Художественное моделирование, техническое моделирование, односторонняя складка, двусторонняя (встречная складка), параллельное и коническое расширение, форма, силуэт, покрой, стиль, фасон
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотивирование учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный | Приветствие учащихся, контроль посещаемости. Проверка готовности учащихся к уроку. Добрый день! Желаю вам хорошего настроения и отличных успехов на уроке! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Наблюдение учителя |
2. Повторение пройденного материала. | Фронтальная. Словесный, наглядный. Просмотр слайдов. | Несомненно, в современном мире юбка является неотъемлемой частью женского гардероба. Их, как правило, надевают с целью создания дополнения определенного образа. Юбки удачно комбинируются с блузками, водолазками, футболками, топами, кардиганами, пиджаками и проч. В настоящее время практически ни одна коллекция ведущих модных Домов не обходится без этого предмета одежды. Совершенно разные марки из сезона в сезон представляют различные виды и варианты юбок. Дизайнеры экспериментируют с кроем, цветом, отделкой и сочетанием стилей и материалов, украшая юбки вышивкой, стразами, бисером. Посмотрите, пожалуйста, на представленные модели юбок? Как вы думаете, что общего и какие отличия вы наблюдаете? А как вы думаете основа у них разная или одинаковая? Правильно. Все юбки выполнены на основе чертежа прямой юбки. На прошлом занятии мы с вами построили чертеж прямой юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Давайте вспомним пройденный материал: ответим на вопросы и разгадаем кроссворд. (см. приложение) Опрос учащихся. -Для чего необходимо снимать мерки? -Назовите правила снятия мерок. -Выбери мерки для построения чертежа основы прямой юбки -Какие мерки записываются в половинном размере? -Назовите и покажите на чертеже детали и линии прямой юбки -Объясните понятие «притачной пояс». Чем он отличается от цельнокроеного пояса? | Слушают учителя, смотрят презентацию, отвечают на поставленные вопросы по пройденному материалу, решают кроссворд. | С достаточной полнотой и полностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, извлекают информацию из прослушанного объяснения. | Личностные: проявляют самостоятельность. Регулятивные: развитие логического мышления; приобретение навыков самоконтроля. Познавательные: умение анализировать информацию. Коммуникативные: продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом. | Устные ответы, беседа по вопросам. |
3.Постановка цели и задач урока. | | Посмотрите внимательно на кроссворд, в красных ячейках у нас выделены три слова: «юбка», «прямая», «художник-модельер». О какой части одежды мы сегодня с вами будем разговаривать? Какова задача художника - модельера? Сегодня мы попробуем себя в роли двух профессий: художник - модельер и художник - конструктор. Как вы считаете какая будет сегодня тема урока? А какую цель мы должны сегодня достигнуть? Запишите, пожалуйста, тему урока: «Моделирование прямой юбки» | В ходе беседы определяют тему урока. Учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока. | Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Личностные: мотивация к учебной деятельности, проявление интереса, внимания. Регулятивные: принятие учебной задачи Коммуникативные: планирование учебных действий совместно с учителем. | Устные ответы |
4.Актуализация знаний. | Фронтальная. Групповая. Словесный, наглядный. Просмотр слайдов, работа с интерактивной доской. | Термин “моделирование” происходит от слова “модель”, то есть образец, создаваемый художниками модельерами. Различают два вида моделирования — художественное и техническое. «Моделирование юбки» - это процесс изменения основы чертежа юбки согласно модели. Сегодня мы познакомимся с основными приемами технического моделирования: 1.Расширение юбки по линии низа 2.Сужение юбки по линии низа 3.Расширение юбки методом закрытия вытачек 4. Моделирование юбки со складками. Прежде чем начать моделировать необходимо изучить эскиз модели: Название изделия Назначение юбки Конструкция юбки Стиль Фасон юбки, покрой Силуэт Вид ткани Особенности деталей изделия Отделка изделия Цветовое решение. Учитель на примере описывает модель юбки. Пожалуйста, опишите представленную перед вами юбку согласно алгоритму. Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. При моделировании юбки можно одновременно использовать несколько методов: коническое расширение и параллельное расширение. Итак, рассмотрим метод конического расширения. Моделирование юбки за счет линии бока. На первой модели юбка немного расширена, на второй – немного заужена. Для расширения на выкройке как переднего, так и заднего полотнища нужно продлить линию низа вбок на 2-3 см. полученную точку соединить с линией бедер. Моделирование юбки На моделях под номером 3 и 4 представлены юбки, расширенные к низу за счет закрытия вытачки: полного или частичного. Для того чтобы расширить с помощью полного закрытия вытачки, на выкройке необходимо продлить вниз осевую линию вытачки до низа, разрезать выкройку по этой линии и закрыть вытачку. Для расширения за счет частичного закрытия вытачки и раздвижки выкройки, на выкройке нужно продлить вниз осевую линию вытачки до низа, затем расстояние от этой линии до линии бока разделить пополам и провести еще одну вертикальную линию. Разрезать выкройку по этим линиям, части выкройки раздвинуть веером на 3-5 см, при этом выкройку закрыть частично. Рассмотрим метод параллельного расширения. Он применяется для того чтобы получить юбки со складками (односторонними и встречными). Рассмотрим два варианта: складка посередине полотнища и складки по осевым линиям юбки. В первом варианте на выкройке полотнища по линии середины предусмотреть прибавку, равную половине глубины складки (для двусторонней складки прибавка равна глубине складки). Во втором варианте для моделирования складки по осевым линиям юбки, необходимо осевые линии вытачек продлить до линии низа юбки. Затем по ним разрезать выкройку и раздвинуть для односторонней складки на величину равной глубине складки, для встречной складки – на две глубины. Как только моделирование будет окончено, необходимо выкройку подготовить к раскрою. Для этого на полученных деталях выкройки пишут название деталей, их кол-во, отмечают направление долевой нити, обозначают величину припусков на швы и подгибку возле всех срезов, кроме линии середины деталей. | Слушают учителя, рассматривают модели юбок, записывают в тетрадь основные понятия и термины. Работают с интерактивной доской. Выполняют предлагаемое задание. Формулируют ответы. Слушают учителя. Выполняют задание на интерактивной панели. записывают основные понятия. | Открывают новые знания, осваивают новые умения в процессе рассуждений. | Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога, слушать и понимать речь других, уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли. | |
Беседа по вопросам. Работа у доски. |
Физкультминутка. | Коллективная. Практический. | 1. И.п. (Исходное Положение)- - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз. 2. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз. 3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой. 4. И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону. 5. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: инициативное сотрудничество при выполнении упражнений. | Правильное выполнение движений. |
5.Закрепление знаний и способов действий. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Практическая работа. | На каждой парте разложены карточки с заданиями. Вам необходимо выполнить моделирование любой юбки предложенного фасона. Прежде чем приступить к работе разберем Алгоритм моделирования: 1.Внимательно изучить эскиз модели; 2.Определить, на каких участках надо выполнить изменения чертежа юбки, чтобы получить модель, соответствующую эскизу; 3.Нанести вспомогательные линии изменения на чертеже основы юбки; 4.Вырезать выкройки. Во время работы вам необходимо будет пользоваться ножницами и клеем, поэтому давайте повторим правила техники безопасности. Наблюдает и при необходимости оказывает помощь в выполнении задания | Слушают, понимают учителя. Выбирают самостоятельно варианты работы, выполняют задания. | Ориентируются в учебнике, извлекают из него необходимую информацию для решения учебной задачи. Осуществляют самоконтроль. | Познавательные: повторяют алгоритм моделирования, готовят план-отчет, работа с источниками информации. Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: планирование последовательных действий Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений, управление поведением партнера – контроль, коррекция. | Практическая работа. |
Групповая. Словесный, наглядный, практический. Практическая работа. | Каждый из вас сейчас поработал в роли художника - конструктора. А сейчас попробуем в роли художника – модельера. Прежде чем начать урок каждый из вас получил бейджик определенного цвета. Это означает, что вы поделены на команды. Каждой команде необходимо придумать свое название дома Мод, зарисовать и описать (устно) несколько моделей юбок, которые будут изготавливаться в доме Мод. |
6.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | Коллективная. Словесный, наглядный. Выставка, беседа. | Организует рассматривание работ, обсуждение. Предлагает оценить выполненные работы. | Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | Бережно относятся к результатам своего труда и труда одноклассников | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Устные и письменные ответы |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Фронтальная. Словесный. | Промоделировать выкройку своего проектного швейного изделия (в масштабе 1:4) и подготовить ее к раскрою. | Слушают учителя. | Формируют навыки самоорганизации. | Регулятивные: умение выбрать задание по силам. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. | Наблюдение |
8.Рефлексия деятельности (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Итак, вернемся к цели нашей работы. Как вы думаете, достигли мы с вами цель? Закончите предложение: Сегодня на уроке я… -узнала… -выполнила…. -научилась…. -мне пригодится в жизни…. Кто-нибудь захотел стать художником – модельером или художником - конструктором? Выставление оценок по результатам проделанной работы. | Отвечают на вопросы. Обсуждают качество выполненных работ. | Умеют подводить итоги урока, оценивать свою деятельность на уроке. | Личностные: осознавать успешность своей деятельности. Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Беседа по вопросам. |