Использование ИКТ в проектной деятельности на уроках технологии
Использование ИКТ в проектной деятельности на уроках технологии
В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным творческим проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в проектной деятельности на уроках технологии»
Использование ИКТ в проектной деятельности на уроках технологии
Четина Ольга Леонидовна
МОБУ «ООШ № 5» г.Кудымкар
учитель технологии и ИЗО
Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не толькополучить школьникам большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.
В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным творческим проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Учебный творческий проект – это осуществляемая под руководством учителя самостоятельная учебная работа по решению практической задачи творческого характера.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. Для 5-9 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров, подробное изучение особенностей различных видов рукоделия, различных технологий обработки материалов, поиск иллюстраций к ним, поиск, обработка и распечатка схем, рисунков. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). При работе с литературой учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и принтеры, таким образом, повышается культура труда.
Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. В Интернете можно найти сайты по различным видам рукоделия, различным способам художественной обработки материалов и многие другие, имеющие отношение к образовательной области «Технология». Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet.
II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). При выполнении творческого проекта учащиеся используют компьютер как средство для обработки информации и оформления пояснительной записки.
Использование программы Word позволяет распечатывать текст, вставлять в него рисунки или отсканированные фотографии, форматировать текст и графические изображения. С помощью текстового редактора Word можно создавать практически любые электронные или печатные документы проекта: дизайн-спецификацию, рекламный проспект, меню, «Советы рукодельницам», листы опроса для анкет и т.д. Создание простых документов в Word значительно облегчается благодаря использованию шаблонов, например выполнение звёздочки обдумывания. Графический редактор Power Раint позволяют просто и удобно создавать сложные и красивые изображения, что может пригодится при оформлении проектных материалов, разработке рекламы и дизайна изделия, моделирования конструкции, цвета, объектов художественной обработки материалов, швейных изделий.
III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Например, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или Word Pad, Word. Для защиты проектов учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта.
Необходимо познакомить учащихся с требованиями к оформлению презентаций. Этапы подготовки мультимедийной презентации: планирование сценария презентации;создание структуры презентации (по слайдам);разработка дизайна презентации; подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов, дополнение звуком и анимацией).
После защиты проекта учащимися презентации используются, как наглядные пособия, которые повышают интерес к предмету.
Таким образом, использование средств информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности учащихся приводит к активному взаимодействию между обучающим и обучаемым и средством ИКТ. Это позволяет активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала, значительному расширению знаний, изучению дополнительнойинформации по предмету и одновременно приобретению умения самостоятельно добывать знания, анализировать и оформлять проекты.
Литература
1. Боброва Л.В. Технология. 5-9 класс. Уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия.
2. Интернет-ресурсы. //Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности учащихся на уроках технологии. Кожина Л.А. www.curator.ru. Разработка сценария мультимедийной презентации.
3. Новые педагогические технологии – http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html
4. Образование в российской информационной сети - http://education.rin.ru