Интегрированный урок русского языка и технологии в 5 классе Тема урока: «Здравствуйте!»
Интегрированный урок русского языка и технологии в 5 классе Тема урока: «Здравствуйте!»
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе интегрирования образовательных областей «Филология» и «Технология».
Задачи урока: 1) рассказать учащимся о роли приветствия в обществе;
2) познакомить учащихся с моделями приветствия в
различных речевых ситуациях;
3) расширить представление учащихся о культуре русского
народа.
Оборудование урока: учебник «Русский язык 5 класс», интерактивная доска, слайд-шоу «Традиции приветствия», электронная викторина «Приветствие на страницах русской литературы», шаблон таблицы «Речевые модели и речевые ситуации» в электронном виде, презентация «Правила приветствия», шаблоны на партах учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и технологии в 5 классе Тема урока: «Здравствуйте!» »
Интегрированный урок русского языка и технологии в 5 классе
Тема урока: «Здравствуйте!»
Учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ №3
г. Юрьев-Польского
Карзанова Е.В.,
учитель технологии МОУ
СОШ №3 г. Юрьев-Польского
Гарьянова И.В.
Интегрированный урок русского языка и технологии в 5 классе.
Тема: «Здравствуйте!»
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе интегрирования образовательных областей «Филология» и «Технология».
Задачи урока: 1) рассказать учащимся о роли приветствия в обществе;
2) познакомить учащихся с моделями приветствия в
различных речевых ситуациях;
3) расширить представление учащихся о культуре русского
народа.
Оборудование урока: учебник «Русский язык 5 класс», интерактивная доска, слайд-шоу «Традиции приветствия», электронная викторина «Приветствие на страницах русской литературы», шаблон таблицы «Речевые модели и речевые ситуации» в электронном виде, презентация «Правила приветствия», шаблоны на партах учащихся.
Учитель русского языка сообщает тему и задачи урока, начинает фронтальную беседу с классом.
- Вы поздоровались со знакомым человеком. По вашему мнению, это важно? (Звучат различные ответы учащихся.)
- Каково, по-вашему, значение слова «Здравствуй»?
- Как вы думаете, надо ли, входя в магазин, аптеку, библиотеку, музей, здороваться с незнакомыми вам сотрудниками?
- О чем вы подумаете, если с вами не поздоровается знакомый?
Обобщение учителя. Да, мы придаем большое значение приветствию: произнесенное искренне и доброжелательно, приветствие располагает к взаимопониманию, симпатии, одновременно отражая степень нашей вежливости и учтивости по отношению к другим. Нас беспокоит, когда знакомый человек, проходя мимо, слегка кивает или просто не замечает нас. Перестать здороваться – значит прекратить знакомство, прервать добрые отношения. Общение начинается с приветствия. Приветствие – один из важных моментов речевого общения.
И тема сегодняшнего урока: «Здравствуйте». Поговорим мы о культуре приветствия: традициях, речевых ситуациях и моделях, о новом в общении. нелание продолжить общение с этим человеком. знакомыми, мы подтверждаем свое знакомствою и классификации. ками?0000000000000000
Учитель технологии: Обычай приветствовать друг друга, пришедший к нам из глубокой старины, неотступно следует за нами через всю жизнь. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Вспомним, как люди могут приветствовать друг друга. (Звучат различные ответы учащихся.) Обобщение учителя. Кивок головой, легкий поклон, рукопожатие, простое «Добрый день» или «Здравствуй» определяется целым рядом этнографических и культурных особенностей. Приветствие имеет большое значение в общении людей, так как именно с него общение и начинается. С приветствия начинается любой разговор; и то, каким голосом оно произнесено, с каким выражением лица и какими словами, задает тон всему дальнейшему общению. Никогда не устареет истина, что первое впечатление нельзя произвести дважды.
Показ слайд-шоу «Традиции приветствия». (В данной презентации учащимся предлагается познакомиться с традициями приветствия в разные исторические эпохи на Руси. Также учитель технологии во время показа рассказывает ребятам об особенностях костюмов.)
Учитель русского языка. Поэты и писатели, понимая важность приветствия в русской культуре, часто использовали их в своем творчестве. Вашему вниманию предлагается викторина по страницам произведений русских поэтов.
«Здорово, парнище! – Ступай себе мимо! – Уж больно ты грозен, как я погляжу!» (Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».)
«Здравствуй, красная девица, - говорит он, - будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября». (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
«Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна». (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро веселое!» (И.С.Никитин «Утро»)
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день неясный?» (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
«Здравствуй, зеркальце! скажи да всю правду доложи…» (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
«Чуть сорока защекочет – понимаешь, хоть молчишь, упрекнуть она, мол, хочет: «Здравствуй, Ваня! Долго спишь!» (И.С.Никитин «Няня»)
Словарная работа. В начале урока вы назвали несколько примеров приветствия. Обратимся еще раз к ним. Одновременное заполнение таблиц, находящихся у каждого ученика, и таблицы на интерактивной доске. Учащиеся называют вначале речевые модели, затем коллективно разбираются речевые ситуации.
Речевые модели
Речевые ситуации
Здравствуйте! Здравствуй!
В любой ситуации.
Доброе утро!
Приветствуя кого-либо утром.
Добрый день!
Приветствуя кого-либо днем.
Добрый вечер!
Приветствуя кого-либо вечером.
Привет! Салют!
Непринужденное общение, чаще всего в молодежной среде.
Здорово!
Грубовато-сниженное.
Мое почтение!
Я Вас приветствую!
Употребительно в среде старшего поколения.
Работа с текстом. Две последние речевые модели учащимся предлагается найти в отрывке из рассказа М.А.Булгакова «Полотенце с петухами». Вопросы к тексту:
Определите тему и основную мысль текста.
Определите тип текста.
Определите, в какую историческую эпоху происходит действие? Каковы признаки? Укажите.
Обобщение. Какие из перечисленных формул вы употребляете чаще всего? Какие модели вы никогда не употребляли в своей речи? Почему? Хочется выразить надежду, что после сегодняшнего урока вы не раз в своей речи будете употреблять примеры из таблицы.
Учитель технологии: Самый важный принцип в общении – это вежливость и доброжелательность. Слова приветствия часто сопровождаются соответствующими случаю жестами и действиями – рукопожатием, поклоном, поцелуем руки женщины, снятием головного убора. Не забывайте приветствовать друг друга в любых условиях и при любых обстоятельствах, невзирая на короткое знакомство или случайную встречу. Не будет ничего предосудительного в том, что вы поприветствуете незнакомого человека.
Презентация «Правила приветствия».
Как же приветствовать знакомого человека? Отвечая на этот вопрос, приведем основные правила этикета, которые следует при этом соблюдать:
не пробирайтесь к знакомому через все помещение или улицу, толкая при этом других;
не окликайте его слишком громко;
мужчина не должен задерживать знакомую женщину после приветственной фразы;
женщине не возбраняется, встретив знакомого мужчину, остановиться и произнести несколько слов;
приветствовать знакомых в общественных местах следует кивком или улыбкой.
В процедуре приветствия людей незнакомых и тех, кому вы не представлены, также есть свои тонкости:
находясь в поезде, в кафе, в библиотеке и тому подобных местах, где вы проводите какое-то время с незнакомыми людьми, следует поздороваться первым и сказать что-нибудь учтивое;
на приветствие человека, которого вы не можете вспомнить, ответить все равно полагается;
отвечают на приветствие незнакомого, если вы идете с другом и приветствуют его.
Относительно того, кто первым должен здороваться, этикет устанавливает ряд правил:
младший приветствует старшего по возрасту;
мужчина всегда приветствует женщину первым;
тот, кто входит в помещение, первым приветствует всех присутствующих;
в какое бы общественное место вы ни входили, следует произнести слова приветствия.
Правила общения и приветствия в сети Интернет. Учитель русского языка: сегодня на уроке мы поговорили о традициях приветствия, о правилах приветствия в современном обществе. Жизнь не стоит на месте: у нас появилась возможность общения посредством электронной почты. Работа в глобальных электронных сетях богата подводными камнями ничуть не меньше, чем реальная; сетевая жизнь даже коварней, поскольку, когда мы используем компьютерную связь, перед нами нет лица собеседника, есть только экран монитора. Нет эмоций, нет жестов, нет мимики – одни слова. Здесь необходимо помнить очень важный принцип этикета – ваше сообщение читают живые люди. Прежде чем что-либо написать, подумайте, смогли бы вы так сказать при личной встрече. Однако в электронной переписке эмоции пишущего могут быть выражены специальными значками – «смайликами». (На интерактивной доске появляются «Смайлики» с комментариями». Также появляется название книги, знакомящей с правилами поведения в сети Интернет: Иванова В.В. Этикет, путешествие, бизнес. – М.: 2001.)
Практическая работа. Учитель русского языка и учитель технологии: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Как могут знания, полученные на этом уроке, помочь вам в жизни? Предлагаем вам несколько речевых ситуаций ( каждая группа получает карточку с заданием)
Карточка № 1 «Вы едете в переполненном транспорте, увидели знакомого человека, который находится далеко от вас. Как вы поступите?»
Карточка № 2 « Вы звоните своему другу, но трубку берет мама друга. Ваши действия».
Карточка № 3 (Мальчикам.) «Вы идете по улице, навстречу вам идет одноклассница или знакомая девочка. Кто должен поздороваться первым. Какую речевую модель вы используете?»
Карточка № 4 «В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете?»
Карточка № 5 « Учитель занят или разговаривает с другим человеком. Вам хочется поздороваться. Ваши действия».
12. Задание на дом: в учебнике «Литература 5 класс» найти и выписать примеры приветствия литературных героев. Примеры можно проиллюстрировать. Группе учащихся предлагается приготовить викторину в электронном виде «Приветствия былинных и сказочных героев».
Примечание: перед уроком учащиеся рассаживаются группами по пять человек.