kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках проекта «Лицей – социально активная школа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

При выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку. Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и обще трудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках технологии в рамках проекта «Лицей – социально активная школа»»

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках проекта

«Лицей – социально активная школа»

Осколкова ЛВ, учитель технологии высшей квалификационной категории, лицей №22 «Надежда Сибири» г. Новосибирск

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Развитие социально-экономических отношений в России потребовало нового качества общего образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, проявлять инициативу, творчество, предприимчивость, ответственность. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Специфика предмета «Технология», который является необходимым компонентом общего школьного образования, имеет значительные возможности применить на практике знания основ наук. Целью предмета «Технология» является воспитание девушки - женщины – жены , хранительницы семейного очага, умелой хозяйки, рукодельницы. А в целом - творческой личности, адаптированной к самостоятельной жизни, к созданию семьи, которая всегда была и остается важной составляющей ячейкой общества.

Проектная методика является одним из методов коммуникативного обучения, которое имеет четыре функции: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, этикетную. Овладевая культурой проектирования, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Хотелось бы представить вам свою методическую систему в обучении технологии девочек 5-8 классов. Эта работа, скорее попытка осмыслить путь поиска. Что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты. По этой системе я работаю 14 лет и хочу сказать, что эта методика дает каждому ученику возможность проявить себя, помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?".

Любой проект - это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в лицее знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов - от замысла до реализации. Проектный метод обучения технологии – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования.

При выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку. Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и обще трудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной социально значимой направленности. Когда я приступаю со своими учащимися к разработке и выполнению проектов, то передо мной стоят определенные цели:

  • содействовать творческому развитию детей

  • развивать самостоятельность

  • формировать общие учебные умения и навыки

  • контролировать процесс работы по проектированию

  • формировать умения структурировать и систематизировать материал при оформлении документальной части проекта

  • содействовать в моделировании желаемого конечного результата

В процессе работы на уроках технологии по проектированию я решаю следующие задачи:

  • воспитывать трудолюбие

  • способствовать самостоятельному принятию решения

  • развивать ответственность, коммуникабельность, изобретательность

  • формировать положительные потребности и интересы

  • способствовать самоопределению и самореализации учащихся

  • научить выбирать пути и средства для достижения цели

На мой взгляд, учитель – руководитель проекта должен быть генератором развития интересов учащегося и его творческого потенциала. Кроме того, проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей. В ходе руководства над проектом педагог как бы «проживает» несколько ролей:

  1. энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживает, поощряет и направляет их в сторону достижения цели)

  2. специалист (обладает знаниями и умениями по разным предметам и техническим областям)

  3. консультант (организатор доступа к ресурсам и источникам, в том числе к другим специалистам)

  4. руководитель (особенно в вопросах планирования и моделирования действий)

  5. «человек, который задает вопросы» (тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем наводящих вопросов; тот ,кто обнаруживает ошибки и, вообще, поддерживает обратную связь)

  6. координатор (контролирует и отслеживает технологический процесс)

  7. эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта)

Организация проектной деятельности уча­щихся, в результате которой ими создаются ре­альные продукты труда, представляет определен­ные сложности для учителя. Ему необходимо ока­зать школьникам помощь в выборе тем проектов, наблюдать за ходом выполнения работы, кон­сультировать и стимулировать учащихся, созда­вать условия, для успешного осуществления заду­манного, оценивать результаты на каждом из эта­пов и в целом. Многое зависит от того, насколько интересны и посильны для учеников выбранные ими темы про­ектов. Ведь они не всегда могут адекватно оценить свои возможности и наклонности. Помогая ученикам в выборе темы, нужно, прежде всего, руковод­ствоваться требованиями учебной программы, а также уровнем их знаний и умений.

Основными критериями для выбора темы проекта является интерес учащегося, доступность и безопасность выполнения, социальная значимость, актуальность, возможность учета экономической и экологической составляющих.

Тематику проектов для выбора целесообразно предложить учащимся в начале учебного года, чтобы они смогли ее осмыслить и принять обдуманное решение. Список тем можно пополнять за счет предложений самих учащихся.

Вся деятельность делится на три этапа:

предпроектная деятельность - выполнение маркетингового

исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;

проектная деятельность - поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;

послепроектная деятельность - технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта.

Данная система рассчитана на 4 года обучения и позволяет осуществить поэтапное включение обучающихся в виды деятельности. Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, формируются способности самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка имеет большое значение (образовательное и воспитательное). Она является стимулом и повышает эффективность учения. Через положительную оценку поддерживаю интерес у девочек. Весь процесс работы постоянно контролируется учителем, ученицами на каждом уроке. Ощутимым результатом учебно-познавательного процесса являются: ежегодные итоговые выставки, праздники труда, опыт работы (изучается терминология, идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий, составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.).

