Просмотр содержимого документа
«Техника узелкового плетения. Макраме»
Техника узелкового плетения
Макраме
МБОУ СОШ № 29 г. Ставрополя
учителя технологии
Храмцова Оксана Вячеславовна
2022
Макраме - это вид рукоделия , основой которого является узелок, первоначально происшедший от простой функциональной необходимости соединить две нити, но, постепенно усложняясь, приобретший декоративное значение.
Расцвет макраме относится к IX веку до н.э.. Родоначальниками макраме считают моряков. Большой вклад в макраме сделали моряки, которые использовали различные узлы как в работе, так и в качестве развлечения в свободное время, оплетая все подряд - от рукояток ножей до бутылок.
В XIV веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. Тогда же макраме стало известно в Италии. В XVII веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку, стало очень популярным в Англии.
Плетение узлами на Руси
На Руси вязать узлы- «наизусть» означало «колдовать, знахарить, ворожить». Христианством на Руси осуждалось ношение узлов. Но такое отношение к узлу было недолгим и не повсеместным.
На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли информацию.
В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево и только в XIX веке этот вид рукоделия стали называть «МАКРАМЕ».
В переводе с турецкого «макраме»- это шарф с бахромой.
Новая волна возрождения макраме началась в XIX веке. С двадцатых годов XX века макраме вновь возрождается и входит в моду. Широки возможности макраме для творческого проявления личности.
Вы берёте в руки обычную верёвку, завязываете узелки и творите……..
В учебной и кружковой работе дети знакомятся с техникой макраме, разнообразными узлами (узелковый, плоский, двойной плоский, бугорки и др.) и способами их выполнения.
Плетение развивает у учащихся мелкую моторику рук, способствует развитию координации движений, образному и пространственному мышлению, учит решать композиционные задачи. В процессе такого плетения дети приучаются работать обеими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движений пальцев.
В процессе занятий у школьников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, и на их основе формируется художественный вкус.
Макраме влияет на развитие индивидуальных художественных возможностей детей.
Какие материалы и инструменты нужны для работы
Используют натуральные и простые материалы: капроновые нити, хлопок, шёлк, шнурки.
Дополнительно понадобится специальная подушка для крепления нитей. Это обычная жёсткая основа, к которой прикреплена обивка.
Сегодня существует около сотни вариаций плетения узелков. Обязательно нужно освоить крепёжный узел (два варианта замочком вверх и вниз) – это основа макраме. Без этого узла не возможно создать практически ни одно плетение
Крепёжный узел нужен для того, чтобы прикрепить созданный узел к основе изделия – деревянной палочке, другой нити, кольцу или прутку из металла. Самый распространенный приём – крепление замком наружу. Сделать его очень просто: основная нить сгибается пополам, при этом середина нити размещается на основе изделия. Затем петлю заводят за основу, через неё протягивают концы нити и крепко затягивают, таким образом, чтобы получился узелок.
Как плести: основные техники
Способов плетения узлов существует несколько десятков. Чтобы освоить их все, придется потратить не один год. Чтобы создать свое первое творение, достаточно овладеть техникой вязания основных узлов:
1. Геркулесов узел – основа основ макраме.
2. Плоский узел
Бывает левосторонним и правосторонним.
Для плетения правостороннего узла нужно взять 4 шнура (или два, согнутые пополам), закрепить их на поверхности. 2 центральные нити – осевые, две по краям – рабочие. Правую нить уложите сверху осевых, а левую – заведите снизу. Правая нить проходит над левой, левая – под правой. Затяните узелок.
Левосторонний плетется аналогично, только в зеркальном отражении.
3. Плоский квадратный узел
Если вы научитесь плести предыдущие узлы, с этим у вас не будет проблем. Его главное отличие в том, что обе крайние нити – рабочие.
Чередуя левосторонний и правосторонний узлы, вы получите квадратный узел.
Узел Фриволите
Сложите нить пополам так, чтобы один кончик был в восемь раз длиннее другого.
Короткий – узелковый, длинный – рабочий.
Натяните узелковую нить, чтобы она не сгибалась во время работы.
Рабочей нитью выполните петельный узел.
Пропустите ее под узелковой, и снова выполните петельный узел.
Повторяйте процесс, пока что не достигните нужной для изделия длины.
Витая цепочка макраме самостоятельно редко используется в изделиях, но вместе с тем из-за своей формы часто выступает как дополнительный элемент, выполняющий роль завязок, шнуров, кистей…. Плетется витая цепочка одинарным плоским узлом.
Схема выполнения правого одинарного плоского узла:
Для получения витой цепочки необходимо выполнять одинарные плоские узлы только в одну сторону (либо правые либо левые). Когда цепочка начнет сама закручиваться, ее нужно повернуть на 180 градусов и продолжать плести узлы в ту же сторону (если плели левые, то левые; если плели правые — то правые). Примерно через каждые 4 узла нужно поворачивать цепочку. Цепочка закручивается в сторону, противоположную выполнению узла; т.е. если вы плетете левым узлом, то цепочка будет закручиваться вправо, если правым — то влево.
Тысячелетнее искусство Начинается на ме. Из верёвочек плетётся. Ну, конечно - макраме. Узелков не так уж много В арсенале у него. Но считать их нужно строго. Все учесть до одного. Репсовый и Жозефины, Плоский узел, кулачок. Бисерный – весьма картинный И китайский - старичок.
Репсовый
Бисерный
Жозефина
Китайский
Занятия макраме вызывают интерес детей, вдохновляют и завораживают.
При систематических занятиях формируются основные практические навыки и умения. И далее начинается «собственное творчество».
Задача педагога – создание условий для инициативы и самостоятельности каждого ребенка.