводится урок изучения нового материала. * Для достижения цели и решения поставленных задач данный урок проводится в мастерской с использованием мультимедийной установки. * В рабочих тетрадях учащиеся конспектируют новый материал.
Планируемый результат: * Учащиеся должны знать и понимать, что такое дом, интерьер, кухня.
* Знать виды кухонь, их различия, требования, предъявляемые к кухне (столовой); правила размещения мебели и оборудования на кухне.
* Оборудование: мультимедийная установка. Конспект урока.
Словарь: ДОМ, ИНТЕРЬЕР, КУХНЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, ЗОНИРОВАНИЕ
Ход урока: 1. 1. Организационный момент (2 мин.) - контроль посещаемости; - проверка подготовки учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша и линейки); - вводный инструктаж по охране труда
II. Сообщение темы урока, постановка цели и зада (5 мин.)
- В тетрадях учащиеся записывают тему урока. На доске записаны цель и задачи данного урока
III. Изучение нового материала (15 мин.)
1. Актуализация опорных знаний (проводится в форме беседы)
Задаются вопросы, на которые учащиеся дают свои ответы
Попробуем выяснить, что такое дом? (это место, куда человек стремится вернуть- ся, где бы он ни находился; это место где живут люди и др.).
Разделяется ли пространство в доме, если да, то на какие? (зонирование – разделение пространства на отдельные зоны: функциональная зона - отдельный участок помеще- ния, где проводятся определённые жизненные процессы: питание, сон, занятия и др.)
Как называется место в квартире для приёма пищи и её приготовления? (функцио- нальная зона, кухня, столовая)
2. Знакомство с новым материалом:
Проходит в форме мультимедийной презентации, сопровождаемой разъяснениями учителя об элементах создания интерьера.
По ходу презентации учащиеся ведут записи в тетради:
1) интерьер – это …;
2) кухня – это …;
3) виды кухонь: … (можно не записывать);
4) требования, предъявляемые к кухне, столовой: …;
5) правила размещения мебели и оборудования на кухне, которые предлагают специалисты: …;
6) виды размещения (можно не записывать).
«Интерьер» в переводе с французского означает «внутренний».
Интерьер – это архитектурное и художественное оформление пространства, помещения, его устройство, убранство. Неповторимый интерьер кухни можно создать с помощью: - занавеси (как отправная точка); - покрытие столов; - изделий декоративно-прикладного творчества (разделочные доски или прихват- ки, декоративные тарелки, настенные панно и др.); - комнатных растений и т.д.
Кухня – это помещение, которое используют для хранения и обработки про- дуктов, приготовления и приёма пищи.
В современных квартирах кухня одновременно служит и столовой. Самое главное условие кухни – достаточная площадь помещения (7-9 м²). В та- ком случае кухню можно разделить на две зоны: - зону для приготовления пищи и столовую.
Рабочие кухни различают в зависимости от: - назначения; - оборудования и - использования.
Виды кухонь: - рабочая кухня (малая площадь помещения, служит только для приготовления пищи и выполнения хозяйственных работ); - кухня-столовая (разделение на две зоны); - кухня-ниша (малая площадь помещения, является частью комнаты).
Рабочая кухня ---- Кухня-ниша ---- Кухня-столовая
Требования, предъявляемые к кухне - столовой:
1. Оборудование кухни должно занимать как можно меньше места, что позво- лит свободно передвигаться по кухне и увеличить используемое пространство.
2. Оборудование и мебель должны быть установлены так, чтобы экономить силы комфортные условия пребывания на кухне.
3. Потолок, стены и пол должны гармонично сочетаться с цветом мебели и обо- рудования.
4. Освещение кухни, столовой должно быть достаточным для выполнения раз- личных работ. Зону приготовления пищи, желательно, оборудовать дополни- тельным освещением.
5. Помещение оборудуют вентиляцией, воздухоочистителем, комнатными рас- тениями для того, чтобы воздух был всегда чистым.
Пример: Плита занимает в кухне центральное место. Но прежде, чем ею воспользоваться, нужно сделать многих других дел:
* вымыть продукты,
* почистить,
* порезать,
* соответствующим образом обработать.
Так образуется «поточная линия» - шкаф (холодильник) – мойка – стол – плита. Поэтому специалисты предлагают, чтобы эта линия шла слева направо, все её составные части были одной высоты и стояли вплотную друг к другу.
Размещение мебели на кухне (предложение специалистов – слева направо) Размещение мебели и оборудования на кухне зависит от: размеров кухни; её планировки. Правила размещения мебели и оборудования на кухне, которые предлагают специалисты:
1. Предметы мебели и оборудования на кухне, столовой располагаются вплотную друг к другу в целях экономии места;
2. Рабочий стол удобно располагается между мойкой и плитой;
3. Мойка обычно встраивается в шкаф, где хранятся;
4. Предназначенные для чистки и уборки, моющие средства;
5. Над мойкой подвешивается шкаф-сушилка для чистой посуды;
6. Настенные шкафы навешиваются над рабочими столами соответствующих размеров и используются для хранения сухих бакалейных продуктов и мелкой кухонной и столовой посуды;
7. Над плитой располагается электроочиститель воздуха, поглощающий жир, сажу, пыль, устраняющий запахи;
8. Холодильник или морозильная камера устанавливается вблизи рабоче- го стола, но достаточно далеко от плиты и других источников тепла.
Виды размещения:
- однорядное;
- двухрядное;
- угловое;
- П-образное (вдоль трёх стен).
После просмотра презентации делаем акцент на терминологии (дом, интерьер, ещё раз обсуждаем основные моменты на примере домашнего интерьера.
IV. Проверка усвоения новых знаний (5-7 мин.)
Для проверки усвоения новых знаний и их закрепления учащимся предла- гается выполнить небольшие тестовые задания по теме, но можно предложить им самим составить задания в виде тестов, кроссвордов (приложение 2,3).
V. Физкультминутка (1-2 мин.) Может проводиться как учащимися, так и педагогом.
VI. Анализ и подведение итога урока (5 мин.)
Проверка выполненных работ и их оценивание проходит в следующей форме:
Зачитываются правильные ответы для всего класса, учащиеся сами отме- чают свои ошибки (если они имеются) и в соответствии с ними проставля- ют себе оценки (учитель может сам проверить каждую работу, если сочтёт это не обходимым).
Анализ урока: вместе с учащимися ещё раз возвращаемся к цели и задачам; обсуждаем, всё ли получилось в соответствии с ними.
VII. Домашнее задание (5 мин.) Дома учащиеся должны просмотреть записи, сделанные в тетради, и выполнить эскиз кухни.
VIII. Уборка рабочих мест и кабинета (2 мин.)
Список литературы,
используемой для подготовки урока по данной теме:
1. Гурова А.С. Ваш дом. 5-е изд. Киев, 1988.
2. Кожина О.А. Технология. Методические рекомендации. М. «Дрофа», 2003.
3. Макридина О.И. Технология. 6 класс. Поурочное планирование. Волгоград «Учитель-АСТ», 2004.
4. Манучарова Н.Д. Интерьер жилища. 2-е изд. Киев, 1986.
5. Норенко И. Г. Технология 6 - 8 классы. Конспекты занятий. Волгоград «Учитель», 2007.
6. Симоненко В. Д., Крупская Ю.В. и др. Технология. Учебник для уч-ся 5 класса общеобразовательных учреждений. М., «Вентана - Граф», 2008.
7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. Физкультурные минутки. М. «АСТ», 2007 Приложение 2. Тестовые задания - 5 класс
"Интерьер кухни, столовой"
1. Выбери правильный ответ (1 А)
Слово «интерьер» в переводе с французского означает:
А) внешний, Б) внутренний, В) объёмный.
2. Дополните предложение (продуктов, приёма)
Кухня – это помещение, которое используют для хранения и об- ра ботки ……, приготовления и ……….. пищи.
3. Выбери правильный ответ (1 а)
Какое размещение мебели и оборудования изображено на рисунке:
а) однорядное; б) двухрядное; в) угловое; г) П-образное.
4. Выберите правильные ответы (4 а, в, г)
Кухни различают в зависимости от:
а) назначения; б) освещения; в) оборудования; г) использования; д) оформления Приложение 3. "Интерьер кухни, столовой"
Задание для закрепления и усвоения нового материала:
1. Составьте кроссворд, состоящий из 6-10 слов; можно использовать виды электрооборудования и приспособлений для кухни, виды размещения мебели и оборудования и т.д.
2. Составьте тестовые задания по данной теме, состоящие из 3- 4 тестов: а) выбери правильный ответ; б) выбери правильные ответы; в) дополни предложение или вставьте пропущенное слово (или пропу- щенные слова); г) установите соответствие и т.д.
|