kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально - трудовая адаптация

Нажмите, чтобы узнать подробности

......////////////////////////////////////////////////.......

.......

.................

.....................................................................................................................................................................................................................................

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально - трудовая адаптация »


Социально-трудовая адаптация учащихся.

Учитель -трудового обучения: Кувшинова Надежда Васильевна.



 Социально – трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями в здоровье, понимается как « процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствии с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями» ( В.В. Коркунов, 1990).



ЦЕЛЬ трудового воспитания - обеспечить в трудовом воспитании систему, воспитание и становление личности в условиях трудового коллектива, более полно использовать резерв личности учащегося



Задачи:

  • Сформировать у учащихся потребность в необходимости труда.

Целенаправленное включение учащихся в различные виды трудовой деятельности.

Воспитывать сознательное отношение к труду на основе необходимых знаний и умений.

  • Профессиональная ориентация, своевременное ознакомление школьников с различными видами трудовой деятельности, с потребностями их экономического района в специалистах определенного профиля.

  • Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности.




Система работы школы - интерната,

 способствующая социально-трудовой адаптации учащихся.


1.      Урочная работа:

-   Специальные занятия по социально-бытовой ориентации

-  Уроки общеобразовательного типа

-   Уроки труда


2. Внеурочная работа:

-   Занятия с воспитателем

-   Общественно-полезный труд

-   Групповая и общественная работа во внеурочное время (кружки).


Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду.

Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках, организация бесед по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.

Младший школь­ный возраст определяется как важный этап подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.

   У детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.


Виды деятельности:

  • ручной труд и общественно-полезный труд.

  • беседы на внеклассном чтении, при изучении произведений о
    труде

  • проведение коллективной деятельности школьников создание ими общественно продукта.

  • игровые занятия курса «В мире профессий», дидактические игры.

В процессе работы создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Воспитанники активно включаются в работу по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на пришкольном участке, в школьных мастерских, подшефную работу.

Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, ученик познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может.

Формирование трудовых навыков и профессионально-трудовая подготовка осуществляются на уроках трудового обучения, а также в ходе  разнообразной внеурочной практической деятельности.

   Трудовое обучение в нашей школе в 5-9 классах осуществляется в учебных профессиональных мастерских по профилям:



Профили профессионально-трудовой подготовки, изучаемые в школе:

▪ Слесарное дело 

▪ Столярное дело 

▪ Швейное дело 
Факультатив

▪ Декоративная реконструкция изделий


Кружки

▪ Мягкая игрушка

▪ Лоскутик

▪ Цветы в доме




Особенности трудовой деятельности старших школьников.


1. Создана система по организации обучения учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.

2.Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации учащихся в социуме. 3. Для успехов в обучении каждому ученику созданы оптимальные условия труда. Изготовлены рабочие стенды наглядных пособий, образцы изделий, дидактический материал и операционно-технологические карты по всем темам программы. Мастерские оснащены необходимым оборудованием, инструментами и материалами; проводится работа по улучшению материальной – технической базы трудовой подготовки - приобретено новое оборудование для столярной мастерской. Это позволяет стабильно в течение ряда лет обучать учащихся в условиях максимально приближенных к производству.

4. Разработаны рабочие программы: профессионально - трудового обучения и трудового обучения по профилям: «Столярное дело», « Швейное дело» для 5-9 классов и « Основы швейного производства» для учениц 10-11 классов. Рабочая программа включает учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволит учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности. Большое внимание уделяется изготовлению изделий имеющих практическое применение в быту. Учащиеся выполняют индивидуальные изделия и заказы школы: пошив игольниц, прихваток, рабочей формы, мешков под сменную обувь и спортивный инвентарь, ремонт школьной мебели, изготавливают разделочные доски, скалки, шкатулки, скамейки и другие предметы быта. В работе практикуется бригадная форма организации труда, изготовление изделий с применением пооперационного разделения труда.

5. Используем дифференцированное развивающее обучение : применение различных способов контроля и самоконтроля; обучение рациональным приемам выполнения работы; коллективное обсуждение результатов деятельности учащихся. Приучаем учащихся выполнять работу максимально точно, аккуратно, чтобы изготовленное изделие имело эстетичный вид и соответствовало образцу. Прививаем навыки трудолюбия и соблюдения правил безопасной работы и трудовой дисциплины в мастерских.

6. Проводим на уроках целенаправленное профессиональное ориентирование по профессии столяр, швея: беседы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями учебных заведений, юристом - для разъяснения возможности дальнейшего обучения и трудоустройства, организация конкурсов с элементами соревнования между учащимися в рамках проведения « Недели труда».

7. Организована и проводится внеурочная работа по предмету на кружковых занятиях: изготовление сувениров, подарков к праздникам, изучение техники вышивания и лоскутного шитья; организация тематических выставок изготовленных поделок « Новогодняя игрушка», « Встречаем весну», « Птичий базар», « Забавный мир кошек». Ежегодно проводятся

« Недели труда» - эти занятия дают возможность учащимся продемонстрировать свои знания и умения в конкурсах, что повышает у детей самооценку и помогает им чувствовать себя более уверенно.   Ведётся подготовка учащихся к внешкольным мероприятиям с учетом задач социально-трудовой адаптации. Подготовка и участие учащихся в конкурсе « Лучший по профессии» в г. Твери.



  Учащиеся, возглавляемые учителем биологии и сельскохозяйственного труда Ильиной Л.Н., с увлечением проводят на пришкольном участке все необходимые работы: проверяют семена, выращивают рассаду цветочно-декоративных растений, вскапывают клумбы, сажают цветы, подкармливают их, удаляют сорняки.

На занятиях кружка «Цветы в доме»: с увлечением изучают познавательную литературу и ухаживают за комнатными цветами.


 Приобщать детей к профессии – дело трудное и кропотливое, это ежедневная работа, растянутая на годы. Правильно мы должны ориентировать не только  детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца. А эти качества нужны в любой профессии.

  Перед выпускниками встает ряд жизненно важных вопросов: “Кем быть?” , “Куда пойти учиться, работать?”



Профессиональная ориентация — это система мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве

Профессиональная диагностика – изучает особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии

Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении деятельности.

Профессиональная адаптация - это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности.


Как показали исследования ( анкеты ) многие учащиеся определились с выбором будущей профессии, но не имеют представления о трудностях, социальной значимости.

Учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.

Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.


В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать, поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания.



Мероприятия по профессиональной ориентации школьников

  • проведение спецкурса «Основы выбора профессии»

  • осуществление    профессионального  информирования  школьников  (о профессиях» о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

  • изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

  • выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

  • осуществление психофизиологической диагностики способностей;

  • проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;

  • работа кружков технического и художественного творчества;

  • организация выставок технического и художественного творчества;

● проведение экскурсий на предприятия, в организации.

       





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социально - трудовая адаптация

Автор: Кувшинова Надежда Васильевна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Доклад «Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома-школы" "
    ["seo_title"] => string(92) "doklad-formirovaniie-sotsial-no-adaptirovannoi-lichnosti-vospitannika-dietskogho-doma-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "135379"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416913791"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Профессиональное образование и социальная адаптация обучающихся  с нарушенным слухом "
    ["seo_title"] => string(100) "profiessional-noie-obrazovaniie-i-sotsial-naia-adaptatsiia-obuchaiushchikhsia-s-narushiennym-slukhom"
    ["file_id"] => string(6) "199756"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428645422"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Формирование и развитие навыков самообслуживания  у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации"
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-i-razvitiie-navykov-samoobsluzhivaniia-u-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly-s-narushieniiem-intielliekta-kak-usloviie-sotsial-no-bytovoi-adaptatsii"
    ["file_id"] => string(6) "306958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458227625"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Формирование и развитие навыков самообслуживания  у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации"
    ["seo_title"] => string(165) "formirovaniie-i-razvitiie-navykov-samoobsluzhivaniia-u-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly-s-narushieniiem-intielliekta-kak-usloviie-sotsial-no-bytovoi-adaptatsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "306959"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458227632"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Подготовка  к  трудовой адаптации обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной? школы VIII вида ?в процессе изучения математики "
    ["seo_title"] => string(172) "podghotovka-k-trudovoi-adaptatsii-obuchaiushchikhsia-spietsial-noi-korriektsionnoi-obshchieobrazovatiel-noidwaeg-shkoly-viii-vida-dwaegv-protsiessie-izuchieniia-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "242777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445533966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства