Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч) |
Тема «Интерьер кухни, столовой» | 2 | | | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, иллюстративный материал | Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК |
1 | Понятие об интерьере. Требования к интерьеру | 1 | | |
2 | Практическая работа № 1 «Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой» | 1 | | |
Раздел «Электротехника» (1 ч) |
Тема «Бытовые электроприборы» | 1 | | | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, иллюстративный материал | Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника |
3 | Бытовые электроприборы Практическая работа № 2 «Изучение безопасных приемов работы с бытовыми электроприборами» | 1 | | |
Раздел «Кулинария» (14 ч) |
Тема «Санитария и гигиена на кухне» | 1 | | | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, иллюстративный материал | Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов. Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии. Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью. Оказывать первую помощь при порезах и ожогах. |
4 | Санитария и гигиена на кухне | 1 | | |
Тема «Физиология питания» | 1 | | | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, иллюстративный материал | Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды |
5 | Физиология питания. | 1 | | |
Тема «Бутерброды и горячие напитки» | 2 | | | | Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь. |
6 | Технология приготовления бутербродов. | 1 | | | Компьютер, проектор, демонстрационный экран, материалы ЭОР, плакаты. |
7 | Практическая работа № 3 «Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков» | 1 | | |
Тема «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» | 2 | | | Компьютер, проектор, демонстрационный экран, материалы ЭОР, плакаты | Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Знакомиться с профессией повар |
8 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий | 1 | | |
9 | Практическая работа № 4 «Приготовление и оформление блюда из круп, макаронных изделий» | 1 | | |
Тема «Блюда из овощей и фруктов» | 4 | | | Компьютер, проектор, демонстрационный экран, материалы ЭОР, плакаты | Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Готовить салат из сырых овощей или фруктов. Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из варёных овощей. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады |
10 | Блюда из овощей и фруктов | 1 | | |
11 | Практическая работа № 5 «Приготовление и оформление блюда из сырых овощей» | 1 | | |
12 | Технология приготовление блюд из овощей и фруктов | 1 | | |
13 | Практическая работа № 6 «Приготовление и оформление блюда из сырых овощей» | 1 | | |
Тема «Блюда из яиц» | 2 | | | Компьютер, проектор, демонстрационный экран, материалы ЭОР, плакаты | Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам |
14 | Блюда из яиц | 1 | | |
15 | Практическая работа № 7 «Приготовление и оформление блюда из яиц» | 1 | | |
Тема «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку» | 2 | | | Компьютер, проектор, демонстрационный экран, материалы ЭОР, плакаты,салфетки | Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом» |
16 | Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку | 1 | | |
17 | Практическая работа № 8 «Разработка меню завтрака. Сервировка стола. Складывание салфеток» | 1 | | |
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч) |
Тема «Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения» | 4 | | | Компьютер, проектор, демонстрационный экран, материалы ЭОР, эскизы моделей швейных изделий, коллекция тканей с демонстрацией лицевой и изнаночной сторон, сантиметровая лента, чертежные инструменты и приспособления для раскройных работ, выкройки для образцов, детали кроя для изготовления образцов, утюжильная доска, утюг с терморегулятором и пара увлажнением | Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Изучать свойства тканей из хлопка и льна. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач. Оформлять результаты исследований |
28 | Текстильные волокна и их классификация. | 1 | | |
29 | Лабораторная работа № 1 «Определение направления долевой нити в ткани» | 1 | | |
20 | Текстильные материалы и их свойства. | 1 | | |
21 | Лабораторная работа № 2 «Изучение свойств ткани из хлопка и льна» | 1 | | |
Тема «Конструирование швейных изделий» | 4 | | | Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копировать готовую выкройку. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий |
22 | Конструирование швейных изделий | 1 | | |
23 | Практическая работа № 9 «Изготовление выкроек Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия» | 1 | | |
24 | Швейные ручные работы | 1 | | | Компьютер, проектор, демонстрационный экран, материалы ЭОР, эскизы моделей швейных изделий, коллекция тканей с демонстрацией лицевой и изнаночной сторон, сантиметровая лента, чертежные инструменты и приспособления для раскройных работ, выкройки для образцов, детали кроя для изготовления образцов, утюжильная доска, утюг с терморегулятором и пара увлажнением |
