Просмотр содержимого документа
«Изготовление куклы - оберега "Берегиня"»
Муниципальное образование город-курорт Геленджик
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
муниципального образования город-курорт Геленджик
Согласовано
заместитель директора по УМР
/ Т.М. Комарова /
«» 2017 года
Методическая разработка занятия:
«Изготовление куклы – оберега»
по внеурочной деятельности
«Декоративно-прикладное творчество Кубани» (девочки)
Работу выполнил:
Шуленина Ирина Владимировна
учитель технологии
МАОУ СООШ № 17
Геленджик – 2017 г.
Вводная часть
Занятие «Изготовление куклы – оберега» проводится в 6 классе для девочек в рамках внеурочной деятельности «Декоративно – прикладное творчество Кубани» (преимущественно – класс казачьей направленности). Это занятие проходит после изучения тем: «Кубанские куклы: обереги, обрядовые, игровые», «Обрядовые куклы: пеленашка, столбушка, травница, десятиручка», дает возможность на практике проявить учащимся свои творческие способности.
Особенностью данного занятия является не только приобщение учащихся к культуре Кубани, Краснодарского края, родного села, но и создании ситуации успеха для каждого учащегося в процессе продуктивной деятельности.
Тема занятия «Изготовление куклы – оберега» достаточно актуальна. Она пробуждает интерес к тряпичным куклам, как непременному атрибуту девичьего рукоделия, связывает современную девочку с народными, семейными традициями. Учащиеся, познакомившись с историей народной тряпичной игрушки, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол, их многообразием, желают сами изготовить одну из них.
Цель данного занятия: ознакомить учащихся с технологией изготовления тряпичной куклы – оберега без использования иголки, пробудить у учащихся интерес к народному творчеству
Задачи:
развитие образного и пространственного воображения, творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса;
развитие координации движения рук, исполнительских умений;
воспитание у учащихся любви к Родине, ее истории и национальной культуре, приобщение к традициям семейного уклада наших предков;
воспитание бережного отношения к продуктам рукотворного творчества;
привитие навыков культуры труда, терпения и внимательности
Наглядные средства, оборудование и материалы:
Презентация PowerPoint о последовательности изготовления куклы – оберега «Берегиня»
Выставка кукол
Образец куклы – берегини
Пошаговая карточка – инструкция для изготовления куклы
Индивидуальный комплект материалов для изготовления куклы
Ножницы
Продолжительность занятия: 45 минут
Основная часть
План занятия
1. Вступительная часть – актуализация деятельности учащихся – 5 мин.
2. Практическая часть – работа над изготовлением куклы – 35 мин.
3. Рефлексия – подведение итогов, анализ выполненной работы – 2 мин.
4. Выставка работ – 3 мин.
Ход занятия
Вступительная часть
Приветственное слово учителя
У обрядов на Руси множество заветов, И один из них – шитьё кукол-оберегов. По поверью, талисман, защитит хозяев, Забирая на себя бремя испытаний. Из различных лоскутков ношеной одежды, Ладно вязанных узлов с верою, надеждой. Но единственный запрет предков опасались: Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Пеленашка, Травница или Многоручка, С незапамятных времён с нами неразлучны. А традиции храня многовековые Главная в дому всегда – кукла Берегиня. Обереги без лица, кажется незримо, Отделят добро от зла неисповедимо. Сколько вложено любви неприметной, тихой, И защита на века от любого лиха.
Организация рабочих мест учащихся
На столе у каждой учащейся свой комплект материалов, подготовленный на предыдущем занятии, ножницы (приложение 1)
Повторение (соблюдение и контроль) правил ТБ (приложение 2)
Практическая работа
Ознакомление учащихся с приемами изготовления тряпичной куклы без иголки. На столе каждой учащейся – пошаговая инструкция по изготовлению куклы – берегини (приложение 3)
Рефлексия.
На столе у каждой учащейся «Лепесток ромашки», на которой она по окончании работы, выразит свое отношение, эмоции, пожелания в виде слова, предложения, «смайлика» и др. Группа учащихся, таким образом, проанализирует свою работу в целом.
