kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фестиваль знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности педагогического общения.Можно выделить четыре группы преподавателей с точки зрения общения с учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фестиваль знаний»

ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности» Жуковский филиал









Доклад

на тему:



Психологические особенности педагогического общения. Затруднения в педагогическом общении.







Подготовил мастер производственного обучения

« Технологии кулинарного приготовления пищи и контроль качества блюд» Соловьева Любовь Николаевна











Психологические особенности педагогического общения. Затруднения в педагогическом общении.

В настоящее время проблема педагогического общения приобрела особую актуальность. Важнейшими особенностями педагогического взаимодействия являются целостность, систематичность и непрерывность, постепенный переход от аудиторных форм общения к неаудиторным, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному характеру общения.

Важно обеспечить формирование правильной системы взаимоотношений преподавателя и учащихся, начиная с первого курса. (СЛАЙД 2.)

Условно можно выделить четыре группы преподавателей с точки зрения их общения с учащимися.

Первую группу составляют те преподаватели, которые свое общение с учащимися ограничивают узкими рамками деловых вопросов (учеба, дисциплина) и не стремятся к более близкому общению.

Вторую группу составляют преподаватели, стремящиеся к близкому общению с учащимися, но не достигающие его по различным причинам (отсутствие достаточного времени, симпатии учащихся, их нерасположенность к преподавателю).

К третьей группе относятся те преподаватели, которые с уважением относятся к учащимся, пользуются их доверием и симпатией, но по разным причинам общение с ними не имеет регулярного характера. Однако в случае возникновения у учащихся определенных трудностей они обращаются именно к этому преподавателю.

Четвертая группа преподавателей. К ней относятся те, которые постоянно общаются с учащимися. Их общение при этом отличается высокой степенью доверительности и интенсивности. Важнейшим условием этого является доверие учащихся к преподавателю. А оно обусловлено его высоким профессионализмом и личностными качествами, такими как честность, порядочность, требовательность, справедливость и отзывчивость.

Лично я свой стиль общения отношу к четвертому типу, потому что считаю для выполнения моих профессиональных обязанностей требуется постоянное общение с обучающимися и помощь им при выполнении заданий и моральная поддержка. Мои жизненные принципы соответствуют этому.


Функции педагогического общения (СЛАЙД 3)


Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции общения делятся на:

 Информационную, обозначающую объяснение изучаемого материала

( например на своих уроках очень часто использую презентации которые помогают при объяснении новой темы. На презентации видно пошаговые действия приготовления мясных, овощных блюд и изделий из теста.

(Слайд 4- 5)

 контактную, представляющую собой установление контакта, готовность к общению (например ,поведенное мной мероприятие 1 сентября «Горжусь тобой отечество включало в себя контактное общение с учащимися для выявления их отношения к данной теме, где я столкнулась с такими трудностями, как неготовность к общению из-за недостаточного лексического запаса и культуры общения);

 воспитывающая, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося такие как патриотизм, ответственность, цельность, честность.;

 побудительную Стимуляция активности студента на общение, направляющая его на выполнение тех или иных действий.

регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения. (Перед практическим занятием на тему изделия из теста» разбираем алгоритм выполнения работы и идем выполнять в лабораторию)(Слайд 6 )

 функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей.


Роль педагога в процессе педагогического общения.

Преподаватель играет определяющую роль в процессе педагогического общения. В то время, когда роль преподавателя как основного источника информации в настоящее время постепенно снижается в связи с расширением применения в учебном процессе телекоммуникационных средств, влияние его как личности, напротив, существенно возрастает. Вот почему успешное педагогическое общение и взаимодействие пре­подавателя со студентами требует наличия у него определенных психологических качеств и способностей.

Основные качества и способности педагога, проявляемые в общении по мнению студентов: На слайде предоставлены основные качества педагогов в прцентном отношении по оценкам учащихся. (СЛАЙД 7)

Важным профессиональным качеством преподавателя является также толерантность. Толерантность понимается как терпеливость, выносливость преподавателя по отношению к поведению обучаемых и коллег, терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий. Толерантность лежит в основе взаимного доверия и понимания. Она помогает предупреждать конфликты и преодолевать их возможные неблагоприятные последствия. Кроме того, толерантность способствует установлению и проявлению доброжелательности, помогает налаживанию психологического климата в группе, в отношениях между преподавателями и учащимися.

Установка преподавателя является важным психологическим фактором, определяющим эффективность педагогического общения. Под установкой принято понимать готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к учащимся: позитивную и негативную.

Давайте с вами проведем небольшое бщение . Я выбираю из вас двоих участников, которые назовут нам негативные установки и позитивные по отношению преподавателя к учащимися

Признаками негативной установки преподавателя на того или иного учащегося являются: преподаватель дает “плохому” учащемуся меньше времени на ответ, не использует наводящие вопросы и подсказки; чаще порицает, чем поощряет; не реагирует на удачные действия учащегося и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

При позитивной же установке преподаватель дольше ждет ответа на вопрос, в случае затруднения задает наводящий вопрос, поощряет улыбкой, взглядом; при неправильном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к учащемуся взглядом в ходе занятия и т.д. При таком подходе “плохие” учащиеся болезненно переживают необъективность преподавателя и гораздо реже обращаются к преподавателю, чем хорошие.

Нежелательные качества педагогов, проявляемые в общении, по мнению учащихся. (Слайд 8)

К ним относятся такие качества как:

Фамильярность, любимчики, грубость неприемлемые выражения,

стремление воздействовать криком, придирчивость.

Профессионально-важные качества педагогического общения

1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся;

4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;

5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении;

10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").

Функции затруднения

Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии является проблема затруднения, или «барьеров» общения, с которыми учитель сталкивается в своей деятельности. Самое сложное в изучении этой проблемы – тот факт, что затруднение в общении может быть чисто субъективным переживанием некоей кажущейся сложности, поэтому то, что вызывает трудности у одного человека, может быть даже не замечено другим.

Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых разных областях, но основными из них являются следующие: этносоциокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная. Эти области, естественно, перекрываются, взаимодействуют в единой целостной системе, но с целью более глубокого и подробного анализа могут быть условно рассмотрены отдельно.

Затруднение в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнёра общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнёра, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения (А.К. Маркова).

Затруднения в педагогическом общении были обозначены В.А. Кан-Каликом «психологическими барьерами». Они не всегда осознаются педагогом, поэтому он не чувствует необходимости в анализе ситуации и коррекции причин, вызывающих затруднения с группой.

Функции затруднений:

1) позитивная функция имеет два значения:

индикаторное (привлечение внимания учителя). Например, внимательному учителю на его трудности укажут ошибки его учеников;

стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности учителя при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта).

Т. е. не следует рассматривать ошибки только как следствие неправильного решения сложной педагогической задачи. Ведь ошибки являются необходимым и неизбежным элементом педагогической деятельности.

2) негативная функция также имеет, с точки зрения А.К. Марковой, два значения:

сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворённости собой, например, заниженной самооценки);

деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из школы или из профессии).


Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении играет личность педагога.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Фестиваль знаний

Автор: Соловьева Любовь Николаевна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Через тесты к знаниям "
    ["seo_title"] => string(26) "chieriez-tiesty-k-znaniiam"
    ["file_id"] => string(6) "105942"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402926725"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "сетевой проект "Байкал-жемчужина Бурятии" "
    ["seo_title"] => string(47) "sietievoi-proiekt-baikal-zhiemchuzhina-buriatii"
    ["file_id"] => string(6) "231647"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442582640"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Внеклассное мероприятие "Фестиваль языков народов Казахстана""
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoiemieropriiatiiefiestivaliazykovnarodovkazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "285441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454171252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Сценарий выпускного вечера "Новая волна - 2014" "
    ["seo_title"] => string(50) "stsienarii-vypusknogho-viechiera-novaia-volna-2014"
    ["file_id"] => string(6) "152825"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420907528"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Сценарий конкурса-фестиваля "Битва хоров" "
    ["seo_title"] => string(44) "stsienarii-konkursa-fiestivalia-bitva-khorov"
    ["file_id"] => string(6) "143527"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418555269"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства