Внеклассное мероприятие для 3 класса "Поле чудес". Тема "Народная игрушка"
Внеклассное мероприятие для 3 класса "Поле чудес". Тема "Народная игрушка"
Каждый учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше. Решению этой задачи помогает использование игровых технологий на уроке. В 3 классе (программа Б.М. Неменского) изучается тема «Твои игрушки». Поэтому данная игра может использоваться как закрепление на обобщающем уроке четверти или во время занятий ГПД, а также при проведении в школе предметной недели.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ПОЛЕ ЧУДЕС».
ТЕМА: «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»
Какие игрушки любят дети? А в какие игрушки играли наши мамы? Бабушки? Прабабушки? А когда в России появились первые игрушки? Трудно ответить на все эти вопросы, но давайте попробуем. В летописях нет упоминаний об игрушках. Но зато есть запись в книге расходов жены Петра 1 Екатерины Алексеевны:
«… куплено в Москве разных игрушек… , а именно: три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами…» Значит, существовали в России ХVIII века игрушечные промыслы. Но и задолго до петровских времен на Руси делались игрушки из разного материала. Мы сегодня будем говорить о народных игрушках.
Народные игрушки, выполненные в разных местах России, отличаются друг от друга и по внешнему виду, и по содержанию, сохраняя свои особые традиции изготовления, свои образцы и художественные средства выразительности. Но где бы игрушки не создавались, из какого бы материала не делались, для всех их главным остается простота форм, декоративность, праздничность и чувство материала. И, пожалуй, самое главное – доброта. Почему не угасает интерес к народным игрушкам? Почему и в наши дни все больше и больше людей обращаются к вечному источнику народной красоты? В одной из книг приведены удивительные слова пятилетней девочки. На вопрос, что ей больше всего понравилось на выставке народной игрушки и почему, девочка ответила, что “… разноцветные птицы и кони. Они все будто из сказки. Сказка ведь всегда разноцветная.” С этим нельзя не согласиться. Итак, мы начинаем.
1.Первая тройка игроков.
В старину было слово “Тарарай”, которое означало шутник, сказочник. Игрушки возможно тоже на них похожи, ведь тоже радость и праздник дарят.
ВОПРОС: Как в старину на Руси по-другому называли игрушки?
ОТВЕТ: ТАРАРУШКИ.
После того как ученики отгадают это слово, учитель читает строки:
ТА-РА-РУШКИ,
ТА-РА-РУШКИ,
ЭТО РУССКИЕ ИГРУШКИ.
2. Вторая тройка игроков.
Всем известна дымковская игрушка- легкая, яркая, вся в цветных пятнах, в ней бьет через край радость жизни. Главной особенностью, главным развлечением этого праздника был свист. Свист считался средством отпугивания злых сил.
ВОПРОС: Как назывался местный праздник, с которым связывают происхождение дымковского промысла?
ОТВЕТ: СВИСТУНЬЯ.
Весной, встречая бога солнца Ярилу, вятичи делали из глины забавные шары и свистульки в виде двуглавого ярко раскрашенного зверя. Шары катали по склонам оврага, а свистульки и игрушки были большой радостью для ребятни и взрослых. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили в окна, между рамами.
3.Третья тройка игроков.
ВОПРОС: Какое дерево используют для своих игрушек богородские мастера?
ОТВЕТ: ЛИПА.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
ВОПРОС: Что явилось прообразом русской национальной игрушки матрешки?
ОТВЕТ: ЯЙЦО.
Есть много версий, когда и как родилась матрешка. Но точно известно, что прообразом было ярко раскрашенное пасхальное яйцо. Говорят, что художнику Сергею Малютину подарили японскую игрушку, старичка Даруму, состоящую из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Глядя на русское пасхальное яйцо и японскую игрушку, художник нарисовал на бумаге смешную куколку, которую выточил из дерева мастер Звездочкин, а сам Сергей Малютин расписал. Так и появилась девочка в русском сарафане, а в ней прятались еще фигурки мал-мала меньше. Кто-то назвал игрушку Матрена, а потом ласково Матрешечка, Матрешка.
ФИНАЛ.
У каждого народа матрешка приобретает свои национальные черты. Художники Кудрявцев В., Молотова Т., Ямбердов И. создали марийскую матрешку в форме пирамидки. Эта форма матрешки навеяна марийским головным убором.
ВОПРОС: Как назывался этот головной убор?
ОТВЕТ: ШЫМАКШ.
СУПЕР-ИГРА.
Продолжаем разговор о марийской матрешке.
В нашей республике была фабрика по изготовлению игрушек (цех на мебельной фабрике объединения “Пöлек”). Выпускались здесь матрешки, которые украшались синими платочками.
ВОПРОС: Как величают марийскую матрешку в синем платочке?
ОТВЕТ: ФЕНЯ.
На этом наша игра закончилась. Всем спасибо!
Cписок литературы
1.Алексеева, Е.М. Учить детей творчеству/ Е.М. Алексеева//Дополнительное образование.-2003.- №7.-С.23-24.
2.Вильданова, Т.В. Русская игрушка, всеобщая любовь/ Т.В.Вильданова// Наука и религия. – 1994. -№2. –С.50-51.
3.Иванов, Н. Куклы для детей и взрослых/ Н.Иванов//Юный художник. – 1991. - №3.- С.44-46.
4.Козвонина, В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работ по мотивам дымковской игрушки/ В.П. Козвонина// Начальная школа.-2000.-№11.-С.65-70.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 3 класса "Поле чудес". Тема "Народная игрушка" »
Каждый учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше. Решению этой задачи помогает использование игровых технологий на уроке. В 3 классе (программа Б.М. Неменского) изучается тема «Твои игрушки». Поэтому данная игра может использоваться как закрепление на обобщающем уроке четверти или во время занятий ГПД, а также при проведении в школе предметной недели.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ПОЛЕ ЧУДЕС».
ТЕМА: «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»
Какие игрушки любят дети? А в какие игрушки играли наши мамы? Бабушки? Прабабушки? А когда в России появились первые игрушки? Трудно ответить на все эти вопросы, но давайте попробуем. В летописях нет упоминаний об игрушках. Но зато есть запись в книге расходов жены Петра 1 Екатерины Алексеевны:
«… куплено в Москве разных игрушек… , а именно: три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами…» Значит, существовали в России ХVIII века игрушечные промыслы. Но и задолго до петровских времен на Руси делались игрушки из разного материала. Мы сегодня будем говорить о народных игрушках.
Народные игрушки, выполненные в разных местах России, отличаются друг от друга и по внешнему виду, и по содержанию, сохраняя свои особые традиции изготовления, свои образцы и художественные средства выразительности. Но где бы игрушки не создавались, из какого бы материала не делались, для всех их главным остается простота форм, декоративность, праздничность и чувство материала. И, пожалуй, самое главное – доброта. Почему не угасает интерес к народным игрушкам? Почему и в наши дни все больше и больше людей обращаются к вечному источнику народной красоты? В одной из книг приведены удивительные слова пятилетней девочки. На вопрос, что ей больше всего понравилось на выставке народной игрушки и почему, девочка ответила, что “… разноцветные птицы и кони. Они все будто из сказки. Сказка ведь всегда разноцветная.” С этим нельзя не согласиться. Итак, мы начинаем.
1.Первая тройка игроков.
В старину было слово “Тарарай”, которое означало шутник, сказочник. Игрушки возможно тоже на них похожи, ведь тоже радость и праздник дарят.
ВОПРОС: Как в старину на Руси по-другому называли игрушки?
ОТВЕТ: ТАРАРУШКИ.
После того как ученики отгадают это слово, учитель читает строки:
ТА-РА-РУШКИ,
ТА-РА-РУШКИ,
ЭТО РУССКИЕ ИГРУШКИ.
2. Вторая тройка игроков.
Всем известна дымковская игрушка- легкая, яркая, вся в цветных пятнах, в ней бьет через край радость жизни. Главной особенностью, главным развлечением этого праздника был свист. Свист считался средством отпугивания злых сил.
ВОПРОС: Как назывался местный праздник, с которым связывают происхождение дымковского промысла?
ОТВЕТ: СВИСТУНЬЯ.
Весной, встречая бога солнца Ярилу, вятичи делали из глины забавные шары и свистульки в виде двуглавого ярко раскрашенного зверя. Шары катали по склонам оврага, а свистульки и игрушки были большой радостью для ребятни и взрослых. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили в окна, между рамами.
3.Третья тройка игроков.
ВОПРОС: Какое дерево используют для своих игрушек богородские мастера?
ОТВЕТ: ЛИПА.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
ВОПРОС: Что явилось прообразом русской национальной игрушки матрешки?
ОТВЕТ: ЯЙЦО.
Есть много версий, когда и как родилась матрешка. Но точно известно, что прообразом было ярко раскрашенное пасхальное яйцо. Говорят, что художнику Сергею Малютину подарили японскую игрушку, старичка Даруму, состоящую из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Глядя на русское пасхальное яйцо и японскую игрушку, художник нарисовал на бумаге смешную куколку, которую выточил из дерева мастер Звездочкин, а сам Сергей Малютин расписал. Так и появилась девочка в русском сарафане, а в ней прятались еще фигурки мал-мала меньше. Кто-то назвал игрушку Матрена, а потом ласково Матрешечка, Матрешка.
ФИНАЛ.
У каждого народа матрешка приобретает свои национальные черты. Художники Кудрявцев В., Молотова Т., Ямбердов И. создали марийскую матрешку в форме пирамидки. Эта форма матрешки навеяна марийским головным убором.
ВОПРОС: Как назывался этот головной убор?
ОТВЕТ: ШЫМАКШ.
СУПЕР-ИГРА.
Продолжаем разговор о марийской матрешке.
В нашей республике была фабрика по изготовлению игрушек (цех на мебельной фабрике объединения “Пöлек”). Выпускались здесь матрешки, которые украшались синими платочками.
ВОПРОС: Как величают марийскую матрешку в синем платочке?
ОТВЕТ: ФЕНЯ.
На этом наша игра закончилась. Всем спасибо!
Cписок литературы
1.Алексеева, Е.М. Учить детей творчеству/ Е.М. Алексеева//Дополнительное образование.-2003.- №7.-С.23-24.
2.Вильданова, Т.В. Русская игрушка, всеобщая любовь/ Т.В.Вильданова// Наука и религия. – 1994. -№2. –С.50-51.
3.Иванов, Н. Куклы для детей и взрослых/ Н.Иванов//Юный художник. – 1991. - №3.- С.44-46.
4.Козвонина, В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работ по мотивам дымковской игрушки/ В.П. Козвонина// Начальная школа.-2000.-№11.-С.65-70.