На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Например, в разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник - важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения обучающиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка опирается на свой опыт; полученный в тренировочном периоде.

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное социально значимое применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

На четвертом году обучения (в 8 классе), каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом. Девочки выполняют проект самостоятельно. Учитель выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. На защиту проекта каждая ученица выходит с изделием и описанием проектной деятельности. Лучшие проекты представляются на олимпиадах и выставках. Такие проекты оценить бывает очень трудно, потому что каждый из них хорош по-своему. Для этого имеется мягкая шкала оценки. Она состоит из оценок в проектной рабочей тетради и экспертной оценки, которая складывается при защите проекта из оценок одноклассниц, учителя и самооценки.

За учебный год ученики выполняют в 6-7 классах один проект с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения. В 8- классах два. Первый проект выполняется как тренировочный (обычно во второй четверти, в разделе "материаловедения" и "машиноведения"), он выполняется в рабочих тетрадях и носит познавательный или описательный характер. Второй проект, как итоговая работа в третьей четверти. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.

Показателем роста интереса обучающихся к предмету является ежегодное увеличение количества участников районных и городских творческих выставок. Ежегодно лицеисты принимают участие в выставках на Сибирской ярмарке «УчСиб», успешно участвуют в малой лицейской научно-практической конференции, в районной выставке « Рукоделие для домашнего интерьера» в Центре дополнительного образования «Алые паруса» 2015 год (8 участников), в городской выставке - Фестиваль детского и юношеского творчества «Салют победы» 2015 год в Архитектурной академии (9 участников),в третьем городском конкурсе творческих проектов в номинации – «Декорирование предметов интерьера» (9 дипломов, из них 3 победителя -3 место), в четвертом городском конкурсе творческих проектов в номинации – «Технология обработки материалов в декоративно-прикладном творчестве»(7 дипломов, из них 2 победителя-3место).

Большой интерес у лицеистов вызывают социальные проекты. Они принимают активное участие в мероприятиях, которые проводятся в рамках общелицейских проектов: «Лицей - социально-активная школа», «Доброе сердце», «Милосердие», «Пасхальная неделя». Ученики своими руками, готовят подарки не только для близких людей, но и для воспитанников детских домов, ветеранов. Проектная деятельность в рамках социально значимого проекта «Лицей – социально активная школа»: подарки для ветеранов педагогического образования (Ветеранская организация Железнодорожного района), военный госпиталь №1,№2,школа – интернат №161,Детский приют Железнодорожного района, центр реабилитации детей с ЗПР «Олеся», школа интернат №37 . Участвуют в праздниках: Новый год, 8 марта, День Учителя, Детский праздник «Снова в школу» , в акциях: Рождественская неделя Добра, акция добрых дел.

Проектные изделия для подарков: подушки, прихватки в лоскутной технике, скатерти и салфетки в технике аппликация, декоративное панно в технике изонить, мягкие игрушки, декоративные мешочки для новогодних подарков в смешанной технике «вышивка и аппликация».

В процессе обучения мои ученицы выполняют много различных видов деятельности, объективно направленных на осуществление цели обучения - развитие творческой личности. Проект по технологии является самостоятельной, творческой завершенной работой социальной значимости, выполненной учащимися под руководством учителя. Проект является методом обучения:

Он ориентирован на достижение целей самих учащихся – поэтому он уникален.

Он способствует развитию опытнической деятельности – поэтому он незаменим.

Он формирует невероятно большое количество умений и навыков – поэтому он эффективен.

Считаю, что проект - это особая философия образования. Философия результатов и достижений. Школа сегодняшнего дня соединяет ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельности социализации. Возникает вопрос: а может школа будущего - это школа проектов? Анализируя вышесказанное, делаю вывод, что система выполнения проектов – это совместная творческая работа учителя и учащегося, которая позволяет учителю полнее раскрыть творческий потенциал, а значит повысить качество преподавания предмета технология, делая акцент на социализацию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Осколкова Лариса Владимировна

Дата: 14.07.2016

Номер свидетельства: 337483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Саморазвитие и самореализация учащихся на уроках английского языка через использование проектной технологии "
    ["seo_title"] => string(129) "samorazvitiie-i-samoriealizatsiia-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-chieriez-ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "148546"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419771446"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-navykov-biezopasnogho-poviedieniia-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-obrazovatiel-nogho-prostranstva-na-osnovie-tiekhnologhii-proiektnogho-upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224885"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439236671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства