kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие творчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эстетическое воспитание в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду и проблеме выбора профессии. Главная цель моей работы с детьми – развивать творческое воображение детей, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие творчества"»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТСВА»

БОЖКО С.С.

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ



Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны.

Мы помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела, совершенного во имя блага.

Общество заботиться о том, чтобы каждый его гражданин был создателем, творческим мыслящим «хозяином», ответственным за благосостояние и духовное благополучие своей страны.

Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.

Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества.

Напомним, что человек только тогда и производит в истинном смысле этого слова, то есть творит, когда он свободен от давления физической потребности. К.Маркс отмечает: «Царство свободы в действительности начинается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нужной и внешней целенаправленностью...». Царство свободы - это и есть царство творчества. Поэтому только в ходе развития творческих способностей человека может начинаться подлинное эстетическое воспитание.

Эстетическое и творческое воспитание неразрывны в жизни. Ведь эстетическое воздействие на формирование нашего сознания не ограничивается сферой литературы, искусства, как бы ни были совершенными их произведения. Большую часть жизни люди проводят в труде. Воспитание отношения к труду опирается на качественно новые условия работы взаимоотношения в коллективе.

Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Размышляя сегодня над этой проблемой, правомерно поставить вопрос: в чем же причины той исключительной остроты, с которой формулируется эта задача сейчас? Разве она не была поставлена и решена в свое время в теории и на практике выдающимися советскими педагогами Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, В. А. Сухомлинским и другими?
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа по технологии.
Главная цель моей работы с детьми – развивать творческое воображение детей, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно.
Иначе говоря, цель моей работы в том чтобы ребенок учился именно тому, чему ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения

Особая роль в формировании творческой личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии.
Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках.
Методы — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Именно в школьные годы у детей развивается познавательный интерес, познавательная активность, которые не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, учителю.

Перед выполнением новой работы я планирую беседу или рассказ. Беседа учителя на уроке технологии обычно представляет собой инструктаж, связанный с приемами выполнения того или иного изделия. Расширяя содержание этих бесед, включив в них интересные и полезные сведения об истории возникновения и развития вещей. Стараюсь во время беседы ярко и доходчиво обратить внимание детей на вопросы возникновения, появления в быту различных материалов, инструментов, предметов, а также на их художественное совершенствование.

Предлагаемые мной беседы связаны с темой урока и содержат информацию, которая позволяет углубить интерес учащихся к работе на уроке. Сообщаю эти сведения совместно с демонстрацией слайдов, образцов или иллюстраций. А также даю задание, например, подобрать разнообразный иллюстрированный материал, который может пригодиться не только для однократного показа, но и для оформления стенда, специального уголка по какой-либо теме.

Даю учащимся задание на самостоятельную подготовку рассказа -выступления с подборкой иллюстраций, рисунков, фотографий. Важно не только научить детей клеить, лепить, мастерить, шить, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки и стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, т. е. сформировать основы духовной культуры.

На уроках изготовления игрушек из ткани, различных материалов, глины, папье-маше важно не только показать разнообразие материалов и приемы работы, показать натуральные образцы, рисунки, слайды, но и познакомить с историей появления различных игрушек. Кроме того, формирование у детей знаний об истории и культуре своего народа желательно проводить на фоне культуры других народов. Культура каждой страны достойна уважения, сохранения, изучения. Осознать это учащимся поможет не только беседа, рассказ учителя или доклад, подготовленный товарищами, но и коллекционирование репродукций, фотографий, занятия конструктивной и декоративной деятельностью. Уроки технологии не должны сводиться к простым манипуляциям с материалом, инструментами. Чтобы они были интересными, нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся необходимую базу впечатлений, знаний, которые, помогут детям иметь более широкий взгляд на предмет практической работы на уроке.

Творчество по законам красоты - вот что я стараюсь привить своим воспитанницам, стремлюсь воспитать у них эстетический вкус, приучаю к красивой, радующей глаз работе. Должна заметить, что у большинства школьниц стремление сделать вещь привлекательной проявляется рано.

Большое это дело - видеть плоды своего труда. Детям очень хочется довести каждую свою работу до конца, так сказать, получить готовую продукцию. На уроках стараюсь избежать поручать им выполнение какой-либо одной операции, а дать комбинацию многих заданий, рекомендую самим выбрать изделие. Порой они выбирают работу выше собственных сил и умений, но интерес к ней побеждает все, девочки преодолевают препятствия ради того, чтобы увидеть свое детище законченным рядом с работами других.

Очень важно, прежде всего разбудить у них интерес к труду, полезной

деятельности. Одними беседами и наставлениями не обойтись. Создание красивых вещей - процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве.

