Просмотр содержимого документа
«Коррекция познавательной деятельности на уроках трудового обучения »
Коррекция познавательной деятельности на уроках трудового обучения.
Новые направления трудового обучения умственно отсталых детей.
На современном этапе развития специального образования для детей с ограниченными возможностями встаёт проблема социализации их в обществе, которая позволила им оптимально и адекватно войти в жизнь, общественную деятельность, чувствовать себя необходимыми и полезными членами общества. В этой связи особую значимость приобретает их трудовая подготовка, целью которой является обучение учащихся определённым трудовым знаниям и умениям, необходимым для полной социальной адаптации интеграции учащихся. А, следовательно, появляется необходимость совершенствования трудовой подготовки глубоко умственно отсталых школьников. Нами была разработана программа рассчитанная на учеников начальной школы, целью которой является обучение учащихся изготовление кукол из папье-маше, развитие трудового умения и навыков, развитие мелкой моторики рук и коррекция нарушений психических процессов учащихся. Специфика данной технологии заключается в том, что ребёнок овладевает в процессе изготовления кукол разнообразными ручными операциями, у него развивается координация движения обеих рук, так как обе руки выполняют в основном одинаковые движения (обёртывание бумаги, выкладывание и наклеивание слоев и т.д.).
Трудясь над изготовлением куклы, ребёнок имеет возможность через образ куклы выразить свои чувства и опыт. Возможность играть с куклой делает труд радостным и желанным. Достигается эффект наибольшей заинтересованности ребёнка в труде. Это позволяет наилучшим образом сформировать необходимые трудовые навыки, корректировать в процессе труда индивидуальные личностные проявления каждого ученика.
Работа с бумагой- это работа с материалом легко доступны учащимся, обладающим конструктивными и классическими свойствами. Изготовления изделий из папье-маше способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию, подготавливает руку учащегося к профессиональной трудовой деятельности, развивает творчество и воображение ребёнка.
В процессе всех занятий учащиеся значительно расширяют свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление самой куклы способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и отработке понятий , , , , . Закрепляется геометрических материал, учатся подбирать цвета к образу героя.
Ведущие психологи и дефектологи Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лебединский В.В. утверждают что, познавая реальный мир в его социальных связах и отношениях, и будучи ограничены в возможностях непосредственно включения себя в эти структуры, ребёнок активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции, обеспечивающей ребёнку возможность самовыражения, наполнения опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры с игрой других, длительное время являются куклы. Вовлекая детей в коллективные игры с куклами(разыгрывание кукольных спектаклей) мы даём возможность ребёнку в условиях коллективной творческой деятельности выразить себя, свои чувства и переживания. Игра с куклой позволяет решать такие важные психокоррекционные задачи, как расширение репертуара самовыражения ребёнка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию отношений в системе родитель-ребёнок, отношений детей в коллективе.
Разыгрывание сюжетов с куклой за ширмой помогает детям преодолеть робость, застенчивость, служит тренировкой внимания, памяти, развивает речь, мышление, эмоциональность. Насыщенная положительными эмоциями игра с куклами позволяет обеспечивать автоматизацию усвоенных поведенческих навыков, способствует формированию правильных навыков общения у детей.
Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором, так или иначе, участвуют (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).
У умственно отсталых детей все эти процессы недоразвиты или нарушены.
Одной из специфических задач коррекционной школы является коррекционная направленность трудового обучения. Благодаря трудовому обучению, у школьников расширяется круг представлений, совершенствуется познавательные способности, формируется основные процессы умственно деятельности, развивается способность воспринимать и чувствовать красоту и преображающую силу труда, умение создавать красивые вещи, осуществляется физическое воспитание учащихся.
Уроки трудового обучения только тогда имеют коррекционное значение, когда они правильно спланированы и интересны для учащихся. Чтобы уроки проходили на достаточно высоком уровне, учитель должен располагать возможностью повышать свою профессиональную, методическую подготовку.