Рабочая программа по технологии для 5 класса разработана на основе авторской программы под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В.Синица и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по технологии.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Тип программы: базовая программа по технологии.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 193 с.: ил., включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год.
Основная форма организации учебных занятий: учебно-практическая деятельность.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Содержание программы предусматривает освоение материала, последующим сквозным образовательным линиям:
Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
Знакомство с миром профессии, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
Основными целями изучения учебного предмета технология в системе основного общего образования являются:
С ролью технологии в развитии человечества, механизации труда, технологической культуры производства;
Функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
Элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельности, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
Экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
Устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства «инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин»;
Предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
Методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
Информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями.
Основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
Умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
Умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе, и с использованием компьютера;
Навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда;
выбора проектирования, конструирования, моделирования объектов труда и технологии с использованием компьютера;
Навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности рабочем месте с учетом имеющихся ресурсов и условий, соблюдение культуры труда;
Навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
Навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
Умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
Умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ, школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся, необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда – изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования «в соответствии с имеющимися возможностями», который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в их программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Для более глубокого освоения предмета «Технология», следует организовать для учащихся летнюю технологическую практику. В период практики, учащиеся под руководством учителя проводят работы на пришкольном участке.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графический построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно- прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 классах – 68 ч из расчёта 2 часа в неделю. Отличительной особенностью рабочей программы от авторской является то, что в рабочую программу включен раздел «Основы аграрной технологии» в связи с необходимостью проводить сельскохозяйственные работы на пришкольном участке и в связи с проживанием учащихся в сельской местности. Поэтому уменьшено количество часов на раздел «Кулинария» - 4 часа, «Создание изделий из текстильных материалов» - 8 часов и раздел Художественные ремесла» - 4 часа.
Срок реализации программы 1 год.
С учётом общих требований ФГОС второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
Активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных действий;
Совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
Формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
Формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технология ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Технология домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла», а к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу.
По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникативных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.
1. Синица Н.В. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений/Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. -М.:
Вентана-Граф, 2012.
2. Технология: 5 класс: универсальная линия учебников для учащихся общеобразовательных учреждений. В.Н. Правдюк, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко и др. под ред. В.Д. Симоненко. 3-е переработ. Изд. М.: Вентана-Граф, 2010.
3. Ю.В.Сергиенко. Полная энциклопедия комнатных растений Москва АСТ, 2007
4. Альбом «Коллекция лучших рецептов»
5. А.Т.Лебедева Календарь огородника. Москва, Колос, 1998
6. Р.И.Егорова, В.П.Монастырная, Учись шить. Москва, Просвещение, 1989
7. Л.Н.Рукавчук. Цветы в нашем доме, Санк-Петербург, МиМ, 1998
8. Домашний кондитер . Росто-на-Дону. Проф-Пресс. 1999
9. Энциклопедия «Сад моей мечты». М.:- ООО Издательство «И.М.П.», 2012
№ п.п. | Дата проведения | Тема и тип урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
План | Корректировка |
РАЗДЕЛЫ Основы аграрной технологии 16 часов «Осенние работы» 8 часов, «Весенние работы» 8 часов |
1 2 | | | Основы аграрной технологии. Техника безопасности при выполнении с/х работ. Урок-исследование 2 ч. | Ознакомить с двумя основными видами материального производства: сельским хозяйством и промышленностью, закрепить знания по основным понятиям растениеводства и животноводства. Ознакомить с правилами безопасного труда при работе с сельскохозяйственным инвентарём. | Растениеводство: полеводство, овощеводство плодоводство, виноградорст-во, луговодст-во, лесоводст-во, цветоводство; животноводство: скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, коневодство, пчеловодство, рыболовство; аграрные технологии. Тяпка, лопата, грабли, секатор, ведро, веник, совок. | Знакомство с новыми понятиями, встречающимися в растениеводстве, животноводстве, аграрных технологиях. Ознакомление и усвоение правил поведения и безопасного труда при работе с сельскохозяйственными орудиями труда. | 1.Познавательные: структурирование знания, развитие внимание, образности, речи, умения наблюдать, делать выводы. 2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной познавательности, культуры труда, экологической культуры. Развитие уверенности в себе, уважение к чужому труду, оценке своих поступков |
3 4 | | | Овощеводство, краткая характеристика культур. Уборка картофеля. Урок-исследование Урок-практикум 2 ч. | Познакомить с многообразием сельскохозяйственных растений. | Культурные растения; зерновые, зернобобовые, плодовые, овощные, кормовые культуры; однолетние, двулетние, многолетние растения; семенники. | Учить работать с информацией, расширять знания о культурных растениях, закреплять знания о том, какие растения называют однолетни- ми,двулет- ними, многолетними; для чего выращи- вают зернобобо- вые, плодовые и ягодные, овощные и кормовые растения. | 1.Познавательные: структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания . 2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя. 3.Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Развитие познавательных интересов, границ собственного знания и «незнания», формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной познавательности |
5 6 | | | Уборка растительных остатков. Урок-практикум. (2 ч) | Уборка растительных остатков, как сорных так и культурных растений | .растительные остатки, компостная куча | Познакомить с понятием компост. Сложить все растительные остатки в компостную кучу | 1.Познавательные: ориентировка на разнообразие способов выращивания овощных культур, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков сортов овощей. 2.Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, различать способ и результат действия, адекватно воспринимать оценку учителя. 3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка). Развитие границ собственного знания и «незнания», оценки своих поступков. |
7 8 | | | Осенняя обработка почвы.. Урок-исследование. Урок-практикум. (2 часа) | Расширять знания о сельском хозяйстве. В частности учащиеся должны знать, что почва в растениеводстве – это среда для возделывания растений, от качества почвы зависит урожай. | Плодородие; типы почв: подзолистые, дерново- подзолистые, дерновые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, глинистые, суглинистые, песчаные, супесчаные; структурные, бесструктур ные почвы; перегной (гумус). | Запомнить, что от качества почвы зависит урожай. Знать основные типы почв. | 1.Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием познавательной литературы, умение осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи. 2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. 3.Коммуникативные: уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы. | Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). |
9 10 | | | Технология ухода за цветочными культурами. Урок-исследование Урок-практикум 2 ч. | Цветочные культуры выращивают, используя рассадный и безрассадный способы посадки и посева. | Рассада, рассадный и безрассадный способы посадки, широкорядный и рядовой способы посева, однолетние зеленые культуры, предшествующие культуры, чистый пар, открытый грунт, мульчирование. | Научить учащихся рассадному и безрассадному способу выращивания цветочных культур. | 1.Познавательные: структурирование знания, развитие внимание, образности, речи, умения наблюдать, делать выводы. 2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Осознание необходимости самосовершенствования при выполнении сельскохозяйственных работ. |
11 12 | | | Весенняя обработка почвы. Урок-исследование Урок-практикум | Удобрения – это органические и неорганические вещества, которые содержат элементы питания растений. Их применяют для повышения урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения качества продукции. Внесение удобрений в почву весной. | Органические удобрения (навоз, навозная жижа, птичий помет, компост, торф, зеленые удобрения), минеральные удобрения (азотные, калийные, фосфорные, микроудобрения), подкормка. | Дать понятия о том, зачем нужны удобрения, каковы нормы приготовления и внесения растворов удобрений. Помнить о правилах безопасной работы с минеральными удобрениями | 1.Познавательные: Структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 2.Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя 3.Коммуникативные: Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Стремление к приобретению новых знаний при изучении норм внесения удобрений под овощные культуры |
13 14 | | | Клумбы. Рабатки. Урок-исследование Урок-практикум 2 ч. | Для украшения пришкольного участка разбиваются клумбы и рабатки. Выполняются предварительно эскизы и затем все переносится на пришкольный участок | Клумба, рабатка | Учащиеся должны знать понятия клумба и рабптка. Выполнить эскиз клумбы и рабатки | 1.Познавательные: Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием познавательной литературы, умение осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи. 2.Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 3.Коммуникативные: Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы. | Осознание необходимости самосовершенствования |
15 16 | | | Высадка цветочной рассады Урок-практикум 2 ч | В подготовленные клумбы и рабатки необходимо пересадить выращенную рассаду цветочных культур | Пересадка | Усвоить правила пересадки растений | 1.Познавательные: умение осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи. 2.Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 3.Коммуникативные: Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы. | Осознание необходимости самосовершенствования |
РАЗДЕЛЫ «Технологии домашнего хозяйства» «Технологии творческой и опытнической деятельности» (6 час) |
Темы: «Вводный урок» (1 ч), «Интерьер жилого дома»(1 ч), «Комнатные растения в интерьере» (2 ч), «Исследовательская и созидательная деятельность» (3 ч) |
17 | | | Вводный урок 1 час | Цели и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Правила безопасности труда при работе в кабинете технологии. | «технология», ТБ | Знакомиться с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология». Знакомиться с правилами безопасного труда | 1.Познавательные: структурирование знания, развитие внимание, образности, речи, умения наблюдать, делать выводы. 2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного | Осознание необходимости самосовершенствования |
18 | | | Интерьер жилого дома Урок-исследование 1 час | Городской и сельский дом, квартира должны быть удобными для каждого члена семьи. В жилище всегда должен поддерживаться микроклимат: чистота, комфорт, хорошее освещение. Интерьер дома должен быть красивым, уютным. Для этого нужно правильно разделить пространство на отдельные зоны, имеющие каждое своё назначение. Не последнюю роль в этом играет выбор цветового решения, использование современных материалов в отделке кухни, декоративное оформление кухни. Всё это решаемые проблемы, а с помощью компьютера по программному обеспечению можно научиться создавать различные модели кухонь. Эта программа позволяет исключить многие ошибки ещё на этапе проектирования. | Интерьер; эргономиеские требования, санитарно-гигиенические и эстетические требования к интерьеру; планировка кухни, рабочая зона, обеденная зона, линейная, угловая, параллельная и П-образная планировка кухни; стили кухни: деревенский, классический, модерн, минимализм. | Познакомить с различными действиями по планировке кухни-столовой, учитывая требования к интерьеру и дизайну, чтобы во время приготовления пищи затрачивалось как можно меньше времени и сил. | 1.Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 2.Регулятивные: различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя. 3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства |
19 20 | | | Комнатные растения в интерьере Урок-исследование. Урок-практикум. (2 часа) | Цветы- элемент убранства квартиры, поддающийся правилам фитодизайна. Их прелесть и красота воспринимаются во взаимосвязи с интерьером. Существуют определенные приемы размещения комнатных растений | Фитодизайн, композиция | Выполнять перевалку (пересадку) комнатных растений. Находить и представлять информацию о приемах размещения комнатных растений, их происхождении. Понимать значение понятий, связанных с уходом за растениями. Знакомиться с профессией фитодизайнер. | 1.Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач. 2.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. 3.Коммуникативные: уметь задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; |
21 22 | | | Творческий проект «Интерьер жилого дома». Урок-исследование. Урок-практикум. (2 часа) | Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта | Интерьер . этапы творческого проекта | Выполнять и представлять проект по разделу «Интерьер жилого дома» | 1.Познавательные: Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследования. 2.Регулятивные: Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда. 3.Коммуникативные: Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта. | Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; |
РАЗДЕЛЫ «Кулинария», «Технологии творческой и опытнической деятельности» 12 часов |
Темы: «Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря» (2 ч), Блюда из мяса (2 ч), Блюда из птицы (2 ч), Заправочные супы(2 ч), «Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду» (2 ч), «Исследовательская и проектная деятельность» (2ч) |
23 | | | Блюда из рыбы. Урок-исследование 1 час | Пищевая ценность рыбы. Содержание в ней белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание соленой рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы. Требовавния к качеству готовых блюд. | Пищевая ценность, срок годности, доброкачественность рыбы, консервы, сроки хранения, оттаивание, вымачивание, отваривание, припускание, жарка, тушение, запекание. | Определять свежесть рыбы органолептическими методами. Определять срок годности рыбных консервов. Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки рыбы. Планировать последовательность технологических операций по приготовлению рыбных блюд. Оттаивать и выполнять механическую кулинарную обработку свежемороженой рыбы. Разделывать соленую рыбу. Осваивать бесопасные приемы труда. Выбирать и готовить блюда из рыбы. Определять качество термической обработки рыбных блюд. Знакомиться с профессией повар. Находить и представлять информацию о блюдах из рыбы. | 1.Познавательные: Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения 2.Регулятивные: Комбинирование известных алгоритмов технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникший технической проблемы 3.Коммуникативные: Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах. | Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства; Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам |
24 | | | Блюда из нерыбных продуктов моря Урок-исследование. (1 ч) | Пищевая ценность нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Технология приготовления блюд из нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд. | Морепродукты: кальмары, креветки, мидии, морская капуста, морские водоросли. | Планировать последовательность технологических операций по приготовлению блюд из морепродктов. Осваивать бесопасные приемы труда. Выбирать и готовить блюда из нерыбных продуктов моря. Сервировать стол идегустировать готовые блюда. Находить и представлять информацию о блюдах из морепродуктов. | 1.Познавательные: Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности. распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; 2.Регулятивные: Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ. 3.Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства; Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам |
25 | | | Технология первичной и тепловой обработки мяса. Урок-исследование. (1ч.) | Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. | Говядина, свинина, баранина, субпродукты, мясные консервы, оттаивание. | Определять качество мяса органолептическими методами. Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки мяса. Планировать последовательность технологических операций по приготовлению мясных блюд. Находить и представлять информацию о блюдах из мяса, соусах и гарнирах к мясным блюдам. Знакомство с профессией | 1.Познавательные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены. 2.Регулятивные: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда. 3.Коммуникативные: направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, воспитывать в себе уважение к своему и чужому труду, аккуратность, внимательность, любознатель- ность, культуру труда, экологическую культуру. |
26 | | | Приготовление блюд из мяса Урок-исследование. (1ч) | Технология приготовления блюд из мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Подача готовых блюд к столу. Гарниры к мясным блюдам. | Отваривать, припускать, жарить, запекать, рубленое мясо, гарниры. | Выполнять механическую кулинарную обработку мяса. Осваивать безопасные приемы труда. Выбирать и готовить блюда из мяса. Проводить оценку качества термической обработки мясных блюд. | 1.Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем, осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. 2.Регулятивные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены. 3.Коммуникативные: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, воспитывать в себе уважение к своему и чужому труду, аккуратность, внимательность, любознатель- ность, культуру труда, экологическую культуру. |
27 28 | | | Блюда из птицы. Урок-исследование. Урок-практикум (2 ч) | Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь. Применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу. | Домашняя птица, разделка туши, тепловая обработка. | Определять качество птицы органолептическими методами. Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки птицы. Планировать последовательность технологических операций. Осуществлять механическую кулинарную обработку птицы. Соблюдать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами и приспособлениями. Готовить блюда из птицы. Производить дегустацию блюд из птицы. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда. Находить и представлять информацию о блюдах из птицы. | 1.Познавательные: Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда. 2.Регулятивные Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены. . 3.Коммуникативные: Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности |
29 30 | | | Заправочные супы. Урок-исследование. Урок-практикум (2 ч) | Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. оценка готового блюда. оформление готового супа и подача к столу. | Бульон, классификация супов. | Определять качество продуктов для приготовления супа. Готовить бульон. Готовить и оформлять заправочный суп. Выбирать оптимальный режим работы нагревательных приборов. Определять консистенцию супа. Соблюдать безопасные приемы труда при работе с горячей жидкостью. Осваивать приемы мытья посуды и кухонного инвентаря. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами группы. Находить и представлять информацию о различных супах. | 1.Познавательные: Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. 2.Регулятивные: Формирование и развитие экологического мышления умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 3.Коммуникативные: Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиций другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. | Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах |
31 32 | | | Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Урок-исследование. Урок-практикум. (2ч) | Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила этикета за столом и пользования столовыми приборами. | Сервировка стола, этикет. | Подбирать столовое белье для сервировки стола к обеду. Подбирать столовые приборы и посуду для обеда. Составлять меню обеда. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для стола. Выполнять сервировку стола к обеду, овладевая навыками эстетического оформления. | 1.Познавательные: Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики элементов научной организации труда, Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ. 2.Регулятивные: Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики элементов научной организации труда; Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; 3.Коммуникативные: Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы. Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда |
33 34 | | | Творческий проект по разделу «Кулинария». Урок-практикум. (2ч) | Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта. | Этапы проекта | Выполнять и представлять проект по разделу «Кулинария» | 1.Познавательные: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; 2.Регулятивные: Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; 3.Коммуникативные: Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда; Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией; | проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности |
РАЗДЕЛЫ «Создание изделий из текстильных материалов», «Технологии творческой и опытнической деятельности» 22 часа |
Темы: «Свойства текстильных материалов» (1 ч), «Конструирование швейных изделий (3 ч), «Моделирование швейных изделий» (2 ч), «Швейная машина» (2 ч), «Технология изготовления швейных изделий» (6), «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 ч) |
35 | | | Виды и свойства текстильных материалов из химических волокон. Урок-исследование. (1ч) | Запуск третьего творческого проекта. Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканных материалов из химических волокон. | Химические волокна, нетканные материалы, клеевые материалы. | Составлять коллекции тканей и нетканных материалов из химических волокон. Исследовать свойства текстильных материалов из химических волокон. Подбирать ткань по волокнистому составу для различных швейных изделий. Находить и представлять информацию о современных материалах из химическмих волокон и их приенение в текстиле. Оформлять результаты исследований. Знакомиться с профессиейц оператор на производстве химических волокон. | 1.Познавательные: Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; 2.Регулятивные: Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; 3.Коммуникативные: Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; | Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах |
36 37 38 | | | Конструирование плечевой одежды с цельнокроенным коротким рукавом. Урок-исследование. Урок-практикум. (3 ч) | Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроенным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроенным рукавом. | Чертёж, выкройка, снятие мерок, конструктивные линии фигуры, обхват груди, обхват талии, обхват бёдер, длина изделия; моделирование выкройки. | Научиться пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления выкроек и раскроя ткани, определять размеры швейного изделия, производить правильное снятие мерок по конструктивным линиям фигуры. Изготавливать выкройки. | 1.Познавательные: Виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; 2.Регулятивные: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива; 3.Коммуникативные: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информаций, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; | умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива |
39 40 | | | Моделирование плечевой одежды Урок-исследование Урок-практикум 2 ч | Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застежкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приемы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки, горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. | Моделирование.подкройная обтачка, подборт. | Выполнять эскиз проектного изделия. Изучать приемы моделирования формы выреза горловины. Изучать приемы моделирования плечевой одежды с застежкой на пуговицах. Изучать приемы моделирования отрезной плечевой одежды. Моделировать проектное швейное изделие. Изготовлять выкройки дополнительных деталей изделия: подкройных обтачек и т.д.. готовить выкройку проектного изделия к раскрою. Знакомиться с профессией технолог-конструктор швейного производства | 1.Познавательные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной воспринимать оценку учителя. 2.Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно 3.Коммуникативные: Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы. безопасности, правил санитарии и гигиены; | |
41 42 | | | Раскрой швейного изделия. Урок-исследование. Урок-практикум. (2ч) | Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иглами и булавками. | Закройщик, подготовка ткани к раскрою (декатировние выравнивание срезов, устранение перекоса, срезание кромок, выявление дефектов). Обмеловка, раскрой ткани, детали кроя, припуски на швы. | Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани, обмеловку с учетом припусков на швы. | 1.Познавательные: Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности; 2.Регулятивные: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; 3.Коммуникативные: Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; | Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности Развитие познавательных интересов, учебных мотивов при подготовке ткани к раскрою и выкраиванию деталей швейного изделия. |
43 44 | | | Швейные ручные работы. Урок-исследование. Урок-практикум. (2ч) | Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы с утюгом. Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной -приметывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краев – выметывание. | Дублирование, приметывание, выметывание | Дублировать детали кроя клеевой прокладкой. Выполнять правила безопасной работы утюгом. Изготовлять образцы ручных работ: переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков, приметывания; выметывания | 1.Познавательные: Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; 2.Регулятивные: Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда 3.Коммуникативные: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; | Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться |
45 46 | | | Дефекты машинной строчки. Машинные швы. Урок-исследование. Урок-практикум. (2ч) | Устройство швейной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток. Уход за швейной машиной: чистка и смазка. Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной- притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывертыванием – обтачивание. Обработка припусков на швы перед вывертыванием. Классификация машинных швов: соединительные | Игла, машинное масло,притачивание, соединительный шов | Изучать устройство машинной иглы. Выполнять замену машинной иглы. Подготавливать швейную машину к работе. Изготовлять образцы машинных работ: притачивания и обтачивания. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах. | 1.Познавательные: Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; 2.Регулятивные: Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; 3.Коммуникативные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности |
47 | | | Обработка мелких деталей. Урок-исследование. Урок-практикум. (1ч) | Обработка мелких деталей швейного изделия- мягкого пояса, бретелей обтачным швом | Пояс, бретели | Обрабатывать мелкие детали проектного изделия (мягкий пояс, бретели и др.) обычным швом | 1.Познавательные: Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; 2.Регулятивные: Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; 3.Коммуникативные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; | Осознание необходимости самосовершенствования при изучении стежков и швов. |
48 | | | Подготовка и проведение примерки Урок-практикум 1 час | Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроенным рукавом. Устранение дефектов после примерки. | Примерка. дефекты | Выполнять подготовку проектного изделия к примерке. Проводить примерку проектного изделия. Устранять дефекты после примерки. | 1.Познавательные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной воспринимать оценку учителя. 2.Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; 3.Коммуникативные: Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы. безопасности, правил санитарии и гигиены; | |
49 50 | | | Технология изготовления плечевого изделия. Урок-исследование. Урок-практикум. (2 ч) | Любое швейное изделие изготавливают в одинаковой последовательности: 1. раскрой; 2. подготовка детали кроя к обработке; 3. обработка срезов, деталей узлов швейного изделия и их сборка по индивидуальному плану; 4. окончательная сборка и обработка изделия. | Технология пошива. Портной. | Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевать безопасными приемами труда. Знакомиться с профессией закройщик. | 1.Познавательные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной воспринимать оценку учителя. 2.Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; 3.Коммуникативные: Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы. безопасности, правил санитарии и гигиены; | Стремление к приобретению новых знаний при изучении технологии пошива швейных изделий. |
51 52 53 54 55 56 | | | Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» Урок-исследование Урок-практикум. (6 ч) | Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление ппроекта. | Этапы выполненияпроекта | Определить проблемную ситуацию, цель проекта, провести исследование идеи, предложить несколько вариантов и выбрать лучший, произвести расчёт материалов и денежных затрат, провести самооценку и оценку своего проекта, указать источники информации, использованные при выполнении проекта. | 1.Познавательные: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; 2.Регулятивные: Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; 3.Коммуникативные: Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда; Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией. | Установление связи между учеником и выбором будущей профессии (технолога по оформлению стола). |
РАЗДЕЛЫ «Художественные ремёсла», «Технологии творческой и опытнической деятельности» 12 часов |
Темы: «Вязание крючком» (4), «Вязание спицами 4 «Исследовательская и созидательная деятельность» (4) |
57 58 | | | Основные виды петель при вязании крючком Урок-исследование Урок-практикум (2 ч) | Запуск четвертого творческого проекта. Краткие сведения из истории старинного рукоделия – вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины ниток. Организация рабочего места при вязании. Расчет количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия | Крючок, петля, накид | Изучать материалы и инструменты для вязания. Подбирать крючок и нитки для вязания. Вязать образцы полотна крючком. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные вязаные изделия. | 1.Познавательные: Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности; Выявление потребностей, проектирования и создания объектов, имеющих потребительную стоимость; 2.Регулятивные: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива; 3.Коммуникативные: обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии. | Осознание необходимости самосовершенствования умений и навыков при изучении декоративно-прикладного искусства. |
59 60 | | | Вязание по кругу. Урок-исследование. Урок-практикум (2 ч) | Вязание по кругу: основное кольцо. Способы вязания по кругу: по спирали, кругами. Особенности вязания плоских фигур: круга, квадрата. Профессия вязальщица текстилно-галантерейных изделий. | Основное кольцо | Выполнять образцы плотного вязания по кругу крючком. Знакомиться с профессией вязальщица текстильно-галантерейных изделий. Находить и представлять информацию об истории вязания. | 1.Познавательные: Оценивание правильности собственных возможностей, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; 2.Регулятивные: Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; 3.Коммуникативные: удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникаций, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникаций партнёра. интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями. | Формирование усидчивости, целеустремленности, аккуратности при изучении основ композиций для создания предметов декоративно-прикладного творчества. |
61 62 | | | Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель. Урок-исследование. Урок-практикум. (2ч) | Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. | Спицы, петли, закрытие петель | Подбирать спицы и нитки для вязания. вязать спицами образцы узоров из лицевых и изнаночных петель. находить и представлять информацию о народных художественных промыслах, связанных с вязанием на спицах. | 1.Познавательные: Оценивание правильности собственных возможностей, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; 2.Регулятивные: Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; 3.Коммуникативные: удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникаций, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникаций партнёра. интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями. | Проявление познавательной активной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, развитие творческой деятельности эстетического характера. |
63 64 | | | Вязание цветных узоров Урок-исследование Урок-практикум (2ч) | Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью компьютера. Профессия художник в области декоративно-прикладного искусства | Ахроматические и хроматические цвета; тёплые и холодные цвета; гармонические цветовые композиции; графический редактор. | Создавать схемы для вязания с помощью компьютера. Вязать спицами образцы цветных узоров. Находить и представлять информацию о северном цветном узорном вязании. Знакомиться с профессией художник в области декоративно-прикладного творчества | 1.Познавательные: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда. 2.Регулятивные: Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; 3.Коммуникативные: Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности. Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы | Выработка навыков сотрудничества при работе в группах. |
65 66 67 68 | | | Творческий проектпо разделу «Художественные ремесла» Урок-практикум. (4 ч) | Продемонстрировать свои знания и умения, способности в выполнении творческого проекта по изготовлению лоскутного изделия. | | Определить проблемную ситуацию, цель проекта, провести исследование идеи, предложить несколько вариантов и выбрать лучший, произвести расчёт материалов и денежных затрат, провести самооценку и оценку своего проекта, указать источники информации, использованные при выполнении проекта. | 1.Познавательные: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; 2.Регулятивные: Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; 3.Коммуникативные: Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда; Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией. | Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного ведения работ. Провести самоанализ выполненной работы. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, бережного отношения к имуществу. |
ИТОГО: | 68 час. | | | | | | |