Тема занятия: «Куклы, в которые играли наши бабушки»
Объект труда: Кукла из ниток «Мартиничка»
Цель: Выполнение куклы из ниток
Задачи:
Обучающая -научить приёмам изготовления куклы из волокнистых материалов;
Развивающая – создать условия для развития любознательности, воображения, чувства наслаждения от выполненной работы;
Воспитательная – воспитывать любовь к народному творчеству.
Методы обучения:
- Словесный – рассказ педагога, диалог.
- Наглядный – образцы кукол, демонстрация мультимедийной презентации «Куклы, в которые играли наши бабушки»
Материалы и инструменты: нитки, карточки с цифрами, таблички со словами, нитки, ножницы, картон.
Ход занятия:
Оргмомент
Добрый день, ребята!
Я рада вас видеть. Посмотрим все на меня – улыбнулись, посмотрели на соседа справа – улыбнулись, на соседа слева – улыбнулись. С таким добрым, хорошим настроением начнём наше занятие.
Введение в занятие
-Ребята, послушайте загадку.
Платья носит,
Есть не просит
Всегда послушна,
И с ней не скучно.
(кукла)
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (ответы детей).
Сегодня действительно будем разговаривать о куклах, но не обычных, куклах в которые играли давно, еще наши бабушки и прабабушки.
Тема нашего занятия «Куклы, в которые играли наши бабушки»
Рассказ педагога
Наши бабушки тоже были детьми и играли в куклы. Из чего же их делали? (ответ детей). Из веток, сучков, соломы, тряпочек, ниточек, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода. Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.
Все куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица, считалась предметом не одушевленным, не доступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая кукла не могла ожить и навредить ребенку.
Слайд 2
Кукла имеет многовековую историю. А как же назывались куклы наших бабушек? Названия были разные, вот некоторые из них – кукла «Стригушка», самая распространенная игровая кукла. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы.
Кукла «Барыня», считается самой простой по изготовлению куколкой. Делается бесшитьевым способом из тряпичной скрутки. Отличительной особенностью этой игровой куклы плетеные руки. Такой куколкой играли дети постарше.
Куколок «Мартиничек» делали из ниток. Таких кукол делали весной, в первый месяц весны - марте, поэтому их так и назвали – Мартинички.
Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Эти куклы были не только обрядовые, с ними дети играли. Сделать таких куколок не сложно, хотите попробовать?
Практическая работа
Приступаем к выполнению кукол.
Для работы нам понадобятся нитки для вязания, ножницы кусочек плотного картона, размером 15Х10 см.
Давайте повторим правила обращения с ножницами.
- с ножницами не шути;
- зря в руках их не крути;
- и держа за острый край
- другу не передавай.
- Лишь окончена работа
- ножницам нужна забота:
- не забудь ты их закрыть
- и на место положить.
Ребята, чтобы кукла получилась аккуратной необходимо работать в парах, помогать друг другу во время изготовления куклы.
Слайды 3-5
Последовательность изготовления куклы:
- Намотайте нитки на картонку по ее длине, размер картонки 15Х10 см. Число витков зависит от толщины нити (35-40). Это будут голова, туловище и ноги.
- Вверху пропустите нитку и свяжите её узелком. Здесь я обычно обращаю внимание ребят, что если узел будет слабым, то и голова будет квадратной.
Обмотайте несколько раз вокруг “шеи”, таким образом, выделяя голову. Оставшуюся нить опустите вниз.
- Руки: намотайте нитки на картонку по ее ширине. Количество витков так же зависит от толщины нити (15-20). Перехватите полученный моток с обеих сторон ниткой и завяжите узелками.
- Проденьте руки сквозь туловище прямо под шеей.
Ниткой обмотайте вокруг талии (хорошо смотрятся пояса, выполненные ниткой другого цвета) Закрепите нитку несколькими узлами и обрежьте ее.
Расстригите юбочку и подравняйте её ножницами.
Если юбочку разделить на две части, получится мальчик.
Кукла готова!
Динамическая пауза
Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс.
– Давайте и мы развесим наших куколок, да по народному обычаю ветер закличкой позовём:
Ветер-ветерок
Прилети к нам
Принеси нам
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.
Все вместе подуем. Вот и ветер услышал нас и прилетел.
Слайды 6-8
Контрольный опрос обучающихся по ходу занятия (5 минут).
Наше занятие подходит к концу, я предлагаю вам выполнить небольшую проверочную работу по пройденному материалу.
У каждого из вас на рабочем столе лежит две карточки, на одной карточке цифра-1, на другой цифра-2. Из предложенных вариантов ответов надо выбрать один правильный и поднять карточку с нужной цифрой. Будьте внимательны.
- Из каких материалов наши бабушки делали кукол?
1. соломы, тряпочек, ниток;
2. Песка, опила, бумаги.
- Как назывались куклы наших бабушек?
- барби, кукла Маша, кукла пупс;
2. кукла «Стригушка», «Барыня», «Мартиничка».
- В какое время года делали куклу Мартиничку?
1. осенью;
2. весной.
Сегодня вы узнали о куклах, в которые играли бабушки, когда были детьми. Спросите у своих бабушек, в какие куклы они играли.
Пусть ваши куколки принесут вам теплую весну и веселую игру.
Уборка рабочих мест
Слайд 9
Литература
- Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками
Берстенева Елена, Догаева Наталья -М., 2010.
- Статья «Русские куклы» http://www.dolls-textile.ru/
3.Изображение кукол:
http://www.rukukla.ru/file/0001/7482.jpg