Просмотр содержимого документа
«"Джутовая филигрань"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Томпонского района.
Тема: «Использование природных материалов в работе кружка и его воспитательное значение».
Педагог: Корякина
Антонина Петровна
п. Хандыга
2017г.
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
Л.С. Выготский.
Как известно, творчество не появляется на пустом месте.
Чтобы им заниматься, ребенок должен получить определенные знания, приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что-то новое.
В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, создать благоприятную, психологическую обстановку, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, деле. Увлеченный человек способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Дополнительная образовательная программа «Джутовая филигрань» в программе кружка «Стильные штучки» предусматривает работу с природным материалом – джут и является программой художественно-эстетической направленности.
Приоритетным курсом данной программы, является изучение в освоение техники джутовой филиграни, ее разновидностей, создание на ее основе предметов быта, украшений, панно, открыток, сувениров.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному.
Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Актуальность программы.
Проблема развития творческой активности учащихся приобретает доминирующее значение в современном образовательном учреждении. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?
Филигрань, объединяя в себе характерные черты художественного конструирования, пластики джутовой нити, приобщает детей к общечеловеческим ценностям, создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности. Формирование такой личности является результатом участия ребенка в творческом процессе, в совместном поиске новых решений, форм и способов деятельности.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется также запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетической направленности.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения детям откроется возможность погружения в мир гармонии новых форм и ярких красок. Они смогут создавать панно по мотивам декоративных работ, использовать элементы орнамента в своих работах, ознакомятся с историей и традициями народного творчества своего народа.
Обучаясь по программе «Джутовая филигрань», дети прикоснутся к истории этого удивительного творчества.
Создавая свой мир из ниток, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом, мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Педагогическая целесообразность.
Программа « Джутовая филигрань» основана на использовании традиционных материалов (веревочный шпагат – джут, картон, клей, ДВП, проволока и др.) в сочетании с новыми технологиями.
Основным на всех этапах обучения является содействие развитию инициативы, выдумки в атмосфере увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка.
Процесс обучения строится на поэтапном усложнении предлагаемой творческой задачи. Первый этап – это период вовлечения детей в творческую деятельность, рождения интереса к джутовой филиграни, накопления необходимых знаний по предмету, формирование умений.
На втором этапе происходит накопление опыта. Развивается способность анализировать, обобщать, комбинировать, находить зависимости.
Принципы обучения, лежащие в основе программы.
Принцип доступности. Содержание процесса строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, такими, как состояние здоровья, способность к обучению психофизическое состояние. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, учащийся должен иметь соответствующие базовые знания.
Принцип наглядности. Использование наглядного материала открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Программа предусматривает использование на занятиях демонстрационного и раздаточного материала: инструкционных и технологических карт, таблиц, схем, шаблонов, иллюстраций, открыток и т.д.; использование аудиовизуальных средств обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предполагает обучение и усвоение знаний в определенном порядке, строгой системе. Это относится как к содержанию, так и к процессу обучения. Обучение разделено на 2 типа: репродуктивный и творческий. Освоив элементарные умения и навыки, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.
Принцип активности и сознательности. Обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что дети осознают цели обучения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят пробелы и умеют искать решения. Активность и сознательность развиваются с опорой на интересы учащихся, формируя мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, развитие творческих навыков. Включенность детей в процесс решения проблемных ситуаций способствует развитию творческого потенциала.
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Формирование всестороннего развития личности и индивидуальности учащегося. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания форм и методов обучения, но вместе с тем осуществляется и посредством общения педагога с учащимися. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей.
Цель программы: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладения основами джутовой филиграни.
Задачи программы:
Обучающие
Сформировать систему технических знаний, умений, навыков.
Формировать умение работать с различными материалами, навыки работы с инструментами.
Способствовать развитию художественного вкуса, способность видеть и понимать прекрасное.
Способствовать развитию моторики и точности глазомера.
Формировать организационно - управленческие умения и навыки: планировать свою деятельность, определять ее проблемы и их причины, находить адекватные средства для исполнения создаваемого образа.
Развивать самостоятельность и творческую инициативу.
Стимулировать интерес к экспериментированию, как к средству развития самостоятельной творческой деятельности.
Воспитательные:
Способствовать развитию коммуникативной культуры, обеспечивающей совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.
Воспитывать терпение, упорство, трудолюбие.
Содействовать формированию умения и желания преодолевать трудности.
Формировать навыки культуры труда.
К концу обучения учащиеся:
Будут знать правила техники безопасности, как организовать рабочее место, материалы и инструменты.
Будут знать историю филиграни, его особенности. Термины и базовые формы. Виды филиграни. Приемы работы.
Овладеют навыками изготовления и преобразования базовых форм из различных видов веревочных материалов.
Научатся создавать композиции, используя графические схемы.
Научатся основным правилам композиционного построения.
Ознакомятся с основными принципами построения орнамента: повтор, чередование, симметрия.
Овладеют приемами составления орнамента в полосе, круге.
Ознакомятся с понятием пропорции (соотношение частей по величине).
Научатся использовать различные технические приемы для придания объемной фигурке легкости, динамичности.
Овладеют приемами сочетания гармоничных и контрастных цветов.
Научатся приемам конструирования цветов простой односложной конструкции и бахромчатых цветов (сгибание, надрезание, скручивание), способом создания композиций.
Использование элементов аппликации (стебли, листья и т.д.).
Задачи, выполняемые в кружке «Стильные штучки»:
Развитие творческих способностей обучающихся;
Привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
Воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умение наблюдать и выделять характерные черты изготовляемой поделки;
Совершенствование трудовых умений и навыков.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Традиционные;
Комбинированные;
Практические занятия;
Лекции;
Праздники;
Соревнования и др.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что посещение кружков это наилучший способ проявить свои творческие способности и развить их. Для того чтобы, ребенок развивался ему необходимо посещать кружки, подходящие его интересу. Ведь у детей школьного возраста много сил и энергии и они их могут направить для развития.
Список использованных источников:
Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии – 1997.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор пособие для учителя //Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение – 2000.
Моторина Л.А. Награды – как повод гордиться и уважать. //Томпонский вестник – 2017 – 28 января.
Силина А.М. Центр детского творчества в Год дополнительного образования. //Томпонский вестник – 2017 – 31 января.
Силина А.М. ЦДТ: Вместе весело шагать. //Томпонский вестник – 2017 – 6 июня.