Организация выставки кукол учащихся
6. Дидактическая часть
Что означает слово «кукла»?
В словаре С.И. Ожегова кукла– это детская игрушка в виде фигурки человека.
В словаре Даля кукла– сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного. У Ушакова кукла значится, как бездушное, безжизненное существо.
В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало — «их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Куклы – обереги, спасавшие от беды и приносящие счастье, были и на Кубани. О них сочиняли сказки, в которых куклы представили волшебными помощницами, охраняли, спасали и давали своим хозяйкам мудрые советы.
Обрядовые куклы
Богата наша земля обрядами. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Обрядовая кукла выполняла функции своеобразного проводника, посредника в общении и с высшими силами, и с душами предков, защищающими родительский дом, очаг, семью, детей от несчастий, и с окружающим миром. В обрядах кукла играет, в том числе, и роль своеобразного сосуда, собирателя, аккумулятора энергий, как позитивной, так и негативной. В этом случае обрядовая кукла либо бережно хранится и передается из поколения в поколение, либо уничтожается (закапывается, сжигается, топится, разрывается.)
На земле кубанской переплелись традиции, обычаи, обряды народов, издавна живших или поселившихся на этой благодатной земле. У каждого из них была своя религия, свои боги и праздники, значит, были и свои обрядовые куклы.
Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Кубанская кукла – оберег «Берегиня»
Тряпичные игровые куклы в кубанских домах выполняли роль игрушек, благодаря которым дети знакомились с укладом жизни и получали нравственные, символические и мифологические знания.
Были куклы обрядовые, например такие, как Пеленашка, Столбушка, Травница, Десятиручка. Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. А были и такие, которые помогали женщине в хозяйстве, или могли отогнать болезнь и злых духов или привлечь достаток.
По обычаю куколок мастерили женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времен женщина была хранительницей традиций. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делая куколку, нужно было соблюдать все правила. Особое значение имеют все элементы куклы, если она обережная. Обязательным условием является использование красной нити при изготовлении обережной куклы. Красный цвет символизирует жизнь и плодородие, это цвет Ярилы (бога Солнца), он считается не только красивым, но и защитным.
Материалы для нарядов нужно использовать натуральные: хлопок, лен, шерсть или шёлк.
Кукол – берегинь делают с белым лицом – для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на их владельца или владелицу, а еще белый цвет символизирует одухотворенность и чистоту помыслов хозяев.
Куклы – обереги необходимо делать без применения иголок, ножей, клея, чтобы не нанести вред тем, чье здоровье и блага они потом будут хранить. Ниточки стараются обрывать руками или перекусывать зубами, а если что-то надо обрезать, то сделайте это в стороне от оберега, а потом уже прикладывайте к кукле.
Самым важным при изготовлении куколок была не сама техника, а именно образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками крутит аккуратную голову куколке мастерица, а сама приговаривае6 «светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в нее образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы. Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и кому от души хотела добра – себе, дочери, сестре и т.д. А если уж делала берегиню кому-то чужому, то сперва должна была проникнуться образом будущего владельца, пожелать ему или ей добра и всех благ, а потом уж приступать к работе.
Согласовано с зам. директора по УМР ______________ Киселева Е.П.
Приложение 1
Комплект материалов для изготовления куклы – берегини
Квадрат белой ткани 15 х 15 см. – основа
Квадрат красной или цветной ткани 20 х 20 см., 3 шт. – платье и грудь куклы
Треугольник цветной ткани 12 х 12 х 19 см. – косынка
Полоска яркой ткани или тесьмы – повойник
Прямоугольник цветной ткани 5 х 8 см. – фартук
Наполнитель (хлопковая вата, холлофайбер шариками или волокном)
Красная нитка (хлопковая или «Ирис»)
Узкая атласная лента или декоративный шнур для пояса
Ножницы (фигурные ножницы – для оформления краев фартука)
Дополнительные элементы декора
Приложение 2
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ
Общие санитарно-гигиенические требования
Перед началом работы для удобства уберите волосы
Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди
Правила ТБ при работе с тканью, нитками и фурнитурой
Правильно организуйте свое рабочее место
Все мелкие детали для шитья (рукоделия), дополнительные элементы декора (бусины, пайетки и др.) храните в специальных емкостях, пакетах
Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками
Длина нити при работе не должна превышать длину расстояния до локтя;
Правила ТБ при работе с ножницами
Храните ножницы в футляре или в специальной емкости для хранения.
Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми
Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении
При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия
Передавайте ножницы правильно: сомкнутыми лезвиями от себя
Приложение 3
Технология изготовления куклы – берегини
В центр белого квадрата кладем шарик из хлопковой ваты или другого имеющегося в наличие наполнителя.
Формируем голову. Шарик аккуратно перевязываем снизу красной нитью (рис.3).
Формируем ручки. Подгибаем края ткани внутрь и перевязываем красной нитью (рис.4).
Берем два квадрата цветной ткани. В центр каждого из них кладем небольшой ватный шарик размером немного меньше, чем для головы (рис.5).
Формируем грудь. Так же как и голову, перевязываем красной нитью.
Берем третий цветной квадрат и складываем его по диагонали два раза. Ниткой перевязываем серединку (уголок) треугольника. Это спинка куклы (рис.6).
К основанию куклы приматываем сначала грудь (2 детали): сделать несколько оборотов вокруг талии, далее не отрывая нити, после предыдущей обмотки провернуть нить сверху вокруг груди:
- сверху вокруг левой груди,
- снизу вокруг правой груди, вокруг нее обратно к центру,
- снизу вокруг левой груди,
- наверх от левой груди за шею, немного подтянув при этом грудь к голове и туловищу, затем вокруг шеи сзади и обратно вниз, проведя нить под правой и левой грудью. После этого сделать вокруг талии несколько оборотов. Нитку не обрываем (рис.7).
Берем заднюю часть юбки и прикладываем ее на талию сзади куклы, чтобы свободные края накрывали голову (рис.8).
Приматываем к талии красной ниткой и опускаем юбочку. Получается очень пышная юбка (рис.9).
Подвязываем передничек пояском. Передник – это не просто украшение или защита юбки от загрязнения, это еще и очень мощный оберег, защищающий женщину от злых взглядов (рис.10).
Надеваем повойник и косынку. Украшаем по желанию свою куклу.
Заключение
Занятия рукоделием повышают концентрацию внимания, стимулируют процесс придумывания чего-то нового и развивают собственный стиль и вкус к жизни. Не всегда профессия, которую выбирает себе человек, связана с творческой деятельностью, поэтому многие люди в свободное от работы время находят себе увлечения по душе и реализовывают свой творческий потенциал в каком-то хобби, которым зачастую является рукоделие.
Данное внеурочное занятие, как одно из видов рукоделия, безусловно имеет практическую направленность, и способствует:
воспитанию уважения к народным традициям;
формированию у учащихся эстетического восприятия, чувства прекрасного;
развитию творческих и нравственных качеств личности;
накоплению практического опыта;
созданию эмоциональной среды – «ситуации успеха»,
дает возможность развить ключевые компетенции, такие как:
учебно-познавательную, как способность к самостоятельной деятельности, владение знаниями и умениями организации, целеполагания, планирования, рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности;
коммуникативную компетенцию, как знание способов организации учебного сотрудничества, владение навыками совместной работы в группе;
компетенцию личностного самосовершенствования, как стремление к развитию творческого потенциала, формирование самомотивации, саморазвитие, владение навыками эмоциональной саморегуляции;
информационную компетенцию, как умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
профессиональную компетенцию, как способность использовать накопленные знания и профессиональные умения на практике.
Ресурсное обеспечение
Мультимедиапроектор
Интерактивная доска
Презентация PowerPoint «Кукла – оберег «Берегиня»
Список использованной литературы
Мастер – класс учителя технологии. 5 – 11 классы/Э.Ю. Глушкова. – М.: Планета, 2013
Куклы – хранители женского счастья: мастер – классы и выкройки