kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древние образы в современных народных игрушках 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую актуальность приобретает вопрос освоения учащимися общеобразовательных школ традиций народного исскуства. Важно, что при изучении и освоении традиций обучающиеся не только получают смысловой и эмоционально- ценностный опыт, но и через практический опыт, получая умение близкие к мастерству народного художника- мастера, осознают свою причастность к культуре великой страны- своей Родины.

Уроки составлены в логической последовательности от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания учащихся.В условиях урока приоритет отдается духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия призведений и закрепляются в собственной практической деятельности.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Древние образы в современных народных игрушках 5 класс »


Блок уроков по теме «Древние образы в современных народных игрушках»

5 класс


учитель : МАОУ «Гимназия «Логос»

Кубышкина Галина Николаевна


Содержание


В настоящее время народное искусство приобретает все большее значение, так как происходит возрождение духовной культуры России, наблюдается рост интереса к национальному и народному искусству, традициям, обычаям и истории. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования не случайно определил приоритетным воспитание чувства патриотизма у обучающихся. Подлинный патриотизм немыслим без чувства исторической преемственности, без памяти и любви к великим делам предков. Поэтому, особую актуальность приобретает вопрос освоения учащимися общеобразовательных школ традиций народного искусства. Важно, что при изучении и освоении традиций обучающиеся не только получают смысловой и эмоционально-ценностный опыт, но и через практический опыт, получая умения близкие к мастерству народного художника-мастера, осознают свою причастность к культуре великой страны - своей Родины.


  1. Пояснительная записка на весь блок уроков:

Программа «Изобразительное искусство 5-9 классы классы» под руководством Б. М. Неменского. Изучение изобразитель-

ного искусства в основной школе предусматривает целостные годичные блоки искусств. Начальный этап начинается с декоративно- прикладного искусства. Согласно ФГОС знания перестают быть главной целью образовательного процесса, а выполняют роль средства организации учебной деятельности. 5 класс - это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Методы, используемые на уроках позволяют забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям, но уже на ином содержательном уровне . На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватной их возрастным особенностям.

Результатом моей работы и явился проект из 6 уроков , где я попыталась, в свете новых стандартов, показать свое понимание новых требований к качеству образования.

В процессе работы над проектом я изучала весь курсовой материал и составила уроки в логической последовательности от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания учащихся.

Чтобы показать внутрипредметные связи, я использовала содержание

предметов: технологии, изобразительного искусства и риторики.

В условиях урока приоритет отдается духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений и закрепляются в собственной практической деятельности.

Личностные результаты: в процессе обучения учащиеся получили навык самостоятельной работы , участвуя в сборе и классификации материала, умение применять навыки сотрудничества , вести диалог, обсуждать вопросы , связанные с современными народными промыслами , создавать атмосферу доброжелательно-делового взаимодействия, преодолевая ситуации напряжений. Учились находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения , уметь ориентироваться в пространстве, планировать, организовать самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность, принимать решение, организовать сотрудничество, умение реализовать себя во внеурочной деятельности. Предметные результаты: знать особенности ведущих центров, уметь распознавать, сопоставлять , анализировать, обнаруживать общее, особенное, выполнять эскизы и модели в соответствии с традициями, передавая особенности формы, традиционной орнаментики и колористики, навыки декоративной росписи в опоре на традиции; приобретение опыта проектной деятельности.

  1. Тема уроков: «Древние образы в современных народных игрушках».

Тема урока: «Дымковская игрушка»

Цели: дать возможность выявить характерные особенности росписи дымковской игрушки, сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью,выделятьэлементы узора , знать знаковое значение; углублять познания о народном декоративно-прикладном искусстве, воспитывать любовь к народному искусству России.

Задачи. Личностные : воспитывать чувство гордости за традиционное искусство своего народа, формировать эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства .

Метапредметные: учить действовать осознанно в соответствии с планируемым результатом , делать обобщения, классифицировать, научиться строить продуктивное общение, межличностные отношения.

Предметные: научить умению распознавать ,сопоставлять, анализировать, обнаруживать общее , особенное; приобретению опыта выполнения эскизов, опыта выполнения проектной деятельности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок - путешествие.

Формы работы: индивидуальная , фронтальная , групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, записи инструментальной музыки.

Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет, плакаты «Дымковская игрушка», презентация «Дымковская игрушка»,

баночка для воды, палитра, альбом.

Ход урока.

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Продолжаем знакомство с народным искусством на примере традиционных народных художественных промыслов России.

Общая тема блоков уроков: «Древние образы в современных народных игрушках»

-Знакомство с удивительной профессией – игрушечник.



-Для чего создавались в древности глиняные игрушки?

(Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Игрушечные предметы были далеки от забавы. Они несли глубокий магический смысл , были элементом магических обрядов. )

-Работа учебнику – стр. 66.

- Найди отличия игрушек разных промыслов.

-Самые знаменитые в России - дымковские игрушки.

  • Работа по учебнику – стр.71.

  • -Выполняя работу по теме мы приобретем опыт проектной деятельности.

  • План организации проекта.

.

В
ыступления с докладами.

Учащиеся знакомятся с историей развития дымковской игрушки.





Потомственные мастерицы начала 20 века: А. Мезрина , Е. Кошкина , Е. Пенкина. Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин




-Возрождение в советское время в 30 года связано с именем А. И. Деньшина.

-Символическое значение узоров. А. И. Бажин создал каталог дымковского орнамента. В его коллекции группируются орнаменты в зависимости от его роли в образе игрушки. Систиматизировано свыше 1000 видов орнаментальной росписи.



-Особенности цветового решения и технологии росписи.

-Подбор красок

Акриловые ( быстро сохнут, прочные , фон не сливается с другими цветами). Гуашь (белый фон будет взаимодействовать с другими красками, особенно , если будете водить в одном месте).

-Игра «Кто самый внимательный». ( Приметить и нарисовать на листах бумаги наибольшее количество узоров ). Работа в группах.

-Анализ работ.

- Практическая работа- эскиз дымковской игрушки (реальные и фантастические животные ).

-Выставка работ учащихся.

-Основная тематика сюжетов:

* Однофигурная композиция (реальные и фантастические животные, свистульки)








        В 1961 году появился у Зои Васильевны Пенкиной ее истинный шедевр — фигура «Многодетная мать». Здесь получила  развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами  предстает образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике,  в кофте с пышными рукавами, к основанию-юбке которой присоединены детские фигурки «мал мала меньше». В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с ее удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и  передника.
          1960–1970-е годы явились периодом расцвета таланта З. В. Пенкиной. Она смело  бралась за многие новые темы, разрабатывала из варианты. Работала Зоя Васильевна много, быстро, «рассказывая» в лепке руками и одновременно комментируя вслух свои композиции. Жизнерадостный, наивный характер Пенкиной, ее чувства отражались в живой трепетной глине, оставлял следы пальцев мастерицы.
        
        В ее творчестве   продолжает развиваться сказочная тема, начатая еще ее свекровью Е. И. Пенкиной.  Мастерица  стала автором  целого ряда  многофигурных композиций и композиций-наборов от 4-х до 80-ти произведений, объединенных общим сюжетом. Таковы композиции «Теремок», «Красная шапочка», «Рукавичка», «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Особенно выделяются своим замыслом «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила» и «Сказка о попе и работнике его Балде», навеянные образами любимого ею великого поэта А. С. Пушкина. Помимо главных героев и показа  основных событий, здесь появляется златоглавый город, напоминающий куполами храм Василия Блаженного в Москве. Рассчитанный на круговой обход, он удивляет разнообразием форм, лепных деталей  и орнамента на белом фоне. Обильное применение  сусального золота усиливает ощущение сказочности. Впервые появился  архитектурный мотив такого большого размера, который является частью большой композиции и одновременно может существовать самостоятельно.


*Сюжетные композиции.











Передаем опыт





-Современная дымковская игрушка.



Выставка. Более 200 работ современных мастеров.



В 2010 году у театра Кукол,в  центре Кирова, установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.






2. Урок технологии.

Лепка и роспись фигурки на тему : «Реальные и фантастические животные».


3. Урок изобразительного искусства на тему:

«Однофигурная и сюжетные композиции дымковской игрушки».

-Эскизы. Составление панно «Дымковская» Слобода». ( Используем работы по теме «Убранство русской избы», «Внутренний мир русской избы», »Конструкция и декор предметов народного быта», «Дымковская игрушка»).


4. Урок технологии по теме:

«Сюжетные композиции в дымковской игрушке».

-Лепка. Роспись.

Составление сюжетной композиции «Деревенская улица».


5. Урок риторики.

Подготовка к проведению классной ярмарки.

-Разучивание частушек, песен, народных и
гр, стихов, прибауток. Инсценирование. Глашатаи, зазывалы.

-Языческие корни дымки – праздник Свистопляски.



Знаком
ство с биографией художника. Беседа по картине.












6 Проведение ярмарки «Дымковская игрушка».





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Древние образы в современных народных игрушках 5 класс

Автор: Кубышкина Галина Николаевна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока "Древние образы в современной народной игрушке""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-drievniie-obrazy-v-sovriemiennoi-narodnoi-ighrushkie"
    ["file_id"] => string(6) "255654"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447958562"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Древние образы в современных народных игрушках (конспект урока)"
    ["seo_title"] => string(65) "drevnie_obrazy_v_sovremennykh_narodnykh_igrushkakh_konspekt_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "636363"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1694109862"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Древние образы в современных народных игрушках (презентация к уроку)"
    ["seo_title"] => string(72) "drevnie_obrazy_v_sovremennykh_narodnykh_igrushkakh_prezentatsiia_k_uroku"
    ["file_id"] => string(6) "636365"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1694110126"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_izo_v_5_klasse_drevnie_obrazy_v_sovremennykh_narodnykh_igr"
    ["file_id"] => string(6) "589946"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1635451636"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "ПРАГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО" ДЛЯ 5-х КЛАССОВ "
    ["seo_title"] => string(86) "pragramma-fakul-tativnogo-kursa-diekorativnoie-prikladnoie-iskusstvo-dlia-5-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "130908"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416034104"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства