Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии "Производство текстильных материалов" 5 класс»
11
«Конспект урока по технологии по теме: « Производство текстильных материалов» 5 класс
Учитель технологии МОУ гимназии г.о. Орехово-Зуево Коликова Елена Сергеевна
Тема урока: Производство текстильных материалов.
Цель урока: Знакомство с процессом производства тканей.
Задачи урока:
Предметные задачи:
способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;
способствовать развитию навыка определения в ткани долевой нити, поперечной нити, кромки, лицевой стороны ткани.
ознакомить с видами переплетений нитей в ткани
Личностные задачи:
способствовать развитию речи учащихся;
учить анализировать свою работу, выделять главное
учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу:
способствовать овладению всеми видами памяти;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
Метапредметные задачи:
ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани;
ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой;
проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;
ознакомить с видами переплетения нитей в тканях и способствовать тому, чтобы ученицы смогли применить этот опыт в будущей практической деятельности
Методическое оснащение урока:
Материально – техническая база:
кабинет технологии
инструменты, приспособления
материалы
компьютер
проектор
Дидактическое обеспечение:
учебник §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2015
рабочая тетрадь: Н.В.Синица, Рабочая тетрадь 5 класс Москва: «Вентана-Граф»,
интернет: мультимедийные презентации
учебно-техническая документация:
раздаточный материал
таблицы
инструкционные карты
Методы обучения : рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами и инструкционными картами, практические работы в группах.
Тип урока: комбинированный
Словарная работа на уроке: волокна растительного происхождения (хлопок, лён), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка, раппорт; прядильщик; ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения, отбеливание, крашение, печатание.
План урока
1.Мотивационно-целевой этап
1.1. Организационный момент
1.2. Актуализация знаний
Предложить учащимся ответить на вопросы:
-что за наука материаловедение?
-что служит сырьём для производства тканей?
-где человек берет сырье для производства тканей?
-давайте подумаем, почему натуральных тканей не хватает на все населения Земли?
Перед изучением темы учащимися были получены опережающие задания: подготовка мини-сообщений по теме:
А) Прядение на Руси
Б) Ткачество на Руси
2.Практический этап
2.1.Проблемное изложение новых знаний объяснения учителя с опорой на личные знания учащихся и раздаточный материал
-информирование учащихся о классификации текстильных волокон (вычерчивание схемы на доске)
-выяснить, из каких этапов состоит процесс производства ткани ( работа с учебником)
-дать характеристику нитям и объяснить различие
-продемонстрировать макеты переплетений
-продемонстрировать приёмы определения долевой нити, кромки
-научить определять лицевую сторону в ткани (опора на мультимедийную презентацию и раздаточный материал)
2.2.Первичное закрепление
( выполнение задания в рабочей тетради)
2.3. Физкультминутка
2.4. Лабораторная работа
( Учащиеся объединяются в 2 группы . Каждая из групп выполняет по 1 лабораторной работе по инструкционным картам с последующим представлением результатов работы )
3.Рефлексионно-оценочный этап
3.1. Фронтальный опрос по теме.
Как называется процесс производства пряжи?
Как называется процесс производства ткани?
Какие этапы включает в себя процесс получения ткани?
Назовите основные свойства уточных нитей? Основных нитей?
На каком этапе производства ткани наносят рисунок?
Как определить лицевую и изнаночную стороны у разных видов ткани?
3.2. Уборка рабочих мест
3.3.Рефлексия
Чему вы научились сегодня на уроке?
Что получилось и не получилось на уроке?
Что понравилось и не понравилось на уроке?
3.4 Домашнее задание
Подготовить сообщения на тему: «Былиночка с голубыми глазами», « Хлопчатник»
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап
1.Организационный момент
Цель этапа:
настрой учащихся на предстоящие исследования, на получение новых знаний
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
приветствие. Вопрос учителя:
«Не забыли ли вы взять с собой на урок хорошее и веселое настроение, терпение, трудолюбие?»
проверка явки учащихся
заполнение учителем классно журнала
проверка готовности учащихся к уроку
настрой учащихся на работу
доведение до учащихся плана урока
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-эмоциональный положительный настрой на урок (ответы детей на вопрос учителя).
Формируемые способы деятельности:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
- помощь учителю в проверке явки на урок
Формируемые способы деятельности:
-выявление готовности к уроку
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-активное слушание учителя
-выдвижение предложений по теме урока
Формируемые способы деятельности:
-формулирования собственных ожиданий
Коммуникативные УУД
Осуществление действия:
- слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
- построение понятных для собеседника высказываний
2. Актуализация знаний
Цель этапа:
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала
предложить учащимся ответить на вопросы:
-что за наука материаловедение?
-что служит сырьём для производства тканей?
-где человек берет сырье для производства тканей?
-давайте подумаем, почему натуральных тканей не хватает на все населения Земли?
заслушивание сообщений учащихся
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-активизация имевшихся ранее знаний
- активное погружение в тему
Формируемые способы деятельности:
- умение слушать в соответствии с целевой установкой – принимать и сохранять учебную цель и задачу
-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Практический этап
3.Проблемное изложение новых знаний
Цель этапа:
сформулировать и согласовать цели урока
организовать уточнение и согласование темы урока
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
объяснения учителя с опорой на личные знания учащихся и раздаточный материал
демонстрация мультимедийных приложений из сети интернет
информирование учащихся о классификации текстильных волокон
выяснить , из каких этапов состоит процесс производства ткани( работа с учебником)
дать характеристику нитям и объяснить различие
продемонстрировать макеты переплетений
продемонстрировать приёмы определения долевой нити, кромки
научить определять лицевую сторону в ткани
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-самостоятельное определение темы урока
-осознание целей и задач урока
Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения учится высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формирование умения слушать и понимать других
Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
-развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
-развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
4. Первичное закрепление
Итог :
организовывать усвоение учащимися нового материла
предложить учащимся выполнить в рабочей тетради задание 13 п.1,2
использовать различные способы закрепления знаний, творческого осмысления материала
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
-применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия
-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
-умение строить речевые высказывания
5Физкультминутка
Демонстрация видео-ролика
6 Лабораторные работы:
1. « Определение направления долевой нити»,
2.«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»,
проверить умения работать по алгоритму
организовать самопроверку работы
организовать выявление и исправление допущенных ошибок, по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха
6.1. Вводный инструктаж учителя:
сообщение темы, цели и задачи работы (организация работы в группах )
обсуждение порядка её выполнения по инструкционным картам
сообщение оценивания этой работы
6.2. Текущий инструктаж:
контроль правильности выполнения работы ( по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей)
6.3.Заключительный инструктаж:
выслушивание сформулированных выводов во время лабораторной работы (взаимоконтроль)
разбор типичных ошибок
анализ выполненной работы
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
-восприятие, осмысление , запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
-применение на практике полученных знаний
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность
-самоконтроль выполнения задания
Формируемые способы деятельности:
-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
-формирование умения работать в группе
Формируемые способы деятельности:
-умения выслушивать и оценивать свои результаты и результаты собеседника
Рефлексивно-оценочный этап
7. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
включить новый способ действий в систему знаний
инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
задание учащимся на подготовку к следующему уроку
сообщение темы следующего урока
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-отработка алгоритма при изучении темы «Производство текстильных материалов»
-поиск нужной информации в интернет источниках и электронных книгах
Формируемые способы деятельности:
-поиск и выделение информации
8.Уборка рабочих мест
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
рефлексия учителя и учащихся о достижении целей
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
- оценка и самооценка учебной деятельности
- обобщение и систематизация знаний
-выражение учащимися эмоций по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
-формирование умений полно и точно выражать свои мысли