25 | Практическая работа № 10 «Изготовление образцов ручных работ» | 1 | | |
Тема «Швейная машина» | 4 | | | Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находить и представлять информацию об истории швейной машины. Овладевать безопасными приёмами труда |
26 | Швейная машина, устройство и назначение | 1 | | |
27 | Лабораторная работа № 3 «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины» | 1 | | |
28 | Основные операции при машинной обработке изделия. | 1 | | |
29 | Практическая работа № 11 «Изготовление образцов машинных работ» | 1 | | |
Тема «Технология изготовления швейных изделий» | 10 | | | Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессиями закройщик и портной |
30 | Технология изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука. | 1 | | |
31 | Практическая работа № 12 «Раскрой швейного изделия» | 1 | | |
32 | Технология обработка нижней части фартука. | 1 | | |
33 | Практическая работа № 13 «Обработка нижней части фартука швом вподгибку» | 1 | | |
34 | Влажно-тепловая обработка ткани. Практическая работа № 14 «Проведение влажно-тепловых работ» | 1 | | | Компьютер, проектор, демонстрационный экран, материалы ЭОР, детали кроя для изготовления образцов, утюжильная доска, утюг с терморегулятором и пара увлажнением |
35 | Технология изготовления карманов. | 1 | | |
36 | Практическая работа № 15 «Изготовление и оформление карманов» | 1 | | |
37 | Монтаж фартука. | 1 | | |
38 | Практическая работа № 16 «Соединение нагрудника с нижней частью фартука, обработка пояса» | 1 | | |
39 | Защита проекта «Фартук» | 1 | | |
Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч) |
Тема «Декоративно-прикладное искусство» | 2 | | | Компьютер, проектор, демонстрационный экран, материалы ЭОР | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину |
40 | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | | |
41 | Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России | 1 | | |
Тема «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства» | 2 | | | Компьютер, проектор, демонстрационный экран, материалы ЭОР, примеры цветовых композиций, модели-аналоги проектных лоскутных работ, эскизы моделей лоскутных изделий | Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора |
42 | Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства | 1 | | |
43 | Практическая работа № 17 «Создание орнамента. Цветовое сочетание» | 1 | | |
Тема «Лоскутное шитьё» | 4 | | | Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья |
44 | Технология изготовления лоскутного изделия. | 1 | 20.02 | |
45 | Практическая работа № 18 «Изготовление шаблонов из картона» | 1 | | |
46 | Технология изготовления лоскутного изделия. | 1 | | |
47 | Практическая работа № 19 «Изготовление образцов лоскутных узоров» | 1 | | |
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (21 ч) |
Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» | 21 | | | Компьютер, мультимедиа проектор, экран, примеры творческих проектов обучающихся, подключение к сети Интернет, электрон ные средства обучения, пример электрон ной презентации; план кухни, меню завтрака, фотографии семейного завтрака, образцы швов, швейное изделие, эскизы | Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома». Выполнять проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. |
48 | Исследовательская и созидательная деятельность | 1 | | |
49 | Выбор темы проекта | 1 | | |
50 | Определение затрат на изготовление проектного изделия | 1 | | |
51 | Изготовление проектного изделия, подбор материалов. | 1 | | |
52 | Изготовление проектного изделия, раскрой. | 1 | | |
53 | Технология соединения деталей изделия. | 1 | | |
54 | Практическая работа № 20 «Соединение деталей» | 1 | | |
55 | Этапы сборка изделия. | 1 | | |
56 | Практическая работа № 21 «Сборка изделия» | 1 | | |
57 | Декоративная отделка изделия. | 1 | | |
58 | Декоративная и окончательная отделка изделия | 1 | | | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, примеры творческих проектов обучающихся, подключение к сети Интернет, электронные средства обучения | Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома». Выполнять проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект |
59 | Сборка изделия. Декоративная и окончательная отделка изделия | 1 | | |
60 | Практическая работа № 22 «Окончательная отделка изделия » | 1 | | |
61 | Обработка проектного материала. | 1 | | |
62 | Подготовка проектной документации. | 1 | | |
63 | Работа над проектом. | 1 | | | Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, примеры творческих проектов обучающихся, подключение к сети Интернет, электронные средства обучения |
64 | Обработка проектного материала (презентация проекта) | 1 | | |
65 | Защита проекта. Обзор используемых технологий. | 1 | | |
66 | Защита проекта. | 1 | | |
67 | Обработка проектного материала. | 1 | | |
68 | Защита проекта «Мои успехи в освоении технологии 5 класс» | 1 | | |
| Практических работ Лабораторных работ | 22 3 | | | | |