kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Эстетическое воспитание на уроках труда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Развитие эстетического вкуса – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.   Деятельность учителя на уроках труда в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему способности и развить проявляющиеся способности и наклонности.

В условиях урочной деятельности на уроках труда возможно целенаправленное и планомерное развитие у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Эстетическое воспитание на уроках труда»»

ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Сосенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида







Отчёт

по самообразованию

учителя трудового обучения

(швейное дело)

Соболева Ирина Николаевна





Тема самообразования на 2014-2015 учебный год:

« Эстетическое воспитание на уроках труда»









Г.Сосенский

Цель:

Изучение совокупности методов и средств возбуждения интереса детей и эмоционального переживания ими красоты окружающего мира, красоты человеческих дел и поступков с тем, чтобы развивать у учащихся эстетические представления, чувства, вкусы, идеалы.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

Задачи:

  1. Внедрять активные методы и формы обучения, развивающие учебно-познавательные мотивы.

  2. Применять в процессе обучения и воспитания детей инновационные технологии.

  3. Воспитание осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков на уроках.

  4. Коррекция и развитие у обучающихся психических процессов через индивидуализацию и дифференциацию уроков.

  5. Совершенствовать педагогическое мастерство .

  6. Планировать профориентационную работу согласно состоянию здоровья учащихся, их интересов и возможностей.


Направления самообразования:

1. Профессиональное (швейное дело)

2. Методическое (инновационные педагогические технологии)

3. Психолого-педагогические (ориентирование на учащихся)

4. Социальное (участие в жизни школы)


 Развитие эстетического вкуса – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.   Деятельность учителя на уроках труда в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему способности и развить проявляющиеся способности и наклонности.

В условиях урочной деятельности на уроках труда возможно целенаправленное и планомерное развитие у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

   Одной из категорий эстетического воспитания является – сложное социально- психологическое образование – эстетический вкус. А.А. Кривчук определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений». Д.Б.Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством».

Эстетический вкус является субъективным критерием эстетической оценки, которая в известной мере интуитивна, то есть эмоционально предшествует рациональному эстетическому суждению. Хороший эстетический вкус выражается в способности получения наслаждения от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве.

    Формирование эстетического вкуса рассматривается как процесс не сиюминутный, а длительный по времени его формирования.

Таким образом, восприятие есть функция эстетического чувства, на основе которого вырастает, формируется и развивается индивидуальный эстетический вкус.

 Важное значение в системе эстетического воспитания имеет учитель, так как именно он демонстрирует учащимся образец эстетической культуры, а он является ее носителем.

     Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психологическими категориями эстетического воспитания.

       Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
       Как педагога образовательной области технология, меня особенно волнует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся, направленная на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитание художественного вкуса.

      Учебный предмет «трудовое обучение» обладает рядом особенностей, позволяющих формировать эстетический вкус. Среди них необходимо выделить следующее: преимущественно творческий характер и разнообразие форм, видов учебно-познавательной деятельности. Особое место на уроках труда в формировании эстетического вкуса школьников занимает, по мнению Ю. К. Бабанского, применение учителем разнообразных видов учебно-познавательной деятельности. Он отмечает, что педагог обладает немалым арсеналом средств формирования позитивного отношения к труду (разъяснение смысла и значения труда, постановка перспектив трудовой деятельности, коллективное решение трудовых задач, игровые моменты и др.). При этом у учащихся возникает желание соединить в труде пользу и красоту, например, красиво оформить кабинет, мастерскую, участок. Эстетическое воспитание в труде — это один из аспектов комплексного подхода к воспитанию, осуществление которого выступает важнейшим условием повышения эффективности педагогического процесса. С точки зрения И. П. Волкова, в учебный процесс уроков технологии надо включать самые различные виды труда, поощряя проявление творчества. Такое разнообразие работ, многостороннее апробирование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.

      

 Активно внедряю в работу инновационные технологии:


Информационно-коммуникационные технологии: Результат: Использование  ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, мотивации к обучению, успешной социализации. 

- Технология проблемного обучения: Результат: Данная технология способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе.

- Проектная технология: Результат: Учащиеся включаются в  ситуацию творчества, у них формируется большое количество умений и навыков, благодаря чему обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала, но и их интеллектуальное развитие.

- Игровая  технология (в 5-9 классах)          Результат:  Учащиеся включаются в игровую ситуацию, у них формируется больший объём знаний, умений и навыков, благодаря чему обеспечивается лучшее усвоение учебного материала, происходит интеллектуальное развитие.

Технология  индивидуально-бригадного обучения: Результат: накопление необходимого объёма знаний, развитие самостоятельности учащихся, развитие коммуникативных способностей.

Контрольно- корректирующая технология: Результат: Технология способствует развитию всех сфер личности школьника, коммуникативных способностей, самостоятельности.



Результат самообразования:

За это время приобрела опыт подбора заданий для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, накоплен методический и наглядный материал. При проведении уроков труда  имею возможность систематически и последовательно формировать у учащихся эстетическое отношение к труду, что, прежде всего, проявляется в качественном выполнении заданий и трудовой культуре.

Данная работа имеет перспективы развития, а именно создание учебно-методических комплексов по различным видам рукоделия, содержащих теоретический материал, объекты проектной деятельности и методы диагностики.

Работа по развитию эстетического вкуса школьников на уроках технологии должна быть систематической и целенаправленной. Предполагается, что данная работа будет продолжена в следующем учебном году.

Необходимо разработать диагностику по определению уровня развития эстетического вкуса на начало и конец учебного года, которая позволит определить дальнейшую, индивидуальную работу с учащимися.





В течение года изучаю следующую литературу:

  1. Лобова, А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. – 24 с.

 2. Сарже, А.В. Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8

классов современной школы: диссертация кандидата педагогических наук. СПб,

1997. – 11 с.

 

3. Система эстетического воспитания в школе // Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского.

М. «Просвещение», 1983

4. Силаев Н. Е. « Эстетика труда»

5. Сухомлинский « О воспитании»

6. Цейтлин Н. Е. « Культура труда в учебных мастерских»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Эстетическое воспитание на уроках труда»

Автор: Соболева Ирина Николаевна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Эстетическое воспитание и уроки технологии "
    ["seo_title"] => string(50) "estietichieskoie-vospitaniie-i-uroki-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "156978"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421512833"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное исскуство "
    ["seo_title"] => string(72) "estietichieskoie-vospitaniie-chieriez-diekorativno-prikladnoie-isskustvo"
    ["file_id"] => string(6) "235023"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443574534"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Статья из опыта работы  на тему "Эстетическое воспитание школьников в процессе творческого труда" "
    ["seo_title"] => string(108) "stat-ia-iz-opyta-raboty-na-tiemu-estietichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-v-protsiessie-tvorchieskogho-truda"
    ["file_id"] => string(6) "126602"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415199723"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Статья из опыта работы по эстетическому воспитанию учащихся на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-iz-opyta-raboty-po-estietichieskomu-vospitaniiu-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "126621"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415201091"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства