| |
| Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) |
| Вводное занятие | | 2 ч |
1 | 1-2 | Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Вводное занятие. | Правила ТБ работы в кабинете обслуживающего труда. Введение в курс технологии. | Лекция. | Знать правила ТБ, уметь использовать их на практике | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Составляют план и последовательность действий. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Проявление эмоционального настроя | |
| Фаза постановки и решения системы учебных задач |
| тема 1 Кулинария | | 16 ч |
2 | 3-4 | Санитария и гигиена.Правила ТБ при кулинарных работах . Оказание первой помощи при ожогах. | Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.Правила ТБ при кулинарных работах, оказание первой помощи при ожогах и порезах. | Лабораторная работа. . | Знать правила санитарии и гигиены , ТБ на кухне, уметь оказывать первую помощь. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. | Планируют общие способы работы. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. | |
3 | 5-6 | Физиология питания | Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах, суточная потребность в них. | Теоретическое исследование. | Понятие о процессе пищеварения, витаминах и их влиянии на здоровье человека. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Экологическое сознание | |
4 | 7-8 | Правила первичной обработки овощей. Технология приготовления блюд из сырых и варенных овощей. | Виды овощей и содержание в них полезных веществ. Определение качества овощей и влияние на него экологии. | Практикум. | Иметь представление о правилах первичной обработки овощей всех видов. | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Планируют общие способы работы. | Признание ценности здоровья своего и других людей | |
5 | 9-10 | Способы и формы нарезки овощей. Приготовление блюд из овощей. | Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Виды салатов. Современные инструменты и приспособления для работ на кухне, способы и формы нарезки овощей. | Практическая работа. | Знать правила нарезки овощей. Уметь выполнять правила нарезки овощей, готовить и украшать салат. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции | |
6 | 11-12 | Блюда из яиц, приспособления и оборудование для их приготовления. Способы определения свежести яиц и их хранения. | Строение яйца. Способы определения его свежести. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для этого. | Практическая работа | Знать технологию приготовления блю из яиц. Уметь определять свежесть яиц. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции | |
7 | 13-14 | Бутерброды и горячи напитки. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку. | Продукты, используемые для бутербродов. Виды бутербродов, способы их оформления, условия и сроки хранения. Виды горячих напитков и способы их приготовления. | Практическаяработа. | Иметь представление о разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях. | Выражают структуру задачи разными средствами. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции | |
8 | 15-16 | Составление меню на завтрак и правила подачи горячих напитков. Сервировка стола и этикет за столом. | Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков, столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола и правила поведения за столом. | Практическая работа. . | Иметь представление о правилах подачи горячих напитков, столовых приборах, правилах пользования столовыми приборами и правилах этикета. Соблюдать правила поведения за столом. Уметь сервировать стол. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции | |
9 | 17-18 | Способы заготовки продуктов. Правила сбора урожая и его хранения. | Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы заготовки продуктов .Правила сбора и хранения урожая. | Практическая работа. | знать способы заготовок продуктов, правила сбора урожая и пряных трав, условия и сроки хранения заготовок. | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Уменют строить планы | |
| тема 2 Технология ведения дома | | 4 ч |
10 | 19-20 | Эстетика и экология жилища. Интерьер кухни, оборудование, отделка и украшение. | История и национальные традиции в архитектуре. Современные стили в интерьере. Требования к кухне и столовой. Кухонное оборудование, его размещение и уход за ним. Деление кухни на зоны. | Эвристическая беседа. | Знать требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, оборудования и его влияния на человека. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой | |
11 | 21-22 | Интерьер кухни, украшение ее изделиями собственного изготовления. Выполнение эскизов. | Виды отделки интерьера (роспись по ткани, резьба по дереву). Варианты декоративного украшения кухни . | Лабораторная работа. | Иметь представление о возможности отделки и декоративного убранства кухни. Уметь выполнять эскизы изделий, отделки. | . Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | |
| тема 3 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Вышивка | | 10 ч |