На уроках теперь изготавливается немало полезных вещей. Но бросается в глаза их сравнительное однообразие. Чтобы избежать этого, начиная с пятого класса применяю творческие задания декоративного и технического (конструкторского) направления. В некоторых из них сочетаются оба эти направления.

Например, приступая к изготовлению мягкой игрушки, знакомлю детей с различными ее видами, отмечаю то, что, сейчас слишком много одинаковых» игрушек. Показывая выкройки некоторых, объясняю необходимость соблюдения пропорций и припусков на швы. Потом предлагаю самим нарисовать эскиз игрушки, причем такой, которая была бы своеобразна, но несложна в изготовлении. Прошу назвать необходимые для этого материалы (ткань, мех, шерсть, нитки и другие).

Девочки осваивают и основы вышивания, выполняя крестиком салфетку. Предварительно демонстрирую готовые салфетки и эскизы, объясняю, что такое мотив, знакомлю с наиболее простыми композиционными приемами пользуясь цветными шаблонами, вырезанными из цветной бумаги. Раскладывая их на ткани, находим самую удачную композицию. Одновременно о сочетании цветов ткани и ниток. Затем девочки самостоятельно выполняют задание составить из мотивов узор, правильно разместить его на ткани, подобрать цвета. Многие учащиеся хорошо справляются с этой работой.

Учебное время, к сожалению ограничено, тем более в малокомплектной школе. Поэтому я обращаюсь к кружковой, работе.

При освоении приемов вязания в качестве творческого задания декоративного характера предлагаю найти наиболее удачный вариант расположения цветных полос для носка. Здесь же учу экономному использованию материала вязать полосатые носочки. Для этого используют остатки, небольшие клубочки шерсти. Эта работа учит правильному сочетанию цветов. Чтобы помочь им, провожу упражнение по цветовой таблице. Говорю о теплых и холодных, контрастных и гармоничных цветах. Вместе раскладываем на основу цветную пряжу, пока не найдем наиболее удачное сочетание. Затем знакомимся с композициями полосок. На магнитную доску прикрепляем модель бумажного носка и к ней подбираем полоски сочетающихся цветов.

Остатки любой пряжи: шерстяные, полушерстяные, искусственные, синтетические, хлопчатобумажные, шелковые, а также старые трикотажные вещи могут служить материалом для различных поделок. Даже узлы, которые получаются при связывании нитей распускаемого трикотажного полотна, не являются недостатком при вязании таких поделок: из сильно узловатой пряжи можно сделать гриву льву, уши собаки.

При вязании варежек используем не только классический прием вязания при помощи пяти спиц, но и круговые, для того, чтобы вывязывать различные орнаменты.

При выполнении творческих работ разрешаю сильным ученицам помогать более слабым.

Природный материал - это кладовая для развития эстетического вкуса, творчества. Работа с ним сближает детей с родной природой, воспитывает бережное отношение к ней. Для различных поделок с успехом используем дерево, солому, тополиный пух, и т. д. (В основном при проведении осеннего бала).

Эстетическому воспитанию способствует шитье из лоскутков. Кусочки ткани искусно подбираются по цвету, соединяются в гармоничные, ритмичные, организованные композиции. В Казахстане такая техника называется курак.

Большую работу по воспитанию эстетического вкуса и творческого развития можно проводить на уроках кулинарии. Это и сервировка стола и красиво, празднично накрытый стол-полет фантазии.

Техника макраме развивает художественный вкус, внимание, аккуратность, координацию движений, усидчивость.

Я помогаю своим ученикам найти себе дело по душе, используя для этого все возможности. Вот так, различными путями, ненавязчиво стараюсь способствовать развитию творческого начала, развитию эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание в процессе овладения учащимися соответствующих технологий будет осуществляться более успешно при использовании возможностей современного компьютерного обеспечения с целью иллюстрирования излагаемого материала, а также для подготовки рабочих эскизов.
Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности.
Эстетическое воспитание в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду и проблеме выбора профессии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие творчества"

Автор: Божко Светлана Степановна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Эстетическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(28) "estietichieskoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "134004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416646351"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методический доклад на тему: «Хореография как одно из средств эстетического воспитания»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_doklad_na_temu_khoreografiia_kak_odno_iz_sredstv_esteticheskogo_vo"
    ["file_id"] => string(6) "545941"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586445021"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Развитие творческого потенциала обучающихся в воспитательном процессе "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "201286"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429021189"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад на тему «Сюжетно-ролевые игры в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(58) "doklad-na-tiemu-siuzhietno-rolievyie-ighry-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "276236"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452693934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства