1. (Подача нового материала осуществляется в исследовательской форме: умышленно не объясняется понятия «моделирование», «модельер»: учащиеся выводят определение в процессе урока.) Сегодня мы узнаем, как, построив один чертеж фартука, можно в конечном результате получить самые разнообразные модели, и попытаемся освоить способы моделирования, будем заниматься моделированием (умышленно повторяется несколько раз непонятное слово, чтобы вызвать заинтересованность учащихся к предстоящему занятию). Если сделать выкройки (демонстрируются выкройки деталей фартука), скроить (демонстрируются выкроенные из ткани детали фартука) и сшить фартук, то он получится вот таким (демонстрация). Сравнивая чертеж и модель, учащиеся отмечают, что форма деталей выкройки и фартука из ткани совпадают. Затем предлагается вниманию учащихся модель, в которой изменена форма деталей фартука. Можно ли по имеющейся у нас выкройке скроить и сшить такой фартук? (– Нельзя) Почему? (Приглашаются желающие проверить соответствие формы деталей фартука и выкройки, найти ответ. Дети находят отличие. Делают вывод о том, что нужно изменить форму деталей фартука). Как? (Приглашаются к доске желающие попробовать изменить форму деталей на чертеже в соответствии с моделью. Находим правильный вариант.) Чем мы занимаемся? (– Рисуем, изменяем форму деталей… «Моделируем») Так что же такое моделирование? (-Изменение чертежа выкройки) Чтобы понять, что такое моделирование – давайте внимательно посмотрим на ряд моделей. 2. Задание: I вариант - Найдите сходство в данных моделях; II вариант - Найдите различия в данных моделях Возможные ответы детей: Сходство 1. У каждого фартука есть нагрудник. 2. У каждого фартука есть нижняя часть. 3. У всех фартуков есть карманы. 4. У всех фартуков есть бретели. 5. У всех фартуков есть отделка. Различия 1.Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии. 2. Карманы имеют разную форму. 3. Фартуки различаются по цвету. 4. Отделка у фартуков разная. 5. У фартуков различная форма нижней части. (уточнение в определение) – Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Моделирование бывает художественным и техническим. Художественное (творческое) моделирование – это создание эскиза модели изделия. Осуществляют художественное моделирование художники-модельеры (дизайнеры). Техническим моделированием называют перенос фасонных особенностей с рисунка на чертеж изделия. Осуществляют этот процесс конструкторы-модельеры. 3. Предлагается следующая модель. Учащиеся дают описание модели. - Форма деталей готового фартука отличается от формы деталей на чертеже? ( – Нет) - Получается, что модель осталась прежней? (Направляю мысли учащихся на то, что появилась отделка. Значит, это другая модель фартука.) Как можно назвать отделку? ( – Лента, цветная полоска, тесьма) - Это может быть и лента, и тесьма, и вышивка. А может быть отделочная ткань, гармонирующая по цвету с основной тканью. Как точнее можно определить процесс моделирования? Запись в тетрадь – ( Моделирование – это изменение формы деталей фартука на чертеже и подбор отделки), во время работы с тетрадью следить за осанкой детей: На уроке мы сидим Спинки многие кривим, Сели ровно, распрямились И в принцесс все превратились. Существуют различные виды отделки фартука Современные модельеры используют разнообразные виды декоративной отделки: ткань другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию и т.д. Правило здесь одно: соблюдение чувства меры. 4. Профессия модельер (2-3 мин.) Моделирование одежды можно определить и как процесс создания новых ее моделей. Создателя образцов одежды называют модельером. Художник – модельер создает эскизы новых моделей. Модельер – конструктор переносит на основу чертежа особенности фасона. Модельер может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Придуманный образец модели он воплощает в эскизе. Эскиз (франц.) – это рисунок, по которому создается какая-нибудь вещь, декорация, здание (из словаря иностранных слов). В нашем случае мы работаем с эскизами фартуков. Можно выделить несколько способов моделирования фартуков: - изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей; - применение художественной отделки; - моделирование цветом. Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования. 5. Контроль знаний: Соблюдая правила моделирования, подобрать к нижней части фартука, подходящие нагрудник и карман. Проверка - правильные варианты. |