12 | 23-24 | Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. Инструменты и материалы. Цвет и его свойства. | Виды декоративного-прикладного искусства. Материалы и инструменты .Цвет и его свойства. Элементы построения узора вышивки( композиция, ритм, орнамент, раппорт). | Теоретическое исследование. | Знать виды декоративно-прикладного искусства; материалы и инструменты для вышивания; свойства цвета и элементы построения вышивки. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Осваивают общекультурное наследие | |
13 | 25-26 | Выполнение простейших вышивальных швов, способы безузелкового закрепления нити. | Правила посадки и постановки рук при вышивании. Правила ТБ при работе с тканями. Способы закрепления рабочей нити. Техника выполнения швов " вперед иголку", " назад иголку", «стебельчатого» и «тамбурного» | Практическая работа. | Уметь закреплять нить разными способами; выполнять швы " вперед иголку", " назад иголку". стебельчатый и тамбурный швы; | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Активизация имевшихся ранее знаний | |
14 | 27-28 | Выполнение вышивки «крестом» | Правила заправки ткани в пяльцы. Техника выполнения вышивки «крестом», работа со схемами. | Практическая работа. | Уметь выполнять стежки крестиком; закреплять ткань в пяльцы. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | активное погружение в тему | |
15 | 29-30 | Выполнение вышивки «крестом» | Техника закрепления нити, правила перехода | Практическая работа. | Уметь закреплять нить, переходить на другой ряд. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | активное погружение в тему | |
16 | 31-32 | Уменьшение и увеличение рисунка. Перевод рисунка на ткань. Свободная вышивка «крестом» | Увеличение и уменьшение рисунка. сПеревод рисунка на ткань. | Мастер-класс. | Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань. Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивку по рисунку. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | активное погружение в тему | |
| тема 4 Элементы материаловедения | | 2 ч |
17 | 33-34 | Натуральные растительные волокна. Общие понятия о процессах прядения нитей и ткачества. Свойства тканей из растительных волокон и их ассортимент. | Натуральные растительные волокна и процесс изготовления тканей из них. Основная и уточная нить. Виды переплетений. Свойства тканей из растительных волокон и их ассортимент. | Лабораторное исследование. | Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки, прядении и ткачества, свойства тканей из них. | Выбирают основания и критерии для сравнения, , классификации объектов. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Развивают экологическое сознание | |
| тема 5 Элементы машиноведения | | 4 ч |
18 | 35-36 | . Бытовая швейная машина и ее характеристика. Организация рабочего места для машинных работ и ТБ работы на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе. | Виды швейных машин. Технические характеристики и устройство бытовой швейной машины. Виды передач движения приводов швейных машин .Безопасные приемы работы. Подготовка швейной машины к работе, заправка нитей. | Практическая работа. | Иметь понятие о технических характеристиках швейной машины и назначении основных узлов. Уметь организовывать рабочее место и знать правила ТБ. Уметь готовить швейную машину к работе. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Осмысление темы нового материала и основных вопросов подлежащих усвоению | |
19 | 37-38 | Выполнение машинных строчек по намеченным линиям. Регулировка стежка. | Выполнение машинных строчек по намеченным линиям. Регулировка длины стежка. | Практическая работа. | Уметь управлять швейной машиной; строчить по прямой и кривой линиям; делать закрепки и поворачивать шов. | Анализируют условия и требования задачи. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | формирование умения оценивать задачи | |
| тема 6 конструирование и моделирование рабочей одежды | | 8 ч |
20 | 39-40 | Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды и требования к ней. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. | Назначение рабочей одежды и ее ассортимент . Фартук в национальном костюме. Особенности строения фигуры человека. Правила снятия мерок и их условные обозначения. | Практическая работа. | Знать о рабочей одежде и требования к ней. Знать правила снятия мерок. Уметь снимать и записывать мерки. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Развитие понимания общекультурного наследия | |
21 | 41-42 | Правила построения чертежей. Построение чертежа выкройки фартука в М 1:4 | Правила пользования чертежными инструментами, типы линий, масштаб, правила построения чережа, эскиза. последовательность построения выкройки фартука. | Практическая работа. | Знать правила пользования чертежными инструментами, построения чертежей и эскизов в масштабе. Уметь строить чертеж по описанию. | Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Умение пользоваться полученными знаниями на практике | |
22 | 43-44 | Построение чертежа выкройки фартука по своим меркам в М1:1 | Построение чертежа выкройки в натуральную величину по своим меркам и расчетам. | Практическая работа. | Совершенствовать умение построения чертежа, чтение чертежа. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Умение пользоваться полученными знаниями на практике | |
23 | 45-46 | Виды отделки швейных изделий. Выбор модели и моделирование. Подготовка выкройки к раскрою. | Виды отделки швейных изделий (комбинирование тканей, оборки, аппликация, тесьма, вышивка). Особенности и способы моделирования. Понятие о контрасте и форме одежды. | Практическая работа. | Знать о видах отделки швейных изделий, способах моделирования. Уметь вносить модельные изменения в выкройку. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Формируется умение высказывать свое отношение к новому материалу, выражать эмоции | |
| тема 7 Технология изготовления рабочей одежды | | 14 ч |
24 | 47-48 | Подготовка ткани к раскрою. Способы рационального кроя. Раскрой. | Правила ТБ при работе с тканями. Способы подготовки ткани и выкройки к раскрою, рациональная раскладка ткани в зависимости от размеров и рисунка. Правила раскроя. | Практическая работа. | Уметь рационально раскладывать ткань, готовить ткань и выкройку к раскрою, находить личевую сторону ткани, производить раскрой. Знать правила ТБ. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Формируется мотивация к обучению и целенаправленной деятельности | |
25 | 49-50 | Выполнение ручных стежков и строчек. | Организация рабочего места для ручных работ, необходимые принадлежности. Прямые стежки и строчки, выполняемые ими: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, Понятия : шов, строчка, стежок, длина стежка. | Практическая работа. | знать область применения ручных стежков, уметь их применять. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
26 | 51-52 | Прокладывание контурных и контрольных линий. | Способы переноса контрольных и контурных линий и точек на ткань. | Практическая работа. | Знать способы переноса линий на ткань и уметь ими пользоваться. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
27 | 53-54 | Краевые и соединительные швы. Конструкция и условные обозначения. | Конструкция машинного шва. Длина и ширина, назначение и условные обозначения. Технология выполнения соединительных и краевых швов. | Практическая работа. | Знать конструкцию машинных швов, условные обозначения.Уметь выполнять краевые и соединительные швы. | Выполняют операции со знаками и символами. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
28 | 55-56 | Обработка деталей кроя (нагрудника и нижней части фартука). | Способы обработки нагрудника и нижней части фартука, их зависимость от ткани и фасона. | Практическая работа. | Знать и уметь использовать способы обработки нагрудника и нижней части фартука. | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. продукта. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
29 | 57-58 | Обработка деталей кроя (накладных деталей, бретелей и пояса) | Способы обработки карманов, бретелей, пояса. | Практическая работа. | Знать способы обработки и уметь их применять при обработке деталей кроя. | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
30 | 59-60 | Сборка и отделка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия и правила ТБ при утюжильных работах. | Последовательность сборки изделия. Окончательная обработка и отделка изделия. Правила ТБ при утюжильных работах. Критерии оценки качества изделия. | Практическая работа. | Знать последовательность сборки фартука, правила ТБ при утюжильных работах, критерии оценки качества изделия. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Воспринимают и осмысляют учебный материал | |
| тема 8 Творческие проектные работы | | 6 ч |
31 | 61-62 | Выбор темы проекта. Организационно-подготовительный этап. Составление технологической последовательности. | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап (выбор темы, обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза, подбор материалов и приспособлений, литературы).Составление последовательности выполнения. | . Консультация. | Уметь выбирать посильную и необходимую работу; аргументированно защищать свой выбор; делать эскизы и подбирать материал для выполнения. | . Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности. | |
32 | 63-64 | Выполнение проекта. Конструирование, моделирование, изготовление изделий. | Конструирование базовой модели. Моделирование, изготовление изделий. | Практическая работа. | Уметь конструировать, моделировать, выполнять намеченные работы. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Формирование готовности к равноправному сотрудничеству | |
33 | 65-66 | Оценка работы и защита прэкта. | Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия. | Презентация знаний. | Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Оценивают достигнутый результат. . | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Развитие потребности в самореализации, социальном признании | |
| Рефлексивная фаза |
| Итоговое занятие. | | 2 ч |
34 | 67-68 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ и достижений учащихся. | Методы самоконтроля и критерии оценки выполненных работ. | Письменный опрос. | Знать пройденный материал и уметь применять полученные знания. | Структурируют знания. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Формирование позитивной самооценки | |