kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок русского языка и технологии в 5 классе Тема урока: «Здравствуйте!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе интегрирования образовательных областей «Филология» и «Технология».

Задачи урока: 1) рассказать учащимся о роли приветствия в  обществе;

                         2) познакомить учащихся с моделями приветствия в  

                             различных речевых ситуациях;

                         3) расширить представление учащихся о культуре русского

                             народа.

Оборудование урока: учебник «Русский язык 5 класс», интерактивная доска, слайд-шоу «Традиции приветствия», электронная викторина «Приветствие на страницах русской литературы», шаблон таблицы «Речевые модели и речевые ситуации» в электронном виде, презентация «Правила приветствия», шаблоны на партах учащихся.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и технологии в 5 классе Тема урока: «Здравствуйте!» »







Интегрированный урок русского языка и технологии в 5 классе

Тема урока: «Здравствуйте!»




Учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ №3

г. Юрьев-Польского

Карзанова Е.В.,

учитель технологии МОУ

СОШ №3 г. Юрьев-Польского

Гарьянова И.В.








Интегрированный урок русского языка и технологии в 5 классе.

Тема: «Здравствуйте!»

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе интегрирования образовательных областей «Филология» и «Технология».

Задачи урока: 1) рассказать учащимся о роли приветствия в обществе;

2) познакомить учащихся с моделями приветствия в

различных речевых ситуациях;

3) расширить представление учащихся о культуре русского

народа.

Оборудование урока: учебник «Русский язык 5 класс», интерактивная доска, слайд-шоу «Традиции приветствия», электронная викторина «Приветствие на страницах русской литературы», шаблон таблицы «Речевые модели и речевые ситуации» в электронном виде, презентация «Правила приветствия», шаблоны на партах учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Приветствие учителями учащихся: чтение стихотворения В.А.Солоухина

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали ,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

Ведь мы ничего не сказали

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?


  1. Фронтальная беседа.

Учитель русского языка сообщает тему и задачи урока, начинает фронтальную беседу с классом.

- Вы поздоровались со знакомым человеком. По вашему мнению, это важно? (Звучат различные ответы учащихся.)

- Каково, по-вашему, значение слова «Здравствуй»?

- Как вы думаете, надо ли, входя в магазин, аптеку, библиотеку, музей, здороваться с незнакомыми вам сотрудниками?

- О чем вы подумаете, если с вами не поздоровается знакомый?

Обобщение учителя. Да, мы придаем большое значение приветствию: произнесенное искренне и доброжелательно, приветствие располагает к взаимопониманию, симпатии, одновременно отражая степень нашей вежливости и учтивости по отношению к другим. Нас беспокоит, когда знакомый человек, проходя мимо, слегка кивает или просто не замечает нас. Перестать здороваться – значит прекратить знакомство, прервать добрые отношения. Общение начинается с приветствия. Приветствие – один из важных моментов речевого общения.

И тема сегодняшнего урока: «Здравствуйте». Поговорим мы о культуре приветствия: традициях, речевых ситуациях и моделях, о новом в общении. нелание продолжить общение с этим человеком. знакомыми, мы подтверждаем свое знакомствою и классификации. ками?0000000000000000

  1. Учитель технологии: Обычай приветствовать друг друга, пришедший к нам из глубокой старины, неотступно следует за нами через всю жизнь. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Вспомним, как люди могут приветствовать друг друга. (Звучат различные ответы учащихся.) Обобщение учителя. Кивок головой, легкий поклон, рукопожатие, простое «Добрый день» или «Здравствуй» определяется целым рядом этнографических и культурных особенностей. Приветствие имеет большое значение в общении людей, так как именно с него общение и начинается. С приветствия начинается любой разговор; и то, каким голосом оно произнесено, с каким выражением лица и какими словами, задает тон всему дальнейшему общению. Никогда не устареет истина, что первое впечатление нельзя произвести дважды.

  2. Показ слайд-шоу «Традиции приветствия». (В данной презентации учащимся предлагается познакомиться с традициями приветствия в разные исторические эпохи на Руси. Также учитель технологии во время показа рассказывает ребятам об особенностях костюмов.)

  3. Учитель русского языка. Поэты и писатели, понимая важность приветствия в русской культуре, часто использовали их в своем творчестве. Вашему вниманию предлагается викторина по страницам произведений русских поэтов.

  1. «Здорово, парнище! – Ступай себе мимо! – Уж больно ты грозен, как я погляжу!» (Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».)

  2. «Здравствуй, красная девица, - говорит он, - будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября». (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

  3. «Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна». (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  4. «Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро веселое!» (И.С.Никитин «Утро»)

  5. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день неясный?» (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

  6. «Здравствуй, зеркальце! скажи да всю правду доложи…» (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

  7. «Чуть сорока защекочет – понимаешь, хоть молчишь, упрекнуть она, мол, хочет: «Здравствуй, Ваня! Долго спишь!» (И.С.Никитин «Няня»)

  1. Словарная работа. В начале урока вы назвали несколько примеров приветствия. Обратимся еще раз к ним. Одновременное заполнение таблиц, находящихся у каждого ученика, и таблицы на интерактивной доске. Учащиеся называют вначале речевые модели, затем коллективно разбираются речевые ситуации.

    Речевые модели

    Речевые ситуации

    Здравствуйте! Здравствуй!

    В любой ситуации.

    Доброе утро!

    Приветствуя кого-либо утром.

    Добрый день!

    Приветствуя кого-либо днем.

    Добрый вечер!

    Приветствуя кого-либо вечером.

    Привет! Салют!

    Непринужденное общение, чаще всего в молодежной среде.

    Здорово!

    Грубовато-сниженное.

    Мое почтение!

    Я Вас приветствую!

    Употребительно в среде старшего поколения.

  2. Работа с текстом. Две последние речевые модели учащимся предлагается найти в отрывке из рассказа М.А.Булгакова «Полотенце с петухами». Вопросы к тексту:

  1. Определите тему и основную мысль текста.

  2. Определите тип текста.

  3. Определите, в какую историческую эпоху происходит действие? Каковы признаки? Укажите.

Обобщение. Какие из перечисленных формул вы употребляете чаще всего? Какие модели вы никогда не употребляли в своей речи? Почему? Хочется выразить надежду, что после сегодняшнего урока вы не раз в своей речи будете употреблять примеры из таблицы.

  1. Учитель технологии: Самый важный принцип в общении – это вежливость и доброжелательность. Слова приветствия часто сопровождаются соответствующими случаю жестами и действиями – рукопожатием, поклоном, поцелуем руки женщины, снятием головного убора. Не забывайте приветствовать друг друга в любых условиях и при любых обстоятельствах, невзирая на короткое знакомство или случайную встречу. Не будет ничего предосудительного в том, что вы поприветствуете незнакомого человека.

  2. Презентация «Правила приветствия».

Как же приветствовать знакомого человека? Отвечая на этот вопрос, приведем основные правила этикета, которые следует при этом соблюдать:

  • не пробирайтесь к знакомому через все помещение или улицу, толкая при этом других;

  • не окликайте его слишком громко;

  • мужчина не должен задерживать знакомую женщину после приветственной фразы;

  • женщине не возбраняется, встретив знакомого мужчину, остановиться и произнести несколько слов;

  • приветствовать знакомых в общественных местах следует кивком или улыбкой.

В процедуре приветствия людей незнакомых и тех, кому вы не представлены, также есть свои тонкости:

  • находясь в поезде, в кафе, в библиотеке и тому подобных местах, где вы проводите какое-то время с незнакомыми людьми, следует поздороваться первым и сказать что-нибудь учтивое;

  • на приветствие человека, которого вы не можете вспомнить, ответить все равно полагается;

  • отвечают на приветствие незнакомого, если вы идете с другом и приветствуют его.

Относительно того, кто первым должен здороваться, этикет устанавливает ряд правил:

  • младший приветствует старшего по возрасту;

  • мужчина всегда приветствует женщину первым;

  • тот, кто входит в помещение, первым приветствует всех присутствующих;

  • в какое бы общественное место вы ни входили, следует произнести слова приветствия.

  1. Правила общения и приветствия в сети Интернет. Учитель русского языка: сегодня на уроке мы поговорили о традициях приветствия, о правилах приветствия в современном обществе. Жизнь не стоит на месте: у нас появилась возможность общения посредством электронной почты. Работа в глобальных электронных сетях богата подводными камнями ничуть не меньше, чем реальная; сетевая жизнь даже коварней, поскольку, когда мы используем компьютерную связь, перед нами нет лица собеседника, есть только экран монитора. Нет эмоций, нет жестов, нет мимики – одни слова. Здесь необходимо помнить очень важный принцип этикета – ваше сообщение читают живые люди. Прежде чем что-либо написать, подумайте, смогли бы вы так сказать при личной встрече. Однако в электронной переписке эмоции пишущего могут быть выражены специальными значками – «смайликами». (На интерактивной доске появляются «Смайлики» с комментариями». Также появляется название книги, знакомящей с правилами поведения в сети Интернет: Иванова В.В. Этикет, путешествие, бизнес. – М.: 2001.)

  2. Практическая работа. Учитель русского языка и учитель технологии: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Как могут знания, полученные на этом уроке, помочь вам в жизни? Предлагаем вам несколько речевых ситуаций ( каждая группа получает карточку с заданием)

Карточка № 1 «Вы едете в переполненном транспорте, увидели знакомого человека, который находится далеко от вас. Как вы поступите?»

Карточка № 2 « Вы звоните своему другу, но трубку берет мама друга. Ваши действия».

Карточка № 3 (Мальчикам.) «Вы идете по улице, навстречу вам идет одноклассница или знакомая девочка. Кто должен поздороваться первым. Какую речевую модель вы используете?»

Карточка № 4 «В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете?»

Карточка № 5 « Учитель занят или разговаривает с другим человеком. Вам хочется поздороваться. Ваши действия».

12. Задание на дом: в учебнике «Литература 5 класс» найти и выписать примеры приветствия литературных героев. Примеры можно проиллюстрировать. Группе учащихся предлагается приготовить викторину в электронном виде «Приветствия былинных и сказочных героев».

Примечание: перед уроком учащиеся рассаживаются группами по пять человек.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Гарьянова Ирина Вячеславовна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Морфологический разбор имени числительного "
    ["seo_title"] => string(49) "morfologhichieskii-razbor-imieni-chislitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "172779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423854786"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Мастер - класс "Приёмы исследовательской деятельности  как средство развития критического мышления обучающихся" "
    ["seo_title"] => string(128) "mastier-klass-priiomy-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "102537"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402512668"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Обзор компьютерных программ для изучения английского языка"
    ["seo_title"] => string(69) "obzor_komp_iutiernykh_proghramm_dlia_izuchieniia_anghliiskogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "356854"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478629183"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Такой неповторимый мир "
    ["seo_title"] => string(23) "takoi-niepovtorimyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "140152"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417884930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства