ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности» Жуковский филиал
Доклад
на тему:
Психологические особенности педагогического общения. Затруднения в педагогическом общении.
Подготовил мастер производственного обучения
« Технологии кулинарного приготовления пищи и контроль качества блюд» Соловьева Любовь Николаевна
Психологические особенности педагогического общения. Затруднения в педагогическом общении.
В настоящее время проблема педагогического общения приобрела особую актуальность. Важнейшими особенностями педагогического взаимодействия являются целостность, систематичность и непрерывность, постепенный переход от аудиторных форм общения к неаудиторным, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному характеру общения.
Важно обеспечить формирование правильной системы взаимоотношений преподавателя и учащихся, начиная с первого курса. (СЛАЙД 2.)
Условно можно выделить четыре группы преподавателей с точки зрения их общения с учащимися.
Первую группусоставляют те преподаватели, которые свое общение с учащимися ограничивают узкими рамками деловых вопросов (учеба, дисциплина) и не стремятся к более близкому общению.
Вторую группу составляют преподаватели, стремящиеся к близкому общению с учащимися, но не достигающие его по различным причинам (отсутствие достаточного времени, симпатии учащихся, их нерасположенность к преподавателю).
К третьей группеотносятся те преподаватели, которые с уважением относятся к учащимся, пользуются их доверием и симпатией, но по разным причинам общение с ними не имеет регулярного характера. Однако в случае возникновения у учащихся определенных трудностей они обращаются именно к этому преподавателю.
Четвертая группапреподавателей. К ней относятся те, которые постоянно общаются с учащимися. Их общение при этом отличается высокой степенью доверительности и интенсивности. Важнейшим условием этого является доверие учащихся к преподавателю. А оно обусловлено его высоким профессионализмом и личностными качествами, такими как честность, порядочность, требовательность, справедливость и отзывчивость.
Лично я свой стиль общения отношу к четвертому типу, потому что считаю для выполнения моих профессиональных обязанностей требуется постоянное общение с обучающимися и помощь им при выполнении заданий и моральная поддержка. Мои жизненные принципы соответствуют этому.
Функции педагогического общения (СЛАЙД 3)
Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции общения делятся на:
Информационную,обозначающую объяснение изучаемого материала
( например на своих уроках очень часто использую презентации которые помогают при объяснении новой темы. На презентации видно пошаговые действия приготовления мясных, овощных блюд и изделий из теста.
(Слайд 4- 5)
контактную,представляющую собой установление контакта, готовность к общению (например ,поведенное мной мероприятие 1 сентября «Горжусь тобой отечество включало в себя контактное общение с учащимися для выявления их отношения к данной теме, где я столкнулась с такими трудностями, как неготовность к общению из-за недостаточного лексического запаса и культуры общения);
воспитывающая,целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося такие как патриотизм, ответственность, цельность, честность.;
побудительную Стимуляция активности студента на общение, направляющая его на выполнение тех или иных действий.
регулятивную,побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения. (Перед практическим занятием на тему изделия из теста» разбираем алгоритм выполнения работы и идем выполнять в лабораторию)(Слайд 6 )
функции самоактуализации,производящей процесс актуализации своих возможностей.
Роль педагога в процессе педагогического общения.
Преподаватель играет определяющую роль в процессе педагогического общения. В то время, когда роль преподавателя как основного источника информации в настоящее время постепенно снижается в связи с расширением применения в учебном процессе телекоммуникационных средств, влияние его как личности, напротив, существенно возрастает. Вот почему успешное педагогическое общение и взаимодействие преподавателя со студентами требует наличия у него определенных психологических качеств и способностей.
Основные качества и способности педагога, проявляемые в общении по мнению студентов: На слайде предоставлены основные качества педагогов в прцентном отношении по оценкам учащихся. (СЛАЙД 7)
Важным профессиональным качеством преподавателя является также толерантность. Толерантность понимается как терпеливость, выносливость преподавателя по отношению к поведению обучаемых и коллег, терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий. Толерантность лежит в основе взаимного доверия и понимания. Она помогает предупреждать конфликты и преодолевать их возможные неблагоприятные последствия. Кроме того, толерантность способствует установлению и проявлению доброжелательности, помогает налаживанию психологического климата в группе, в отношениях между преподавателями и учащимися.
Установка преподавателя является важным психологическим фактором, определяющим эффективность педагогического общения. Под установкой принято понимать готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к учащимся: позитивную и негативную.
Давайте с вами проведем небольшое бщение . Я выбираю из вас двоих участников, которые назовут нам негативные установки и позитивные по отношению преподавателя к учащимися
Признаками негативной установки преподавателя на того или иного учащегося являются: преподаватель дает “плохому” учащемуся меньше времени на ответ, не использует наводящие вопросы и подсказки; чаще порицает, чем поощряет; не реагирует на удачные действия учащегося и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.
При позитивной же установке преподаватель дольше ждет ответа на вопрос, в случае затруднения задает наводящий вопрос, поощряет улыбкой, взглядом; при неправильном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к учащемуся взглядом в ходе занятия и т.д. При таком подходе “плохие” учащиеся болезненно переживают необъективность преподавателя и гораздо реже обращаются к преподавателю, чем хорошие.
Нежелательные качества педагогов, проявляемые в общении, по мнению учащихся. (Слайд 8)
Профессионально-важные качества педагогического общения
1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;
3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся;
4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;
5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;
7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении;
10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").
Функции затруднения
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии является проблема затруднения, или «барьеров» общения, с которыми учитель сталкивается в своей деятельности. Самое сложное в изучении этой проблемы – тот факт, что затруднение в общении может быть чисто субъективным переживанием некоей кажущейся сложности, поэтому то, что вызывает трудности у одного человека, может быть даже не замечено другим.
Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых разных областях, но основными из них являются следующие: этносоциокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная. Эти области, естественно, перекрываются, взаимодействуют в единой целостной системе, но с целью более глубокого и подробного анализа могут быть условно рассмотрены отдельно.
Затруднение в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнёра общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнёра, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения (А.К. Маркова).
Затруднения в педагогическом общении были обозначены В.А. Кан-Каликом «психологическими барьерами». Они не всегда осознаются педагогом, поэтому он не чувствует необходимости в анализе ситуации и коррекции причин, вызывающих затруднения с группой.
Функции затруднений:
1) позитивная функция имеет два значения:
- индикаторное (привлечение внимания учителя). Например, внимательному учителю на его трудности укажут ошибки его учеников;
- стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности учителя при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта).
Т. е. не следует рассматривать ошибки только как следствие неправильного решения сложной педагогической задачи. Ведь ошибки являются необходимым и неизбежным элементом педагогической деятельности.
2) негативная функция также имеет, с точки зрения А.К. Марковой, два значения:
- сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворённости собой, например, заниженной самооценки);
- деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из школы или из профессии).
Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении играет личность педагога.