Эта работа выполнена учителем технологии Зуевой Аллой.Васильевной. совместно с ученицей 10 класа Шемелиной Анастасией. Работа отражает проблемы нашего поселка. К сожалению жители нашей местности теряют интерес к народным промыслам. На примере данной работы мы показали многообразие наших умельцев. Собрали метериал по народным промыслам, ремеслам. Изучили на примере местности изучили красоту родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Возвращение к истокам" »
Управление образования
Муниципального образования Аскизский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балыксинская средняя общеобразовательная школа
Секция «Технология и искусство»
«ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»
Выполнила:
Шемелина Анастасия
МБОУ Балыксинская СОШ,
10 класс
Научный руководитель:
Бурлакова Алла Васильевна,
учитель технологии
Балыкса, 2014
Оглавление:
Введение 3
Основная часть. Возвращение к истокам
Сказка, созданная своими рукам 5
2.2 Не перевелись ещё печники на земле русской 6
2.3 Добрым людям на загляденье 8
III. Заключение 13
Литература 14
Приложение Презентация
Введение
Если народ теряет связи с прошлым,
он теряет силу, теряет своё будущее.
Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит».
Всегда на селе уважали людей, которые к работе относились с творчеством, которые из простых обыденных вещей создавали уникальные неповторимые и самобытные изделия. Лучшие народные мастера были выходцами из крестьянской и ремесленной городской среды, но деревня являлась и является основным хранителем сложившихся традиций народного искусства.
В настоящее время народное искусство теряет своё прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремёсла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне. Есть они и на территории села Балыкса.
В результате анкетирования учащихся 6-10-х классов мы выяснили, что из 52 опрошенных знают народных умельцев нашей местности 8 человек. Хотят познакомиться с их творчеством – 45 человек.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремёсла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю и способствуют патриотическому воспитанию.
Проблема:
У учащихся школы есть интерес и стремление к изучению технологий народных промыслов, но в современной обстановке народные промыслы в нашей местности находятся в тени. Сельские школьники знакомы с ними лишь эпизодически (на уроках технологии, в объединениях дополнительного образования). Нет информации о культурных традициях в области народных промыслов жителей нашей территории.
Цель: Изучение народных промыслов территорий Балыксинского сельского совета на материале культурной ситуации села.
Задачи:
Приобщить учащихся нашей школы к истокам народной культуры и знакомство с историей народных промыслов.
Собрать материалы о народных промыслах на территории села Балыкса.
Привлечь народных умельцев к работе со школьниками.
Место проведения:
МБОУ «Балыксинская средняя общеобразовательная школа».
Территории Балыксинского сельского совета: с.Балыкса.
Объектисследования – народные умельцы.
Предметисследования – народные промыслы.
Методы исследования: беседа, наблюдение, интервьюирование.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, учащиеся нашей школы познакомятся с народными промыслами умельцев села Балыкса. Материалы исследовательской работы войдут в основу внеклассных мероприятий «Народные художественные промыслы Аскизского района» и пополнят школьный сайт «Самородки нашей местности».
Основная часть
Сказка, созданная своими руками
Наше село находится на пересечении границ Хакасии и Кемеровской области, окружёно тайгой, удивительно красиво и самобытно. С первых минут пребывания в этом селе окутываешься в атмосферу настоящей деревенской жизни. В первую очередь, мы побеседовали со старожилами Балыксы. Они нам рассказали о том, что на селе всё меньше и меньше остаётся народных умельцев, «уходит из жизни» старинное мастерство. Нас заинтересовали резные наличники на деревенских избах – ни одного одинакового.
Одним из таких умельцев является Щергин Сергей Юрьевич. Сергей Юрьевич очень красиво вырезает по дереву. Окна его дома украшены резным орнаментом. Этому мастерству он научился сам - без книжек и самоучителей. Для резьбы по дереву он берёт не все древесные породы, а лишь кедр и сосну, так как это самый мягкий древесный материал для обработки. Работы выполняются ручной ножовкой. Конечно, электро лобзиком выпиливать легче, но Сергей Юрьевич говорит, что привык работать так. Узоры придумывает сам. Сначала рисует на бумаге, потом переносит рисунок на ДВП (древесноволокнистая плита). Каждый орнамент, по словам Сергея Юрьевича, - это огромное терпение и упорство. Ведь вырезанный узор нужно зачистить, отшлифовать - для этого у мастера имеется множество инструментов, с которыми он нас познакомил. Мы поинтересовались, каким образом на дереве вырезаются большие сквозные отверстия. Сергей Юрьевич пояснил, что сначала он просверливает контуры узора дрелью, а потом выбивает серединку долотом.
Казалось бы, дом как дом, но окна украшены такими ажурными наличниками, столько терпения и любви заложено в создание кружевного полотна. А ведь окно на Руси переводится как «око», очи, смотрящие на мир, дорогу.
Не перевелись ещё печники на земле русской
Наша поисково-исследовательская группа посетила жителя с. Балыкса Бойко Ивана Сергеевича. Цель этой экскурсии – узнать секреты печного мастерства. Ведь самым надёжным и проверенным веками способом отопления помещений является печное отопление. Печками обогревали свои дома наши деды и прадеды.
Иван Сергеевич мастер печного дела. Печи, сложенные его руками, обогревают многие дома территории Балыксинского сельского совета. Печи научился складывать еще в юности, с годами совершенствуя свое мастерство. Так Иван Сергеевич сначала в паре с отцом, а потом и самостоятельно освоил кладку печи. Мы узнали, что в сельских населённых пунктах существовало и существует в основном два вида печи - русская печь и обычная. Размеры русской печи - 1,50*1,25, а обычной - 1,15*80. Сложить обычную печь руками – искусство, а сложить русскую – искусство вдвойне.
Для начала нужно сделать раствор: смешать глину, песок и воду. Раствор должен получиться и не густой, и не жидкий (как сметана). Существует два вида глины – жирная и с песком. Если класть печь при помощи жирной глины, то надо добавить в раствор больше песка, а если взять глину с песком, то песка почти не надо. Сначала готовится фундамент под печь – 0,5 метра под пол, чтобы печь «держалась» крепко, «не утонула». Раствор для фундамента может быть тем же, что и для кладки печи. Кладём 2-3 ряда кирпичей от пола (выкладываем контур будущей печи). Ставится дверь поддувальная. Затем 2-3 ряда кирпичей после дверки - дверь для топки. Устанавливаем в топке колосниковые чугунные решё́тки, служащие для поддержания слоя твёрдого топлива. Плита закрепляется железным угольником. Оказывается, что качество печи зависит ещё и от количества дымоходов. Дымоход выкладывается буквой «Г», размер его 18*18. Выводятся дымоходы в трубу зигзагообразно – тогда дым плавно перемещается при выходе из трубы - таким образом печь будет долго удерживать тепло. Юрий Сергеевич сказал, что оптимальное количество дымоходов – четыре-пять. Труба складывается из 5 рядов - она должна быть обязательно выше крыши, для того чтобы тяга была достаточной.
Дядя Ваня подробно объяснил, как сложить простую печь, а в школьном музее сложил – русскую. Профессий у такой печи – много. Она не только согреет в зимнюю стужу, вылечит от простуды, приготовит вкусный обед, испечет зажаристый хлеб, в такой печи раньше и мылись (вместо бани) и даже парились. Дядя Ваня изготовил печь, а мы ее побелили.
Наша поисково-исследовательская экспедиция удалась, так как мы узнали много интересной и полезной информации об еще одном народном умельце Балыксинского сельского совета Бойко Иване Сергеевиче и познакомились с его мастерством.
Добрым людям на загляденье
Следующий наш маршрут был направлен на ознакомление с народными умельцами, узнать об их мастерстве, приобщиться к истокам народного творчества. Познакомится с талантливыми мастерами, которые работают по дереву, с металлом, шьют, вяжут, прядут, вышивают. Их мастерство – это творческая индивидуальность. Работы, выполненные их руками, создаются с душой и настроением.
Евгений Владимирович Кривошеин изготавливает из дерева мебель и самую разнообразную домашнюю утварь. Всё это он украшает резьбой. Изделия из древесины приносят в дом чудесную атмосферу леса, его свежесть и аромат. Работает Евгений Николаевич в основном с сосной, так как это дерево, по словам мастера, «лучше держит рисунок». Комод, полочки, подставки под цветы, навесные шкафчики, изделия, выполненные в технике «резьба по дереву» завораживают необычностью. Такая мебель в магазине не продаётся, поэтому-то привлекает своей уникальностью и неповторимостью.
В процессе нашей работы мы познакомились с молодой хозяйкой еще одного дома: Зворыгиной Ларисой Владимировной. Занимаясь рукоделием (вязание крючком, вышивка крестиком), она находит время и на облагораживание своего палисадника – выращивает удивительные сорта цветов. За творческие выставки и озеленение своего участка, она неоднократно награждена грамотами сельсовета и муниципальными.
Перетятько Людмила Владимировна – женщина, искусная во всём, умеющая делать всё.
Квартира Людмилы Владимировны – настоящий музей, где большинство предметов быта создано своими руками: расписной сундук, разрисованные вазы, кашпо в технике «декупаж», панно из атласных лент, дерево из фисташек, украшенное узорами зеркало, настенные блюдца, люстра, изделия из макраме.
Перетятько Людмила Владимировна рассказала нам об одной старинной технологии – ткачество. Она несколькими способами ткёт круглые половички. Клубок из нарезанной материи в руках этой мастерицы быстро на наших глазах превращался в кружок. Попробовав работать с крючком самостоятельно, наши девочки быстро освоили технологию плетения половичка.
Хлебникова Людмила Дмитриевна одна из старожилов Балыксы. Она не понаслышке знает, что такое прясть, ткать, вязать, вышивать. Этим ремёслам Людмила Дмитриевна научилась от своей мамы, бабушки и прабабушки. В её семейном архиве есть прялка, которой уже более ста лет. Баба Люся (так нам представилась Людмила Дмитриевна) с удовольствием познакомила нас с этим предметом бытового искусства и сказала, что прядение и ткачество были одними из самых трудоёмких видов работ. Прясть девочки учились сызмала. На наших глазах шерсть в руках бабы Люси превращалась в тонкую нить. Мы узнали, как на прялке закрепляли кудель. А ещё попробовали сами поработать на этом инструменте. Оказалось, что для работы на прялке нужна сноровка.
Побывав в гостях у Шугиной Людмилы, мы окунулись в сказку. Сказку удивительных игрушек и изделий из трикотажа. Вязать на спицах и крючком Людмила научилась в школе. Долгое время это были рукавицы, носки, тапочки, со временем мастерица стала вязать сказочных персонажей: сверчка, совенка, зайца и много, много других забавных зверушек. Часть своих произведений она подарила близким, часть находится в отдельном сказочном шкафу.
Думаю, что выполнить своими руками такие шедевры – одно удовольствие. Свои творческие идеи Людмила черпает из интернет ресурсов.
Вся наша поисково-исследовательская экспедиция прошла плодотворно, полная ярких впечатлений.
III. Заключение
В результате проделанной работы мы узнали, что народные промыслы, возникнув в глубокой древности, прошли многовековую историю и передаются из поколения в поколение. Наряду с тем, продолжают развиваться и совершенствоваться разные технологии предметов быта, уходят в прошлое традиции их изготовления.
Учащиеся нашей школы приобщились к истокам народной культуры и познакомились с историей народных промыслов.
Нами был собран материал о народных умельцах и народных промыслах на территории Балыксинского сельского совета. Народные умельцы были привлечены к работе со школьниками. Такая работа интересна и с историко-энтографической точки, так как история древнего промысла связана с историей нашего края, нашей малой Родины. В дальнейшем планируется продолжить работу (возможно с учащимися краеведческого кружка «Моя малая Родина») на территории п.Николаевка, п.Неожиданный, с.Шора.
Народные промыслы – гордость России.
Творческий труд уважали всегда.
Из очень простого сделать творенье –
Так проходили года и века.
Деревня – хранитель традиций искусства:
Вязанье, шитьё, лоза или мех.
Народные промыслы – хлеб был народа.
Многих умельцев ждал громкий успех.
Но современность труд этот забыла.
Вещи фабричные стали важней.
Народные промыслы стали частичны.
Но есть мастера народных затей.
Компьютеры нам не заменят общенье.
Не сделают наших детишек добрей.
Мы приобщим их к народным истокам
И к мудрости наших отцов, матерей.
Литература
Марычев А.А. Строим сами печи и камины. «Эксмо» Ульяновск, 2009