Развитие эстетического вкуса – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса. Деятельность учителя на уроках труда в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему способности и развить проявляющиеся способности и наклонности.
В условиях урочной деятельности на уроках труда возможно целенаправленное и планомерное развитие у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Эстетическое воспитание на уроках труда»»
ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Сосенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Отчёт
по самообразованию
учителя трудового обучения
(швейное дело)
Соболева Ирина Николаевна
Тема самообразования на 2014-2015 учебный год:
« Эстетическое воспитание на уроках труда»
Г.Сосенский
Цель:
Изучение совокупности методов и средств возбуждения интереса детей и эмоционального переживания ими красоты окружающего мира, красоты человеческих дел и поступков с тем, чтобы развивать у учащихся эстетические представления, чувства, вкусы, идеалы.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
Задачи:
Внедрять активные методы и формы обучения, развивающие учебно-познавательные мотивы.
Применять в процессе обучения и воспитания детей инновационные технологии.
Воспитание осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков на уроках.
Коррекция и развитие у обучающихся психических процессов через индивидуализацию и дифференциацию уроков.
Совершенствовать педагогическое мастерство .
Планировать профориентационную работу согласно состоянию здоровья учащихся, их интересов и возможностей.
3. Психолого-педагогические (ориентирование на учащихся)
4. Социальное (участие в жизни школы)
Развитие эстетического вкуса – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса. Деятельность учителя на уроках труда в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему способности и развить проявляющиеся способности и наклонности.
В условиях урочной деятельности на уроках труда возможно целенаправленное и планомерное развитие у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
Одной из категорий эстетического воспитания является – сложное социально- психологическое образование – эстетический вкус. А.А. Кривчук определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений». Д.Б.Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством».
Эстетический вкус является субъективным критерием эстетической оценки, которая в известной мере интуитивна, то есть эмоционально предшествует рациональному эстетическому суждению. Хороший эстетический вкус выражается в способности получения наслаждения от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве.
Формирование эстетического вкуса рассматривается как процесс не сиюминутный, а длительный по времени его формирования.
Таким образом, восприятие есть функция эстетического чувства, на основе которого вырастает, формируется и развивается индивидуальный эстетический вкус.
Важное значение в системе эстетического воспитания имеет учитель, так как именно он демонстрирует учащимся образец эстетической культуры, а он является ее носителем.
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психологическими категориями эстетического воспитания.
Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Как педагога образовательной области технология, меня особенно волнует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся, направленная на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитание художественного вкуса.
Учебный предмет «трудовое обучение» обладает рядом особенностей, позволяющих формировать эстетический вкус. Среди них необходимо выделить следующее: преимущественно творческий характер и разнообразие форм, видов учебно-познавательной деятельности. Особое место на уроках труда в формировании эстетического вкуса школьников занимает, по мнению Ю. К. Бабанского, применение учителем разнообразных видов учебно-познавательной деятельности. Он отмечает, что педагог обладает немалым арсеналом средств формирования позитивного отношения к труду (разъяснение смысла и значения труда, постановка перспектив трудовой деятельности, коллективное решение трудовых задач, игровые моменты и др.). При этом у учащихся возникает желание соединить в труде пользу и красоту, например, красиво оформить кабинет, мастерскую, участок. Эстетическое воспитание в труде — это один из аспектов комплексного подхода к воспитанию, осуществление которого выступает важнейшим условием повышения эффективности педагогического процесса. С точки зрения И. П. Волкова, в учебный процесс уроков технологии надо включать самые различные виды труда, поощряя проявление творчества. Такое разнообразие работ, многостороннее апробирование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.
Активно внедряю в работу инновационные технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии: Результат: Использование ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, мотивации к обучению, успешной социализации.
- Технология проблемного обучения: Результат: Данная технология способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе.
- Проектная технология: Результат: Учащиеся включаются в ситуацию творчества, у них формируется большое количество умений и навыков, благодаря чему обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала, но и их интеллектуальное развитие.
- Игровая технология (в 5-9 классах) Результат: Учащиеся включаются в игровую ситуацию, у них формируется больший объём знаний, умений и навыков, благодаря чему обеспечивается лучшее усвоение учебного материала, происходит интеллектуальное развитие.
- Технология индивидуально-бригадного обучения: Результат: накопление необходимого объёма знаний, развитие самостоятельности учащихся, развитие коммуникативных способностей.
- Контрольно- корректирующая технология: Результат: Технология способствует развитию всех сфер личности школьника, коммуникативных способностей, самостоятельности.
Результат самообразования:
За это время приобрела опыт подбора заданий для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, накоплен методический и наглядный материал. При проведении уроков труда имею возможность систематически и последовательно формировать у учащихся эстетическое отношение к труду, что, прежде всего, проявляется в качественном выполнении заданий и трудовой культуре.
Данная работа имеет перспективы развития, а именно создание учебно-методических комплексов по различным видам рукоделия, содержащих теоретический материал, объекты проектной деятельности и методы диагностики.
Работа по развитию эстетического вкуса школьников на уроках технологии должна быть систематической и целенаправленной. Предполагается, что данная работа будет продолжена в следующем учебном году.
Необходимо разработать диагностику по определению уровня развития эстетического вкуса на начало и конец учебного года, которая позволит определить дальнейшую, индивидуальную работу с учащимися.
В течение года изучаю следующую литературу:
Лобова, А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. – 24 с.
2. Сарже, А.В. Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8
классов современной школы: диссертация кандидата педагогических наук. СПб,
1997. – 11 с.
3. Система эстетического воспитания в школе // Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского.
М. «Просвещение», 1983
4. Силаев Н. Е. « Эстетика труда»
5. Сухомлинский « О воспитании»
6. Цейтлин Н. Е. « Культура труда в учебных мастерских»