МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»
Занятие по внеурочной деятельности:
Работа с тканью.
Тряпичная кукла «Северная берегиня».
Выполнила:
Редько Татьяна
Николаевна
Воспитатель группы продлённого дня
с. Карпогоры
2013год
Тема внеурочного занятия: Работа с тканью.
Тряпичная кукла «Северная берегиня».
Класс - 1.
Направление внеурочной деятельности – социальное
Форма внеурочного занятия – творческая мастерская
Место и роль внеурочного занятия – это первое занятие по разделу «Тряпичные, лоскутные куклы – обереги на севере».
Цель:
Знакомство с одним из способов изготовления тряпичной куклы – оберега по образцу.
Задачи.
Образовательные:
1.Познакомить с традициями изготовления тряпичной куклы «Северная берегиня».
2.Познакомить с художественными свойствами ткани: мягкостью, цветом, прочностью.
3.Формировать в ходе совместной планомерной деятельности умение обучаться приёмам выполнения куклы на основе северных традиций.
Воспитывающие:
1.Способствовать воспитанию любви к родному краю.
2.Воспитывать бережное отношение к традициям изготовления кукол – оберегов.
3.Формировать потребность в сотрудничестве.
Развивающие:
1.Развивать эстетический вкус, умение видеть прекрасное.
2.Способствовать развитию познавательного интереса к традициям родного края.
3.Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Планируемые результаты.
Личностные:
1.Формировать умение определять общие правила поведения на занятии.
2.Формировать умение самооценки на основе успешности.
Познавательные
1.Формировать умение понимать и воспринимать информацию в виде текста, аудиозаписи, фотографий, рисунков.
2.Формировать умение самостоятельно под руководством учителя осваивать приёмы поэтапного выполнения тряпичной куклы, осваивать приёмы работы с тканью способом сгибания без инструментов, закрепления нитью.
Регулятивные:
1.Формировать умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
2.Формировать умение при помощи маршрутного листа (фото) определять последовательность выполнения куклы – оберега, при помощи учителя.
3.Формировать умение самоконтроля выполнения задания при сравнении с образцом и умение редактировать свою работу при расхождении с образцом (на этапе закрепления новых знаний).
Коммуникативные:
1.Формировать умение работать в парах и индивидуально, умение работать с информацией.
2.Формировать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.
Методическое оснащение урока:
Образцы работ в данной технике
Презентация Microsoft Office Power Point
Инструкционно-технологическая карта
Оборудование и инструменты: белая, цветная и с мелким рисунком х/б ткань, нитки, узкие ленточки, тесьма, ножницы.
Методы обучения:
Рассказ
Демонстрация готовых работ
Беседа с объяснением нового материала
Показ трудовых приемов
Самостоятельная работа
Этапы занятия.
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Целеполагание и мотивация.
4.Усвоение новых знаний.
5.Закрепление новых знаний.
6.Самостоятельная работа.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
Приветствие.
Проверим, всё ли у нас готово к занятию.
-Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем с вами мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, нитки, ткань и тесьма,
узкие ленточки.
Все готовы? Молодцы! (1-слайд)
2.Актуализация знаний.
-Мы с вами снова будем работать в творческой мастерской.
Послушайте аудиозапись. (2- слайд)
Отрывок из народной сказки «Василиса прекрасная»
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы даёт.
-Что подарила мама Василисе?
Зачем?
Какую из представленных кукол могла подарить мама дочке Василисе?
(Выставка современных и тряпичных кукол)
Почему вы так думаете?
Почему такую силу имела простая кукла? (Кукла была сделана руками мамы, девочка набиралась сил, держа куклу в руках)
3.Целеполагание и мотивация.
-Чему мы будем учиться на занятии? ( Изготавливать куклу из лоскутков)
Правильно кукла не рождается сама. Её создаёт человек.
Мы будем учиться изготавливать тряпичную куклу « Северная берегиня».
(3- слайд)
Показ образца.
-Почему северная? Где мы с вами живём?
-Потому что куколка распространена в северных районах, и ставилась кукла – оберег в северную часть избы.
- А почему берегиня?
- Каждая кукла делалась для определённых задач.
Одни куклы игровые. Другими не играли, эти обереги могли храниться в укромном месте, их не показывали. Третьими гордились. Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами. Оберегали дом, семейный очаг.
Берегиня охраняла дом и приносила благополучие.
5.Анализ образца.
Из каких частей состоит тряпичная кукла? Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?
С чего начнём работу. (Ответы детей)
1.Для выполнения куклы берем 7 кусочков ткани разного цвета . (4-й слайд)
2. На каждом кусочке ткани находим середину. Складываем края полоски вдоль к середине, затем складываем пополам и ещё раз пополам. (5-й слайд)
3.Все полученные детали собираем вместе. (6-й слайд)
4.Сгибаем собранные полоски пополам. (7-й слайд)
5.Формируем с помощью ниток голову куклы. (8-й слайд)
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил, а значит, безвредны для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом
6.Для платка берём красную ткань квадратной формы и сгибаем по диагонали. (9-й слайд)
7.Надеваем платок на голову куклы, закрепляем с помощью ниток и формируем кисти рук. (10-й слайд)
8.Украшаем куклу лентой. (11-й слайд)
6.Закрепление новых знаний.
Проверим, кто был внимательным. На столах карточки с последовательностью выполнения работы их нужно расположить в правильном порядке. Работать будем в парах. ( Правило работы в парах).
1.Для выполнения куклы берем 7 кусочков ткани разного цвета .
2. На каждом кусочке ткани находим середину. Складываем края полоски вдоль к середине, затем складываем пополам и ещё раз пополам.
3.Все полученные детали собираем вместе.
4.Сгибаем собранные полоски пополам.
5.Формируем с помощью ниток голову куклы.
6.Для платка берём красную ткань квадратной формы и сгибаем по диагонали.
7.Надеваем платок на голову куклы, закрепляем с помощью ниток и формируем кисти рук.
8.Украшаем куклу лентой.
(12-й слайд)
-Сравните с образцом и поднимите руки, кто выполнил верно.
Физминутка.
«Тряпичная кукла» -Представьте, что вы куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Вас подвесили на гвоздик за руку, за палец, за плечо и т.д.
Инструктаж по технике безопасности.
Обратите внимание: в обереговых куклах как правило, не применяются колющие и режущие инструменты. Поэтому ткань для куклы не режется ножницами, а рвётся. Но мы нарущим это правило и воспользуемся ножницами, если нужно будет, что – то подправить.
Вспомним правила работы с ножницами:
Храните ножницы в определённом месте.
Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
Чтобы работу выполнить успешно, нужно помнить о правилах рабочего человека.
Правила рабочего человека(13-слайд)
Приготовь своё рабочее мест .
Содержи своё место в порядке.
Думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.
Закончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.
Работайте дружно.
Следуйте правилам и порядку выполнения работы.
Практическая работа.
Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
Музыкальное сопровождение.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Пусть подружатся наши куколки. Покажите их.
Посмотрите вот полянка, но на ней совсем нет цветов.
Какие разные у нас они получились. Почему они разные?
Вот и подошло к концу наше занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
Чему учились мы на занятии? (Самооценка)
Поднимите руку, кто считает, что он успешно справился с работой. Посмотрите вот полянка, но на ней совсем нет цветов. Куколкам хочется погулять. Давайте украсим её. Ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится куколки изготовленные вашими руками, то прикрепите на нашей полянке красные цветы. А если вам было ……….. – жёлтые.
Я довольна вашей работой и благодарю вас.
Источники.
http://www.maaam.ru/detskijsad/znakomstvo-s-ruskoi-na.